Урок русского языка в 6 классе "Чередующиеся гласные в корнях слов" (модульная технология)
опыты и эксперименты по русскому языку (6 класс) по теме
Урок обобщения и закрепления знаний построен с применением модульной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl.-urok-cheredov.-moduln._tekhnol.docx | 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обобщения и закрепления знаний по русскому языку в 6 классе Педагогическая технология - модульная.
Тема: гласные в корнях с чередованием.
Цель: отработать правила и алгоритмы написания гласных в корнях с чередованием:
формировать умение учитывать лексическое значение корней при выборе гласной; закрепить теоретические и практические навыки по теме.
УЭ-0
В процессе работы над учебными элементами ученик должен:
- знать правила написания безударных гласных в корнях с чередованием;
- учитывать лексическое значение корней при выборе гласной;
- уметь применять изученные теоретические сведения на практике, приводить свои примеры, обозначать орфограмму;
- видеть эти орфограммы в тексте;
- систематизировать полученные знания в записи;
- развивать методический навык самоконтроля и взаимоконтроля.
УЭ-1
Проверка домашнего задания
Цель: проверить умение выбирать гласную в корнях с чередованием и обозначать условия выбора орфограммы.
1. При помощи презентации осуществляется проверка домашнего упражнения.
Руководство
Проверьте упражнение, исправьте ошибки, оцените себя: 0 ошибок - «5» баллов
1-2 - «4»
3-4 - «3»
5 и более - «0»
Если орфограммы не обозначены, снизить оценку на 1 балл.
УЭ-2
Проговор правила
Цель: проверить знание условий выбора чередующихся гласных, знание слов- исключений.
Руководство
Вспомните правила выбора гласной в корнях с чередованием. Проговорите друг другу в парах. Поставьте оценку соседу в его тетрадь (номер выполняемого задания соответствует номеру УЭ): за каждое правило - 1 балл. Максимум - 3 балла. Если прибегли к помощи справочника или учебника, оценка снижается на 1 балл.
1 вариант | 2 вариант |
1. -лаг/лож- | 1. -раст (ращ)/-рос |
2. -гар/гор- | 2. -кас/кос- |
3. -бир/бер-, -мир/мер-, -тир/тер-, -дир/дер-, -пир/пер-, -стил/стел-, -блист/блест-, -жиг/жег-, -чит/чет- |
УЭ-3
Вводный контроль
Цель: проверить умение различать слова с безударной гласной, проверяемой ударением, и с чередующейся гласной в корне.
Руководство
Выполните работу в тетради (номер задания соответствует номеру УЭ). Проверьте себя, используя ключ, исправьте ошибки, поставьте оценку: каждое найденное слово - 1 балл. Максимум - 12 баллов. ( За каждое неправильно найденное слово вычесть 1 балл. Если орфограммы не обозначены, вычесть половину набранных баллов.)
- Работа с текстом: прослушайте текст, определите его тему и идею.
Май - пора погожих солнечных дней. Тепло и свет пробуждают растительность. Отрастают, густеют травы. В начале мая зацветают тополь, клен, береза, за ними – ива. Прилетают глашатаи тепла - ласточки.
Любители соловьиного пения наслаждаются песнями пернатого. Зеленой сценой соловей выбирает себе ивняковые заросли, иногда располагается в садах. Замерев от восторга, прохожие слушают трели соловья.
В мае полезно загорать: солнечные лучи ласково прикасаются ко всему живому.
- Задание: заполните таблицу примерами из текста, в словах каждого столбика обозначьте орфограмму, подберите проверочные слова, если это возможно.
Слова с чередующейся Глаголы с безударной гласной,
гласной в корне слова проверяемой ударением
Используйте алгоритм рассуждения:
А. Нахожу корень слова
Б. Ставлю ударение.
В. Если корень безударный, смотрю, нет ли чередования гласных.
Г. Определяю часть речи.
Д. Выделяю корень слова в глаголах.
- Ответьте на вопрос: почему нельзя проверить правописание слов первого столбика?
УЭ-4
Выполнение упражнений
Цель: формировать умение учитывать лексическое значение корней.
Руководство
Упражнение выполните в тетради. Проверьте себя, используя ключ, оцените работу: за каждое правильно найденное слово - 0,5 балла; за неправильно найденное слово вычесть 1 балл; за дополнительное задание - 2 балла; ответ на вопрос - 2 балла. Максимум - 13 баллов.
Образец выполнения:
- вода, водяной, подводник;
- водитель, водить, заводила и т.д.
1. Найдите и выпишите однокоренные слова (учитывайте лексическое значение слова).
1) Девичья коса, куриная косточка, коснуться мяча, касаться земли, кит касатка, скосить сено, прикосновение руки, покосившийся дом, острая коса.
Дополнительное задание: выписать словосочетания, где есть слова-омонимы.
1) Гора, загорать, горе, горел, пригорок, пригореть, пригорюниться, горец, огорчение, огарок, загорелый, горький, горчица.
Ответьте на вопрос: каково основное лексическое значение слов с корнем -кос-/-кас-,
-гор-/-гар- (устно)?
УЭ-5
Выполнение упражнений
Цель: отработать навык правописания гласных в корне -кос-/-кас-.
Руководство
Задания выполнить в тетради. Проверить и оценить работу друг друга в парах
или самостоятельно, используя ключи: 0 ошибок - «5» баллов
1 ош. - «4»
2-3 ош. - «3»
4 и более - «0»
Упражнение и тест оценивать отдельно. За каждое самостоятельно составленное предложение - 1 балл.
- Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора гласной. В работе используйте алгоритм рассуждения: пишется корень -кас-, если в слове есть суффикс -а-; если в слове нет суффикса -а-, пишется корень -кос-.
Прик.. .сновенне, подл.. .жить, сл.. .гаемое, разл.. .гать, отр.. .сль, сл.. .жение, р.. .сток,
прик.. .саться, разл...жить, разр.. .слись, к.. .снуться, прил.. гается, нар.. щение, прик.. .сание, сл.. жить, выр.. .сли, к.. .сание, прил.. .гательное, к.. .сательная.
- Составьте 1 -3 предложения, употребив однокоренные слова с чередованием гласных в корнях -кос-/-кас-.
3. Тест: о-а в корнях с чередующимися гласными. Запишите только гласную корня.
Образец выполнения: 1. о о а
2. а а о и т.д.
(Желательно, чтобы ученики выполнили тестовое задание, воспринимая слова на слух)
- Р. .стительный, водор...сли, пол.. .жение;
- К.. .саться, прик . .сновение, отр., .сль;
- К.. .снуться, выр.. .сла, отл.. .жить;
- Р.. .сти, сл.. .гать, распол.. .жение;
- Р.. .сток, предло.. .жить, распол.. .гаться;
- Разр.. .слись, к.. .сательная, неприк.. .сновенный.
УЭ-6
Выполнение упражнений
Цель: отработать навык правописания гласных в корне -гор-/-гар-.
Руководство
Такое же, как в УЭ-5
- Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора гласной. В работе используйте алгоритм рассуждения: найдите корень, поставьте ударение, в
безударном положении пишите корень -гор-, а под ударением -гap- (запомните слово «выгарки» - исключение из правила).
Заг…р, сг.. .рели, подг.. .ревшим, дог.. .рает, наг.. р, разг.. .рается, обг.. .рели, уг.. .р,
перег.. .рают, заг.. .релый.
- Составьте 1-3 предложения, используйте слова с чередованием гласных в корне
-гор-/-гар-.
- Тест: найдите в каждой строчке лишнее слово и запишите его в тетрадь.
- Горько, прогореть, горчица, горчит.
- Сложить, ложный, слагаемый, прилагательное.
- Косить, коса, прикосновение, косит (траву).
- Пригорок, пригореть, горец, горы.
- Горе, пригорюниться, загоревать, загореться.
- Прикасаться, косовица, коснуться, прикосновение.
- Косолапый, коснуться, косая (линия), покосившийся.
УЭ-7
Выполнение упражнений
Цель: систематизировать полученные знания и навыки правописания безударных чередующихся гласных корня.
Руководство
Выполните работу в тетради. Проверьте, используя ключ, оцените себя: за каждое правильно найденное слово - 1 балл, за неправильно найденное слово вычесть 1 балл. Максимум - 8 баллов.
1. Задание: из текста выпишите слова с чередующимися гласными в корне в три столбика:
- правописание гласной зависит от суффикса;
Б) правописание гласной зависит от последующей согласной корня;
- правописание гласной зависит от ударения.
Леса в Мещере разбойничьи, глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, проб.. .раться сквозь зар., .сли кустов, по дорогам к дальн.. .му озеру. Я люблю лесные сум.. .рки, когда
ст.. .лется туман, в траве г.. .рят светлячки. Закат т.. жело пылает на кронах деревьев, з.. .лотит их старинной поз.. .лотой. Последний луч солнца еще к.. .сается их в.. .рхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. На западе еще тлеет зорька, а в зар.. .елях волчьих ягод кричит выпь. Вот и озеро. Здесь под березой распол. .жились знакомые рыбаки. Их лиц я еще не вижу из-за дыма костра, который то разг .. рается, то гаснет.
УЭ-8
Дополнительное задание (при наличии времени)
Цель: формировать умение творчески применять полученные знания и умения в более сложной ситуации.
Руководство
Выполни задание, проверь, поставь оценку по 5-тибалльной системе.
- Задание из брошюры Т. Шкляровой «Найди ошибку».
УЭ-9
Итоговый контроль
Цель: диагностировать сформированность навыка правописания гласной в корнях с
чередованием.
Руководство
Работа выполняется на отдельных листах. Проверяет учитель.
- Диктант
УЭ-10
Итог урока
Подсчитайте в тетради общее количество баллов, оцените результаты своей работы на уроке:
А) 60 и более - я все понял(а), могу этот материал объяснить другому;
Б) 59 - 55 - я сам(а) все понял(а), но объяснить другому не берусь;
В) 54 - 50 -для полного понимания мне нужно повторить тему.
Домашнее задание:
1. Если у вас получился результат под буквами А и Б, то упр. …
2. Если у вас получился результат под буквой В, то упр. …
Спасибо всем за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием ИКТ и технологии процессуального мониторинга на тему "Орфограммы гласные и согласные"
Данный урок разработан в соответствии с программой по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской (Москва, "Дрофа", 2001).Тема урока: "Орфограммы гласные и согласные (повторение изученного в началь...
Русский язык. Правописание безударных гласных в корне слова.
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе....
Урок русского языка в 5 классе"Правописание корней с чередованием гласных е-и"
Закрепить знания о языке ( языкознание, морфемика, орфография), тексте ( заголовок, тип речи, стиль речи, языковые средства ), правописании корней с чередованием гласных а-о; приобрести зн...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Урок русского языка в 5 классе «Правописание корней с чередующимися гласными».
Урок обобщения и закрепления изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 5 классе. Урок проводится на творческом уровне с использованием проблемного, развивающего обучения, ИКТ....
Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"
Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" в технологии ТРКМ...
Русский язык. Задание. Безударные гласные в корне слов.
Русский язык. Задание. Безударные гласные в корне слов....