Урок развития речи в 5 классе. Урок письма. Составление приветственного адреса.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Прохорова Евгения Олеговна

Данная методическая разработка направлена на возрождение и актуализацию эпистолярного жанра. Также учащимся предоставится возможность окунуться в историю создания открытки, познакомиться с работой почтальонов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma._razrabotka_5_klass.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку для учащихся

5-х – 6-х классов.

«Урок письма» в рамках  реализации социального проекта Департамента труда и социального развития Приморского края  «Внуки по переписке – 2017».

Цели урока:

  1. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля самооценки;
  2. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;
  3. Предметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  конструирования текста поздравления.

Планируемые результаты:

  1. Научиться составлять текст поздравления по алгоритму выполнения задания;
  2. Научиться отбирать необходимые языковые клише для написания новогоднего поздравления;
  3. Научиться соблюдать композицию поздравления;
  4. Научиться оформлять новогоднюю открытку.
  5. Привить чувство уважения к труду почтальона, к представителям старшего поколения.

Ход рока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Занимайте свои рабочие места. Сегодня у нас необычный урок, а важный и необходимый обществу, поэтому давайте не будем терять времени и запишем число  и сформулируем вместе тему, а также определим задачи нашего занятия.

Ребята записывают число (запись на доске).

  1. Формулировка темы: 

Учитель: Чтобы сформулировать тему урока, вам нужно отгадать загадку:

Письма, телеграммы и газеты

Он разносит в срок по адресам.

Новости со всех концов планеты

Он всегда доставит нам.  (Почтальон).

О ком идет речь?

Дети: О почтальоне.

Момент-интрига:

(раздается стук в дверь)

Учитель:

Кто стучится в дверь ко мне

(входит учащийся из старших классов, переодетый в почтальона; «почтальон», здоровается с ребятами)

Учитель описывает одежду почтальона, тем самым обращая внимание ребят на его внешний вид.

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «5» на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он, это он – наш российский почтальон!!!

(«почтальон» протягивает учителю конверт, несколько открыток, прощается и уходит).

Учитель: Ребята, нам пришло письмо и новогодние открытки. А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Учащиеся высказывают свои предположения о том, что урок будет посвящен составлению праздничного новогоднего поздравления и письма.

Учитель: Верно, мы будем говорить о письме, а еще научимся писать настоящие письма и поздравления к празднику на открытках. Давайте запишем тему урока: «Что такое праздничное поздравление?» (Ученики записывают тему урока). А как вы думаете, каковы задачи нашего урока?

Учащиеся выстраивают предположения, чему они научатся на занятии.

Учитель: Давайте рассмотрим конверт. Что мы видим на нем?

Ученики: штемпель, индекс, адрес, наклеенные почтовые марки.

Учитель записывает слова, названные учениками на доске в столбик.

  1. Работа по теме урока:

1 . Лексическая работа:

Учитель: определите лексическое значение данных профессиональных терминов.

Запись на доске:

Штемпель – штамп на почте для погашения знаков почтовой оплаты на почтовых отправлениях

Индекс – метка, номер, код который присваивается тому или иному предмету, городу, товару, ячейке памяти, файлу

Адрес – это условное место нахождения объекта в пространстве

Почтовая марка - специальный знак почтовой оплаты, выпускаемый и продаваемый национальными (и иными) почтовыми ведомствами и обладающий определённой номинальной стоимостью (номиналом).

Учитель: а еще в этот список можно добавить слова: адресат и адресант. Чем эти слова отличаются друг от друга?

Ученики дают толкование данным словам:

Адресат – лицо, к-рому адресовано письмо, телеграмма и т. д

Адресант - лицо или организация, адресующее почтовое отправление кому-либо.

2. Сообщения учеников об истории рождения открытки.

Слово учителя: Ребята, а вы знаете откуда пришла к нам поздравительная открытка? Сейчас мы послушаем «историков», которые искали следы первых открыток в далеком прошлом.

Выходят 3 человека, которые готовили презентацию и сообщения на тему: «История рождения открытки». Прослушивание сообщений учеников.

3. Работа с текстом – обращением:

Работа с проблемными вопросами:

Учитель:

 - Скажите, а от кого  чаще всего  приходят открытки и письма? (Учащиеся отвечают).

 - А что делать тому человеку, который совсем один на свете?

Ученики пытаются высказать свои предположения.

Учитель (демонстрируя конверт): У меня в руках есть одно письмо, которое доставил почтальон. Давайте его прочитаем.

Учитель открывает конверт, в нем содержится листок с текстом (обращение от директора Департамента труда и социального развития Приморского края Лаврентьевой Л. Ф.)  и дает текст в руки одного из учеников. Ученик читает текст письма.

Дорогие ребята!

В декабре 2016 года Департамент труда и социального развития Приморского края проводит социальную акцию «Внуки по переписке». Цель акции – поддержка одиноких пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, проживающих в домах-интернатах для престарелых, находящихся на социальном обслуживании на дому, поздравление с наступающими новогодними праздниками.  

Директор департамента: Л. Ф. Лаврентьева.

Учитель проводит беседу с классом:

 - Ребята, о ком идет речь?

 - Какие чувства вызвало у вас это обращение?

 Работа со слайдом презентации (слайд 17):

Чтение стихотворения о пожилых людях.

 - К чему призывает нас автор стихотворения?

 - Как следует относиться к пожилым людям?

 - Как вы понимаете значение словосочетания «внуки по переписке»?

 - К какому жанру относится написание письма или новогоднего поздравления? (эпистолярный)

  - Каким должно быть наше послание? (дружеским).

- В чем заключается сложность написания письма или поздравительной открытки? (в том, что ученик не знает пожилого человека, а должен составить послание таким образом, чтобы подарить радость адресату, дать ему возможность почувствовать тепло, участие другого человека).

Поведение физминутки (под аудиозапись) «Солнышко лучистое»  - припев песни.

4. Составление письма или новогоднего поздравления «внуков по переписке»:

Учитель:

 - А как вы считаете, о чем необходимо писать в праздничном письме и новогодней поздравительной открытке? Каким должно быть поздравление?

Работа со слайдом презентации (слайд 18, 19).

Задание:  Устно сделайте вывод, каким должно быть ваше послание?

Составление плана поздравительного текста:

План.

  1. Приветствие.
  2. Вопросы о здоровье, планах на будущее.
  3. Кратко о себе.
  4. Общие воспоминания (мы были вместе…)
  5. Поздравление с наступающим Новым годом.

Задание: Составьте небольшой текст письма или новогоднего поздравления.

Учащиеся читают свои «черновики» в классе (3-4 человека).

Учитель с классом слушают тексты, дают необходимые рекомендации.

5 . Вывод по уроку учащиеся делают, используя «лестницу успеха»:

 

                                                                                                   Мне понравилось.

                                                                  Я научился

                               Я запомнил

 Я узнал

  1. Домашнее задание: оформление открытки (создание проекта новогоднего рисунка на титульную страницу),  редактирование текста письма, написание текста на чистовик или открытку.

Примечание: Результаты написания писем и поздравительных открыток можно найти в презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи "Дневник - это Я, письмо - это ТЫ"

Цели урока: формирование интереса к написанию писем, закрепление навыков культуры общения;развитие письменной речи – письмо-рассуждение;нравственно-этическое и патриотическое воспитание детей.подготов...

Урок развития речи в 6 классе. Повествование. Составление рассказа по сюжетным картинкам по упр. 150 . Работа в группах.

Урок развития речи в 6 классе. Повествование. Составление рассказа по сюжетным картинкам по упр. 150 учебника «Русский язык» авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской. Работа в группах....

Урок развития речи. Навыки написания делового письма.

Урок развития речи закрепляет навыки написания деловой бумаги –  расписки, совершенствует навыки правописания  приставок и грамматического разбора слов, развивает  и активизирует речь у...

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...

Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.

Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....

Конспект урока по развитию речи 3 класс II отделение Составление рассказа по картинкам

УРОК: Развитие речиУЧИТЕЛЬ: Сивохо А.С.КЛАСС:  3 «Б» 2 отделениеДАТА: 14 марта 2018 гУЧЕБНИК:  ТЕМА: Составление рассказа  по картинкамТИП УРОКА: урок усвоения новых з...

Доклад на МО учителе-предметников "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках письма и чтения в специально (коррекционной) школе"

Учителем по русскому языку и литературе излагается материал по видам работы с учениками школы 8 вида....