Урок русского языка в 5 классе по теме "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Литау Элеонора Петровна

Урок выполнен в технологии развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._antonimy.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Учитель

Литау Элеонора Петровна

Тема урока

Антонимы

Цель урока:

формирование языковой культуры личности, развитие теоретического понятийного мышления пятиклассников  на основе осмысления  понятия антонимы

Формируемые УУД

ПУД-2: умение создавать обобщения, устанавливать аналогии

ПУД-4: умение устанавливать причинно-следственные связи

ПУД-5:Умение строить логические  рассуждения, делать умозаключения и выводы

ПУД-10: умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)

ЛР-1: ценностно-смысловое отношение к себе, окружающему миру;

ЛР-2: устойчивая познавательная активность

РУД-1: умение осуществлять целеполагание предстоящей деятельности;

РУД-2: умение планировать пути достижения целей;

РУД-5: умение адекватно оценивать  правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу  его реализации

Планируемые ОР, формируемые УУД

Ученик по окончании изучения темы:

ЛР-1: высказывает собственное мнение;

ЛР-2: активно и заинтересованно включается во все учебные задания;

ПУД-1,ПР-1: выводит определение понятия;

ПУД- 9,10: находит в тексте необходимую информацию, оформляет её в таблице, схеме;

РУД-2: планирует предстоящую познавательную деятельность;

РУД-5: проводит рефлексию и самооценку деятельности на уроке и её результатам;

КУД-1: выполняет задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

ПР-5: даёт оценку употреблению антонимов в языке;

Программные требования

Выпускник научится:1. Давать определение понятию антонимы

2.Находить антонимы в тексте

2. Уместно употреблять антонимы в речи

Программное содержание

Антонимы, их употребление в речи

План изучения нового материала

  1. Понятие антонимы
  2. Умение находить антонимы в тексте
  3. Употребление антонимов в речи

Основные понятия

Лексика, лексический разряд слов, антонимы, оксюморон, антитеза

Тип урока

урок изучения нового материала

Форма урока

урок-размышление

Технология

развивающего обучения

Оборудование урока

Учебник Ладыженская Т.А.,

мультимедийная презентация, раздаточные материалы

Домашнее задание

Опорный конспект знать, упр 371, создать загадку- перевертыш.

Деятельность учителя

Деят-сть уч-ся

ПОР

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок: наша цель стать высокообразованной культурной личностью

2. АКТУАИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ  (5 мин)

Задание на повторение:1. Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов. Подчеркните слова, употребленные в переносном значении.

Полный – толстый (дерево, бумага, луна); Задуть – погасить (свет, пламя, долг);Мрачный – угрюмый (лес, человек,  ночь);Знойный – горячий (лето, привет, суп);Дремучий – густой (волос, туман, лес);

Слайд 1

Индивидуальная работа  в тетрадях для самостоятельных работ

ПУД-5

3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ ( 5 мин.)

Выполнение задания под звездочкой, стр. 165-166. (на слайде перевод слова антоним с греческого – анти = против, оним = имя)

1. Чем являются слова «антоним и синоним» друг для друга?

2. Главный вопрос урока: Как в нашей речи используются антонимы, с какой целью?

1.Устная коллективная работа (дают определение понятию антонимы, записывают определение в тетрадь для опорных конспектов в виде схемы, проверка по эталону)

Слайд 2

2. Предполагаемые ответы учеников

КУД-1

ПР-1

ЛР-2

ПУД-9,10

РУД-2

4. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15 мин.)

1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Найдите в них антонимы. Назовите сферу употребления подчеркнутых вами антонимов. 

1.И ч..рные глаза, остановясь на мне, исполнены таинственной п..чали, как сталь твоя при трепетном огне, то вдруг тускнели, то сверкали… (М.Ю. Лермонтов). 2. Наступил долгожданный Старый Новый год, время волшебства и ч..дес. 3. «Война и мир» Л.Н. Толстого - величайшее произведение русской классической литературы. 4. Мя..ко стел..т, да жес..ко спать.

2.  Перед вами начало одного из стихотворений М. Цветаевой. Строчки растеряли слова. Ваша задача - восстановить текст. А помогут вам ...  антонимы.

Полюбил богатый - ...  

Полюбил ученый - ...

Полюбил румяный - ...

Полюбил хороший - ...

Золотой - полушку медную

Слайд 3

Индивидуальная работа в тетрадях с последующим комментированием

Выборочно

Слайд 4

 

ЛР-2

ПУД-1

ПУД-9

ПУД-2

ПУД-4

IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (9 мин)

1. «Антонимы в загадках» (Учитель загадывает детям загадку, в которой все наоборот. Дети должны догадаться о ком или о чем идет речь).

… - домашнее животное. Этот зверь обитает в воде, тело покрыто короткой шерстью, хвост длинный. Зимой ведет активный образ жизни и любит солёное. Кто это? Запишите ответ в тетради.

2. Создайте собственную загадку по аналогии, а мы постараемся отгадать.

Какой можно сделать вывод по уроку?

Выборочно

Коллективная работа

ЛР-1

ЛР-2

ПУД-10

КУД-1

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 мин)

Ситуация рефлексии

Установите соответствие между вопросами и ответами.

Индивидуальная работа на листах самооценки

РУД-5

ПР-1

ПР-2

ПР-3

ПР-4

Пр-5

Приложение 1

Слайдовая презентация

Приложение 2

Дайте краткий ответ на вопрос:

1. Антонимы - это

2. Где в нашей речи употребляются антонимы?

3. С какой целью мы употребляем антонимы?

4. Сложно ли было ответить на вопросы таблицы?

5. Получил (а) я новые знания на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...