Урок развития речи (письмо ветерану) "Звучи, памяти набат"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Подготовка к созданию творческой работы в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие образного мышления у учащихся, создание письма | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5 классе.
«Звучи, памяти набат».
/Подготовка к написанию творческой работы «Письмо ветерану»/
Цели: 1. Образовательные:
- привлечь внимание учащихся к проблеме письма,
- создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, связанных с написанием письма;
2. Развивающие:
- развивать связную речь учащихся, языковое чутье, ассоциативно-образное мышление;
3. Воспитательные:
- воспитывать вдумчивого и размышляющего читателя, способного сострадать,
- воспитывать культуру чувств учащихся,
- способствовать воспитанию патриотизма, уважения к старшему поколению.
Метапредметная тема: «Свобода и необходимость».
Межпредметные связи: литература, музыка, история.
Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация)
Ход урока.
- Организационный момент.
1). Слово учителя. (1 слайд)
Еще раз приветствую вас, ребята. Садитесь.
Мне очень приятно, что сегодня я встретилась именно с вами. Я вижу ваши открытые лица, любознательные взгляды и надеюсь, что этот урок оставит в ваших сердцах только самые добрые, чуткие воспоминания.
Занятие наше пройдет как урок развития речи.
2). Погружение в тему.
-Тема нашего урока «Звучи, памяти набат!» Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (о войне) А почему я выбрала именно эту тему? (потому что в этом году исполняется 65 лет со дня Победы)
-Скажите, а значение слова «набат» вам понятно? Что оно обозначает? 1) Сигнал к сбору людей в случае пожара или другого бедствия, подаваемый ударом колокола. 2) перен. поднимать тревогу, обращать внимание общества на какую-н. опасность) (2 слайд)
-Ребята, какое значение ближе нашей теме? (второе) Теперь запишите тему в ваши рабочие листочки-копилки. В них вы будете складывать весь материал, который мы будем отбирать в процессе подготовки написания письма ветерану. Мы вспомним элементы и средства создания письма, поэтому все у нас получится!
2. Эвристическая беседа.
(3 слайд) –Скажите, ребята, в какое время мы живем? (В мирное) Да, за окном бушует апрель, весна в самом разгаре, звенят детские голоса, поют птицы;) Так что же за окном? Вот летит птица, что она чувствует? (Свободу!)
И тогда, в далеком 41-м сияло солнце, и в один миг все исчезло. (Наложение на 3 слайд)
Подумайте, понятия «война» и «свобода» близкие? (нет) А как они все же могут быть взаимосвязаны? Какова конечная цель русского народа в этой войне? (Победить, освободить) Т.е. добиться свободы!
Свобода – объемное, многогранное понятие. А что для вас свобода? (дети рассуждают) (Пример о выборе кружков) Подберите синонимы к слову «свобода» - воля, вольность, независимость, раздолье, простор, освобождение. А теперь вернемся к понятию свободы по уроку.
-Свобода нужна была народу? (да, нужна). Она была просто необходима.
Необходимость – с чем ассоциируется у вас это слово? Подберите синонимы (нужность, обязанность, ответственность, нужда)
А теперь сравните эти понятия «свобода» и «необходимость» применительно к нашей теме. (Рассуждения детей)
(4 слайд) –Такой пример. Ролевая игра.
1 и половина 2 ряда живут в наше мирное время. А 3 ряд и 2-я половина 2 ряда живете в блокадном Ленинграде. Вот небольшой кусок хлеба. Что вы сделаете с этим куском хлеба? (Вопрос 1 группе, затем 2-й). Другой пример, солдаты шли добровольцами на фронт – это тоже свобода и в то же время необходимость. (Была необходимость – родину защищать)
Таким образом, путем рассуждения мы с вами подошли и к нашей метапредметной теме. Запишите ее в копилки.
-Итак, мир - это здорово. Но все-таки просто необходимо, чтобы посреди бескрайних просторов нашей родины иногда звучал набат памяти. Так давайте откроем слух для этого тревожного звука. (5,6,7,8,9 слайды)
Да, ребята, сердца людей были полны тогда лишь болью и скорбью. Эта песня, что звучит сейчас была написана в первые дни войны поэтом Лебедевым-Кумачом и композитором Александровым. Она стала гимном военного времени.
(10 слайд) Война длилась долгие 4 года. Эти цифры сегодня известны всем. 1941-1945. Война. Ребята, запишите сейчас в ваши копилки слова- ассоциации к этому слову. (дети зачитывают примеры).
(11 слайд) –И полетели домой и на фронт письма. Строки фронтовых писем передают атмосферу грозного 1941 и радостного 1945гг.
#1055;рактическая часть.
(12 слайд)
А письма
В треугольниках солдатских
Они для нас
До сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.
Г.Серебряков.
-Ребята, как вы понимаете эти строки? (Солдаты писали письма разные: ласковые и добрые,т.к. тосковали по дому, когда обращались к детям, жене, матери и грозные, когда ругали немца-супостата).
-Скажите, какое слово или словосочетание в этом стих. ключевое? (мужество, грозное дыхание войны) Да, именно эти слова будут звучать в ваших письмах. Верно? Запишите их в свои копилки.
(13 слайд)
Письма с фронта – живые свидетели высочайшего патриотизма русского человека, его беззаветной преданности Отчизне, непоколебимой веры в неизбежный разгром врага.
-Согласны вы с этими словами? Почему?(дети рассуждают)
и вновь работаем с копилками. Выписываем только те языковые средства, которые вы употребите в разговоре с ветераном. (дети выписывают, затем читают)
- А теперь познакомимся с письмами с фронта. Известный татарский поэт Муса Джалиль писал своей дочери:
(14 слайд)
( 25 августа 1944 года Муса Джалиль был зверски замучен в гестаповских лагерях.)
-Ребята, что в этом письме? Какими чувствами оно полно?(ненависть к фашистам, любовь к дочери, надежда на скорую победу).
(15 слайд)
-Вспомним по этому письму о композиции, т.е. о схеме написания письма.
1. Приветствие. Обращение.
2. Изложение того, что хочешь сказать адресату.
3. Заключительные формулы вежливости.
4. Подпись. Дата.
-В ваших копилках эта схема есть.
-А как вы, ребята, обратитесь к ветерану? (Дорогой ветеран! Уважаемый фронтовик! Защитник Родины!) Запишите, пожалуйста обращения в копилку. (Вспомнить об обособлении обращений на письме) А какие местоимения будете употреблять в своем письме? Ты или Вы?
- А были и такие письма. Это письмо к матери нашего земляка Захарова Ильи Романовича. Из нашей Мордовии добровольцами ушли на фронт свыше 240 тысяч человек. И половина из них не вернулись.
(16 слайд)
« Здравствуйте, дорогая мамаша, Устинья Максимовна! Извещаем вас, Устинья Максимовна, что Ваш сын, Захаров Илья Романович, был одним из лучших бойцов в нашем подразделении. В последних боях он отличился своим геройством, за что был представлен к правительственной награде, но 22 ноября1942 года при исполнении своих служебных обязанностей подвергся огневому налету противника.
Неожиданная смерть вырвала Вашего сына из наших боевых рядов. Устинья Максимовна, за смерь Вашего сына клянемся, будем мстить и истреблять фашистов так, как Ваш сын, до последнего дыхания.»
(Выдержать паузу)
-Таких писем, ребята, очень боялись.
(17 слайд)
-И еще письмо, написанное не в традиционной форме, а в жанре стихотворения. Это Письмо ветерану написала ваша ровесница Варя Поварова. (Учитель читает стих.)
ПИСЬМО ВЕТЕРАНУ
Я пару строк хочу вам написать,
Благодаря, за прошлые победы,
За то, что Родину отправились спасать
И отвели от нас вы горести и беды.
О смерти, забывая иногда,
Вы шли под пули, вражеские цепи,
Прошли бесследно страшные года,
Но память остаётся всё ж на веки.
Мы не забудем фронтовых друзей,
Кому успели немцы душу ранить,
Кого убили, не забудем никода.
И помолчим минуту. Светлая им память.
-О чем говорит девочка с ветераном? (О памяти, благодарит за победу.)
-Запишите ключевые слова, словосочетания, которые будут вам нужны для разговора в письме с ветераном. (дети пишут, затем зачитывают.)
(18 слайд)
-А о чем вы будете говорить с ветераном? Это будет разговор, или выражение слов благодарности, или постановка вопроса? Подумайте и составьте устное письмо, используя свои рабочие материалы. (Дети отвечают на поставленные вопросы)
4. Заключительная часть урока. Домашнее задание.
-Наш урок подходит к концу. Скажите, прозвучал ли набат памяти на нашем уроке? Я думаю, дома, еще раз поработав с рабочими материалами, пропустив еще раз через свое сердце все то, о чем мы говорили на уроке, вы найдете именно те слова для написания письма, которые будут обращены к легендарной памяти русского народа. Это будет вашим домашним заданием.
-Возвращаясь еще раз к понятиям «свобода» и «необходимость». Скажите свобода выбора рабочих материалов к уроку у вас была? (Да, была) А вы выписывали весь материал? (Нет, только тот, который был необходим для написания письма ветерану)
-Сделайте вывод, вернее покажите его руками: покажите свободу, а теперь в огромной этой «свободе» найдите место «необходимости».(Дети показывают. Валеологическая пауза)
-А сейчас, ребята, оцените свою работу на уроке. Кто считает, что работал очень активно и продуктивно, выберите солнышко, которое лежит на вашем столе, те, кто считает, что работал хорошо, но мог бы работать лучше, выберите смайлик, и поднимите ваши отметки. Спасибо, ребята. Я же считаю, что работали на уроке все очень хорошо.
(19,20,21,22,23,24,25 слайды)
-А сейчас вглядитесь, пожалуйста в эти лица… Это им мы обязаны своей жизнью и свободой, это они подарили нам мирное голубое небо и яркое солнце.
И у вас сегодня есть замечательная возможность обратиться к ним со словами благодарности в своем письме. И надеюсь, что для вас всегда будет звучать набат памяти. Ведь это нужно не мертвым – это нужно живым!
И сегодня давайте почтим память тех, кто отдал свои жизни за нас минутой молчания. (26 слайд)
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. Письмо. "Я хочу рассказать тебе о своём родном крае"
Тип урока: развитие речи. Класс: 6. Тема урока: Письмо. «Я хочу рассказать тебе о своём родном крае». Цели: расширить представление учащихся об эпистолярном жанре, сформировать навыки написания лич...
Презентация к уроку развития речи "Письмо - это текст"
Презентация подготовлена к уроку "Письмо - это текст"...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"
Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...
урок развития речи "Письмо" 5 класс
конспект урока по равзитю речи "Письмо" (обучение составлению письма)...
Урок развития речи "Письмо ветерану", 3 класс
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА"...
Урок развития речи Письмо
Урок развития речи в 5-м классе по теме «Письмо» Цель: - знакомство учащихся со структурой письма, с разными видами писем...
Урок развития речи "Письмо" 5 класс
Методическая разработка урока с раздаточным материалом...