Рабочая программа элективного курса "Тайны текста"
рабочая программа (10 класс) на тему
Данная программа составлена на основе пособия П.Г.Пустовойта "Тайны словесного мастерства", книга выпущена издательством Айрис Пресс в 2007 году. Пособие заслуживает внимания и учащихся, и преподавателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_b_literatura_1_programma_elektivnogo_kursa_tayny_teksta_sergeevyh.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» для учащихся 10 б класса.
Пояснительная записка.
Статус документа.
Программа факультативного курса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной. Москва, «Просвещение», 2007 год.
Структура документа.
Рабочая программа включает в себя следующие разделы: пояснительная записка, содержание программы, требования к уровню подготовки учащихся, используемая литература.
Цель преподаваемого курса – расширить литературоведческий кругозор учащихся и научить анализировать художественный текст.
Задачи:
расширить круг чтения учащихся,
повысить качество чтения, уровень восприятия и глубины проникновения в художественный текст.
Место предмета в федеральном базисном плане.
Согласно федеральному базисному плану на изучение курса отводится 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.
Учебно - тематический план.
Теоретические сведения 30 часов.
Практические занятия 4 часа.
Содержание программы.
Слово в народном употреблении. Слово, стиль, образность. Фукциональные стили. Стиль художественной литературы. 5 часов.
Роль А.С.Пушкина в развитии русского литературного языка. 1 час.
Слово как средство создания образности. Виды тропов и стилистических фигур. Фонетические средства изобразительности. 4 часа.
Взаимодействие различных стилеобразующих факторов в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 1 час.
Н.В.Гоголь – мастер речевой характеристики героев. 1 час.
Создание образности в прозе И.С Тургенева. Художественная структура тургеневской повести. Зависимость стиля повествования от художественной структуры произведения. Принцип «тайной психологии» Тургенева. 1час.
« Диалектика души» Л.Н.Толстого. 1 час.
Многообразие стилей авторов и рассказчиков. 3 часа.
Образность в драматургии ( на примере пьес А.Н. Островского). 3 часа.
Реализация пушкинского идеала « нагой простоты» в поэзии. 1 час.
Художественные достижения и новаторство Н.А. Некрасова в области поэтической речи. Эмоциональный фактор воздействия поэтической речи на читателя 3 часа.
Принципы и приёмы создания образности в поэзии. 2 часа.
Гармония чувства и слова в поэзии А.А.Блока и С.А Есенина. 2часа.
Стихотворения в прозе как особый литературный жанр, миниатюры И.С Тургенева, И.А. Бунина, В. Солоухина. 2 часа.
Практические занятия. 4 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны понимать специфику литературных произведений различных жанров, различать средства образности, используемые в поэзии, прозе, драматургии, уметь создавать литературоведческие работы разной направленности.
Используемая литература.
Будагов. Р.А. Как мы говорим и пишем. М.. 1988.
Васильев Б.А. Духовный путь А.С.Пушкина. М., 1994.
Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991.
Винокур Г.О. Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. М., 1990.
Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трёх стилей. В.ВМ., 1970.
Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. М., 1957.
Одинцов В.В. О языке художественной прозы. М., 1973.
Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М.,1970.
Пустовойт П.Г. И.С.Тургенев – художник слова. М.,1987.
Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1968.
Календарно - тематическое планирование занятий элективного курса в 10 б классе.
№ занятия | Тема урока. | Планируемые сроки изучения | Скорректированные сроки изучения |
1. | Слово в народном употреблении. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Окказиональные неологизмы. | ||
2. | Диалектизмы и жаргонизмы. Фразеологизмы и их использование в художественных произведениях. | ||
3-5 | Стили речи и их особенности. | ||
6. | Роль А.С.Пушкина в развитии русского литературного языка | ||
7 -10. | Слово как средство создания образности. Виды тропов и стилистических фигур. | ||
11. | Взаимодействие различных стилеобразующих факторов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | ||
12. | Н.В.Гоголь – мастер речевой характеристики героев. | ||
13. | Создание образности в прозе И.С.Тургенева. | ||
14. | « Диалектика души». Л.Н. Толстого. | ||
15 -17 | Многообразие стилей авторов и рассказчиков в художественных произведениях. Роль лирических отступлений, вставных новелл, эпилогов. | ||
18 -20 | Образность в драматургии. Индивидуализация речи персонажей. Роль внутренних монологов действующих лиц.. Сущность конфликтов и пути их разрешения. Авторские ремарки и их роль. | ||
21. | Реализация пушкинского идеала «нагой простоты» в поэзии. |
| |
22 -24 | Художественные достижения и новаторство Некрасова в области поэтической речи. Эмоциональный фактор воздействия поэтической речи на читателя. | ||
25,26. | Принципы и приёмы создания образности в поэзии. | ||
27,28 | Гармония чувства и слова в поэзии А.Блока и С.Есенина. | ||
29,30 | Стихотворения в прозе как литературный жанр. Лирические миниатюры Тургенева, Бунина, Солоухина. | ||
31. | Реферат на филологическую тему. | ||
32. | Комплексный анализ текста. | ||
33,34 | Сочинения различных жанров. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Как строится текст"
Данная рабочая программа позволяет учителю-словеснику организовать повторение и систематизацию знаний по развитию связной речи учащихся 9 классов. Раскрываются закономерности строения текста, знания о...
Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Филологический анализ текста"
Данный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересен всем, так как поддерживает и развива...
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ поэтического текста» (9 класс)
Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» (Развитие теоретико-литературных понятий. Обучение творческому письму) предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ...
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)...
Рабочая программа элективного курса "Многоаспектный анализ текста" для 9 класса
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 9 класса многоаспектному анализу текста. Это поможет им в дальнейшем при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ....
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Рабочая программа элективного курса " Текст под микроскопом".
Программа элективного курса....