Сценарий урока по русскому языку. 9 класс. Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Учебный материал: Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.

1. Понятие о союзных и бессоюзных предложениях и правила постановки запятой в сложном предложении.

2.Функции знаков препинания: смыслоразличительная и интонационно-экспрессивная.

3.Способ синтаксического разбора предложения: выделять грамматическую основу предложения; определять, какими частями речи выражена грамматическая основа; выделять второстепенные члены предложения; определять, какими частями речи выражены второстепенные члены предложения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_po_russkomu_yazyku.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  урока по русскому языку. 9 класс. Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.

Учитель Терехина В.Ю.        

ГОУ СОШ №718 Зеленоградского округа г.Москвы

Учебный материал: Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.

Средства, необходимые для успешной работы в ситуации:

1. Понятие о союзных и бессоюзных предложениях и правила постановки запятой в сложном предложении.

Учащиеся знают:

1.В зависимости от средств связи между частями сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Союзные сложные  предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные. Части сложносочиненного предложения соединяются с помощью сочинительных союзов и интонации. Части сложноподчиненного предложения соединяются посредством подчинительных союзов или союзных слов(местоимений и наречий) и интонации. Средства связи не только объединяют части в сложное предложение, но и выражают смысловые отношения между простыми предложениями. Части бессоюзного предложения соединяются посредством интонации.

Структурные части сложного предложения разделяются знаками препинания. Причем при различных комбинациях союзного и бессоюзного объединения частей отмечается  закономерность: при сложном союзном объединении используются запятые, их разделительно-выделительной «силы» достаточно, чтобы указать на границу частей, так как смысловые взаимосвязи частей выражаются , как правило, союзами.

2.Функции знаков препинания: смыслоразличительная и интонационно-экспрессивная.

3.Способ синтаксического разбора предложения: выделять грамматическую основу предложения; определять, какими частями речи выражена грамматическая основа; выделять второстепенные члены предложения; определять, какими частями речи выражены второстепенные члены предложения.

Осваивается учащимися:

1.Различение союзных сложных предложений и бессоюзных сложных предложений. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

2. Способ определения смысловых отношений между частями  сложного бессоюзного предложения ,в котором ставится двоеточие, роль интонации в сложном  предложении.

Задание1.(направлено на актуализацию способа различения разных видов предложений, выделение грамматических основ, средств связи в предложениях).

         Расставьте знаки препинания, объясните постановку знаков препинания, укажите грамматические основы.

А) Что-то в лице мальчика было мучительно знакомое, но Захар не успел ничего подумать или почувствовать.(Проскурин)

Б) Стало слышно, как гудит внутри здания огонь.(Шукшин)

В) Неаполь рос и приближался; музыканты, блестя медью духовых инструментов, уже столпились на палубе и вдруг оглушили всех торжествующими звуками марша. (И.Бунин)

Г)В бинокль не видать никакого движения: ни машин, ни людей, ни дыма из труб.

 

Задание2.(Задание-«ловушка»).

Расставьте знаки препинания, объясните постановку знаков препинания.

А) Из-за неожиданного происшествия Захар возвратился домой поздно: солнце уже перевалило за полдень. (Проскурин)

Б)Мир изменился после дождя: стал свежее воздух, ярче краски.

В) Черный пес Арапка , обычно сопровождавший Павла в путешествии, сегодня идти отказался: разморенный жарой, лежал он в тени веранды и не двигался. (Трифонов)

Г) Вдруг вижу: бригадир  машет мне рукой, подзывает.(Крутиков)

При выполнении задания учащиеся должны попасть в  «ловушку», так как не знают , что в данных бессоюзных сложных предложениях на границе простых предложений ставится двоеточие.

Ход занятия:

Учащиеся подчеркивают грамматические основы предложений, рассматривают варианты постановки запятой, точки с запятой.

Варианты ответов, которые, возможно, предложат учащиеся.

А)Простые предложения в составе сложного разделяются запятой.

Б) Необходимо поставить точку с запятой, так как части предложений менее связаны между собой по смыслу, более самостоятельны.

В) Необходимо поставить точку с запятой, так как внутри частей сложного предложения уже имеются запятые .

  • Какова роль интонации в этих предложениях? Какая часть произносится с неспокойным (предупредительным) понижением голоса? Имеется после нее значительная пауза? Заканчивается вторая часть обычным понижением голоса?
  • Определите смысловые отношения между двумя частями предложения.

  • Какое из этих предложений близко по значению сложноподчиненному с придаточными причины с союзом потому что, а какое- к предложению с изъяснительным придаточным с союзом что?
  • Между частями сложных бессоюзных предложений устанавливаются разные смысловые отношения, которые передаются различными знаками препинания. Где возможна вставка слова «а именно»? Какой знак препинания может указывать на интонацию предупреждения?

Вариант ответа:

Двоеточие в сложном бессоюзном предложении указывает на более тесное смысловое единство, на причинно-следственные связи.  Таким образом, если вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части, разъясняет, раскрывает содержание  или поясняет сказуемое первой части, то в таких предложениях ставится двоеточие.

Работа на закрепление материала:

1.Демонстрация использования данного типа предложений в художественной литературе.

Спишите предложения; выясните смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений

А) Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу: мой Карагез летит, развевая гриву.(Лермонтов)

Б) Не удалось Артему устроить брата учеником в депо :моложе пятнадцати лет не брали. (Н.Островский)

В) В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу скрипнула дверь, послышались по двору чьи-то шаги. (Гончаров)

Г) Кто-то вслух пожалел, что нет музыки, и она как по заказу появилась Мохов уже вынимал из футляра великолепный баян. (Ажаев)

2.Работа с тестом. Объясните постановку двоеточия в бессоюзном сложном предложении, используя в правой части страницы буквенные обозначения.

А. Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом.

Б. Второе предложение (или несколько предложений) поясняет первое, то есть раскрывает его содержание.

В. Второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов, или опущены слова: и увидел, и услышал, и почувствовал.

1. Через несколько секунд свет пропал что-то темное заслонило вход. (К.Булычев)        ___

2. Теперь солдаты не спешили они были дома.( К.Булычев)   ___

3. Я посмотрел на часы отправляемся через пять минут. _____

4. Совершенно известно злые люди долго не живут. (Ф.Углов)____

5. Послышался металлический удар уронили на дощатый пол огромный черный прожектор. (Ю.Кувалдин)     ____

Рефлексия.

Чему вы  учились сегодня на уроке?

Когда в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие?

На что вы ориентировались?

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложное бессоюзное предложение"

Тема: «Двоеточие и тире в СБП».Цель урока – систематизировать знания о СБП, совершенствовать пунктуационные навыки....

открытый урок по русскому языку по теме"Тире в бессоюзном сложном предложении"

Методическая разработка урока в 9 классе с презентацией...

Двоеточие, тире, запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении.

Закрепление знаниий учащихся о разделительных знаках препинания в БСП....

Урок русского языка "Особенности сложных бессоюзных предложений"

Урок русского языка "Особенности сложных бессоюзных предложений" служит обобщению и систематизации знаний учащихся по теме, выявлению особенностей стилистического использования изученных синтаксически...

Методическая разработка конспекта обобщающего урока по русскому языку в 9 классе "Сложные бессоюзные предложения"

Урок для закрепления и обобщения пройденного материала. В конспекте содержится проверочня работа....

презентация по теме "Сложные бессоюзные предложения" для 9 класса коррекционной школы

Эта презентация поможет ученикам без проблем освоить постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях...

Контрольная работа по русскому языку "Сложное бессоюзное предложение" 9 класс

Контрольная работа по русскому языку "Сложное бессоюзное предложение" 9 класс...