клоуз - тесты
учебно-методический материал по русскому языку
Работа с клоуз-тестом методически предполагает выход на подготовку учащихся к экзаменационному сочинению-рассуждению. Главное в данном случае - через клоуз-тест выявить основную мысль автора и вступить с ним в свой диалог, что и предполагают основные критерии оценки сочинения ЕГЭ (часть С).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klouz-_testy.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕСТ № 1
5 мая 1907 г. Какие чудеса там, в глубине природы, из которой я вышел. Никакая наука не может открыть той … , которая вскрывается от воспоминания детства и любви.
Нужно только испытать сильное горе, нужно почти умереть. И вот совершается рождение. Неведомые силы посылают утешение и великую радость.
Круг. Как вернуть свои переживания в природу? Как раскрыть их во всю стихийную ширь? Как сочетать то, что было, и то, что есть теперь, как одно претворить в другое, как слить это? В природе совершается великий … . Это простой, но таинственный … . Простой для всего мира, но … для каждого в миру.
… примеры… Но никто не знает про себя, не проследит: где он начался и где он кончится. Каждый вступает в … круг и снова проходит то, что миллионы прошли…
Мои переживания, … , обыкновенны… Но именно этой-то обыкновенностью я и дорожу. Я хочу выделить из себя то, что весь мир переживает. Я хочу сказать, что когда я любил, то одновременно со мной тысячи таких же, как я, и людей, и растений, и животных совершали этот … ... Я хочу сказать, что все их дыхания, тревожные, как их мысли и чувства я сливал в себе… Я был велик, как мир. Это я хочу сказать…
И еще хочу сказать: как я мал был, когда оторвался от всего… Как я «маленький» цеплялся за росяной куст, за солнечный луч… Как я сходил с ума. И как из-под низу то, что плотное и прочное, исчезло и я остался на воздухе и стал учиться летать… Великий … завершен. ##
182 слова
Карта текста
1. Вопросы на восприятие текста:
а) определите тему текста;
б) сформулируйте главный тезис отрывка.
2. Пропущенные слова: тайны, круговорот, круг, таинственный, кругом, таинственный, вероятно, круг, круг.
3. Методические рекомендации: тест рекомендуется для работы в 8-9 классах на начальном этапе обучения.
4. Языковой анализ текста (с восстановленными словами):
- как вы понимаете выражение «Я был велик, как мир»?
- почему в тексте так много раз повторяется местоимение первого лица?
- объясните смысловую нагрузку лексических повторов;
- объясните роль многоточия в отрывке.
ТЕСТ № 2
5 сентября 1936г . Прошло тяжелое жаркое лето. Углубляясь в себя, и в этом мне хорошо, и кажется, что вот не надо бы и сходить с этих рельс.
Среди пряных запахов в осеннем лесу есть такой … , что, схватив его на ходу, начинаешь непременно искать повторения. Бывает, нападешь, и опять обдаст тебя всего … , но сейчас же опять потеряешь, и так источника этого … и не … , как будто кто-то надел шапку-невидимку и с тобой играет…
Однажды пошел я на охоту за грибами и рябчиками, но, увидев на земле … осиновые листья в росе, стал собирать их и так набил полный рюкзак опавшими листьями. Так и вся моя охота, о которой я столько написал охотничьих рассказов, по существу своему есть охота за своими … листьями. ##
- слов
Карта текста
1. Вопросы на восприятие текста:
- что особенно любил писатель в охоте?
- каким авторским настроением пронизана дневниковая запись?
2. Пропущенные слова: аромат, ароматом, очарования, найдешь, разноцветные, опавшими.
3. Методические рекомендации: тест проводится в 7-8 классах на начальном этапе обучения.
4. Вопросы к языковому анализу текста:
- объясните ЛЗ слова «охота»; в каких значениях употребляется Пришвиным в этом отрывке;
- (если не восстановлено было в тесте 3-е слово, его нужно восстановить учителю, предварительно проанализировав все варианты учащихся). В какие смысловые отношения вступают в тексте 1, 2, 3 пропущенные слова? (контекстные синонимы);
- найдите деепричастные обороты, объясните их роль в тексте;
- найдите и охарактеризуйте причастие.
ТЕСТ № 3
29 ноября 1937г. В лесу очень тихо и так, что только не тает. Деревья окружены снегом, ели повесели громадные … лапы, березы склонились и некоторые вовсе наклонились к земле арками. В этой … снежные фигуры стали выразительны, что странно становится, - отчего же это они ничего не могут друг другу сказать. И когда снег стал лететь, то было так … , что казалось, будто слышишь … снежинок, как … между странными фигурами.
Культура – это есть та атмосфера, в которой живут, которая связывает высокоразвитых людей…
Культура – это есть творческая связь между людьми… и если автомобиль и самолет служат для такой связи, то они являются агентами культуры. ##
79 слов
Карта текста
- Вопрос на восприятие текста:
- к какому типу текста относится отрывок: описание или рассуждение?
2. Пропущенные слова: снежные, тишине, тихо, шепот, разговор.
3. Методические рекомендации: тест проводится в 7-8 классе на среднем этапе обучения.
4. Вопросы к языковому анализу текста:
- как соотносятся в рассуждении автора понятия «культура», «люди», «агенты культуры» и «деревья», «шепот снежинок», «разговор между фигурами»?
- как вы понимаете, что такое культура?
- определите, к какой части речи относятся краткие морфологические формы?
- объясните постановку тире в последних двух предложениях.
ТЕСТ № 4
8 октября 1951г.
Я стою и расту – я … .
Я стою, и расту, и хожу – я … .
Я стою, и расту, и хожу, и мыслю - я … .
Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля.
Опираясь на … , я поднимаюсь: и надо мною небо, все небо мое. И начинается симфония Бетховена, и тема ее: все … - мое. ##
43 слова
Карта текста
- Вопросы на восприятие текста:
- какие смысловые части можно выделить в тексте?
- как вы сформулируете главную мысль писателя?
2. Пропущенные слова: растение, животное, человек, землю, небо.
3. Методические рекомендации: тест проводится в 8-9 классе на среднем этапе обучения.
4. Вопросы к языковому анализу текста:
- как вы объясните ассоциации писателя своих чувств с симфонией Бетховена?
- какой художественный прием использует Пришвин? (лингвистический повтор, градация, анафора);
- почему каждое из первых четырех предложений Пришвин пишет с красной строки?
- объясните постановку знаков препинания в тексте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление. Коммуникативно-деятельностный подход Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций
Сферы применения клоуз-теста, построенного на основе ключевых слов, - это предмет «Русский язык», предмет «Литература», интегрированные курсы (в том числе в рамках спецкурсов, факультативов, элективны...
Презентация к выступлению на семинаре. Коммуникативно-деятельностный подход Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций
Презентация к материалам выступления на районном семинаре учителей русского языка и литературы....
Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы.
В докладе описана работа с клоуз-тестом на уроках русского языка....
Обучающие клоуз- тесты
Данные тексты предназначены для начального этапа обучения работе с клоуз-тестами...
Клоуз- тест по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Предлагаемый тест обеспечивает возможность быстро и объективно оценить знание текста изучаемого произведения. Данный контроль может осуществляться с применением ИКТ....
Клоуз-тест как индикатор развитости языковой догадки. Урок литературы в 5 классе Г.Х.Андерсен "Русалочка"
Клоуз-тест как индикатор развитости языковой догадки....
Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»
Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»...