Урок русского языка в 6 классе "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"(ФГОС)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка в 6 классе "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"(ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский язык | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ УРОКА
Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставок
Класс: 6
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок
Задачи урока:
Предметные:
1.организовать деятельность учащихся по выведению правила употребления «Буквы Ы-И в корне после приставок»;
2.формировать навыки обоснованного выбора гласных Ы и И в изучаемой орфограмме;
3.формировать исследовательские умения;
4.поддерживать познавательный интерес к родному языку, способствовать развитию внимания, орфографической зоркости
Метапредметные:
1. Познавательные УУД:
- формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию.
2. Регулятивные УУД:
- формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность.
3. Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в паре;
- учить приёмам представления результата своей деятельности и результата деятельности пары
Личностные результаты:
- создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету
Планируемый результат:
Знать: способ определения написания гласных Ы и И в корне слова после приставок
Уметь: писать слова с гласными Ы и И в корне после приставок; правильно употреблять их в речи
Оборудование: мультимедийный проектор, орфографические словари, маршрутные листы
КОНСПЕКТ УРОКА
1. Организационный момент. Слайд 1
- Доброе утро ребята! Я рада вас приветствовать на нашем уроке. Чтобы нам настроится на учебную деятельность, я попрошу вас выйти ко мне и образовать круг.
Проблемная ситуация 1. Слайд 2
- Ребята, а кто мне скажет, сколько букв в нашем алфавите? (33 буквы)
- А на какие группы они делятся? (гласные, согласные)
- Молодцы! А со всех ли букв могут начинаться слова? (нет)
- А какие буквы не могут стоять в начале слова? (ь, ъ)
- Подумайте, на какую еще букву вы сейчас не сможете найти пример? (ы)
- Конечно, на эту букву очень трудно подобрать пример. Но я подготовила для вас такие слова. Известная поисковая система «Яндекс» опубликовала статистику. Оказалось, что в России есть 27 городов, названия которых начинаются на букву «Ы». Слайд 3 Большинство этих городов и населенных пунктов расположены на территории Якутии: например, Ытык-Кюель, Ыныкчан или Ыб.
- Так что теперь, когда будете играть с товарищами в города, можете смело их называть!
- Но давайте посмотрим, какие это слова? Из нашего ли они языка? (это заимствованные)
- Правильно! Они заимствованные из якутского языка.
- Из этого следует, что только заимствованные слова могут начинаться с «Ы».
2. Актуализации и мотивации на изучение нового материала
Подготовка к работе (маршрутный лист)
- Сегодня на уроке мы станем настоящими исследователями. У вас на партах находятся маршрутные листы (приложение 1), которые помогут оценить вашу активность на уроке. Подпишите их
- Пожалуйста, оцените свою работу на первом этапе (задание 1). В колонке оценка ученика.
- Вверху у вас находятся критерии оценки.
0 баллов – был неактивен
1 балл – был недостаточно активным
2 – был активен
- И так, работа оценена. Теперь приступим к выполнению второго задания в маршрутном листе.
Работа с однокоренными словами. Слайд 4
- Прочитайте текст на слайде (приложение 1).
- Есть ли в этом тексте однокоренные глаголы? Выпишите их в маршрутный лист (задание 2) и выделите корень. (разыгралось и заиграло)
- А какое слово является их родителем? (игра)
- Что должно быть одинаковым у однокоренных слов? (корень)
- Так ли это в наших примерах? (нет)
Слайд 5
- У нас получается, что корень в слове разыгралось начинается с буквы Ы? И оно образованно от слова Ыгра? А есть такое слово в русском языке?
- Может тогда это слово написано неверно?
- А где мы это можем проверить? Кто наш помощник? (словарь)
- Найдите данное слово в словаре? как же оно правильно пишется?
- Получается, все правильно!
- Тогда какой вопрос у нас возникает? (почему здесь И, а там Ы)
- А в какой части слова он возникает?
- Что стоит впереди?
- А если мы уберем приставку? Будет ли этот вопрос?
- Проверим это…Прочтем слова без приставки. Какую мы букву будем писать? (И)
- Еще раз уточним.. Где возникает вопрос? (после приставки в корне)
- Может кто-то готов сказать почему в одних случаях пишется Ы, в других – И?
3. Фиксация затруднений в пробном действии; постановка проблемы, целеполагание. Слайд 6
- Тогда скажите, какая цель нашего урока? Что мы должны найти? (найти способ их разграничения)
- Кто догадался, какая тема урока?
Слайд 7
- Я вас правильно поняла? Значит тема урока «Буквы Ы и И в корне после приставок.
- Теперь оцените вашу работу в маршрутной листе (задание №3). Напоминаю, что критерии оценки находятся вверху страницы.
- Оценки выставлены. Тогда перейдем к исследованию.
- Как вы считаете, достаточно ли двух слов, чтобы провести исследование?
- Что нам нужно еще? (слова)
- Молодцы. Я подготовила новый материал.
4. Открытие новых знаний.
Исследовательская работа. Слайд 8
- В своих маршрутных листах найдите задание 4.
Прочтите его. Все ли вам понятно?
- Предлагаю выполнить задания в парах.
- Все выполнили задание? Положите ручки, чтобы я видела , что вы готовы.
- Скажите по какому признаку вы разделили слова? (в одних словах после приставки Ы, в других И)
- Давайте проверим, так ли это! Слайд 9
- На какие буквы заканчиваются приставки в словах с Ы? (согл)
- А с И? (гл.)
- А теперь внимательно понаблюдайте …Кто из вас может сказать, от чего зависит написание Ы и И в корнях?. (от приставки).
- Молодцы! Теперь у нас есть свое правило! Слайд 10
- Оцените свою работу.
5. Фиксации в обобщённом виде нового способа действий. Составление кластера. Слайд 11
- А что зафиксировать наше открытие, мы составим с вами кластер.
- Все знакомы с этим понятием?
- Кластер – это схема, которая помогает кратко обобщить полученные знания. В нем мы объясним , почему в одном случаи И, а в другом Ы.
- Найдите в маршрутном листе задание 5 .
- Составьте кластер. Вы можете выполнить его по образцу, а можете проявить свои творческие способности
- Выполните работу в паре.
- Проверим. Я выполнила задание схематично, Кто-то из вас сделал это в письменной форме.
- Главное, что мы зафиксировали наши знания.
- Молодцы!
- Поставьте себе оценку.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Проверка исследования Слайд 12
- Теперь я предлагаю вам посетить научную лабораторию и проверить, как работает открытый нами способ.
- Прочитайте задание 6 в маршрутном листе
- Выполните его, используя наш способ. Будьте внимательны, в задании есть приставки малоизвестные вам. Поэтому в помощь вам этот слайд!
Слайд 13
- Давайте проверим, что у вас получилось. Сверьте со слайдом.
Слайд 14
- Что-то не так? Ведь вы делали все по правилу? Какие слова вызвали у вас затруднение?
- У нас опять возник вопрос? Кто же ошибся? Я или вы?
- Куда теперь мы можем обратиться за помощью? (в учебник)
- Откройте стр. 147 . Прочтите правило.
- Что мы уже доказали?
- А что для нас стало новым?
- Оцените свою работу!
Составление кластера
- Нужна ли это информация в наш кластер?
- А для чего?
- Хорошо. Добавьте ее.
- Проверим, что вышло!
- Кто может озвучить результаты исследования по кластеру?
- Молодцы! Отличная работа! Слайд 15
7. Этап включения в систему знаний и повторения. Закрепление материала. Работа с таблицей
- Теперь нам нужно закрепить наши знания и получить заслуженную оценку.
- Посмотрите задание 7 в маршрутном листе.
- У вас есть вопросы по его выполнению?
- Приступайте к работе.
- Готовы?
- Посмотрим, что у вас должно получиться.
Проверка по слайду 16
- Проверьте свои слова, если есть ошибки – исправьте .
Выставите в маршрутном листе отметку.
Слайд 17
- Кто выполнил работу без ошибок?
- У кого одна ошибка?
- У кого они есть- не расстраивайтесь. У вас есть возможность их исправить.
Итог урока
- Все задания выполнены. Теперь вспомним, какова была цель урока.
Слайд 18
- Удалось ли нам ее достигнуть?
- Нашли ли мы способ?
- Научились его применять?
- Где мы его зафиксировали?
- Домашний заданием для вас будет повторение данного кластера и озвучивания его другим учащимся. Ведь настоящие ученые всегда делятся своими трудами. И выполнение задание из учебника стр. 148 упр. 339.
8. Рефлексия.
- Теперь я предлагаю вам, используя оценки своего маршрутного листа, выбрать подходящий для вас фразеологизм и подчеркнуть его.
- Теперь мы узнаем, чем вы занимались на уроке.
- Самые смелые, озвучьте свои фразеологизмы!
- Наш урок закончен! Мне было приятно с вами работать! Вы молодцы.
Анализ работы детей на уроке и результаты урока
Урок результативен, созданы благоприятные условия для творческого и познавательного развития учащихся, роста их самостоятельной активности, коммуникативных умений. Цели и задачи урока достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе. Непроизносимые согласные в корне слова
Повторение изученного в 5 классе....
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков Цель:повторить правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корн...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне слова
1. Систематизация и углубление знания о чередованиях гласных в корне слова.2. Развитие умения правильно писать орфограммы в корне.3. Воспитание любви к русскому слову....
Урок русского языка в 6 классе "Чередующиеся гласные в корнях слов" (модульная технология)
Урок обобщения и закрепления знаний построен с применением модульной технологии....
Обобщающий урок русского языка в 5 классе "Чередование гласных в корнях слов"
Урок создан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Цели: 1) повторить и систематизировать изученный материал по данной теме, проверить умения определять условия выбора гласных в корнях слов;2) развива...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"(ФГОС)
Данная презентация предназначена для урока получения новых знаний. Используется системно-деятельностных подход....
Урок русского языка в 6 классе по теме "Буквы Ы-И после приставок на согласный".
Урок русского языка в 6 классе по теме "Буквы Ы-И после приставок на согласный"....