Рабочая программа элективного курса "Тайны текста"
рабочая программа (10 класс) на тему
Данная программа составлена на основе пособия П.Г.Пустовойта "Тайны словесного мастерства", книга выпущена издательством Айрис Пресс в 2007 году. Пособие заслуживает внимания и учащихся, и преподавателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» для учащихся 10 б класса.
Пояснительная записка.
Статус документа.
Программа факультативного курса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной. Москва, «Просвещение», 2007 год.
Структура документа.
Рабочая программа включает в себя следующие разделы: пояснительная записка, содержание программы, требования к уровню подготовки учащихся, используемая литература.
Цель преподаваемого курса – расширить литературоведческий кругозор учащихся и научить анализировать художественный текст.
Задачи:
расширить круг чтения учащихся,
повысить качество чтения, уровень восприятия и глубины проникновения в художественный текст.
Место предмета в федеральном базисном плане.
Согласно федеральному базисному плану на изучение курса отводится 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.
Учебно - тематический план.
Теоретические сведения 30 часов.
Практические занятия 4 часа.
Содержание программы.
Слово в народном употреблении. Слово, стиль, образность. Фукциональные стили. Стиль художественной литературы. 5 часов.
Роль А.С.Пушкина в развитии русского литературного языка. 1 час.
Слово как средство создания образности. Виды тропов и стилистических фигур. Фонетические средства изобразительности. 4 часа.
Взаимодействие различных стилеобразующих факторов в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 1 час.
Н.В.Гоголь – мастер речевой характеристики героев. 1 час.
Создание образности в прозе И.С Тургенева. Художественная структура тургеневской повести. Зависимость стиля повествования от художественной структуры произведения. Принцип «тайной психологии» Тургенева. 1час.
« Диалектика души» Л.Н.Толстого. 1 час.
Многообразие стилей авторов и рассказчиков. 3 часа.
Образность в драматургии ( на примере пьес А.Н. Островского). 3 часа.
Реализация пушкинского идеала « нагой простоты» в поэзии. 1 час.
Художественные достижения и новаторство Н.А. Некрасова в области поэтической речи. Эмоциональный фактор воздействия поэтической речи на читателя 3 часа.
Принципы и приёмы создания образности в поэзии. 2 часа.
Гармония чувства и слова в поэзии А.А.Блока и С.А Есенина. 2часа.
Стихотворения в прозе как особый литературный жанр, миниатюры И.С Тургенева, И.А. Бунина, В. Солоухина. 2 часа.
Практические занятия. 4 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны понимать специфику литературных произведений различных жанров, различать средства образности, используемые в поэзии, прозе, драматургии, уметь создавать литературоведческие работы разной направленности.
Используемая литература.
Будагов. Р.А. Как мы говорим и пишем. М.. 1988.
Васильев Б.А. Духовный путь А.С.Пушкина. М., 1994.
Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991.
Винокур Г.О. Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. М., 1990.
Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трёх стилей. В.ВМ., 1970.
Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. М., 1957.
Одинцов В.В. О языке художественной прозы. М., 1973.
Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М.,1970.
Пустовойт П.Г. И.С.Тургенев – художник слова. М.,1987.
Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1968.
Календарно - тематическое планирование занятий элективного курса в 10 б классе.
№ занятия | Тема урока. | Планируемые сроки изучения | Скорректированные сроки изучения |
1. | Слово в народном употреблении. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Окказиональные неологизмы. | ||
2. | Диалектизмы и жаргонизмы. Фразеологизмы и их использование в художественных произведениях. | ||
3-5 | Стили речи и их особенности. | ||
6. | Роль А.С.Пушкина в развитии русского литературного языка | ||
7 -10. | Слово как средство создания образности. Виды тропов и стилистических фигур. | ||
11. | Взаимодействие различных стилеобразующих факторов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | ||
12. | Н.В.Гоголь – мастер речевой характеристики героев. | ||
13. | Создание образности в прозе И.С.Тургенева. | ||
14. | « Диалектика души». Л.Н. Толстого. | ||
15 -17 | Многообразие стилей авторов и рассказчиков в художественных произведениях. Роль лирических отступлений, вставных новелл, эпилогов. | ||
18 -20 | Образность в драматургии. Индивидуализация речи персонажей. Роль внутренних монологов действующих лиц.. Сущность конфликтов и пути их разрешения. Авторские ремарки и их роль. | ||
21. | Реализация пушкинского идеала «нагой простоты» в поэзии. |
| |
22 -24 | Художественные достижения и новаторство Некрасова в области поэтической речи. Эмоциональный фактор воздействия поэтической речи на читателя. | ||
25,26. | Принципы и приёмы создания образности в поэзии. | ||
27,28 | Гармония чувства и слова в поэзии А.Блока и С.Есенина. | ||
29,30 | Стихотворения в прозе как литературный жанр. Лирические миниатюры Тургенева, Бунина, Солоухина. | ||
31. | Реферат на филологическую тему. | ||
32. | Комплексный анализ текста. | ||
33,34 | Сочинения различных жанров. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-333030-1383666239.jpg)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Как строится текст"
Данная рабочая программа позволяет учителю-словеснику организовать повторение и систематизацию знаний по развитию связной речи учащихся 9 классов. Раскрываются закономерности строения текста, знания о...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/23/picture-354782-1682235441.jpg)
Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Филологический анализ текста"
Данный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересен всем, так как поддерживает и развива...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/02/picture-475616-1409659522.jpg)
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ поэтического текста» (9 класс)
Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» (Развитие теоретико-литературных понятий. Обучение творческому письму) предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/02/picture-475616-1409659522.jpg)
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/22/picture-235364-1427030205.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Многоаспектный анализ текста" для 9 класса
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 9 класса многоаспектному анализу текста. Это поможет им в дальнейшем при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/14/picture-602209-1426352216.jpg)
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...