Урок русского языка в 9 классе Двоеточие в БСП
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок "Двоеточие в БСП" составлен по учебнику К.С.Кудрявцевой. Урок изучения новой темы. Целью урока является усвоение учащимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении, развивать умение сопоставлять изученный материал с новым, развивать эмоционально- нравственную сферу ребенка. На уроке использована запись песни на стихи А.Д.Дементьева " Лебединая верность", стихотворение поэта " Я помню: до войны у нас в деревне"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка в 9 классе | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
« Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
Учитель: Ооржак А.К., учитель русского языка и литературы
1. Методическая база урока.
( Программа по русскому языку для 5 – 9классов К.С.Кудрявцевой , учебник Русский язык. 9 класс, общеобразовательных учреждений с родным( нерусским) и русским ( неродным) для под редакцией К.С.Кудрявцевой)
Цели урока:
-усвоение учащимися особенностей постановки двоеточия в БСП;
-развивать умение сопоставлять изученный материал с новым;
- развивать эмоционально- нравственную сферу ребенка.
Методы работы: частично-поисковый, самостоятельная работа обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, работа в парах.
Оборудование, техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Ход урока.
1. Организационный момент ( приветствие учащихся)
Запись песни на стихи А.Д.Дементьева « Лебединая верность»
2.Слово учителя.
Вам знакома эта песня? Кто исполняет ее? А кто написал стихи к этой песне? К сожалению, так выходит, что автора слов известной песни не знают. Запомните, автором слов этой красивой песни является Андрей Дмитриевич Дементьев. ( на экране - портрет поэта).
Андрею Дементьеву в этом году исполнилось 85 лет. Он поэт, поэт- песенник, является заместителем председателя Правления Российского фонда мира. При его участии проводятся международные олимпиады зарубежных школьников, изучающих русский язык.
Мы сейчас познакомимся с еще одним стихотворением поэта.
3. Словарная работа. ( Объясните значение данных слов)
Почитали- уважали, ценили, дорожили, чтили.
Усмешка- смех
Надрать уши- наказать ( оболтать уши)
4. Чтение стихотворения учителем.
Я помню: до войны у нас в деревне
Мы старших почитали… А теперь
Усмешку может вызвать старец древний,
Старуху могут выставить за дверь.
Теперь всё по-другому — кто моложе
Да посильнее — тот авторитет.
Сын на отца уже прикрикнуть может,
Послать подальше, несмотря что сед.
И чья-то мать, когда-то просто мама,
Не знала, что дождётся чёрных дней,
И кулачки, что к сердцу прижимала,
Вдруг силу будут пробовать на ней.
А мы росли совсем в иной морали:
Когда я в детстве что-то натворил, —
Чужие люди уши мне надрали —
И батька их за то благодарил.
5.Работа по содержанию стихотворения.
- О чем вспоминает автор? Как раньше относились к старшим?
- Что тревожит автора?
- А как вы относитесь к своим родителям?
6.Новая тема.
- Найдите первое предложение. ( Я помню до войны у нас в деревне мы старших почитали).
- Какое это предложение? Какой вопрос ставится ко второй части предложения? Можете объяснить, в каких случаях ставится двоеточие в БСП?
Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( Сформулируйте тему). А чему мы должны научиться на уроке? ( Определите цель урока)
7. Работа по учебнику.
- прочитайте правило и преобразуйте ССП в БСП.
сложноподчиненное предложение | Сложноподчиненное предложение |
Он вспомнил, что на иной земле ему впервые изменило счастье. | |
Со мною вот что происходит, а именно, ко мне мой старый друг не ходит. | |
Не оставляйте матерей одних, потому что они от одиночества стареют. |
8. Творческая работа.
Придумайте БСП по содержанию стихотворения и заполните таблицу.
предложение | вопрос | Возможный союз, слово | значение |
Поясняет, раскрывает содержание первой | |||
Указывает причину того, о чем говорится в первой | |||
Дополняет содержание первой |
9. Работа в парах.
Найти и выписать бессоюзные сложные предложения, в середине которых ставится двоеточие. Определить значение.
1).Стояли зимние дни хмурые тоскливые рассветает поздно темнеет рано света белого не видать. Будто тянутся сплошные долгие сумерки. И вдруг улыбнулась погодка.
Небо ясное, чистое. Солнышко светит ярко, и снег в его лучах переливается, играет драгоценными камушками. Как изменилась природа!
2.В известной сатире Свифта Гулливера при посещении Академии в Лагадо показали удивительный способ обучения школьникам скармливали специально изготовленные тетради с конспектами! Гулливеру объяснили метод не эффективен. Мальчишки ухитряются выплевывать « препараты».
10. Подведение итогов. Домашнее задание
Выполнить упражнение 193, 194
Использованная литература:
1.Греков В.Ф.Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.-М.:просвещение,1988.с 227
2.Сабаткоев Р.Б.Русский язык:Учебник для 9 кл.нац.шк.-СПб.:отд-ние изд-ва «Просвещение», 2001.с134
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Сценарий урока по русскому языку. 9 класс. Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.
Учебный материал: Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.1. Понятие о союзных и бессоюзных предложениях и правила постановки запятой в сложном предложении.2.Функции знаков препинания: смыслоразлич...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
урок русского языка 9 класс "Двоеточие в бессоюзном предложении"
Материал урока рассчитан на сильную группу учеников. Тест проверочный, диктант, аналитическая работа заставляет учащихся применять знания и отрабатывать навык....