Обобщающий урок русского языка в 5 классе "Чередование гласных в корнях слов"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок создан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Цели: 1) повторить и систематизировать изученный материал по данной теме, проверить умения определять условия выбора гласных в корнях слов;
2) развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы, умение видеть в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка, вырабатывать навык лингвистического анализа текста, учить работать со словом с точки зрения не только грамматической, но и функционально-семантической;
3) воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский язык 5 класс | 34.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме
«Чередование гласных в корне слова»
Цели: 1) повторить и систематизировать изученный материал по данной теме, проверить умения определять условия выбора гласных в корнях слов;
2) развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы, умение видеть в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка, вырабатывать навык лингвистического анализа текста, учить работать со словом с точки зрения не только грамматической, но и функционально-семантической;
3) воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку.
Оборудование: слайдовая презентация, мини-тесты, текст басни И. А. Крылова «Лев на ловле».
СЦЕНАРИЙ УРОКА
- Организационный момент
- Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок. | Приложим ум наш и уменья И вместе сочиним урок. |
СЛАЙД № 2
Распределим обязанности…
- Руководитель группы
- Ответственный за оформление пособия
- Корректор
- Ответственный за соблюдение дисциплины
- Комментатор
- Актуализация знаний и фиксация затруднений
А урок я начну с вопроса:
Согласны ли вы с тем, что иметь разборчивый почерк – это одно из правил вежливости, а не допускать ошибки в речи – правило грамотного человека?
СЛАЙД № 3
Посмотрите на экран. Перед вами работа ученика. Какое впечатление на вас она производит?
(Текст написан корявым почерком, с ошибками).
Поэтому и получается в тетради так, как об этом написано в данном стихотворении.
СЛАЙД № 4
Прочитаем стихотворение
Какие странные крючки
И дохлые кружочки!
Согнулись будто старички
И свесились со строчки.
Ну и толстуха буква «А»!
Ну просто как лягушка!
У «Я» свернулась голова,
У «Е» пропало ушко.
А это что за ерунда?
Четыре палки скачут.
Все наклонились кто куда,
Как наш забор на даче
Как в стихотворении высмеивается некрасивое письмо?
(Используются слова в переносном значении: «дохлые кружочки», «У «Е» пропало ушко», «У «Я» свернулась голова», яркие сравнения: «согнулись будто старички», «просто как лягушка». Они придают тексту особую выразительность.)
- Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности.
На какое правило ученик допустил ошибки? Исправьте их.
СЛАЙД № 5
Сравните свой вариант с эталоном.
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
СЛАЙД № 6
Запишем в тетрадях красиво, аккуратно тему урока.
Ребята, что мы будем делать сегодня по теме урока?
Правильно, цель урока
- повторить изученный материал по данной теме,
- выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях,
- самостоятельно находить в словах изученные орфограммы.
Мы с вами поработаем творчески и создадим электронное пособие в помощь ученику «В мире чередующихся корней».
У каждой группы есть заготовки будущего пособия.
- Построение проекта выхода из затруднения.
СЛАЙД № 7
Приступим к оформлению титульного листа «В мире чередующихся корней»
СЛАЙД № 8
Оформим 1 страницу пособия, которую назовем «Кто командует корнями?»
Почему именно такое название я выбрала для нашей первой страницы? (Выбор гласной в корнях с чередованием зависит от соблюдения определенных условий).
Назовите эти условия.
(Закорневой суффикс А, место ударения в слове, конечные согласные корня, смысл корня).
- Первичное закрепление.
Дома вы должны были создать опорную схему, своеобразный проект, отражающий условия написания букв А-О, И-Е в корнях с чередованием.
Расскажите о чередующихся гласных в корне слова, выбор которых зависит от следующего за корнем суффикса.
СЛАЙД № 9
- Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону)
Выполните в рабочих листах задания № 2 и № 3. Проверьте себя по эталону.
СЛАЙД № 10
1)Неприк сновенный запас
2)К сательная линия
3)Не к сайся провода
4)Осторожно прик саться
СЛАЙД № 11
1) Расст лать ковры
2) Обж гающий ветер
3) Ст реть пятно
4) Ст ральный порошок
СЛАЙД № 12
Выполните задание «Четвертое лишнее». Проверьте себя. Получилась еще одна страничка в нашем пособии.
1)Неприкосновенный запас 2)Касательная линия 3)Не касайся провода 4)Осторожно прикасаться
1) Расстилать ковры 2) Обжигающий ветер 3) Заберешь 4) Запирать дверь
В каких корнях выбор чередующейся гласной зависит от ударения?
СЛАЙД № 13
Проверим, как вы примените правило. Выполните в рабочих листах задание
№ 4. Проверьте себя по эталону.
СЛАЙД № 14
1) Дог рающий костер
2) Южный заг р
3) Выг рел на солнце
4) Г рючее вещество
СЛАЙД № 15
Выпишите слова, в которых правописание гласной зависит от ударения.
Получилась еще одна страничка пособия.
В каких корнях выбор чередующейся гласной зависит от характера последних согласных корня?
СЛАЙД № 16
Выполните в рабочих листах задание № 5. Проверьте себя по эталону.
СЛАЙД № 17
1) Вечнозеленые р стения
2) Молодая пор сль
3) Юный возр ст
4) Выр щенный урожай
СЛАЙД № 18
Составьте самостоятельно задание «Четвертое лишнее» на данное правило.
В каких корнях выбор гласной зависит от смысла?
СЛАЙД № 19
Выполните задание № 6. Выпишите из текста слова на данное правило. Оформите следующую страницу пособия. Проверьте себя.
СЛАЙД № 20
- Этап продуктивного использования полученных знаний
Выполняем задание «В поисках чередующихся гласных».
Со страницы 13 выберите те слова, в которых есть чередование гласных, распределите их по колонкам. Будьте внимательны, чтобы не попасть в ловушку. Проверьте себя.
СЛАЙД № 21
суффикса -А- | ударения | конечной согласной корня | От смысла корня |
касаться разговора | загорелый мальчик | растущий на лугу | непромокаемый плащ |
запирать дверь | встречать зарю, | предложить книгу | Прыгать на скакалке |
проберется сквозь лес | поклон старикам | предполагать успех | Бескрайняя равнина |
убирать постель | творить добро | зелёные водоросли | Заплывать за буйки |
Какие слова вы не записали? Почему?
(Они относятся к другому правилу)
СЛАЙД № 22
«Назови одним словом», объясняя написание слова.
Стебель растения в самом начале развития из семени (росток).
Синоним слова пересказ (изложение).
Часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное).
Количество лет кого-либо (возраст).
Густо разросшиеся кустарники, деревья (заросли).
А сейчас пришло время грамматической зарядке.
(Я называю словосочетание. Если в корне «е» - дети хлопают в ладоши, если в корне «и» - дети встают, если в корне «а» - дети хлопают, если в корне «о» - дети встают).
Постелить скатерть Обжигающий ветер Стереть пятно Встал на заре Приложение кжурналу |
Посмотрите инсценировку басни И. А. Крылова «Лев на ловле» и выпишите в рабочий лист слова с чередующимися гласными. Проверьте работу.
СЛАЙД № 23
Назовите мораль этой басни.
- Рефлексия деятельности (итог урока).
Задание: вставьте пропущенные буквы, поставьте крестики в тех клетках таблицы, где в корне нужно написать определенную гласную. Проверьте себя по эталону.
О
1 | л...жится | Р...стислав | заг...реть |
2 | р...сток | з...ря | к...саться |
3 | к...снулся | выр...щенный | приск...кать |
4 | подр...сли | накл...нился | ур...вень |
5 | р...внина | пол...гать | изл...жение |
6 | к...сательная | сл...гаемое | выск...чить |
7 | р...стовщик | разг...релся | водор...сли |
И
1 | соб...рать | выт...рать | бл...стать |
2 | уст...лать | ум...реть | соч...тание |
3 | заж...гать | расст...лить | зап...реть |
4 | выч...тать | ст...рать | ут...раться |
5 | бл...стеть | зам...реть | подж...гать |
6 | разб...русь | оп...реться | зам...рать |
7 | заж...гание | выд...рать | зап...рать |
А
1 | пол...гать | оз...рение | пл...вучий |
2 | подр...сти | вым...кнуть | сл...жить |
3 | к...сание | скл...нилось | отск...чить |
4 | з...рница | изл...гать | р...стущий |
5 | Р...стов | пл...вец | ск...чок |
6 | зар...сли | накл...нить | отр...сль |
7 | р...внина | прир...внять величины | зар...стать |
1 | х | х | х |
2 | х | ||
3 | х | ||
4 | х | х | х |
5 | х | ||
6 | х | ||
7 | х | х | х |
(Результат у всех команд должен получиться одинаковый: цифра «5»).
Кому бы вы поставили «5» за урок?
- Домашнее задание (на выбор).
СЛАЙД №25
Урока время истекло.
Я вам ребята благодарна.
С корнями справились легко
И поработали ударно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Правописание безударных гласных в корне слова.
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе....
Урок русского языка в 5 классе"Правописание корней с чередованием гласных е-и"
Закрепить знания о языке ( языкознание, морфемика, орфография), тексте ( заголовок, тип речи, стиль речи, языковые средства ), правописании корней с чередованием гласных а-о; приобрести зн...
Урок русского языка в 5 классе «Правописание корней с чередующимися гласными».
Урок обобщения и закрепления изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 5 классе. Урок проводится на творческом уровне с использованием проблемного, развивающего обучения, ИКТ....
Технологическая карта урока к уроку в 5 классе «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
Цели: формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки безударных гласных в корне слова в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем. Научить обучающихся ...
Открытый урок в 5 классе "Правописание гласных в корне слова"
Методическая разработка...
Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"
Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" в технологии ТРКМ...
Русский язык. Задание. Безударные гласные в корне слов.
Русский язык. Задание. Безударные гласные в корне слов....