Сценарий урока по русскому языку. 9 класс. Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Учебный материал: Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.
1. Понятие о союзных и бессоюзных предложениях и правила постановки запятой в сложном предложении.
2.Функции знаков препинания: смыслоразличительная и интонационно-экспрессивная.
3.Способ синтаксического разбора предложения: выделять грамматическую основу предложения; определять, какими частями речи выражена грамматическая основа; выделять второстепенные члены предложения; определять, какими частями речи выражены второстепенные члены предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_po_russkomu_yazyku.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по русскому языку. 9 класс. Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.
Учитель Терехина В.Ю.
ГОУ СОШ №718 Зеленоградского округа г.Москвы
Учебный материал: Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.
Средства, необходимые для успешной работы в ситуации:
1. Понятие о союзных и бессоюзных предложениях и правила постановки запятой в сложном предложении.
Учащиеся знают:
1.В зависимости от средств связи между частями сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Союзные сложные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные. Части сложносочиненного предложения соединяются с помощью сочинительных союзов и интонации. Части сложноподчиненного предложения соединяются посредством подчинительных союзов или союзных слов(местоимений и наречий) и интонации. Средства связи не только объединяют части в сложное предложение, но и выражают смысловые отношения между простыми предложениями. Части бессоюзного предложения соединяются посредством интонации.
Структурные части сложного предложения разделяются знаками препинания. Причем при различных комбинациях союзного и бессоюзного объединения частей отмечается закономерность: при сложном союзном объединении используются запятые, их разделительно-выделительной «силы» достаточно, чтобы указать на границу частей, так как смысловые взаимосвязи частей выражаются , как правило, союзами.
2.Функции знаков препинания: смыслоразличительная и интонационно-экспрессивная.
3.Способ синтаксического разбора предложения: выделять грамматическую основу предложения; определять, какими частями речи выражена грамматическая основа; выделять второстепенные члены предложения; определять, какими частями речи выражены второстепенные члены предложения.
Осваивается учащимися:
1.Различение союзных сложных предложений и бессоюзных сложных предложений. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
2. Способ определения смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения ,в котором ставится двоеточие, роль интонации в сложном предложении.
Задание1.(направлено на актуализацию способа различения разных видов предложений, выделение грамматических основ, средств связи в предложениях).
Расставьте знаки препинания, объясните постановку знаков препинания, укажите грамматические основы.
А) Что-то в лице мальчика было мучительно знакомое, но Захар не успел ничего подумать или почувствовать.(Проскурин)
Б) Стало слышно, как гудит внутри здания огонь.(Шукшин)
В) Неаполь рос и приближался; музыканты, блестя медью духовых инструментов, уже столпились на палубе и вдруг оглушили всех торжествующими звуками марша. (И.Бунин)
Г)В бинокль не видать никакого движения: ни машин, ни людей, ни дыма из труб.
Задание2.(Задание-«ловушка»).
Расставьте знаки препинания, объясните постановку знаков препинания.
А) Из-за неожиданного происшествия Захар возвратился домой поздно: солнце уже перевалило за полдень. (Проскурин)
Б)Мир изменился после дождя: стал свежее воздух, ярче краски.
В) Черный пес Арапка , обычно сопровождавший Павла в путешествии, сегодня идти отказался: разморенный жарой, лежал он в тени веранды и не двигался. (Трифонов)
Г) Вдруг вижу: бригадир машет мне рукой, подзывает.(Крутиков)
При выполнении задания учащиеся должны попасть в «ловушку», так как не знают , что в данных бессоюзных сложных предложениях на границе простых предложений ставится двоеточие.
Ход занятия:
Учащиеся подчеркивают грамматические основы предложений, рассматривают варианты постановки запятой, точки с запятой.
Варианты ответов, которые, возможно, предложат учащиеся.
А)Простые предложения в составе сложного разделяются запятой.
Б) Необходимо поставить точку с запятой, так как части предложений менее связаны между собой по смыслу, более самостоятельны.
В) Необходимо поставить точку с запятой, так как внутри частей сложного предложения уже имеются запятые .
- Какова роль интонации в этих предложениях? Какая часть произносится с неспокойным (предупредительным) понижением голоса? Имеется после нее значительная пауза? Заканчивается вторая часть обычным понижением голоса?
- Определите смысловые отношения между двумя частями предложения.
- Какое из этих предложений близко по значению сложноподчиненному с придаточными причины с союзом потому что, а какое- к предложению с изъяснительным придаточным с союзом что?
- Между частями сложных бессоюзных предложений устанавливаются разные смысловые отношения, которые передаются различными знаками препинания. Где возможна вставка слова «а именно»? Какой знак препинания может указывать на интонацию предупреждения?
Вариант ответа:
Двоеточие в сложном бессоюзном предложении указывает на более тесное смысловое единство, на причинно-следственные связи. Таким образом, если вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части, разъясняет, раскрывает содержание или поясняет сказуемое первой части, то в таких предложениях ставится двоеточие.
Работа на закрепление материала:
1.Демонстрация использования данного типа предложений в художественной литературе.
Спишите предложения; выясните смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений
А) Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу: мой Карагез летит, развевая гриву.(Лермонтов)
Б) Не удалось Артему устроить брата учеником в депо :моложе пятнадцати лет не брали. (Н.Островский)
В) В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу скрипнула дверь, послышались по двору чьи-то шаги. (Гончаров)
Г) Кто-то вслух пожалел, что нет музыки, и она как по заказу появилась Мохов уже вынимал из футляра великолепный баян. (Ажаев)
2.Работа с тестом. Объясните постановку двоеточия в бессоюзном сложном предложении, используя в правой части страницы буквенные обозначения.
А. Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом.
Б. Второе предложение (или несколько предложений) поясняет первое, то есть раскрывает его содержание.
В. Второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов, или опущены слова: и увидел, и услышал, и почувствовал.
1. Через несколько секунд свет пропал что-то темное заслонило вход. (К.Булычев) ___
2. Теперь солдаты не спешили они были дома.( К.Булычев) ___
3. Я посмотрел на часы отправляемся через пять минут. _____
4. Совершенно известно злые люди долго не живут. (Ф.Углов)____
5. Послышался металлический удар уронили на дощатый пол огромный черный прожектор. (Ю.Кувалдин) ____
Рефлексия.
Чему вы учились сегодня на уроке?
Когда в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие?
На что вы ориентировались?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложное бессоюзное предложение"
Тема: «Двоеточие и тире в СБП».Цель урока – систематизировать знания о СБП, совершенствовать пунктуационные навыки....
открытый урок по русскому языку по теме"Тире в бессоюзном сложном предложении"
Методическая разработка урока в 9 классе с презентацией...
Двоеточие, тире, запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении.
Закрепление знаниий учащихся о разделительных знаках препинания в БСП....
Урок русского языка "Особенности сложных бессоюзных предложений"
Урок русского языка "Особенности сложных бессоюзных предложений" служит обобщению и систематизации знаний учащихся по теме, выявлению особенностей стилистического использования изученных синтаксически...
Методическая разработка конспекта обобщающего урока по русскому языку в 9 классе "Сложные бессоюзные предложения"
Урок для закрепления и обобщения пройденного материала. В конспекте содержится проверочня работа....
презентация по теме "Сложные бессоюзные предложения" для 9 класса коррекционной школы
Эта презентация поможет ученикам без проблем освоить постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях...
Контрольная работа по русскому языку "Сложное бессоюзное предложение" 9 класс
Контрольная работа по русскому языку "Сложное бессоюзное предложение" 9 класс...