Выступление. Коммуникативно-деятельностный подход Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций
статья по теме
Сферы применения клоуз-теста, построенного на основе ключевых слов, - это предмет «Русский язык», предмет «Литература», интегрированные курсы (в том числе в рамках спецкурсов, факультативов, элективных курсов), программы углублённого изучения русского языка, метапредметная (надпредметная) сфера/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_rayonnyy_seminar.docx | 38.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативно-деятельностный подход
Клоуз-тест и формирование
текстовой и коммуникативной компетенций
(по пособию, разработанному и составленному творческой группой
учителей русского языка и литературы
г. Новосибирска и Новосибирской области
под руководством д. филол. н. Наталии Викторовны Максимовой)
ссылка на материалы:
Адрес сайта кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО: www.kgo.ucoz.ru
Что понимается под клоуз-тестом
В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз-тест - вставить эти компоненты.
Однако преследуя разные цели, клоуз-тест может и строиться по-разному. Главная цель работы с клоуз-тестом связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами. Поэтому обязательным условием формата клоуз-теста явились пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно исходя из смысловой организации текста. При этом формальная и смысловая стороны текста понимаются как единство двух процессов - смысло- и текстообразования. Круг материала составляют такие тексты, которые позволяют работать с двумя сторонами ключевых слов - свойством повторяемости (вариативного повтора) и свойством концептуальности, то есть выражения главного, концептуально значимого смысла текста. Дополнительные (неключевые) слова выступают в клоуз-тестах в качестве материала для дополнительной языковой работы с текстом.
Таким образом, клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов, обеспечивает развитие контекстного мышления, способности понимания текста и коммуникативной способности (диалог «автор – читатель», «ученик – ученик»). Контекстное мышление – способность «видеть» (воспринимать, анализировать, понимать и создавать) слово в контексте смысла ситуации или текста: в отношениях и связях с другими словами текста и компонентами коммуникативной ситуации – кто, что, кому, зачем и почему говорит; способность выбирать знак на основе его обусловленности смыслом данного конкретного контекста / ситуации.
Сферы применения клоуз-теста, построенного на основе ключевых слов, - это предмет «Русский язык», предмет «Литература», интегрированные курсы (в том числе в рамках спецкурсов, факультативов, элективных курсов), программы углублённого изучения русского языка, метапредметная (надпредметная) сфера.
Клоуз-тест - это не только способ обучения текстовой деятельности в рамках филологических дисциплин, но и способ формирования таких ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как
- способность чтения и понимания текста,
- умение обрабатывать информацию (сжатие текста до ключевых слов, развёртывание по ключевым словам) - информационная компетенция,
- коммуникативные способности и умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор - читатель»); восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней; сопоставление разных версий (диалог «ученик - ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста (коммуникативная компетенция).
В какой учебной ситуации может использоваться клоуз-тест:
а) на уроке русского языка
- при обучении изложению (например, при подготовке к его написанию),
- как подготовительная работа с текстом перед сочинением-рассуждением, при обучении его написанию,
- при обучении написанию собственных текстов (художественных, аналитических, эссе и др.),
- при обучении чтению и пониманию текстов разных типов,
- при подготовке к ЕГЭ и ГИА: части В, С (от клоуз-теста к сочинению-размышлению),
- при изучении тем Лексика, Текст (Строение текста, Данное и новое, Средства связи в тексте, Логические связи текста, жанры, типы текста), многих тем по развитию речи, при изучении тем по стилистике и др. Целый ряд представленных в сборнике клоуз-тестов успешно могут использоваться при изучении тем «Словообразование, авторское словотворчество»,
- как предварительная работа с языковым анализом текста: дети сначала вникают в смысл текста, а потом переходят к грамматике, орфографии, синтаксису, пунктуации, к комплексному анализу текста,
- при изучении нового материала, при проведении обобщающих уроков, на первых вводных уроках в начале года, при повторении;
б) на уроке литературы
- для повышения мотивации, интереса к книге, художественному тексту,
- с целью формирования вдумчивого читателя, способности к «медленному чтению»,
- при работе над темами: пейзаж, интерьер, портрет героя, роль детали в художественном произведении и под., когда ученики сначала восстанавливают текст, проникают в его смысл, а потом говорят о законах построения произведения,
- при знакомстве с художественными приёмами,
- при подготовке к написанию сочинения,
- при анализе эпизода в старших классах,
- при работе с биографией автора,
- при обучении анализу языка литературного произведения,
- при изучении стиля какого-либо автора, его мировоззрения,
- при обучении пониманию проблемы, идеи текста,
- как форма проведения зачёта;
б) при диагностике…
- контекстного мышления и коммуникативных навыков,
- читательского и «писательского» уровня у учеников,
- умения устанавливать внутритекстовые связи,
- способности понимания текста, его смысла,
- понимания смысловой, композиционной целостности текста,
- затруднений учащегося (в грамматике, лексической сочетаемости, в работе с текстовым смыслом - какой тип затруднения испытывает учащийся);
- при составлении тестовых заданий на основе изучаемого произведения,
- при первом знакомстве с автором, с литературным произведением;
в) в других ситуациях
- работу с незнакомым классом можно провести по клоуз-тесту, чтобы снять отчуждённость и напряжение (клоуз-тест «как палочка-выручалочка, когда идёшь в незнакомый класс и нужно установить контакт с учащимися, быстро включить их в работу»),
- на тематических классных часах разговор по теме можно начать с работы по клоуз-тесту,
- при составлении олимпиадных заданий, проведении конкурса «Кто точнее» - в том числе между классами,
- на интегрированных уроках словесности (в старших классах), факультативе «Тайны словесного искусства (среднее звено),
- при разработке элективного курса с задачами как предметного, так и надпредметного типа.
КЛОУЗ-ТЕСТЫ
Дереченко Галины Ивановны
Учебник по развитию речи в 5 классе «Русская речь» Е.И.Никитиной является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому языку для 5-9 классов под редакцией В.В. Бабайцевой и выполняет особую роль в составе комплекса. Задача данной книги - помочь учащимся в овладении устной и письменной речью. Она учит вести беседу; составлять планы к творческим работам; писать изложения и сочинения на свободную тему, по картине, отзывы и рецензии; уметь видеть образные средства языка и использовать их в своей речи. Учебник содержит разнообразный и интересный дидактический материал. (Из учебника Е.И. Никитиной «Русская речь 5 класс»)
Клоуз-тесты, на мой взгляд, могут стать важной частью работы по данному учебнику, так как они преследуют общую с данным пособием цель и решают такие задачи, как
- умение вступать в диалог с автором;
- умение управлять своей читательской деятельностью;
- развитие контекстного мышления;
- развитие коммуникабельности
- и другие.
КЛОУЗ-ТЕСТЫ
Дереченко Галины Ивановны
Скворец
Бабушка отняла скворца у кота, обрезала сломанное крыло, а на место откушенной ноги ловко пристроила деревяшку и, вылечив птицу, … её говорить. Стоит, бывало, целый час перед клеткой и густым голосом твердит переимчивой чёрной, как … птице:
- Ну, проси: скворушке – кашки.
Скворец, скосив на неё круглый, как … , живой глаз, стучит деревяшкой о тонкое дно клетки, вытягивает шею, как … , и свистит иволгой, … сойку, кукушку, старается мяукать кошкой, … вою собаки, а человеческая речь не даётся ему.
- Да ты не балуй, - серьёзно говорит ему бабушка. – Ты говори: скворушке кашки.
Скворец оглушительно, как в трубу, орёт что-то похожее на слова бабушки – старуха смеётся радостно, как … , даёт птице просяной каши с пальца и говорит:
- Я тебя, шельму, знаю: притворяшка ты – всё … , всё умеешь.
И ведь … скворца. Через некоторое время он довольно … просил каши, а, завидя бабушку, тянул что-то похожее на «здра-астуй».
Сначала он жил в комнате, но скоро дед изгнал его к нам на чердак, потому что скворец научился … дедушку. ##
М. Горький
187 слов
Скворец
Бабушка отняла скворца у кота, обрезала сломанное крыло, а на место откушенной ноги ловко пристроила деревяшку и, вылечив птицу, … её говорить. Стоит, бывало, целый час перед клеткой и густым голосом твердит переимчивой чёрной, как … птице:
- Ну, проси: скворушке – кашки.
Скворец, скосив на неё круглый, как … , живой глаз, стучит деревяшкой о тонкое дно клетки, вытягивает шею, как … , и свистит иволгой, … сойку, кукушку, старается мяукать кошкой, … вою собаки, а человеческая речь не даётся ему.
- Да ты не балуй, - серьёзно говорит ему бабушка. – Ты говори: скворушке кашки.
Скворец оглушительно, как в трубу, орёт что-то похожее на слова бабушки – старуха смеётся радостно, как … , даёт птице просяной каши с пальца и говорит:
- Я тебя, шельму, знаю: притворяшка ты – всё … , всё умеешь.
И ведь … скворца. Через некоторое время он довольно … просил каши, а, завидя бабушку, тянул что-то похожее на «здра-астуй».
Сначала он жил в комнате, но скоро дед изгнал его к нам на чердак, потому что скворец научился … дедушку. ##
М. Горький, 187 слов
Карта текста
- Вопрос на восприятие текста:
Как бабушке удалось научить говорить скворца?
- Пропущенные слова: учила, уголь, бусинка, гусак, передразнивает, подражает, ребёнок, можешь, научила, ясно, дразнить. Рекомендации.
Данный клоуз-тест можно использовать после усвоения учащимися
понятия «сравнение» и «сравнительный оборот».
Учащиеся легко подбирают сравнения, если обратить их внимание на
слова-подсказки и задать вопросы:
- Что в природе бывает чёрное?
- Какие круглые предметы вы знаете?
- У каких животных и птиц длинная шея?
После восстановления слов в тексте можно продолжить работу по тексту по следующим вопросам:
- Что вы знаете о скворце из своих наблюдений?
- Какая речевая ситуация создана в тексте?
- О чём вам захотелось спросить у автора?
Тест апробирован.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся
Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся...
Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка
Лингвистическая сказка каксредство формированияязыковой и коммуникативнойкомпетенцииучащихся на урокахрусского языка...
Презентация к выступлению на семинаре. Коммуникативно-деятельностный подход Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций
Презентация к материалам выступления на районном семинаре учителей русского языка и литературы....
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.
Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...
Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы.
В докладе описана работа с клоуз-тестом на уроках русского языка....
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...
Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»
Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»...