Урок русского языка в 6 классе "Чередующиеся гласные в корнях слов" (модульная технология)
опыты и эксперименты по русскому языку (6 класс) по теме

Гильманова Светлана Станиславовна

Урок обобщения и закрепления знаний построен с применением модульной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl.-urok-cheredov.-moduln._tekhnol.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщения и закрепления знаний по русскому языку в 6 классе Педагогическая технология - модульная.

          Тема: гласные в корнях с чередованием.

Цель: отработать правила и алгоритмы написания гласных в корнях с чередованием:

формировать умение учитывать лексическое значение корней при выборе гласной; закрепить теоретические и практические навыки по теме.

УЭ-0

В процессе работы над учебными элементами ученик должен:

  • знать правила написания безударных гласных в корнях с чередованием;
  • учитывать лексическое значение корней при выборе гласной;
  • уметь применять изученные теоретические сведения на практике, приводить свои примеры, обозначать орфограмму;

-    видеть эти орфограммы в тексте;

-    систематизировать полученные знания в записи;

-    развивать методический навык самоконтроля и взаимоконтроля.

УЭ-1

Проверка домашнего задания

Цель: проверить умение выбирать гласную в корнях с чередованием и обозначать условия выбора орфограммы.

1. При помощи презентации осуществляется проверка домашнего упражнения.

Руководство

Проверьте упражнение, исправьте ошибки, оцените себя: 0 ошибок - «5» баллов

1-2  - «4»

3-4  - «3»

5 и более - «0»

Если орфограммы не обозначены, снизить оценку на 1 балл.

УЭ-2

Проговор правила

Цель: проверить знание условий выбора чередующихся гласных, знание слов- исключений.

Руководство

Вспомните правила выбора гласной в корнях с чередованием. Проговорите друг другу в парах. Поставьте оценку соседу в его тетрадь (номер выполняемого задания соответствует номеру УЭ): за каждое правило - 1 балл. Максимум - 3 балла. Если прибегли к помощи справочника или учебника, оценка снижается на 1 балл.

1 вариант

2 вариант

1. -лаг/лож-

1.  -раст (ращ)/-рос

2. -гар/гор-

           2.  -кас/кос-

      3. -бир/бер-, -мир/мер-, -тир/тер-,

      -дир/дер-, -пир/пер-, -стил/стел-,

                                                   -блист/блест-, -жиг/жег-, -чит/чет-

                                 

                                                                 УЭ-3

                                               Вводный контроль

Цель: проверить умение различать слова с безударной гласной, проверяемой ударением, и с чередующейся гласной в корне.

Руководство

Выполните работу в тетради (номер задания соответствует номеру УЭ). Проверьте себя, используя ключ, исправьте ошибки, поставьте оценку: каждое найденное слово - 1 балл. Максимум - 12 баллов. ( За каждое неправильно найденное слово вычесть 1 балл. Если орфограммы не обозначены, вычесть половину набранных баллов.)

  1.  Работа с текстом: прослушайте текст, определите его тему и идею.

     Май - пора погожих солнечных дней. Тепло и свет пробуждают растительность. Отрастают, густеют травы. В начале мая зацветают тополь, клен, береза, за ними – ива. Прилетают глашатаи тепла - ласточки.

     Любители соловьиного пения наслаждаются песнями пернатого. Зеленой сценой соловей выбирает себе ивняковые заросли, иногда располагается в садах. Замерев от восторга, прохожие слушают трели соловья.

     В мае полезно загорать: солнечные лучи ласково прикасаются ко всему живому.

  1.  Задание: заполните таблицу примерами из текста, в словах каждого столбика обозначьте орфограмму, подберите проверочные слова, если это возможно.

I        2

Слова с чередующейся        Глаголы с безударной гласной,

гласной в корне слова        проверяемой ударением

Используйте алгоритм рассуждения:

А. Нахожу корень слова

Б. Ставлю ударение.

В. Если корень безударный, смотрю, нет ли чередования гласных.

Г. Определяю часть речи.

Д. Выделяю корень слова в глаголах.

  1.  Ответьте на вопрос: почему нельзя проверить правописание слов первого столбика?

УЭ-4

Выполнение упражнений

     Цель: формировать умение учитывать лексическое значение корней.

Руководство

     Упражнение выполните в тетради. Проверьте себя, используя ключ, оцените работу: за каждое правильно найденное слово - 0,5 балла; за неправильно найденное слово вычесть 1 балл; за дополнительное задание - 2 балла; ответ на вопрос - 2 балла. Максимум - 13 баллов.

Образец выполнения:

  1.  вода, водяной, подводник;
  2.  водитель, водить, заводила и т.д.

     1. Найдите и выпишите однокоренные слова (учитывайте лексическое значение слова).

1) Девичья коса, куриная косточка, коснуться мяча, касаться земли, кит касатка, скосить сено, прикосновение руки, покосившийся дом, острая коса.

Дополнительное задание: выписать словосочетания, где есть слова-омонимы.

1) Гора, загорать, горе, горел, пригорок, пригореть, пригорюниться, горец, огорчение, огарок, загорелый, горький, горчица.

Ответьте на вопрос: каково основное лексическое значение слов с корнем -кос-/-кас-,

 -гор-/-гар- (устно)?

УЭ-5

Выполнение упражнений

Цель: отработать навык правописания гласных в корне -кос-/-кас-.

Руководство

Задания        выполнить в тетради.         Проверить и оценить работу друг друга в парах

или самостоятельно, используя ключи:             0 ошибок - «5» баллов

1 ош. - «4»

                                                                                     2-3 ош. - «3»

4 и более - «0»

Упражнение и тест оценивать отдельно. За каждое самостоятельно составленное предложение - 1 балл.

  1.  Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора гласной. В работе используйте алгоритм рассуждения: пишется корень -кас-, если в слове есть суффикс -а-; если в слове нет суффикса -а-, пишется корень -кос-.

Прик.. .сновенне, подл.. .жить, сл.. .гаемое, разл.. .гать, отр.. .сль, сл.. .жение, р.. .сток,

прик.. .саться, разл...жить, разр.. .слись, к.. .снуться, прил.. гается, нар.. щение, прик.. .сание,   сл.. жить, выр.. .сли, к.. .сание, прил.. .гательное, к.. .сательная.

  1. Составьте 1 -3 предложения, употребив однокоренные слова с чередованием гласных в корнях -кос-/-кас-.

3.  Тест: о-а в корнях с чередующимися гласными. Запишите только гласную корня.

Образец выполнения: 1. о о а

        2. а а о  и т.д.

(Желательно, чтобы ученики выполнили тестовое задание, воспринимая слова на слух)

  1. Р. .стительный, водор...сли, пол.. .жение;
  2. К.. .саться, прик . .сновение, отр., .сль;
  3. К.. .снуться, выр.. .сла, отл.. .жить;
  4. Р.. .сти, сл.. .гать, распол.. .жение;
  5. Р.. .сток, предло.. .жить, распол.. .гаться;
  6. Разр.. .слись, к.. .сательная, неприк.. .сновенный.

УЭ-6

Выполнение упражнений

Цель: отработать навык правописания гласных в корне -гор-/-гар-.

Руководство

Такое же, как в УЭ-5

  1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора гласной. В работе используйте алгоритм рассуждения: найдите корень, поставьте ударение, в

безударном положении пишите корень -гор-, а под ударением -гap- (запомните слово «выгарки» - исключение из правила).

Заг…р, сг.. .рели, подг.. .ревшим, дог.. .рает, наг.. р, разг.. .рается, обг.. .рели, уг.. .р,

перег.. .рают, заг.. .релый.

  1.  Составьте 1-3 предложения, используйте слова с чередованием гласных в корне

-гор-/-гар-.

  1.  Тест: найдите в каждой строчке лишнее слово и запишите его в тетрадь.
  1. Горько, прогореть, горчица, горчит.
  2. Сложить, ложный, слагаемый, прилагательное.
  3. Косить, коса, прикосновение, косит (траву).
  4. Пригорок, пригореть, горец, горы.
  5. Горе, пригорюниться, загоревать, загореться.
  6. Прикасаться, косовица, коснуться, прикосновение.
  7. Косолапый, коснуться, косая (линия), покосившийся.

                 УЭ-7

           Выполнение упражнений

Цель: систематизировать полученные знания и навыки правописания безударных чередующихся гласных корня.

Руководство

Выполните работу в тетради. Проверьте, используя ключ, оцените себя: за каждое правильно найденное слово - 1 балл, за неправильно найденное слово вычесть 1 балл. Максимум - 8 баллов.

1. Задание: из текста выпишите слова с чередующимися гласными в корне в три столбика:

  1.  правописание гласной зависит от суффикса;

Б)      правописание гласной зависит от последующей согласной корня;

  1.  правописание гласной зависит от ударения.

Леса в Мещере разбойничьи, глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, проб.. .раться сквозь зар., .сли кустов, по дорогам к дальн.. .му озеру. Я люблю лесные сум.. .рки, когда

ст.. .лется туман, в траве г.. .рят светлячки. Закат т.. жело пылает на кронах деревьев, з.. .лотит их старинной поз.. .лотой. Последний луч солнца еще к.. .сается их в.. .рхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. На западе еще тлеет зорька, а в зар.. .елях волчьих ягод кричит выпь. Вот и озеро. Здесь под березой распол. .жились знакомые рыбаки. Их лиц я еще не вижу из-за дыма костра, который то разг .. рается, то гаснет.

УЭ-8

Дополнительное задание (при наличии времени)

Цель: формировать умение творчески применять полученные знания и умения в более сложной ситуации.

Руководство

Выполни задание, проверь, поставь оценку по 5-тибалльной системе.

  1.  Задание из брошюры Т. Шкляровой «Найди ошибку».

       УЭ-9

      Итоговый контроль

Цель: диагностировать сформированность навыка правописания гласной в корнях с

чередованием.

Руководство

Работа выполняется на отдельных листах. Проверяет учитель.

  1. Диктант

УЭ-10

Итог урока

Подсчитайте в тетради общее количество баллов, оцените результаты своей работы на уроке:

А) 60 и более - я все понял(а), могу этот материал объяснить другому;

Б) 59 - 55                - я сам(а) все понял(а), но объяснить другому не берусь;

В) 54 - 50               -для полного понимания мне нужно повторить тему.

Домашнее задание:

1. Если у вас получился результат под буквами А и Б, то упр. …

2. Если у вас получился результат под буквой В, то упр. …

Спасибо всем за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием ИКТ и технологии процессуального мониторинга на тему "Орфограммы гласные и согласные"

Данный урок разработан в соответствии с программой по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской (Москва, "Дрофа", 2001).Тема урока: "Орфограммы гласные и согласные (повторение изученного в началь...

Русский язык. Правописание безударных гласных в корне слова.

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе....

Урок русского языка в 5 классе"Правописание корней с чередованием гласных е-и"

Закрепить знания о языке ( языкознание, морфемика, орфография),  тексте ( заголовок, тип речи, стиль речи, языковые средства ), правописании корней с чередованием гласных а-о;  приобрести зн...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок русского языка в 5 классе «Правописание корней с чередующимися гласными».

Урок обобщения и закрепления изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 5 классе. Урок проводится на творческом уровне с использованием проблемного, развивающего обучения, ИКТ....

Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" в технологии ТРКМ...

Русский язык. Задание. Безударные гласные в корне слов.

Русский язык. Задание. Безударные гласные в корне слов....