Урок развития речи "Письмо ветерану", 3 класс
методическая разработка по русскому языку

Методическое объединение единомышленников Алданской гимназии

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК  С ПРИМЕНЕНИЕМ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_veteranu.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Ефремова Галина Геннадьевна

МБОУ «Гимназия г. Алдан», Республика Саха (Якутия)

учитель начальных классов

Урок развития речи  «Письмо ветерану».

Предметная область: Русский язык, краеведение, риторика

  Класс: 3

Тема: Учимся писать письма. Письмо ветерану.

Цель: познакомить со значением переписки в  в годы войны, написать письмо-благодарность ветерану.

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • воспитание чувства гордости за свою Родину, город Алдан  и за родной русский язык;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения работать с информацией;
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • формирование умения взаимодействовать в статичных парах, (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями письма;
  • обобщение знаний о правилами оформления и написания письма;
  • овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды):

 Информационные листы памятки,  план работы, заготовки для писем, словари, краеведческий материал.

Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;

1. Организационный

Ребята, я  рада видеть вас на уроке! Доброе утро, наши  гости!  

   2. Выход на тему, цель.

Послушайте  и отгадайте загадку:

Вот простой пакет бумажный
Очень часто с вестью важной.
Он спешит по всей стране
В дом к тебе или ко мне.

 О чем пойдет речь?  Верно.

-Готовясь к уроку,  в  краеведческом музее, пересматривая архив, я обнаружила  необычное письмо у меня в руках. (Военный треугольник)

 Может быть, кто-то из вас знает, о каком периоде в истории нам говорит это письмо?

- Как вы думаете, имели ли какое – то значение письма для солдат и офицеров, сражающихся на фронте? (Фронтовики тоже бережно хранили письма из дома, именно они помогали им отважно сражаться. .Грело душу, придавало сил)

- Какие стали сейчас фронтовики? Как их называем сейчас?

 - По вашему мнению, были бы рады люди, сражавшиеся на фронтах Великой Отечественной войны, письму, пришедшему от вас сейчас?

-Хотите ли вы написать такое письмо?  

- Какой будет тема нашего урока? Что будем делать на уроке?

Тема  нашего   урока : «Учимся  писать  письма. Письмо ветерану»   

- Чему будем учиться на уроке? Вы догадались?

Ставим  перед  собой  цель, научиться  писать грамотно письмо - благодарность.  

-Давайте подумаем, каким будет план нашего урока. Для этого давайте  поработаем в паре.

-Поставьте последовательность наших действий на уроке. Составьте план….

____ .Чему мы научились?

____.  История  военного письма.

____. Правила написания.

____. Мы пишем письмо.

-Проверка. Итак, порядок работы такой.

1.Исторя военного письма.

2. Правила написания.

3. Мы пишем письмо.

4. Чему научились?

3. Из истории письма.

- Когда началась ВОВ? Сколько времени продолжалась?  

На фронт шли все, от мала до велика. Шли мужчины и женщины, юноши и девушки. Миллионы людей в годы Великой Отечественной войны оказались оторванными от родного дома и привычной жизни. Война всколыхнула всю страну, разлучила тысячи семей. Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких - в тылу и на фронте. Ежедневно уходили на фронт тысячи писем, открыток, газет и журналов.  Не меньше шло писем с фронта  в разные города, посёлки и села, туда, где были оставлены родные люди. Эти письма писали солдаты  в перерыве между боями, в госпиталях, в окопах  на передовой.

-Письма с фронта. Видите ли вы конверт?  Почему-Письма складывались треугольником, благодаря чему для их отправки не требовалось конвертов, которых на фронте не было.   Конверт-треугольник – это обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура. Почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. Обратная сторона треугольника оставалась чистой, если солдат был в госпитале, то  на чистой стороне писался новый адрес. Ну а если погиб…

Год 41-й… (Миронова С)
Стали тоньше нервы…
Она прошла лишь два квартала…
Девчушечка 14-ти лет
Нести устала с похоронкою конверт.
Нет горше, нет ужасней новостей;
Ей кажется невыносимой ноша:
Сейчас ведь зарыдают пять детей,
Жена заплачет: “Лёшенька! Алёша!”
Когда ж девчушка “треугольничек” вручала,
Вся улица и пела, и плясала!
-Солдатский треугольник мечтал получить каждый, а вот конвертов с письмом люди боялись, так как в них присылались похоронки. И никто не хотел быть почтальоном, потому что необходимо было приносить людям и хорошие и плохие вести.

-Я зачитаю вам письмо, написанное в 1943 году мальчиком одиннадцати лет Димой Коршуновым.
«Здравствуй, дорогой мой папа!
Мы живем хорошо, только очень по тебе скучаем. Я теперь с мамой работаю  на заводе. И мне дают рабочую карточку. Папка, родненький! Бей фашистов сильнее, чтобы скорее стал мир и все мы были вместе. А то мама очень плачет, думает, что никто не видит. Она говорит, что ей все платья стали велики и она поменяла их на молоко и хлеб. А то Сашка болеет. Я хочу быть сильным, как ты, и прогнать немцев. И мы опять будем с тобой ловить рыбу и петь про черные глаза. Я очень тебя люблю и жду сильно.
Твой  старший сын Василий».
- О чем рассказывает сын в письме?
- О чем мечтает мальчик?
- Какое настроение будет у отца после прочтения письма?

-В нашем музее есть тоже письмо с фронта……. Его писал П. Чуняев  Л Коршуновой.
«Здравствуй, моя дорогая Людмила! Шлю горячий привет. Я живу, конечно, хорошо. Писать приходится очень редко, да и далеко ведь я от тебя. Обо мне не беспокойся. Враг ранен и отступает. Скоро вернусь с победой.! 1944 год.»

- О чем писал солдат? Текст был трогательным, так как мог писаться в последний раз. И писался от души и с новостью, что у солдата всё в порядке, У многих проявлялся талант писателя и слова лились в прозе и стихах.

Физминутка.

4. Правила написания.

--Кто адресат вашего письма?

-Какие виды писем мы знаем? В каком стиле мы будем писать?

-Любое письмо должно быть написано грамотно. Найдите ошибки.

Здраствуй  увожаемый витиран!

Я много знаю о вайне.  вчера моя команда  пабедила  4 класс в  конкурсе  «Знатоков истории». У меня есть друк петя.  Петя передает тебе привет.

Да свидания.

-Проверим ошибки  в парах. Оцените работу соседа.

- Из каких частей состоит  письмо?

1. Приветствие . Обращение.
-Как  нужно обратиться?

2. Сообщение.
- За что вы будите благодарить ветеранов?
-Какие слова благодарности используете?
Спасибо, огромное спасибо, большое спасибо, благодарю Вас.
Спасибо Вам за…
3. Пожелания

- Какие слова пожелания выберите?
Мне хочется пожелать Вам…
Всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, будьте счастливы.
3. Прощание.
4. Подпись

-Что делать, если не знаешь как пишется какое-то слово? Каким должен быть почерк? На столах у вас памятки, которые вам помогут  в случае затруднения.  Напишите письмо и сложите его треугольником, в этом вам поможет схема.

5.Пишем письмо.

6. Итог урока.

-Вот мы и написали письма  нашим ветеранам. Когда и где можно его подарить?

-Кто-то хочет прочитать свое письмо?

-Достигли мы нашу цель? Научились писать письмо?

-Закончите фразу : »На уроке я узнал…..»

- Благодаря нашим ветеранам мы живем под  мирным небом. Этих людей становится все меньше.  Ну а благодарность о них должна только возрастать.

Живут на земле ветераны войны,

Солдатскому братству как прежде верны.

У них на груди ордена,

У них на висках седина.

Живут среди нас ветераны войны

Под небом просторным, среди тишины.

И только ночами порой не до сна-

Ночами врывается в сердце война.

Живут среди нас ветераны войны,

О подвиге их забывать не должны,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 8 классе "Ты пишешь письмо мне..."

Писание писем – самый распространённый вид речевой деятельности каждого грамотного человека, тренировка в умении связно и чётко излагать свои мысли, передавать чувства....

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

урок развития речи "Письмо" 5 класс

конспект урока по равзитю речи "Письмо" (обучение составлению письма)...

Урок развития речи в 5 классе "Урок-мастерская творческого письма"

Учащиеся убеждаются, что не всем дано быть поэтами, но у каждого в душе есть поэтические струны, что писать могут все, надо попытаться это сделать.Урок поможет формировать ценностное отношениек процес...

Урок развития речи в 5 классе. Урок письма. Составление приветственного адреса.

Данная методическая разработка направлена на возрождение и актуализацию эпистолярного жанра. Также учащимся предоставится возможность окунуться в историю создания открытки, познакомиться с работой поч...

Урок развития речи "Письмо" 5 класс

Методическая разработка урока с раздаточным материалом...

Урок развития речи (письмо ветерану) "Звучи, памяти набат"

Подготовка к созданию творческой работы в 5 классе...