Технологическая карта по русскому языку 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Рванова Светлана Анатольевна

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Тема: Буквы о-ё после шипящих в корнях слов

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по  русскому языку

«Буквы О-Е после шипящих в корнях слов» (5 класс)

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Метод: комбинированный.

Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» под  редакцией М.М.Разумовской.

Тема: Буквы о-ё после шипящих в корнях слов

Цель урока: сформировать представление о способе выбора о-ё в корнях слов после шипящих, уметь определять написание о-ё в корнях слов и комментировать условия написания, закрепить знания этапов учебной деятельность и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя

Задачи:

-обучающие: обосновывать выбор о-ё в корнях слов после шипящих, владеть приемами устной и письменной речи, различными приемами работы с учебной и дополнительной литературой, владение новыми видами тематических ответов, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, умение коллективно работать.

-развивающие: развитие речи, мышление умственной деятельности, выполнять операции анализа, классификации, способность наблюдать делать выводы.

-воспитательные: формировать нравственные и эстетические представления, мотивы социального поведения, формировать положительную эмоциональную обстановку в процессе работы.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Приветствие. Мотивация к учебной деятельности

Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Учашиеся включаются в деловой ритм урока, читая вместе стихотворные строки о порядке учебных принадлежностей на их рабочих столах

Личностные: самоопределе-ние.

«Мозговой штурм»

Лингвистическая разминка

Повторение пройденного материала, обобщение ранее изученного

Учитель задаёт вопросы:

«Что такое орфограмма?

Зачем нам нужно знать орфограммы?(Мы должны быть грамотными людьми.)А какие орфограммы в корне мы с вами изучили на прошлых уроках?(Корни с чередованием –лаг- -лож-,–раст—ращ—рос-)Озвучьте, пожалуйста, эти правила.

Дети отвечают на вопросы, озвучивают правила о правописании корней с чередованием гласных О-А.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Регулятивные:

самопроверка

Актуализация знаний.Поста-новка учебной задачи.

Актуализация опорных знаний и способов действий на основе изученного материала по аналогии

Учитель ставит учебную задачу: на слайде и на карточках(лежат у детей на партах) даны слова с пропущенны ми буквами в корне: росток, щётка, прилагательное, подросток, положить, расчёска, заросли, Ростов, жёлуди, выращенный, слагаемое, отрасль. Разделите слова на группы, докажите свои действия».

Учащиеся работают в парах, анализируют, сопоставляют, делают выводы.

Учащиеся проверяют правильную запись данных слов по слайду, на котором все орфограммы вставлены(самопроверка).

Познавательные:

преобразование модели с целью выявления общих законов, установление причинно-следственных связей

Логические :

построение логической цепочки рассуждений

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

представление информации.

Формулировка темы и цели урока.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Создание учителем проблемной ситуации :

«Со всеми ли словами вы справились? Почему возникли затруднения? Значит, вы что-то не знаете? Что же нам предстоит выяснить? Попробуйте сформулировать тему и цели урока ».

Определение темы и целей :

«Буквы О-Ё после шипящих в корне слова» Цели :

«Научиться находить орфограмму в корне слова после шипящих, устанавливая позицию этой гласной (ударная или безударная).

Подбирать однокоренные слова, доказывая данную орфограмму» .

Регулятивные :

высказывают предположения на основе наблюдений.

Формулируют тему, цели урока, записывают тему в тетрадь.

Открытие новых знаний. Наблюдение.

Открытие новых знаний учениками, формулировка орфограммы, систематизация, отработка навыков.

Учитель предлагает подумать над вопросом: «Ребята, как мы можем узнать правило о написании О-Е в корне после шипящих?» Учитель предлагает выполнить задания в группах: «На доске правильно записанные слова: жёлудь, шёлк чёрный, жёлтый, пчёлы. Прочитайте их, спишите и выделите корень. Сравните их и попробуйте выяснить закономерности написания. Обратите внимание , в какой позиции (ударной или безударной)находятся гласные после шипящих в корне, постарайтесь подобрать к ним однокоренные слова.

Затем учитель предлагает понаблюдать за ещё одной группой слов, которые относятся к исключениям и заимствованным словам.

Ученики отвечают, что правило можно прочитать в учебнике, также можно понаблюдать за словами и попробовать выявить определённые закономерности. Выявляют позицию гласной в корне, подбирают однокоренные слова и приходят к выводу о написании гласных в корне, таким образом формулируя правило. Наблюдая за словами-исключения- ми и заимствованными словами, делают вывод, что данные слова пишутся не по правилу, то есть являются исключением.

Соотносят свои выводы с учебником, Совместное составление алгоритма.

Регулятивные:

создание благоприятной атмосферы,за-интересован-ности,развитие монологической речи. Поиск путей решения проблемы.

Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.


Познавательные :

выделяют главное, свёртывают информацию до ключевых слов. Анализируют, сравнивают, делают выводы, устанавливают закономерности.


Усвоение новых знаний, их первичное закрепление

Развитие учебно-языковых и орфографических умений.

Учитель предлагает выполнить упражнение из учебника: списать выборочно слова, вставить пропущенные орфограммы, обозначить графически.

Тем, кто справится с работой быстро, учитель предлагает карточки:

распределить слова в 2 группы(5-7 учащимся).

Один учащийся пишет на доске, объясняя написание орфограммы. Остальные работают в тетрадях.

В карточках ученики распределяют слова , мотивируют принцип, графически объясняют орфограммы (карточки сдаются учителю на проверку).

Познавательные:

строят работу на основе алгоритма.

Осуществляют познавательную рефлексию.

Анализируют, сравнивают, группируют.

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушают и слышат других, готовы корректировать свою точку зрения.

Оказывают взаимопомощь, осуществляют взаимный контроль.


Физкультминутка

Закрепление

Отработка и закрепление изученного материала, вы- ведение на уровень автоматизированного умственного действия

Учитель предлагает работу над этимологичес-ким анализом слова «чесать»: подберите гнездо однокоренных слов от этого слова. Затем предлагает предложение с двумя словами из этого гнезда для синтаксического разбора: « Если б дали берёзе расчёску, изме-нила б берёза причёску.» Далее учитель предлагает детям (в группах) письмо (из мультфильма), где допущены ошибки на данную орфограмму. Ошибки необходимо исправить.

Дети работают с этимологическим словарём, подбирают однокоренные слова, записывают. Выполняют синтаксический разбор предложения, затем происходит взаимопроверка по правильному варианту на слайде. В группах работают над ошибками в письме, затем проверяют себя по слайду,исправ-ляют ошибки, объясняя орфограммы.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем, сверстниками.

Регулятивные: ищут пути решения проблемы.

Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Обобщить, сделать выводы,

Учитель задаёт вопросы:

«Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы её?

Оцените свою деятельность (критерии выведены на слайде) и одноклассников (сигнальными карточками :зелёный – цель урока достигнута, крас-ный – не достигнута.)

Ученики проговаривают цель, доказывая формулировкой правила. Оценивают свою работу.

Регулятивные :

соотносят цели и результаты своей деятельности. Оценивают свою работу и определяют степень успешности работы всего класса.

Домашнее задание.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Всем выучить теорию. Практическое задание по выбору: 1)упражнение,2)составить тест-лист на изученное правило из 10 слов.

Задают вопросы по домашнему заданию.

Коммуникатив-ные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне слова"

Урок проведен в соответствии с требованиями ФГОС, с применением технологий проблемного обучения, группового обучения, развития критического мышления и здоровьесберегающей....

Технологическая карта урока русского языка в инклюзивном классе (7 класс)

Технолггическая карта урока русского языка в инклюзивном классе по теме "Деепричастие" (7 класс). Втехнологической карте подробно представлена работа с обусающимсяс ОВЗ(ЗПР)....

Технологическая карта урока русского языка в инклюзивном классе (7 класс)

В технологической карте подробно представлена работа с обучающимся с ОВЗ(ЗПР)....