Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Полные и краткие формы страдательных причастий"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Полные и краткие формы страдательных причастий" построена с учетом требований ФГОС по УМК Разумовской М.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol_karta_polnye_i_kratkie_prichastiya.docx | 30.49 КБ |
polnye_i_kratkie_prichastiya.ppt | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Класс: 6
Учитель русского языка: Кондратенко Е.В.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема урока: «Полные и краткие формы страдательных причастий».
Цель: узнать, какие причастия могут иметь краткую форму, сформировать понятие о кратком причастии, его синтаксической роли, умение различать полные и краткие причастия, использовать причастия в тексте; ознакомиться с правописанием Н в кратких причастия
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать о том, что страдательные причастия настоящего и прошедшего времени имеют полную и краткую форму, знать формы изменения кратких страдательных причастий, их синтаксическую роль в предложении, сходство и различие в изменении полных и кратких страдательных причастий, ударение в кратких страдательных причастиях (взята́, переведена́, привезена́ и др.); уметь образовывать краткие страдательные причастия, определять их синтаксическую роль в предложении, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях.
Метапредметные
регулятивные:
формулировать учебную задачу, прогнозировать содержание учебной деятельности, осуществлять самоконтроль; осознавать качество и уровень усвоения материала;
познавательные:
извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; выдвигать гипотезу и ие обосновывать, структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; уметь осуществлять контроль и оценку процессов и результатов деятельности;
коммуникативные:
осуществлять учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, умение выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, оценивать нравственно-этическое содержание информации; стремиться к совершенствованию культуры речи. формировании осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа
Методы и формы обучения
Проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, в парах, групповая.
Образовательные ресурсы: презентация по теме урока, выполненная учителем
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | Создает эмоциональный настрой, проверяет готовность учащихся к работе. - Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! За окном морозно и холодно, а у нас в классе тепло и уютно. Я надеюсь, у всех хорошее настроение. Скажите, какими мы должны быть сегодня на уроке, чтобы он получился? (Инициативными, находчивыми, доброжелательными, работоспособными, внимательными, активными, организованными) Слайд 1. Солнышко. - Этот урок особенный: вы сегодня не просто ученики – вы исследователи, которым предстоит всмотреться в причастия, понаблюдать за их «жизнью», увидеть, как причастие побуждает к работе наше воображение и мысль. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоциональное включение в урок. Организуют рабочее место. Отвечают на вопрос,настраиваю-тся на совместную деятельность. |
2. Актуализация знаний (повторение изученного о причастии). | Актуализирует знания учащихся о причастии, организуя проверку ранее изученного материала. Предлагает выполнить задание с взаимопроверкой. Контролирует выполнение работы. - Вначале вспомним, что вам уже известно о причастии. Проверим ваши знания по теме «Причастия». Отвечаем на поставленные вопросы «да» или «нет» 1.Лингвистическая разминка «Знаете ли вы, что? Слайды2,3)
тексте? Предлагает обменяться тетрадями, провести взаимопроверку, оценить результаты. 2. Узнай причастие. Слайд 4. Предлагает из записанных на слайде словосочетаний выбрать те, в составе которых есть причастие, записать их в тетрадь. - Как будем узнавать причастие? (по суффиксам). Обозначить суффиксы. Свежий ветер мертвая тишина непримятая трава спящий лес заколдованный лес утреннее солнце заснеженный кусты веселые крики опустевшие поля великолепный день | Учащиеся выполняют задание, отвечая на на вопросы , проводят взаимопроверку, учатся корректно и уважительно оценивать работу одноклассников. Выписывают словосочетания, выделяют суффиксы причастий, комментируют записи, объясняя свой выбор. |
3. Мотивация познавательной деятельности (определение темы урока, постановка цели и учебных задач). | Создает условия для определения темы урока и постановки учебной задачи. Используя текст стихотворения В.Тушновой, создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, подводит их к выводам. Работа с текстом. Выразительно прочитать текст. Слайд 5 Верна одна из истин старых, что как ни дорог, -Согласны ли вы с автором текста и почему? Слайд 6 - Какое слово в этом тексте ключевое? -Какой частью речи оно является и в какой форме употреблено? Предлагает сформулировать тему этого урока и определить задачи. - Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Запись темы в тетради. Слайд 7 - Какова цель нашего урока. Слайд 8 - Сегодня на уроке мы должны провести исследование, все ли причастия образуют краткую форму. | Один из учащихся выразительно читает текст. Учащиеся класса слушают, отвечают на вопросы, делают выводы, высказывают свое мнение. Совместное целеполагание. Учащиеся предлагают вариант формулировки темы урока, определяют задачи деятельности, которые корректируются учителем. |
4. Организация познавательной деятельности. Открытие нового знания и первичное закрепление.. Совместное исследование проблемы. Самостоятельная работа с проверкой по эталону Закрепление полученных знаний | Создает условия для поиска пути к решению учебной задачи, организует анализ учебной задачи, фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение, проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.
Организует самостоятельную работу школьников по выполнению отдельных операций с новым учебным материалом, корректирует учебную деятельность учащихся, приглашает к обсуждению учебного материала. 1.- Чтобы провести исследование, обратимся к экрану и прочитаем выразительно текст. Ели, стоявшие по колено в сугробах, были громадно высоки. Но ещё выше елей было небо, все засыпанное зимними звездами. Особенно прекрасно сверкали звезды на черном бархатном треугольнике неба, соприкасавшемся с белым треугольником бегущей дороги. Там дрожало и переливалось несколько крупных и чистых созвездий, словно выграненных из самых лучших и самых крупных алмазов в мире. Сопоставление текста с картинами (Слайды 10,11) - Слайд 12 2. - Найти причастия и выписать их в тетрадь, распределяя по столбикам (действительные и страдательные). 3. Проверка работы. Слайд 13 4. - Записать причастия в именительном падеже, женском роде и образовать от них краткую форму. -Какие вопросы зададим к причастиям краткой формы? - С какой проблемой вы столкнулись, образуя краткие причастия? - Как вы думаете, от каких причастий невозможно образовать краткую форму? - Вывод. Только страдательные причастия способны образовывать краткую форму. - Обозначьте суффиксы причастий полной и краткой формы. Сравните их. Сделайте вывод о написании суффиксов кратких причастий. Проверка. Слайд 14 6. Слайд 15 Предлагает стать участниками творческого процесса, закрепляя материал. - Дописать текст, придумав последнее предложение, в котором отразится ваша оценка представленной картины зимнего дня, используя краткие причастия. Слайд16 Слова-помощники. Очарован(а), изумлён(а),душа наполнена, околдована. Возможный пример. Слайд17 2. Работа с лингвистической сказкой. Читает лингвистическую сказку Ф.Кривина. Людьми обиженное, учениками униженное, никем не привеченное, почти не замеченное – бедное, бедное Страдательное Причастие прошедшего времени. «Ах, не говорите! Одни страдания»,- говорит оно Определяемому Существительному. Существительное молчит, а Причастие продолжает: «Самое дорогое, что у меня есть – это два -н- в суффиксе. А то еще хуже. Стоит мне появиться в тексте без Приставки и без зависимого слова, как я сразу теряю одно -н- и даже перестаю быть Причастием, а становлюсь Прилагательным. А то вдруг я оказываюсь укороченным на одну-две буквы -н- в конце. Теперь, говорят, я уже Краткое Причастие, и опять одну букву -н- изымают. Как тут не согласиться – бедное Страдательное Причастие. - Какие правила правописания -нн- и -н- в причастиях здесь обыгрываются?
Организует работу школьников по выполнению отдельных операций с новым учебным материалом, корректирует учебную деятельность учащихся, приглашает к обсуждению учебного материала. – Выразительно причитать текст. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит- И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой…
Задания.
2.- На какой вопрос отвечают краткие причастия? Какую синтаксическую роль выполняют? Обсудите в парах, представьте свои выводы. | Читают выразительно текст. Исследуют новый материал, работая с текстом. Находят причастия, записывают их в форме именительного падежа женского рода, распределяя по столбикам (действительные и страдательные), проверяю свою работу (слайд 13). Образуют от записанных причастий. краткую форму. Комментируют записи. Решают проблему (не от всех причастий можно образовать краткую форму). Делают вывод о том, что только страдательные причастия способны образовывать краткую форму. Обозначают суффиксы причастий полной и краткой формы, Проверяют свою работу (самопроверка по слайду14), делают вывод о написании суффиксов кратких страдательных причастий. Составляют предложения, используя краткие причастия. Пробуют выразить свои чувства. Читают предложения, слушают друг друга, отмечают наиболее интересные. Зачитывают возможный пример (на слайде17) Слушают текст, решают лингвистическую задачу. Определяют правила написания -н- и -нн- в полных и кратких страдательных причастиях. Еще раз акцентируют внимании на правописании -н- в кратких причастиях. Работают в парах, образуют краткую форму, сравнивают, обсуждают, выявляют закономерность, делают выводы. Сравнивают причастия , употребленные в предложениях, анализируют, выявляют синтаксическую и семантическую особенность кратких причастий. Один ученик выразительно читает текст, остальные слушают, затем выписывают из текста краткие причастия , определяют их синтаксическую роль, обсуждают работу в парах, озвучивают свои выводы. |
5. Этап продуктивного использования полученных знаний. 6. Подведение итогов |
- Вставить буквы, подчеркнуть лишнее словосочетание. Слайд 20. Тропинка засыпа(нн,н)а, завале(нн,н)а снегом, околдова(нн,н)ый лес, освещё(нн,н)ый лучами, очарова(нн,н)ы запахом леса, бл(е,и)стающие золотом. Взаимопроверка выполненного задания. Слайд 21
Причастия бывают действительные и …………… . 2. Действительные причастия имеют только …………… форму. 3. Страдательные причастия имеют……….. и……………. формы. 4. Действительные и страдательные причастия в полной форме в предложении являются…………… . 5. Краткие причастия в предложении являются…………… . 6. В суффиксах кратких причастий пишется ……..… буква н.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.. | Применяют новые знания, записывая текст и вставляя пропущееные буквы (-н- и -нн-) (слайд 20). Выполняют взаимопроверку(слайд 21), оценивают результаты
Работая со слепой схемой, применяют новые знания, заполняют схему, озвучивают ее. Проверяют свою работу по слайду (слайд 24) |
7.Рефлексия. 8. Домашнее задание. | Предлагает продолжить предложения на листе, где ранее заполнялась слепая схема: (слайд 26) Сегодня я узнал… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я научился… Меня удивило… Я попробую… Мне захотелось… Проводит инструктаж выполнения домашнего задания. По выбору:
| Осуществляют самооценку. Называют основные понятия нового материала, как они их усвоили, что получилось, что не получилось, почему… Записывают домашнее задание, задают вопросы в случае, если не все было понятно. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разминка ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО… причастия – изменяемая часть речи, причастия своим внешним видом похожи на прилагательные, причастия имеют признаки глагола, у причастий нет будущего времени, у причастий не может быть краткой формы, у причастий нет зависимых слов, правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глаголов, причастия в предложении выполняют роль определения.
Разминка ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО… причастия – изменяемая часть речи, + причастия своим внешним видом похожи на прилагательные, + причастия имеют признаки глагола, + у причастий нет будущего времени, + у причастий не может быть краткой формы, - у причастий нет зависимых слов, - правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глаголов, - причастия в предложении выполняют роль определения. +
Узнайте причастие Ледяной ветер Зловещие тени Заколдованный лес Утреннее солнце Весёлые крики Великолепный день Мёртвая тишина Спящий лес Заснеженные кусты Побеленные стволы
Верна одна из истин старых, что как ни дорог, как ни мал, но, если выпрошен подарок, он быть подарком перестал. В.Тушнова
Согласны ли вы с точкой зрения автора и почему?
Полные и краткие формы страдательных причастий урок русского языка в 6 классе Составитель Кондратенко Елена Васильевна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 547 г.Санкт-Петербург
Цель: сформировать понятие о кратком причастии, его синтаксической роли, умение различать полные и краткие причастия, использовать причастия в тексте
Прочитать выразительно текст. Ели, стоявшие по колено в сугробах, были громадно высоки. Но ещё выше елей было небо, все засыпанное зимними звездами. Особенно прекрасно сверкали звезды на черном бархатном треугольнике неба, соприкасавшемся с белым треугольником бегущей дороги. Там дрожало и переливалось несколько крупных и чистых созвездий, словно выграненных из самых лучших и самых крупных алмазов в мире.
ощники
Задания Найти в тексте причастия, выписать их, распределяя в два столбика (действительные и страдательные)
Действительные страдательные Стоявшие засыпанное соприкасавшемся выграненных бегущей
Записать причастия в именительном падеже, женском роде и образовать от них краткую форму за-сып-а- нн - ая вы–гран- енн - ая за-сып-а- н - а вы-гран- ен - а ая а
Задание Дописать текст, придумав последнее предложение, в котором отразится ваша оценка представленной картины зимнего дня, используя краткие причастия. Возможные слова-помощники. Очарован(а), изумлён(а),душа наполнена, околдована.
Слова-помощники Очарован(а), изумлён(а), душа наполнена, околдована .
Возможный пример Душа словно околдована красотой зимнего леса.
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит- И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Ф. Тютчев
Выписать краткие причастия, сделать вывод об их правописании Околдован очарован опутан окован
Вставить буквы, подчеркнуть лишнее словосочетание Тропинка засыпа(нн,н)а, завале(нн,н)а снегом, околдова(нн,н)ый лес, освещё(нн,н)ый лучами, очарова(нн,н)ы запахом леса, бл(е,и)стающие золотом
Проверим Тропинка засыпа(нн,н)а, завале(нн,н)а снегом, околдова(нн,н)ый лес, освещё(нн,н)ый лучами, очарова(нн,н)ы запахом леса, бл(е,и)стающие золотом
Закончи предложение. Причастия бывают действительные и …………… . 2. Действительные причастия имеют только …………… форму. 3. Страдательные причастия имеют……….. и……………. формы. 4. Действительные и страдательные причастия в полной форме в предложении являются…………… . 5. Краткие причастия в предложении являются…………… . 6. В суффиксах кратких причастий пишется ……..… буква н.
Причастия бывают действительные и страдательные . Действительные причастия имеют только полную форму. Страдательные причастия имеют полную и краткую формы. Действительные и страдательные причастия в полной форме в предложении являются определением . Краткие причастия в предложении являются сказуемым . В суффиксах кратких причастий пишется одна буква н.
Сегодня я узнал… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я научился… Меня удивило… Я попробую… Мне захотелось…
Домашнее задание Составить лингвистическую сказку о причастии в стиле Феликса Кривина. Написать небольшой текст-описание зимы с использованием кратких причастий. Выполнить упражнение 438. Задание выполняется по выбору
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 7 класс " Н и НН в суффиксах страдательных причастий"
Конспект урока русского языка 7 класс "Н и НН в суффиксах причастий", технологическая карта...