Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»
методическая разработка на тему
Мастер-класс
«Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»
I. Теоретическая часть.
Что понимается под клоуз-тестом? Клоуз-тест был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором. Как правило, используется в методике преподавания иностранных языков. Клоуз-тест на уроках русского языка позволяет формировать очень важные компетенции: коммуникативное и контекстное мышление.
В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз-тест - вставить эти компоненты.
Главная цель работы с клоуз-тестом связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами. Поэтому обязательным условием формата клоуз-теста явились пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно исходя из смысловой организации текста. При этом формальная и смысловая стороны текста понимаются как единство двух процессов - смысло- и текстообразования. Круг материала составляют такие тексты, которые позволяют работать с двумя сторонами ключевых слов - свойством повторяемости (вариативного повтора) и свойством концептуальности, то есть выражения главного, концептуально значимого смысла текста.
Дополнительные (неключевые) слова выступают в клоуз-тестах в качестве материала для дополнительной языковой работы с текстом.
Таким образом, клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов, обеспечивает развитие контекстного мышления, способности понимания текста и коммуникативной способности (диалог «автор – читатель», «ученик – ученик»). Контекстное мышление – способность «видеть» (воспринимать, анализировать, понимать и создавать) слово в контексте смысла ситуации или текста: в отношениях и связях с другими словами текста и компонентами коммуникативной ситуации – кто, что, кому, зачем и почему говорит; способность выбирать знак на основе его обусловленности смыслом данного конкретного контекста / ситуации.
Клоуз-тест - это не только способ обучения текстовой деятельности в рамках филологических дисциплин, но и способ формирования таких ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как:
ü способность чтения и понимания текста, умение обрабатывать информацию
(сжатие текста до ключевых слов, развёртывание по ключевым словам),
ü информационная компетенция,
ü коммуникативные способности и умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор - читатель»), восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней, сопоставление разных версий (диалог «ученик - ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста (коммуникативная компетенция).
В какой учебной ситуации может использоваться клоуз-тест? а) на уроке русского языка:
- при обучении изложению (например, при подготовке к его написанию);
- как подготовительная работа с текстом перед сочинением-рассуждением, при обучении его написанию;
- при обучении чтению и пониманию текстов разных типов;
- при подготовке к ЕГЭ и ГИА: части В, С (от клоуз-теста к сочинению-размышлению);
- при изучении тем «Лексика», «Текст», «Средства связи в тексте»,
«Типы текста», многих тем по развитию речи, при изучении тем по стилистике и др; - как предварительная работа с языковым анализом текста: дети сначала вникают в смысл текста, а потом переходят к грамматике, орфографии, синтаксису, пунктуации, к комплексному анализу текста;
- при изучении нового материала, при проведении обобщающих уроков, на первых вводных уроках в начале года, при повторении; в) при диагностике…
- контекстного мышления и коммуникативных навыков,
- читательского и «писательского» уровня у учеников,
- умения устанавливать внутритекстовые связи,
- способности понимания текста, его смысла,
- понимания смысловой, композиционной целостности текста,
- затруднений учащегося (в грамматике, лексической сочетаемости, в работе с текстовым смыслом - какой тип затруднения испытывает учащийся).
Главным условием построения качественного клоуз-теста является то, что пропущенное слово обязательно можно найти из контекста. Не угадать, а именно найти, опираясь на контекст, зная законы построения текста, законы функционирования ключевых слов.
Сначала предлагается вопрос на первичное восприятие общего смысла текста с пропусками. Этот вопрос задаётся на этапе перед заполнением пропусков. Такой вопрос, с одной стороны, заставляет ребят увидеть главное в тексте, уловить наиболее общее, невзирая на пропуски. С другой стороны, для учителя это диагностический вопрос: если дети на него отвечают, то можно приступать к заполнению пропусков. Часто это вопрос об основной мысли, теме текста, задание на подбор заголовка.
Какова технология работы с тестом?
• Чтение текста с пропусками с целью понимания смысла текста (Зачем автор разворачивает текст?).
• Вопрос (задание) на первичное восприятие текста с пропусками и диагностику понимания основного смысла текста.
• Индивидуальное выполнение клоуз-теста (отводится ограниченное время).
• Фиксация возникающих в классе вариантов (письменно, таблица: Мои версии.
Версии моих одноклассников. Авторская версия).
• Обсуждение критериев подстановки слов и версий по заполнению пропусков (углубление понимания смысла текста; разграничение подходящих вариантов и вариантов, противоречащих смыслу текста; углубление понимания того, как подбирать слово).
• Фиксация результатов работы. Оценка, самооценка результатов работы. Сравнение с авторским вариантом.
• Чтение текста без пропусков.
• Вопросы (задания), направленные на анализ языковых средств.
• Рефлексия деятельности: предметная (Что удалось понять?), операциональная (Как, с помощью каких средств это удалось понять?), личностная (Что я понял о себе как о читателе? как об обучающемся? как о коммуниканте?).
Клоуз-тесты могут быть обучающие и диагностические.
Диагностический клоуз-тест возможно проводить только после систематической работы обучающего характера. Регулярность совместной, обучающей работы с клоузтестом - примерно 1 раз в 2 недели в течение 3-4 мес. В результате такой работы дети знают признаки ключевых слов, понимают критерии оценки версий по вставке слов, умеют выдвигать и объяснять свою версию по вставке слова, умеют принимать чужую версию, сопоставлять разные версии, умеют различать среди пропусков ключевые слова и неключевые, умеют отвечать на вопрос об основном смысле текста по тексту с пропусками. Если такое обучение состоялось, можно проводить диагностику.
В качестве обучающего момента необходимо использовать памятку по выполнению клоуз-теста.
Памятка (для учащихся)
§ Прочитай весь текст (в том числе название и имя автора). Озаглавь его (если у текста есть заголовок, расшифруй его для себя, подумай, почему текст так назван?).
§ Восстанавливая пропущенное слово, имейте в виду, что пропущенное слово, как правило, - ключевое, то есть важное для понимания смысла всего текста, его главной мысли, оно находится во взаимосвязи с другими словами текста.
§ Работа с ближним и дальним контекстом поможет восстановить слово, для этого необходимо постоянно перечитывать текст. Ключевое слово может повторяться в различных вариантах.
§ Подобранное слово должно «вписаться» в предложение не только по смыслу, но и грамматически.
§ С помощью стрелок покажите смысловые отношения между словами, которые помогли восстановить вам пропущенное слово.
§ Если работа делается совместно или проверяется в классе, вступайте в диалог с другими читателями.
При работе с клоуз-тестом очень важно выдерживать принцип от простого к сложному. Начинать можно с тестов, в основе которых одно - два высказывания, то есть очень короткий текст. Затем постепенно увеличивать объём.
Дети, обученные работе с клоуз-тестом, успешно применяют имеющиеся навыки в других ситуациях текстовой деятельности, например, при написании изложения: слушая текст, они фиксируют ключевые слова, фрагменты текста, а затем именно по ним восстанавливают текст. Поэтому клоуз-тест эффективен как способ подготовки к изложению, сочинению.
О критериях оценки
При выполнении клоуз-теста предметом оценки является умение ребёнка встраиваться в текстовую (авторскую) концепцию и подбирать слова, не противоречащие
1) грамматике (умение работать с ближайшим от пропуска контекстом – встраиваться в словосочетание и предложение),
2) логике (умение работать с контекстом соседних предложений),
3) текстовому смыслу (умение работать со смыслом текста в целом, понимать авторский замысел, концепцию текста).
При этом каждое из вставленных ребенком слов может показывать противоречивость / непротиворечивость вставки по каждой из этих трех позиций. В результате определяется та или иная степень соответствия вставленных слов тексту.
Таким образом, в оценку входит соотнесенность трех уровней соответствия:
1. Соответствие / несоответствие ближайшему контексту (словосочетание, предложение) – как правило, это грамматический параметр вставки.
2. Соответствие / несоответствие контексту соседних предложений – как правило, это лексический, логико-смысловой параметр вставки.
3. Соответствие / несоответствие смыслу целого текста, авторской концепции.
Каждое слово оценивается из 5 баллов. Максимум (5 баллов) ставится, если слово не противоречит авторской концепции, всем трем названным позициям.
Баллы снимаются:
- если слово не соответствует авторской концепции - снимается 2 балла;
- если слово лексически и логически не соответствует смыслу соседних предложений – снимается 1 балл;
- если слово не соответствует ближайшему контексту (словосочетание, предложение) – снимается 1 балл;
Работа над клоуз-тестом прошла на уроке успешно, если:
ü ученики обосновывают выбор слова, опираясь на текст, на смысл текста;
ü была возможность каждому учащемуся доказать свой вариант вставки; учитель мотивировал каждого ученика на работу;
ü дети понимают замысел автора и готовы вступить с ним в диалог; состоялся диалог на основе прочитанного;
ü ребята заинтересовались работой с текстом, самим текстом (тема, проблема текста близка и интересна учащимся); идёт активная работа со стороны учащихся; был высокий уровень учебной мотивации;
ü варианты вставленных слов были разнообразны, оригинальны (не менее интересны, чем авторский вариант) и стали основой для обсуждения;
ü к концу работы с текстом учащиеся поняли смысл текста более глубоко, чем в начале;
ü возможно продолжение разговора по содержанию текста; ü -учащиеся смогли оценить себя как читателей; сделан анализ после проведения теста; произошло движение вперёд в освоении клоуз-теста;
ü учащиеся смогли сформулировать собственную позицию по проблеме текста;
ü работа принесла удовлетворение всем участникам учебного процесса (учитель тоже продвинулся в понимании и смысла текста, и законов его устройства, и себя как читателя);
ü работа над клоуз-тестом не стала самоцелью, а была подчинена какой-либо учебной задаче; работа с текстом помогла достигнуть цели, поставленной в зависимости от учебной ситуации;
ü больше половины класса справились с работой;
ü работа по конкретному тесту включена в контекст систематической работы.
Хочется поделиться опытом работы с клоуз-тестом на уроках русского языка.
II. Практическая часть
Данный тест рекомендуется использовать на начальном этапе знакомства с клоузтестом в 5-6 классах. Материалы адресованы учащимся, изучающим в курсе русского языка раздел «Словообразование», а также могут использоваться в старших классах на факультативных занятиях по проблемам авторского словообразования – словотворчества. Попутное повторение пунктуации и орфографии (правописание приставок, изменяемых и неизменяемых на письме). Этот тест предназначен для учащихся 5 класса при изучении раздела «Лексика».
Шаги по работе с клоуз-тестом 1. Знакомство с понятием «клоуз-тест»
Перед тем, как раздать тесты, познакомим учащихся со значением слова «клоузтест»; автором методики использования «клоуз-теста» в обучении иностранным языкам - американским ученым Тейлором. Объясняется, как нужно восстанавливать пропущенное слово (которое чаще всего ключевое), – чтобы оно находилось во взаимосвязи с другими словами текста и поддерживалось ближним и дальним контекстом. После самостоятельной работы по восстановлению слов была проведена коллективная проверка с обсуждением вариантов подобранных слов.
2. Формулировка цели урока: преобразовать данный текст в вариант, который ближе всего соответствовал бы оригиналу.
3. Обучающимся раздаются тесты
Даже (1)… , которая возила молоко с маленькой колхибинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с желтой цистерной и надписью « (2) … ». Машина и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в (3) … по деревне в направлении фермы (4) … , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные (5) … на телевизор. Еще машину саму не было видно, а по (6) … телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем. (7) … машина – телевизор начинал работать (8) … . Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала (9) … . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на прием телевизионного сигнала. (134 слова) Евгений Гришковец «80 километров от города» (фрагмент)
4. Карта текста
1. Данный тест рекомендуется использовать как обучающий методике восстановления клоуз-теста.
2. Пропущенные слова: а) машина, б) молоко, в) обед, г)пустая, д) помехи, е) экрану, ж) удалялась, з) нормально, и) одинаково.
3. Задание: восстановите пропущенные слова, выбрав их из предложенных вариантов.
4. Варианты выбора (показываются на слайде на 2 этапе работы с текстом в качестве подсказки):
1) трактор, телега, машина, электричка;
2) Хлеб, Милиция, Молоко, Cовхозная;
3) обед, пыли, завтрак, объезд;
4) громыхая, с молоком, пустая, с доярками;
5) удары, помехи, звуки, раздражения;
6) крышке, антенне, голове, экрану;
7) удалялась, приближалась, уезжая, ломалась;
8) плохо, нормально, волшебником, утром;
9) странным образом, одинаково, в обед, по-разному.
4. Технология работы с тестом
1. Чтение текста с пропусками с целью понимания смысла текста (Зачем автор разворачивает текст?)
Прием «Корзина идей»
Для чего автор разворачивает текст? (записываются и обсуждаются все варианты, выбирается тот, который соответствует задаче писателя)
2. Вопрос (задание) на первичное восприятие текста с пропусками и диагностику понимания основного смысла текста.
Прием «Неоконченные предложения»
Главная мысль текста …
Своим текстом автор хотел сказать…
Евгений Гришковец хотел рассказать о том, что…
3. Индивидуальное выполнение клоуз-теста (отводится ограниченное время – 5 минут). Во время работы используется «Памятка для учащихся» (см. выше)
4. Создание и ведение «Бортового журнала»
Прием «Бортовой журнал»
Мои версии | Версии моих одноклассников | Авторская версия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Фиксация возникающих в парной и коллективной работе класса вариантов в таблице «Бортовой журнал»
6. Обсуждение критериев подстановки слов и версий по заполнению пропусков (углубление понимания смысла текста; разграничение подходящих вариантов и вариантов, противоречащих смыслу текста; углубление понимания того, как подбирать слово).
7. Фиксация результатов работы.
Оценка, самооценка результатов работы. Сравнение с авторским вариантом (на презентации).
Критерии | Показатели | Баллы |
1.Понимание прочитанного | 1.Адекватное авторскому замыслу понимание прочитанного. 2.Искажение почитанного. 3.Прямо противоположное авторскому замыслу понимание прочитанного. | 3
2 1 |
2.Умение находить нужную для понимания смысла информацию | 1.Ученик самостоятельно и в полном объеме находит нужную для понимания смысла информацию. 2.Ученик находит нужную информацию с помощью наводящих вопросов учителя. 3.Ученик находит нужную информацию только с помощью учителя. | 3
2
1 |
3.Умение преобразовывать текст | 1.Ученик умеет самостоятельно преобразовывать текстовую информацию. 2.В процессе преобразования текстовой информации ученик действует по алгоритму или образцу. 3.Ученик не умеет самостоятельно преобразовывать информацию. | 3
2
1 |
4.Количество правильных слов | За каждое правильное слово добавляется по 1 баллу | 9 (максимальный балл за слова) |
8. Выразительное чтение текста без пропусков.
Даже машина, которая возила молоко с маленькой колхибинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с желтой цистерной и надписью «Молоко». Машина и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в обед по деревне в направлении фермы пустая , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные помехи на телевизор. Еще машину саму не было видно, а по экрану телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем. Удалялась машина – телевизор начинал работать нормально. Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала странным образом . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на прием телевизионного сигнала. (134 слова)
Евгений Гришковец «80 километров от города»
9. Вопросы (задания), направленные на анализ языковых средств (если останется время).
10. Рефлексия деятельности:
III. Результаты
Применение данной методики позволило повысить интерес учащихся к русскому языку, повысить уровень речевого развития.
Можно достичь следующих результатов:
• развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемнопоискового характера;
• изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности);
• мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру);
• создать атмосферу доверия, сотрудничества, выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
• развить «писательские» наклонности учащихся;
• ребята участвуют в районных, международных конкурсах, общешкольных мероприятиях, применяя полученные умения и навыки, также применяют умения и навыки на других предметах;
• стабильные результаты успеваемости и успешности по русскому языку; повысить результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.pptx | 292.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Даже (1)… , которая возила молоко с маленькой колхибинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с желтой цистерной и надписью « (2) … ». Машина и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в (3) … по деревне в направлении фермы (4) … , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные (5) … на телевизор. Еще машину саму не было видно, а по (6) … телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем. (7) … машина – телевизор начинал работать (8) … . Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала (9) … . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на прием телевизионного сигнала. (134 слова) Евгений Гришковец «80 километров от города» (фрагмент)
Задание: восстановите пропущенные слова, выбрав их из предложенных вариантов. 1) трактор, телега, машина, электричка; 2) Хлеб, Милиция, Молоко, Cовхозная; 3) обед, пыли, завтрак, объезд; 4) громыхая, с молоком, пустая, с доярками; 5) удары, помехи, звуки, раздражения; 6) крышке, антенне, голове, экрану; 7) удалялась, приближалась, уезжая, ломалась; 8) плохо, нормально, волшебником, утром; 9) странным образом, одинаково, в обед, по-разному.
а) машина б) молоко в) обед г)пустая д) помехи е) экрану ж) удалялась з) нормально и) одинаково
В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только).
Формирования ключевых компетенций и универсальных учебных действий: способность чтения и понимания текста, умение обрабатывать информацию (сжатие текста до ключевых слов, развёртывание по ключевым словам), информационная компетенция, коммуникативные способности и умения
В какой учебной ситуации может использоваться клоуз-тест? на уроке русского языка: - при обучении изложению (например, при подготовке к его написанию); - как подготовительная работа с текстом перед сочинением-рассуждением, при обучении его написанию; - при обучении чтению и пониманию текстов разных типов; - при подготовке к ЕГЭ и ГИА: части В, С (от клоуз-теста к сочинению-размышлению); - при изучении тем «Лексика», «Текст», «Средства связи в тексте», «Типы текста», многих тем по развитию речи, при изучении тем по стилистике и др; - как предварительная работа с языковым анализом текста; - при изучении нового материала, при проведении обобщающих уроков, на первых вводных уроках в начале года, при повторении;
П ри диагностике контекстного мышления и коммуникативных навыков, читательского и «писательского» уровня у учеников, умения устанавливать внутритекстовые связи, способности понимания текста, его смысла, понимания смысловой, композиционной целостности текста, затруднений учащегося (в грамматике, лексической сочетаемости, в работе с текстовым смыслом - какой тип затруднения испытывает учащийся).
Какова технология работы с тестом? Чтение текста с пропусками с целью понимания смысла текста (Зачем автор разворачивает текст?). Вопрос (задание) на первичное восприятие текста с пропусками и диагностику понимания основного смысла текста. Индивидуальное выполнение клоуз-теста (отводится ограниченное время). Фиксация возникающих в классе вариантов (письменно, таблица: Мои версии. Версии моих одноклассников. Авторская версия). Обсуждение критериев подстановки слов и версий по заполнению пропусков (углубление понимания смысла текста; разграничение подходящих вариантов и вариантов, противоречащих смыслу текста; углубление понимания того, как подбирать слово). Фиксация результатов работы. Оценка, самооценка результатов работы. Сравнение с авторским вариантом. Чтение текста без пропусков. Вопросы (задания), направленные на анализ языковых средств.
Памятка (для учащихся) Прочитай весь текст (в том числе название и имя автора). Озаглавь его (если у текста есть заголовок, расшифруй его для себя, подумай, почему текст так назван?). Восстанавливая пропущенное слово, имейте в виду, что пропущенное слово, как правило, - ключевое, то есть важное для понимания смысла всего текста, его главной мысли, оно находится во взаимосвязи с другими словами текста. Работа с ближним и дальним контекстом поможет восстановить слово, для этого необходимо постоянно перечитывать текст. Ключевое слово может повторяться в различных вариантах. Подобранное слово должно «вписаться» в предложение не только по смыслу, но и грамматически. С помощью стрелок покажите смысловые отношения между словами, которые помогли восстановить вам пропущенное слово. Если работа делается совместно или проверяется в классе, вступайте в диалог с другими читателями.
Прием «Неоконченные предложения» Главная мысль текста … Своим текстом автор хотел сказать… Евгений Гришковец хотел рассказать о том, что…
Прием «Корзина идей» Для чего автор разворачивает текст? (записываются и обсуждаются все варианты, выбирается тот, который соответствует задаче писателя)
Критерии Показатели Баллы 1.Понимание прочитанного 1.Адекватное авторскому замыслу понимание прочитанного. 2.Искажение почитанного. 3.Прямо противоположное авторскому замыслу понимание прочитанного. 3 2 1 2.Умение находить нужную для понимания смысла информацию 1.Ученик самостоятельно и в полном объеме находит нужную для понимания смысла информацию. 2.Ученик находит нужную информацию с помощью наводящих вопросов учителя. 3.Ученик находит нужную информацию только с помощью учителя. 3 2 1 3.Умение преобразовывать текст 1.Ученик умеет самостоятельно преобразовывать текстовую информацию. 2.В процессе преобразования текстовой информации ученик действует по алгоритму или образцу. 3.Ученик не умеет самостоятельно преобразовывать информацию. 3 2 1 .Количество правильных слов За каждое правильное слово добавляется по 1 баллу
О критериях оценки При выполнении клоуз-теста предметом оценки является умение ребёнка встраиваться в текстовую (авторскую) концепцию и подбирать слова, не противоречащие 1) грамматике (умение работать с ближайшим от пропуска контекстом – встраиваться в словосочетание и предложение), 2) логике (умение работать с контекстом соседних предложений), 3) текстовому смыслу (умение работать со смыслом текста в целом, понимать авторский замысел, концепцию текста).
В оценку входит соотнесенность трех уровней соответствия: 1. Соответствие / несоответствие ближайшему контексту (словосочетание, предложение) – как правило, это грамматический параметр вставки. 2. Соответствие / несоответствие контексту соседних предложений – как правило, это лексический, логико-смысловой параметр вставки. 3. Соответствие / несоответствие смыслу целого текста, авторской концепции. Каждое слово оценивается из 5 баллов. Максимум (5 баллов) ставится, если слово не противоречит авторской концепции, всем трем названным позициям.
Баллы снимаются: - если слово не соответствует авторской концепции - снимается 2 балла; - если слово лексически и логически не соответствует смыслу соседних предложений – снимается 1 балл; - если слово не соответствует ближайшему контексту (словосочетание, предложение) – снимается 1 балл.
Работа над клоуз-тестом прошла на уроке успешно, если: ученики обосновывают выбор слова, опираясь на текст, на смысл текста; была возможность каждому учащемуся доказать свой вариант вставки; учитель мотивировал каждого ученика на работу; дети понимают замысел автора и готовы вступить с ним в диалог; состоялся диалог на основе прочитанного; ребята заинтересовались работой с текстом, самим текстом (тема, проблема текста близка и интересна учащимся); идёт активная работа со стороны учащихся; был высокий уровень учебной мотивации; варианты вставленных слов были разнообразны, оригинальны (не менее интересны, чем авторский вариант) и стали основой для обсуждения; к концу работы с текстом учащиеся поняли смысл текста более глубоко, чем в начале; возможно продолжение разговора по содержанию текста; -учащиеся смогли оценить себя как читателей; сделан анализ после проведения теста; произошло движение вперёд в освоении клоуз-теста; учащиеся смогли сформулировать собственную позицию по проблеме текста; работа принесла удовлетворение всем участникам учебного процесса (учитель тоже продвинулся в понимании и смысла текста, и законов его устройства, и себя как читателя); работа над клоуз-тестом не стала самоцелью, а была подчинена какой-либо учебной задаче; работа с текстом помогла достигнуть цели, поставленной в зависимости от учебной ситуации; больше половины класса справились с работой; работа по конкретному тесту включена в контекст систематической работы.
Даже машина, которая возила молоко с маленькой колхибинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с желтой цистерной и надписью «Молоко». Машина и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в обед по деревне в направлении фермы пустая , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные помехи на телевизор. Еще машину саму не было видно, а по экрану телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем. Удалялась машина – телевизор начинал работать нормально. Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала странным образом . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на прием телевизионного сигнала. (134 слова) Евгений Гришковец «80 километров от города»
Можно достичь следующих результатов: • развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемнопоискового характера; • изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности); • мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру); • создать атмосферу доверия, сотрудничества, выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности; • развить «писательские» наклонности учащихся; • ребята участвуют в районных, международных конкурсах, общешкольных мероприятиях, применяя полученные умения и навыки, также применяют умения и навыки на других предметах; • стабильные результаты успеваемости и успешности по русскому языку; • повысить результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку и литературе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе мо...
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы
В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...
Учебно-методическое пособие для учителей русского языка "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5--9 классов на уроках русского языка"
Цель данной работы – систематизировать работу по формированию коммуникативной компетенции у обучающихся 5-9 классов, показать пути решения конкретных вопросов методики развития речи....
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы( из опыта работы)
В данный материал я включила некоторые практичекие задания по работе с одаренными)или как сейчас говорят высокомотивированными детьми), как организовать интересные моменты на уроке и во внеурочн...