Обобщающий урок русского языка в 5 классе "Чередование гласных в корнях слов"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Елизарова Анна Владимировна

Урок создан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Цели: 1) повторить и систематизировать изученный материал по данной теме, проверить умения определять условия выбора гласных в корнях слов;

2) развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы,  умение видеть в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка, вырабатывать навык лингвистического анализа текста, учить работать со словом с точки зрения не только грамматической, но и функционально-семантической;

3) воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русский язык 5 класс34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме

«Чередование гласных в корне слова»

Цели: 1) повторить и систематизировать изученный материал по данной теме, проверить умения определять условия выбора гласных в корнях слов;

2) развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы,  умение видеть в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка, вырабатывать навык лингвистического анализа текста, учить работать со словом с точки зрения не только грамматической, но и функционально-семантической;

3) воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку.

Оборудование: слайдовая презентация, мини-тесты, текст басни И. А. Крылова «Лев на ловле».

СЦЕНАРИЙ УРОКА

  1. Организационный момент

- Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Приложим ум наш и уменья

И  вместе сочиним урок.

СЛАЙД № 2

Распределим обязанности…

  • Руководитель группы
  • Ответственный за оформление пособия
  • Корректор
  • Ответственный за соблюдение дисциплины
  • Комментатор

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений

А урок я начну с вопроса:

 Согласны ли вы с тем, что иметь разборчивый почерк – это одно из правил вежливости, а не допускать ошибки в речи – правило грамотного человека?

СЛАЙД № 3

Посмотрите на экран. Перед вами работа ученика. Какое впечатление на вас она производит?   

(Текст написан корявым почерком, с ошибками).

Поэтому и получается в тетради так, как об этом написано в данном стихотворении.

 

СЛАЙД № 4

Прочитаем стихотворение

Какие странные крючки

И дохлые кружочки!

Согнулись будто старички

И свесились со строчки.

Ну и толстуха буква «А»!

Ну просто как лягушка!

У «Я» свернулась голова,

У «Е» пропало ушко.

А это что за ерунда?

Четыре палки скачут.

Все наклонились кто куда,

Как наш забор на даче

Как в стихотворении высмеивается некрасивое письмо?

(Используются слова в переносном значении: «дохлые кружочки», «У «Е» пропало ушко», «У «Я» свернулась голова», яркие сравнения: «согнулись будто старички», «просто как лягушка». Они придают тексту особую выразительность.)

  1. Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности.

              На какое правило ученик допустил ошибки? Исправьте их.

СЛАЙД № 5

Сравните свой вариант с эталоном.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

СЛАЙД № 6

Запишем в тетрадях красиво, аккуратно  тему урока.

Ребята, что мы будем делать сегодня по теме урока?

Правильно, цель урока

- повторить изученный материал по данной теме,

-  выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях,

- самостоятельно находить в словах изученные орфограммы.

Мы с вами поработаем творчески и  создадим электронное пособие в помощь ученику «В мире чередующихся корней».

     У каждой группы есть заготовки будущего пособия.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

СЛАЙД № 7

 Приступим к оформлению титульного листа «В мире чередующихся корней»

  СЛАЙД № 8

Оформим 1 страницу пособия, которую  назовем «Кто командует корнями?» 

        Почему именно такое название я выбрала для нашей первой страницы? (Выбор гласной в корнях с чередованием зависит от соблюдения определенных условий).

Назовите эти условия.

(Закорневой суффикс А, место ударения в слове, конечные согласные корня,  смысл корня). 

  1. Первичное закрепление.

Дома вы должны были создать  опорную схему, своеобразный проект, отражающий условия написания букв А-О, И-Е в корнях с чередованием.

Расскажите о  чередующихся гласных в корне слова, выбор которых зависит от следующего за корнем суффикса.

СЛАЙД № 9

  1. Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону)

Выполните в рабочих листах задания № 2 и № 3. Проверьте себя по эталону.

СЛАЙД № 10 

1)Неприк сновенный запас

2)К сательная линия

3)Не к сайся провода

4)Осторожно прик саться

СЛАЙД № 11 

1) Расст лать ковры

2) Обж гающий ветер

3) Ст реть пятно

4) Ст ральный порошок

СЛАЙД № 12

  Выполните задание «Четвертое лишнее».  Проверьте себя. Получилась еще одна страничка в нашем пособии.

1)Неприкосновенный запас 2)Касательная линия 3)Не касайся провода 4)Осторожно прикасаться

1) Расстилать ковры 2) Обжигающий ветер  3) Заберешь  4) Запирать дверь

         В каких корнях выбор чередующейся гласной зависит от ударения?

СЛАЙД № 13

Проверим, как вы примените правило. Выполните в рабочих листах задание

№ 4. Проверьте себя по эталону.

СЛАЙД № 14 

1) Дог рающий костер

2) Южный заг р

3) Выг рел на солнце

4) Г рючее вещество

СЛАЙД  № 15

Выпишите слова, в которых правописание гласной зависит от ударения.

Получилась еще одна страничка пособия.

         В каких корнях выбор чередующейся гласной зависит от характера последних согласных корня?

СЛАЙД № 16

Выполните в рабочих листах задание № 5. Проверьте себя по эталону.

СЛАЙД № 17 

1) Вечнозеленые р стения

2) Молодая пор сль

3) Юный возр ст

4) Выр щенный урожай

СЛАЙД № 18

Составьте самостоятельно задание «Четвертое лишнее» на данное правило.

В каких корнях выбор гласной зависит от смысла?

СЛАЙД № 19

Выполните задание № 6. Выпишите из текста слова на данное правило. Оформите следующую страницу пособия. Проверьте себя.

СЛАЙД № 20

  1. Этап продуктивного использования полученных знаний

 

Выполняем  задание «В поисках чередующихся гласных».

 Со страницы 13 выберите те слова, в которых есть чередование гласных, распределите их по колонкам. Будьте внимательны, чтобы не попасть в ловушку. Проверьте себя.

СЛАЙД № 21

суффикса

-А-

ударения

конечной согласной корня

От смысла корня

касаться разговора

загорелый мальчик

растущий на лугу

непромокаемый плащ

запирать дверь

встречать зарю,

предложить книгу

Прыгать на скакалке

проберется сквозь лес

поклон старикам

предполагать успех

Бескрайняя равнина

убирать постель

творить добро

зелёные водоросли

Заплывать за буйки

Какие слова вы не записали? Почему?

(Они относятся к другому правилу)

СЛАЙД  № 22  

         «Назови одним словом», объясняя написание слова.  

Стебель растения в самом начале развития из семени (росток).

Синоним слова пересказ (изложение).

Часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное).

Количество лет кого-либо (возраст).

Густо разросшиеся кустарники, деревья (заросли).

         А сейчас пришло время грамматической зарядке.

 (Я называю словосочетание. Если в корне «е» - дети хлопают в ладоши, если в корне «и» - дети встают, если в корне «а» - дети хлопают, если в корне «о» - дети встают).

Постелить скатерть

Обжигающий ветер

Стереть пятно

Встал на заре

Приложение кжурналу

Посмотрите инсценировку басни И. А. Крылова «Лев на ловле» и выпишите в рабочий лист слова с чередующимися гласными. Проверьте работу.

СЛАЙД № 23 

Назовите мораль этой басни.

  1. Рефлексия деятельности (итог урока).

Задание: вставьте пропущенные буквы, поставьте крестики в тех клетках таблицы, где в корне нужно написать определенную гласную. Проверьте себя по эталону.

О

1

л...жится

Р...стислав

заг...реть

2

р...сток

з...ря

к...саться

3

к...снулся

выр...щенный

приск...кать

4

подр...сли

накл...нился

ур...вень

5

р...внина

пол...гать

изл...жение

6

к...сательная

сл...гаемое

выск...чить

7

р...стовщик

разг...релся

водор...сли

И

1

соб...рать

выт...рать

бл...стать

2

уст...лать

ум...реть

соч...тание

3

заж...гать

расст...лить

зап...реть

4

выч...тать

ст...рать

ут...раться

5

бл...стеть

зам...реть

подж...гать

6

разб...русь

оп...реться

зам...рать

7

заж...гание

выд...рать

зап...рать

А

1

пол...гать

оз...рение

пл...вучий

2

подр...сти

вым...кнуть

сл...жить

3

к...сание

скл...нилось

отск...чить

4

з...рница

изл...гать

р...стущий

5

Р...стов

пл...вец

ск...чок

6

зар...сли

накл...нить

отр...сль

7

р...внина

прир...внять величины

зар...стать

СЛАЙД № 24

1

х

х

х

2

х

3

х

4

х

х

х

5

х

6

х

7

х

х

х

(Результат у всех команд должен получиться одинаковый: цифра «5»).

  Кому бы вы поставили «5» за урок?

  1. Домашнее задание (на выбор).

СЛАЙД №25 

Урока время истекло.

Я вам ребята благодарна.

С корнями справились легко

И поработали ударно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Правописание безударных гласных в корне слова.

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе....

Урок русского языка в 5 классе"Правописание корней с чередованием гласных е-и"

Закрепить знания о языке ( языкознание, морфемика, орфография),  тексте ( заголовок, тип речи, стиль речи, языковые средства ), правописании корней с чередованием гласных а-о;  приобрести зн...

Урок русского языка в 5 классе «Правописание корней с чередующимися гласными».

Урок обобщения и закрепления изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 5 классе. Урок проводится на творческом уровне с использованием проблемного, развивающего обучения, ИКТ....

Технологическая карта урока к уроку в 5 классе «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Цели: формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки  безударных гласных в корне слова в ходе совместной деятельности и  в сотрудничестве с учителем. Научить обучающихся ...

Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" в технологии ТРКМ...

Русский язык. Задание. Безударные гласные в корне слов.

Русский язык. Задание. Безударные гласные в корне слов....