Урок развития речи в 5 классе. Урок письма. Составление приветственного адреса.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данная методическая разработка направлена на возрождение и актуализацию эпистолярного жанра. Также учащимся предоставится возможность окунуться в историю создания открытки, познакомиться с работой почтальонов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pisma._razrabotka_5_klass.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока развития речи по русскому языку для учащихся
5-х – 6-х классов.
«Урок письма» в рамках реализации социального проекта Департамента труда и социального развития Приморского края «Внуки по переписке – 2017».
Цели урока:
- Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля самооценки;
- Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;
- Предметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста поздравления.
Планируемые результаты:
- Научиться составлять текст поздравления по алгоритму выполнения задания;
- Научиться отбирать необходимые языковые клише для написания новогоднего поздравления;
- Научиться соблюдать композицию поздравления;
- Научиться оформлять новогоднюю открытку.
- Привить чувство уважения к труду почтальона, к представителям старшего поколения.
Ход рока:
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Занимайте свои рабочие места. Сегодня у нас необычный урок, а важный и необходимый обществу, поэтому давайте не будем терять времени и запишем число и сформулируем вместе тему, а также определим задачи нашего занятия.
Ребята записывают число (запись на доске).
- Формулировка темы:
Учитель: Чтобы сформулировать тему урока, вам нужно отгадать загадку:
Письма, телеграммы и газеты
Он разносит в срок по адресам.
Новости со всех концов планеты
Он всегда доставит нам. (Почтальон).
О ком идет речь?
Дети: О почтальоне.
Момент-интрига:
(раздается стук в дверь)
Учитель:
Кто стучится в дверь ко мне
(входит учащийся из старших классов, переодетый в почтальона; «почтальон», здоровается с ребятами)
Учитель описывает одежду почтальона, тем самым обращая внимание ребят на его внешний вид.
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «5» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он – наш российский почтальон!!!
(«почтальон» протягивает учителю конверт, несколько открыток, прощается и уходит).
Учитель: Ребята, нам пришло письмо и новогодние открытки. А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Учащиеся высказывают свои предположения о том, что урок будет посвящен составлению праздничного новогоднего поздравления и письма.
Учитель: Верно, мы будем говорить о письме, а еще научимся писать настоящие письма и поздравления к празднику на открытках. Давайте запишем тему урока: «Что такое праздничное поздравление?» (Ученики записывают тему урока). А как вы думаете, каковы задачи нашего урока?
Учащиеся выстраивают предположения, чему они научатся на занятии.
Учитель: Давайте рассмотрим конверт. Что мы видим на нем?
Ученики: штемпель, индекс, адрес, наклеенные почтовые марки.
Учитель записывает слова, названные учениками на доске в столбик.
- Работа по теме урока:
1 . Лексическая работа:
Учитель: определите лексическое значение данных профессиональных терминов.
Запись на доске:
Штемпель – штамп на почте для погашения знаков почтовой оплаты на почтовых отправлениях
Индекс – метка, номер, код который присваивается тому или иному предмету, городу, товару, ячейке памяти, файлу
Адрес – это условное место нахождения объекта в пространстве
Почтовая марка - специальный знак почтовой оплаты, выпускаемый и продаваемый национальными (и иными) почтовыми ведомствами и обладающий определённой номинальной стоимостью (номиналом).
Учитель: а еще в этот список можно добавить слова: адресат и адресант. Чем эти слова отличаются друг от друга?
Ученики дают толкование данным словам:
Адресат – лицо, к-рому адресовано письмо, телеграмма и т. д
Адресант - лицо или организация, адресующее почтовое отправление кому-либо.
2. Сообщения учеников об истории рождения открытки.
Слово учителя: Ребята, а вы знаете откуда пришла к нам поздравительная открытка? Сейчас мы послушаем «историков», которые искали следы первых открыток в далеком прошлом.
Выходят 3 человека, которые готовили презентацию и сообщения на тему: «История рождения открытки». Прослушивание сообщений учеников.
3. Работа с текстом – обращением:
Работа с проблемными вопросами:
Учитель:
- Скажите, а от кого чаще всего приходят открытки и письма? (Учащиеся отвечают).
- А что делать тому человеку, который совсем один на свете?
Ученики пытаются высказать свои предположения.
Учитель (демонстрируя конверт): У меня в руках есть одно письмо, которое доставил почтальон. Давайте его прочитаем.
Учитель открывает конверт, в нем содержится листок с текстом (обращение от директора Департамента труда и социального развития Приморского края Лаврентьевой Л. Ф.) и дает текст в руки одного из учеников. Ученик читает текст письма.
Дорогие ребята!
В декабре 2016 года Департамент труда и социального развития Приморского края проводит социальную акцию «Внуки по переписке». Цель акции – поддержка одиноких пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, проживающих в домах-интернатах для престарелых, находящихся на социальном обслуживании на дому, поздравление с наступающими новогодними праздниками.
Директор департамента: Л. Ф. Лаврентьева.
Учитель проводит беседу с классом:
- Ребята, о ком идет речь?
- Какие чувства вызвало у вас это обращение?
Работа со слайдом презентации (слайд 17):
Чтение стихотворения о пожилых людях.
- К чему призывает нас автор стихотворения?
- Как следует относиться к пожилым людям?
- Как вы понимаете значение словосочетания «внуки по переписке»?
- К какому жанру относится написание письма или новогоднего поздравления? (эпистолярный)
- Каким должно быть наше послание? (дружеским).
- В чем заключается сложность написания письма или поздравительной открытки? (в том, что ученик не знает пожилого человека, а должен составить послание таким образом, чтобы подарить радость адресату, дать ему возможность почувствовать тепло, участие другого человека).
Поведение физминутки (под аудиозапись) «Солнышко лучистое» - припев песни.
4. Составление письма или новогоднего поздравления «внуков по переписке»:
Учитель:
- А как вы считаете, о чем необходимо писать в праздничном письме и новогодней поздравительной открытке? Каким должно быть поздравление?
Работа со слайдом презентации (слайд 18, 19).
Задание: Устно сделайте вывод, каким должно быть ваше послание?
Составление плана поздравительного текста:
План.
- Приветствие.
- Вопросы о здоровье, планах на будущее.
- Кратко о себе.
- Общие воспоминания (мы были вместе…)
- Поздравление с наступающим Новым годом.
Задание: Составьте небольшой текст письма или новогоднего поздравления.
Учащиеся читают свои «черновики» в классе (3-4 человека).
Учитель с классом слушают тексты, дают необходимые рекомендации.
5 . Вывод по уроку учащиеся делают, используя «лестницу успеха»:
Мне понравилось.
Я научился
Я запомнил
Я узнал
- Домашнее задание: оформление открытки (создание проекта новогоднего рисунка на титульную страницу), редактирование текста письма, написание текста на чистовик или открытку.
Примечание: Результаты написания писем и поздравительных открыток можно найти в презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи "Дневник - это Я, письмо - это ТЫ"
Цели урока: формирование интереса к написанию писем, закрепление навыков культуры общения;развитие письменной речи – письмо-рассуждение;нравственно-этическое и патриотическое воспитание детей.подготов...
Урок развития речи в 6 классе. Повествование. Составление рассказа по сюжетным картинкам по упр. 150 . Работа в группах.
Урок развития речи в 6 классе. Повествование. Составление рассказа по сюжетным картинкам по упр. 150 учебника «Русский язык» авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской. Работа в группах....
Урок развития речи. Навыки написания делового письма.
Урок развития речи закрепляет навыки написания деловой бумаги – расписки, совершенствует навыки правописания приставок и грамматического разбора слов, развивает и активизирует речь у...
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...
Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.
Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....
Конспект урока по развитию речи 3 класс II отделение Составление рассказа по картинкам
УРОК: Развитие речиУЧИТЕЛЬ: Сивохо А.С.КЛАСС: 3 «Б» 2 отделениеДАТА: 14 марта 2018 гУЧЕБНИК: ТЕМА: Составление рассказа по картинкамТИП УРОКА: урок усвоения новых з...
Доклад на МО учителе-предметников "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках письма и чтения в специально (коррекционной) школе"
Учителем по русскому языку и литературе излагается материал по видам работы с учениками школы 8 вида....