Урок русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков
Цель:повторить правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корнях слов, закрепить способы проверки безударных гласных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_korney.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе (Преподаватель Климочкина М.Н.)
Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков
Тип урока. Урок развития умений.
Цели:
Личностные: ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Регулятивные: составление плана и последовательности действий;
Коммуникативные: умение работать в группах, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).
Предметные: повторить правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корнях слов, закрепить способы проверки безударных гласных.
Оборудование:
- информационный лист.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Физ. минутка.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. Цель – создание доброжелательной атмосферы |
Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний (4 минуты) 3. Постановка учебной цели. (1минута) | Проверка д/з. Взаимопроверка упр.56. Комментированное письмо. Р.димой груди, р.дной язык, уд.вительный ч.ловек, увл.кательная прогулка, з.леный луг - Ребята, скажите, какими правилами вы пользовались, чтобы правильно написать слова в данных словосочетаниях? (Орфографическими) - Как называется орфограмма, которая встретилась в записанных вами словосочетаниях? (Правописание безударной гласной в корне слова) Сформулируйте тему урока. Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Запишите число, классная работа и тему урока: « Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков.» - Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить? ( Выясним, что называется орфограммой, повторим написание безударной гласной в корне слова) | Комментируют ответы учащихся Записывают словосочетания, комментируют выбор гласной. Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Запись учащимися числа, темы урока Формулируют цель урока | Принцип деятельности. (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
4 минуты Первичное закрепление знаний. 10 минут Физ. минутка (пауза релаксации) 2 минуты 5 минут | 1.Понятие об орфограмме. На прошлом уроке мы сопоставляли звуковой облик слова с буквенным. Выяснили, что существует написание по произношению: стол, рука, сутки и т. д. Но многие слова пишутся не так, как произносятся. Почему мы пишем в слове вода гласную о? В слове чаша — гласную а? В слове живет — гласную и? Вслушаемся: в первых двух словах есть безударные гласные звуки, в третьем слове - [ы]. 2.Запишем эти слова на доске и в тетрадях. Эти гласные можно проверить ударением: воды, чашка. Но слово живет нельзя проверить ударением: в проверочном слове жизнь все равно слышится [ы|. В этом слове по традиции пишется гласная и. Дело в том, что когда-то в русском языке существовали мягкие звуки |ж'|, [ш). Поэтому мы пишем лыжи по традиции — Что же такое орфограмма? Сформулируйте определение. Уточним определение по учебнику, узнаем происхождение слова орфограмма (§ 13, с. 25). Запишем в тетрадь термин : орфограмма. Упр. 61 (устно) 3.Повтореие понятия «морфема» — Как вы понимаете выражение: «Орфограммы являются "точками" применения правил»? Найдите такие «точки» в словах вода, чашка, живет, лыжи В каких частях слова вы обнаружили «точки» применения правил? (В слове «лыжи» — в окончаниях, в остальных словах — в корнях.) — Найдите общее слово для значимых частей, из которых состоят слова. (Морфемы.) — Как обнаруживать орфограммы в словах? Чтение материала на стр.25. Запись на доске и в тетрадях. Учебник стр.25. Опознавательные признаки для орфограмм — гласных букв: - безударные гласные: моряк, линейка; - шипящие и ц: щука, расческа, панцирь;
Задание. Добавьте по одному примеру на каждый признак. Упр.62. Наблюдение над правилом. Упр. 62 - Назовите способы проверки правильности написания безударной гласной в корне слова. Знакомство с правилом обозначения орфограммы Для объяснения орфограмм мы будем применять специальные знаки. Договоримся кратко указывать часть речи, выделять часть слова с орфограммой — букву, которую надо проверить, подчеркивать одной чертой, а букву, которая определяет правильный выбор, — двумя чертами. Чтение теоретического материала стр.25, наблюдение за обозначением орфограммы | Отвечают на вопросы. Записывают слова, делают транскрипцию. Формулируют определение «Орфограммы» Знакомятся с понятием «орфограмма», записывают в тетрадь значение слова, запоминают его написание. Выполняют 59 упр., читают теоретические сведения на с.25 Записывают слова в тетради, делают транскрипцию. Выполняют задание. Выполняют физкультминутку для глаз Знакомятся с материалом учебника. Записывают в тетрадях опознавательные признаки орфограмм. Выполняют физкультминутку Наблюдают над правилом, называют способы проверки правильности написания безударной гласной в корне слова находят изученную орфограмму «Безударные проверяемые гласные в корне слова» | Принцип деятельности. (коммуникативные, познавательные) развитие внимания учащихся, работа над формированием логических умений: анализ, обобщение ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения). умение обосновать свою точку зрения) |
Закрепление изученного материала 13 минут | Закрепление изученного материала . Работа с упр. 60. Запись с объяснением и обозначением изученной орфограммы «по цепочке». . Работа в парах. Распределите слова из упр.61 - 1группа записывает слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, другая – с непроверяемой гласной в корне слова. Взаимопроверка выполненной работы. Коллективное выполнение упр. 63 | Записывают слова, комментируют их написание. Работают в парах, проверяют друг друга. Проверяют друг друга Коллективная работа, выполнение упр.63 | Принцип деятельности, непрерывности познание (опирается на уже известное); коммуникация (учит способам взаимодействия). |
Рефлексия деятельности. 3 минуты | Подведение итогов работы. Работа в парах. Задайте друг другу вопросы по изученной теме. - Что называется орфограммой? Как проверить правильность написания орфограммы «Безударная проверяемая гласная в корне слова? В каких морфемах мы можем встретить орфограммы? Выставление оценок | Отвечают на вопросы. | Обобщение, формулировка вывода, самооценка |
Домашнее задание. 2 минуты |
| Запись учащимися задания в дневники. |
Источники:
1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011
2. http://www.uroki.net Разработки уроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением»
Урок русского языка в 5 классе.Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.Вид урока: традиционный.Технология: на диалоговой, групповой и игровой основах....
План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"
Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных".
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 5 КЛАСС ФГОС ПО УЧЕБНИКУ С.И.ЛЬВОВОЙ...
Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков
Приложение-презентация к уроку русского языка в 5 классе "Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков"....
Тренировочное тестирование по теме Орфограммы в корне слова (9 класс)
Тестирование в googl форме https://docs.google.com/forms/d/15nhj1758N9ZzGrQslOX7175x9KJOfRWyRHIur4eZW5k/viewform?usp=send_form#start=invite...
Тетрадь для индивидуальной работы по теме "Орфограммы в корне слова"
В тетради собран материал для индивидуальной работы с отстающими или слабоуспевающими обучающимися по теме "Проверяемые гласные и согласные в корне слова...
Контрольная работа по русскому языку в 6 классе по теме "Орфограммы в корне слова"
Проверка орфографической грамотности...