"Части речи. Повторение изученного в начальной школе» ( для учащихся 5 класса)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цели урока:
Обобщить известную информацию об изученных частях речи.
Выработать умение различать части речи по вопросам и значению.
Задачи:
1. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма.
3. Развивать коммуникативные навыки, воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
4. Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
1. Компьютер, проектор, презентация к уроку.
2. Раздаточные листы с индивидуальным заданием;
3. Тест для каждого учащегося.
4. Грамзапись Свиридов «Тройка»
5. Картины зимнего леса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы
средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов № 1392
имени Д.В.Рябинкина
Тема урока «Части речи. Повторение изученного в начальной школе»
( для учащихся 5 класса)
Учитель русского языка и
литературы
Малиновская
Светлана Владимировна
г. Москва, поселение Десеновское, пос. Ватутинки
2013г.
Тема урока: «Части речи» (повторение изученного в начальной школе)
Цели урока:
Обобщить известную информацию об изученных частях речи.
Выработать умение различать части речи по вопросам и значению.
Задачи:
1. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма.
3. Развивать коммуникативные навыки, воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
4. Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
1. Компьютер, проектор, презентация к уроку.
2. Раздаточные листы с индивидуальным заданием;
3. Тест для каждого учащегося.
4. Грамзапись Свиридов «Тройка»
5. Картины зимнего леса.
Ход урока.
- Ребята, сегодня мы начинаем наш необычный урок.
- Взгляните на доску, всмотритесь, послушайте и скажите, о чем будет наш урок.
(Звучит тихая музыка, и на экране появляются картины зимнего леса)
Учитель
Темный ельник снегами, как мохом,
Опушили седые морозы,
В блёстках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы,
Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
И.Бунин
(О зиме, о лесе)
- Да, это зима. Красавица, волшебница, чародейка.
- Пробралась зимушка в лесную чащу…
- Давайте прочитаем, что там произошло.
Доска Замело все тропинки метелями,
И сосулькой звенит тишина.
- Какие зимние слова вам встретились?
- А как вы понимаете «сосулькой звенит тишина»?
- Назовите слова, написание которых можно проверить.
(Замело, метель – мёл; тропинки – тропки; тишина – тихо)
- Прочитаем выразительно. Повторите про себя. Взгляните ещё раз. Запишите по памяти.
Проверка (1 ученик читает)
- Что вы написали по памяти? (предложение)
- Из чего состоит предложение? (из слов)
- Слова – это части речи.
- Какие части речи вы знаете?
- Из предложения, записанного по памяти, назовите знакомые части речи.
- Каким членом предложения являются имена существительные, имена прилагательные и глаголы?
Вывод
Самостоятельные части речи |
1. Можно задать вопрос. |
2. Являются членами предложения. |
3. Имеют лексическое значение. |
- Посмотрите на доску
Доска Лес, в, бахроме, заснул, снежной.
- Можно ли данную запись назвать предложением? Почему?
- Составьте предложение.(В снежной бахроме заснул лес.)
Словарная работа
Бахрома (лексическое значение, правописание)
- Запишем предложение.
- Разберём предложение по членам и частям речи.( 1 ученик работает у доски)
- Какой частью речи выражено подлежащее?
- Вспомните, что такое имя существительное?
- Назовите постоянные признаки имени существительного.
- Как имя существительное изменяется?
- А сейчас посмотрите на доску и прочитайте слова.
Доска Закрыто
Иней Белые
Белизна Блестящие
Ковры Снежные
- Какой частью речи они являются?
- Определите число и род имени существительного?
- А какая часть речи согласуется с именем существительным в числе и роде? (имя прилагательное)
- Что называется именем прилагательным?
- А что значит «согласуется»?
- Согласуйте данные имена существительные с именем прилагательным. (Открыть запись на доске)
- Запишите.
Проверка.
- Определите род и число имени прилагательного. ( Укажем над частями речи)
Проверка.
- Мы продолжаем свой путь по тропинке вглубь уснувшего царства. А поможет нам в этом стихотворение С.Есенина «Пороша».
Найдите его ( раздаточный материал).
Чтение стихотворения.
- Найдите строки, в которых автор описывает зимний лес. ( Заколдован невидимкой)
- Что значит «заколдован»? (Уснул, спит)
- Какие слова помогают увидеть и услышать зимнюю картину? Назовите их.
дремлет
подвязалася
понагнулась
оперлася
- Определите, какой частью речи они являются? (Глагол)
- Что называется глаголом?
– Как он изменяется?
Итак, одни слова обозначают предметы, другие – признаки предмета, третьи – действие предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется «части речи»
Ребята, какие части речи вам ещё знакомы?
Откроем учебник и прочитаем выразительно стихотворение О. Высотской «Части речи» (Упр. 68). Какие части речи вы не назвали?
Давайте ещё раз повторим, как определить принадлежность слова к той или иной части речи (Задаём вопрос, выясняем грамматическое значение слова).
- Сейчас, ребята, вы будете работать самостоятельно. Наблюдая за великолепием зимнего леса, мы вспоминаем все знакомые вам части речи.
Работа с таблицей
Часть речи | Вопрос | Что обозначает | Пример (зимние слова) |
Существительное | Кто? Что? | Предмет | |
Прилагательное | Какой? Чей? | Признак предмета | |
И т.д. |
Проверка.
- Мы снова продолжаем свой путь по снежному царству замков и крепостей. (Картины зимнего леса)
Лес так тих, как будто околдован невидимой силой.
Но…Что это? Послушайте!
Звучит музыка Свиридова «Тройка».
- Как вы думаете. Что могло нарушить тишину леса?
- Промчалась тройка. И снова тишина. Да такая, что кажется слышно, как падают снежинки.
- А вы ведь тоже слушали снежок, разговаривали с ним.
- Давайте послушаем, о чем рассказали вам снежинки. ( Проверка домашнего задания)
Чтение сочинений – миниатюр.
- Вам понравилось?
- Видите, какую картину можно создать, если умело пользоваться различными частями речи.
Части речи изучает раздел языкознания, который называется Морфология.
Мы с вами продолжаем прогулку по зимнему лесу. Какая прогулка без игры. Вот и я вам предлагаю поиграть.
Игра «Снежки».
Учитель бросает «снежок» (сделан заранее) ученикам, называет слово, ученики определяют, к какой части речи оно относится.
Зимний лес – это сказочный уголок природы.
Но ничто не может продолжаться вечно. У любой сказки бывает конец. Наступило время подведения итогов.
Рефлексия. Подведение итогов учебной деятельности. Результаты урока.
- Что узнали нового на уроке? Что делали? Как мы это выполняли?
Домашнее задание.
Нарисовать карту государства «Части речи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Служебные части речи (повторение пройденного в начальной школе)
Контрольная тестовая работа, направленная на проверку знаний, усвоенных учениками за курс начальной школы....
Урок русского языка в 6 классе." Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе."
Урок русского языка в 6 классе по теме " Глагол. Повторение изученного в 5 классе." Это первый урок по теме "Глагол"....
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существи...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"...
Конспект урока в 6 классе по теме "Имя существительное как часть речи (повторение изученного в 5 классе)"
Разработка урока с презентацией и "Банком заданий"...
Урок русского языка в 6 классе. Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.
Цель урока повторить основные морфологические признаки глагола; уметь отличать глагол от других частей речи; научить правильно произносить глаголы,...
Урок- ярмарка по русскому языку в 5 классе на тему: «Части речи» (повторение- обобщение знаний начальной школы).
урок предназначен для повторения материала начальной школы "Урок- ярмарка по русскому языку в 5 классе на тему: «Части речи»." , в игровой, доступной для учеников форме. Можно ис...