Коррекционно-развивающее занятие по теме "Части речи" (повторение изученного) 4 класс (Vвида)
план-конспект занятия по теме
В настоящее время увеличилось количество учащихся, не справляющихся со школьной программой. Причины трудностей разнообразны. И порой на уровне школьного логопункта преодолеть их бывает невозможно. В связи с этим, в школах открываются специализированные классы - V, VII вида, где программы адаптируеются под учащихся и в учебный план включены занятия со специалистами (уроки коррекции, произношения, развития речи, логоритмика, индивидуальные и подгрупповые занятия с психологом и логопедом). Это большая помощь для ребят в овладении школьными знаниями и возможность дальнейшей успешной адаптации и социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 271.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно-развивающего занятия
для учащихся 4 класса (Vвида)
Логопедическое заключение: дисграфия , обусловленная ОНР (III уровень речевого развития)
Тема занятия: «Части речи» (повторение изученного по теме)
Лексическая тема: «Весна»
Цели:
- Совершенствовать умение определять части речи
- Закрепить и систематизировать знания о различных частях речи
- Активизировать и расширять словарный запас
- Развивать связную речь
- Развивать способность к обобщению и умение устанавливать логические связи и отношения между понятиями
- Развивать воображение и тактильное восприятие
- Воспитывать культуру речевого общения, чувства исполнительности, аккуратности.
- Развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: рабочие тетради, ручки, простые карандаши, карточки с заданиями , наборы смайликов, непрозрачный мешочек с предметами(карандаш, ластик, линейка, мягкая игрушка, мячик, стеклянный пузырёк, очки и др.), мяч
Ход занятия
I часть. Вводная
- Оргмомент. Игра «Ассоциации»:
-Подбери слова-ассоциации по теме «Весна»
(тает, март, скворцы, зелёный, проталины, капель, тепло, солнышко, дождь и т.п.)
-Что вы сейчас называли? (слова)
-Чем похожи слова? (тема «Весна»)
-Чем они отличаются? Например, слова: тает, зелёный, скворцы, тепло.
(относятся к разным частям речи)
- Введение в тему.
-Сегодня мы будем повторять тему «Части речи». В течение занятия мы заполним таблицу (на доске) (Приложение 1):
II часть.Основная
-Отгадайте загадку:
Вдоль дорожек без труда
Мчится талая вода.
Снег от солнечных лучей
Превращается в... (ручей)
-Объясните, пожалуйста, что такое «талая» вода (дети объясняют)
-К какой части речи относится слово-отгадка? (имя существительное)
-Задайте вопрос к слову? (что? Ручей)
-Что обозначает имя существительное?(предмет)
-Заполним первую строку таблицы (по желанию один учащийся заполняет графы таблицы)
-Давайте составим словосочетание со словом «ручей» (быстрый ручей)
-Задайте вопрос от слова «ручей» к слову «быстрый»? К какой части речи относится слово «быстрый»? (ручей какой? Быстрый, это имя прилагательное)
-Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)
Заполним нашу таблицу (по желанию один учащийся заполняет графы таблицы)
-Подберите другие прилагательные к слову ручей (звонкий, весёлый, шумный, лесной, горный, глубокий, прозрачный, чистый)
-Какое действие может совершает ручей (ручей что делает? Бежит)
-Как называется часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делает?»? (глагол)
-Подберите другие глаголы к существительному «ручей» (журчит, течёт, играет, льётся, переливается, освежает)
(заполняются графы в таблице)
-Как названье дать словам:
Я, ТЫ, МЫ, и НАМ, и ВАМ,
КТО и ЧТО, КАКОЙ и СКОЛЬКО,
НАШ, и ВАШ, и МОЙ, и ТВОЙ,
ИХ, ЕГО, ЕЕ и Свой?
Это, без сомнения,
Всё…… (МЕСТОИМЕНИЯ)
(В.Волина)
- Чтобы заполнить таблицу, давайте вспомним, на какие вопросы отвечает местоимение и что обозначает.
(заполняются графы таблицы)
-Каким местоимением можно заменить имя существительное «ручей»? (Он)
-Как называется часть речи, отвечающая на вопросы: как? когда? куда? откуда? зачем? (наречие)
-Что обозначает наречие? (признак действия)
-Подберите признак к глаголу из таблицы: бежит (как?) (Весело)
(заполняются графы таблицы)*
-Подберите другие наречия к слову «бежит» (быстро, медленно, стремительно, красиво, легко, босиком)
- Закрепление знаний о частях речи.
Игра с мячом «Не зевай – быстрее называй!»
-Я называю, что обозначает слово, а вы – какая это часть речи:
Логопед: признак предмета
Ученик: имя прилагательное
Логопед: признак действия:
Ученик: наречие и т.п.
-Я называю часть речи и бросаю мяч, а вы – пример:
Логопед: существительное
Ученик: ручка и т.п.
-А теперь я называю слово, а вы – к какой части речи оно относится:
Логопед: весенний
Ученик: прилагательное и т.п.
- Игра «Волшебный мешочек»
В мешочке находятся разные предметы (карандаш, ластик, линейка, мягкая игрушка, мячик, стеклянный пузырёк, очки и др.)
-Достань предмет из мешочка и ответь на вопросы: что это? какой (-ое, -ая, -ие)? что может делать? как?
(устно у доски)
- Игра «4-й лишний»
-Лишнее слово записать в тетрадь:
оттепель, май, перелётные, ласточки
играть, дружить, веселиться, смех
печально, грустный, интересный, замечательный
учитель, учить, преподаватель, ученик
мальчик, мой, день, оркестр
- Задание «Цепочка»
(Первый ученик называет слово, следующий по цепочке добавляет своё, составляя связное предложение)
Например:1-й Арина 2-й весело3-й бежит 4-й по 5-й тропинке.
-Запишите получившееся предложение. Определите части речи.
- Работа на карточках
-Составить 2-3 предложения из слов:
ясное весеннее утро, дышать, солнце, гулять, синее небо, светить, поля, грачи, на, свежий воздух, легко, деревья, почки, скоро, одеться, дымка, появиться.(набор слов одинаковый, только слова написаны в разной последовательности)
- Запишите предложения в тетрадь. Определите части речи.
(Примерные ответы: Ясное весеннее утро, на синем небе светит солнце. Хорошо гулять на свежем воздухе. Дети легко одеты. На полях дымка. Скоро прилетят грачи, на деревьях распустятся почки.)
III часть. Заключительная
Рефлексия
-Что для вас было самое интересное? (трудное?) (ответы детей)
-Оцените свою работу на занятии (смайлики)(см. Приложение 3):
-Кому всё было легко, просто и понятно —выбирает смайлик (1)
-Если вы затруднялись в выполнении заданий — смайлик (2)
-Если вам было трудно и вы не справлялись с заданиями — смайлик (3)
-Спасибо за работу.
* заполненная таблица (см. Приложение 2)
Приложение 1
Часть речи | На какой вопрос отвечает? | Что обозначает? | Пример |
Приложение 2
Заполненная таблица
Часть речи | На какой вопрос отвечает? | Что обозначает? | Пример |
Имя существительное | Кто? Что? | предмет | ручей |
Имя прилагательное | Какой? Какая? Какое? Какие? | признак предмета | быстрый |
Глагол | Что делать? Что сделать? Что будет делать? | действие предмета | бежит |
Местоимение | Кто? Что? | Указывает на предмет, но не называет его | он |
Наречие | Как? Когда? Куда? Откуда? | признак действия | весело |
Приложение 3
Смайлики для рефлексии:
1 2 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий в 1-4 классах
Рабочая программа...
Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)
Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов
Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...
«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 1 -4 класс
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...
«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 5- 9 класс
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...