Программа кружка "Работа с текстами разных стилей"
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Материал может заинтересовать учителей, которые занимаются подготовкой к итоговой аттестации обучающихся 11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_dlya_11_kl_po_rya_22-23.doc | 335 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 г.Сычевки»
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по ВР Директор школы
__________Я.С.Грошенкова __________М.А.Алексеева
Протокол №____ Приказ №____
От «___»_____2022 г. От «___»_____2022 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
“Работа с текстами разных стилей”
Возраст обучающихся: 16-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор -составитель:
Сухова Е.Н,
педагог дополнительного образования
г.Сычевка
2022-2023 уч. год
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Работа с текстами разных стилей” (далее – Программа) имеет социально-гуманитарную направленность.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
• Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ;
• Целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения Р.Ф. от 3 сентября 2019 №467);
•Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения Р.Ф. от 09 ноября 2018 г. № 196);
•СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. № 41);
•Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» от 18 ноября 2015г. N 09- 3242).
Отличительные особенности программы; новизна, педагогическая целесообразность программы:
Новизна программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Работа с текстами разных стилей” даѐт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Программа учитывает специфику КИМов, дает комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. Программа ориентирована на развитие творческих способностей школьников.
Актуальность данной программы.
Рамки урока и насыщенность школьной программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей.
В настоящее время – в период модернизации учебного процесса, в период перехода школ на новые программы, предусматривающие всестороннее развитие ребёнка с учётом его индивидуальности, особенно важно и нужно расширять рамки знаний учащимися не только программного материала.
Актуальность программы определяется рядом факторов практического характера, под которыми понимаются тесное общение учителя и учащихся, ориентирование на творческую самореализацию развивающейся личности в учебном процессе.
При внедрении данной программы в обучение учащихся на занятиях, учитель получит возможность углубленно, творчески подойти к обучению родному языку школьников, помочь познать им тайны русской речи и практически овладеть ею.
Педагогическая целесообразность.
Программа ориентирована в большей степени на работу с текстом, развитие навыков смыслового чтения, что соответствует требованиям ФГОС. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.
Отличительной особенностью программы «Работа с текстами разных стилей» является:
- обеспечение ситуаций успеха каждому ребёнку;
- многообразие видов активной познавательной деятельности обучающихся;
- индивидуализация образовательного процесса и возможность работать в группе;
- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой активности;
- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляции активной коммуникации.
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся 11 классов.
Уровень программы - базовый.
Форма обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий по программе.
Курс “Работа с текстами разных стилей” направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда создается творческая атмосфера совместной деятельности, учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости для раскрытия темы и идеи художественного произведения. Весь материал используется в сочетании с такими формами работы, которые позволят ученику усвоить и осознать правильное написание изучаемой орфограммы, расширить их познания:
• лекции учителя с различными видами заданий;
• доклады, рефераты, сообщения и их защита учащимися;
• беседы; беседы с элементами практической работы;
• работа в больших и малых группах;
• самостоятельная работа учащихся – наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы об изменениях;
• упражнения с языковым материалом (в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение небольшого лингвистического эксперимента);
• самостоятельный отбор материала;
• поиск в произведениях художественной литературы нужной трудной орфограммы,
использование данной орфограммы в своей практике;
• фактическая работа по исправлению орфографических ошибок;
• чтение рекомендованной научно-популярной, лингвистической литературы;
• создание и публичная защита собственных проектов;
• проведение практикумов, семинаров.
Основные методы и приемы реализации данной программы
Для реализации программы применимы следующие педагогические технологии: объяснительно-иллюстративная технология технология проектного обучения, технология развития критического мышления, технология модульного обучения; активные методы обучения, которые требуют творческого подхода к материалу и создают оптимальные условия для самостоятельной работы учащихся: работа в малых группах по рассмотрению отдельного вида заданий; творческие работы, которые предполагают самостоятельный поиск решения задач с использованием соответствующей литературы; творческие работы, которые предполагают самостоятельное составление заданий по теме и их варианты решения; индивидуально выполняемые задания по теме; обсуждение вариантов решения заданий, предложенных в группе. Программой предусмотрены по каждой теме практические занятия, закрепляющие теоретические знания учащихся, среди них: работа с учебным пособием; работа дифференцирующего и индивидуального характера; работа по модулям и логико-смысловым моделям; работа со словарями; работа с мультимедийными обучающими программами и электронными учебниками.
Цель и задачи программы:
Цель программы: формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах − человеческой деятельности; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Задачи:
- ознакомить учащихся с разными подходами к анализу тексов разных стилей;
- сформировать навыки анализа текстов разных стилей;
- сформировать интерес к языкознанию, литературе, используя комплексный анализ текстов художественных, научных, публицистических произведений;
- научить рассматривать художественные произведения в единстве форм и содержания;
- организовать практическую деятельность учащихся, развивающую их творческие способности;
- создать психологические речевые ситуации, способствующие овладению учащимися различными видами речевой деятельности;
- сформировать навыки и умения анализа и комментирования текстов разных стилей;
- воспитать грамотного читателя, способного по достоинству оценить художественно-эстетические ценности произведения;
- развить творческое отношение к языку, умение владеть художественным словом.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Личностные результаты:
- бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
- потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах
- готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков
- эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей.
Метапредметные результаты
Ученик научится:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Ученик получит возможность для формирования умений:
- работать с разными текстами;
- работать с планом;
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Ученик получит возможность для формирования умений:
- строить рассуждение и аргументировать свою точку зрения;
- работать с планом;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы;
Ученик получит возможность для формирования умений:
- быть толерантным.
Предметные результаты.
Требования направлены на реализацию компетентностного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми при выполнении тестовых заданий и создании
собственных текстов.
Результаты изучения программы отражаются в знаниях о:
- сущности, содержании, структуре и формах текста, объективных законах восприятия, понимания и создания текста;
- роли текста в коммуникативных отношениях между людьми;
- нормах русского литературного языка;
- лингвистическом анализе языковых явлений;
в умениях:
- воспринимать тексты как целостные высказывания, различать уровни и виды текстов, понимать смысл текста в контексте его создания;
- создавать текст как ответ на «запрос», обеспечивая последовательность и связность изложения, отбирая языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, аргументировать свою точку зрения ,делать письменный и устный анализ текста;
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
- обладать навыками информационной переработки текста;
- работать с материалами, представленными на мультимедийных учебных дисках и Интернет – ресурсах по данной теме;
- оценивать тексты с точки зрения их соответствия функции и ситуации общения
Контроль результатов обучения, формы и критерии оценки результатов.
Тестирование, сочинения-рассуждения.
Учебный план.
Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | |||
все-го | теория | прак-тика | |||
Введение. Текст и его строение. | 3 | 1 | 2 | Входная диагностика(Тест) | |
Типы текста. | 2 | 1 | 1 | тестовые упражнения | |
Функциональные стили речи. | 6 | 5 | 1 | анализ текстов. | |
Выразительные средства текста. | 4 | 2 | 2 | тест | |
Тема текста и проблема, поднятая в тексте | 1 | 1 | - | - | |
Опорные (ключевые) слова. | 2 | 1 | 1 | анализ текста | |
Комментарий проблемы | 3 | 1 | 2 | Редактирование текста | |
Авторская позиция. | 2 | 1 | 1 | - | |
Композиция текста | 5 | 3 | 2 | анализ текста | |
Синтаксис текста | 1 | 1 | - | - | |
Способы связи предложений в тексте. | 2 | 1 | 1 | тестовые упражнения | |
Лексические средства связи предложений в тексте. | 1 | 0 | 1 | тест | |
Итоговая работа | 1 | 1 | Диагностика ( Эссе) | ||
Всего часов по программе | 33 ч. | 18 | 15 |
Содержание учебного плана (33 часов)
Введение. Знакомство с планом работы творческого объединения, правилами поведения, с инструкциями по охране труда.
Теория.
Понятие о тексте. (1 ч.) Знакомство с понятием о тексте, с его основными признаками: цельность и связность. Виды связи предложений в тексте. Понятие об основной мысли текста.
Практика.
Работа с текстами, составление опорных схем, сравнительных таблиц. Тренировочные упражнения и тесты.
Теория.
Типы текстов. (2 ч) Понятия типов повествование, описание, рассуждение. Отличительные особенности типов текста.
Практика. Составление собственных текстов на основе особенностей каждого типа. Анализ текстов. Тренировочные и тестовые упражнения.
Теория.
Функциональные стили речи. (6ч.). Художественный, официально-деловой, научный, публицистический, разговорный стили, их особенности.
Практика.
Определение особенностей каждого стиля в соответствии с речевой ситуацией. Выполнение анализа текстов.
Теория.
Средства выразительности в тексте. (4 ч.) Лексические средства, или тропы: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, ирония, гипербола, литота, оксюморон, перифраз.
Способы выражения сравнений. Синтаксические средства, или стилистические фигуры: инверсия, синтаксический параллелизм, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, умолчание, различные виды повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-ответная форма изложения, парцелляция.
Практика.
Тренировочные тесты и упражнения.
Теория.
Тема текста и проблема, поднятая в тексте. (1 ч). Понятие о проблеме. Типы проблем. Тема и идея текста. Основная мысль текста.
Теория.
Опорные (ключевые) слова. (2 ч.) Понятие об опорных(ключевых) словах. Роль ключевых слов при формулировании проблемы, поднятой в тексте. Использование ключевых слов для формулирования проблемы, поднятой в тексте.
Практическая работа: нахождение ключевых слов в текстах, формулирование проблемы.
Теория.
Комментарий проблемы.(3 ч.) Понятие комментария. Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Способы оформления комментария к проблеме. Цитирование при комментарии проблемы, поднятой в тексте.
Практическая работа: формулирование комментария по проблеме исходного текста.
Теория.
Авторская позиция. (2 ч.) Понятие об авторской позиции в текстах разных типов (художественных, публицистических текстах). Автор и рассказчик. Способы выражения авторской позиции.
Практика.
Работа с текстами разных типов, отработка умения формулирования авторской позиции
Теория.
Композиция текста. (5 ч)Понятие о композиции текста. Композиция текстов разных стилей. Виды вступлений и заключений. Особенности построение рассуждения. Композиция сочинения-рассуждения.
Практика.
Составление таблицы «Виды аргументов». Работа с текстами и упражнениями.
Теория.
Синтаксис текста. (1 ч.)Предложения в составе текста. Количество предложений в тексте. Абзацное членение текста. Способы связи предложений в текстеЦепная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи смысловых частей текста.
Теория.
Лексические средства связи. (2 ч.) Однокоренные слова и их роль в связи предложений в тексте. Лексические и грамматические средства связи в тексте. Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, многозначных и однозначных словах и их роль в связи предложений в тексте. Эмоционально-экспрессивная лексика.
Практика.
Работа с текстами.
Уроки развития речи. Итоговая работа. Практика. Составление текстов разных стилей и типов речи.
Календарный учебный график
№ п/п | Тема занятия | Кол-во | Форма занятия | Формы контроля | Дата\ факт |
Текст и его строение. | |||||
1. | Что такое текст? Смысловые отношения между предложениями текста. | 1. | Комбинированное занятие (Конспектирование лекций учителя. Работа с текстами, составление опорных схем, сравнительных таблиц. Тренировочные упражнения и тесты.) | Входная диагностика(Тест) | 1.09 |
2. | Средства связи между предложениями текста: лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, интонационные, графические. | 1. | 8.09 | ||
3 | Виды связи между предложениями в тексте: параллельная, цепная. | 1. | 15.09 | ||
Типы текста | |||||
4 | Смысловые (функциональные) типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Сравнительная характеристика типов текстов. | 1 | Комбинированное занятие (Составление опорного конспекта лекции учителя. Составление сравнительных таблиц. Анализ разных текстов как пример. Составление собственных текстов на основе особенностей каждого типа. Анализ текстов. Тренировочные и тестовые упражнения.) | тестовые упражнения | 22.09 |
5 | Практическое занятие. Создание собственного текста. | 1 | 29.9 | ||
Функциональные стили речи. | |||||
6 | Система функциональных стилей современного русского языка. | 1 | Составление конспекта рассказа учителя. Составление сравнительной таблицы «Стили языка». Определение особенностей каждого стиля в соответствии с речевой ситуацией. Выполнение анализа текстов. | анализ текстов. | 6.10 13.10 20.10 27.10 |
7 | Особенности научного стиля. Особенности официально-делового стиля. | 1. | |||
8 | Публицистический стиль. | 1. | |||
9. | Художественный стиль. | 1. | |||
10. | Особенности разговорного стиля | 1. | 10.11 17.11 | ||
11. | . Практическое занятие. | 1. | |||
Выразительные средства текста. | |||||
12 | Лексические средства, или тропы: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, ирония, гипербола, литота, оксюморон, перифраз. Способы выражения сравнений. | 1 | Занятие-практикум (Составление словаря. Конспектирование лекций учителя. Тренировочные тесты и упражнения. Составление тестов и тренировочных упражнений.) | Работа на тренажере | 24.11 |
13 | Эпитет или метафора? Эпитет или олицетворение? | 1. | 1.12 | ||
14, | Синтаксические средства, или стилистические фигуры: инверсия, синтаксический параллелизм, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, умолчание, различные виды повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-ответная форма изложения и др. | 1. | Выполнение тестов (задание 24 ЕГЭ) , анализ художественного текста с точки зрения использования в нем средств художественной выразительности. | Мини- проект : «Роль стилистических фигур в художественной и публицистической речи».
| 8.12 |
15 | Вопросно-ответная форма изложения или риторический вопрос? Что такое парцелляция? | 1. | 15.12 | ||
Тема текста и проблема, поднятая в тексте | |||||
16 | Тема и идея текста. Основная мысль текста. Понятие о проблеме. Типы проблем. | 1 | Составление тезисного плана рассказа учителя. Работа с текстами разного стиля с целью определения у темы и идеи. | 22.12 | |
Опорные (ключевые) слова. | |||||
17 | Понятие об опорных (ключевых) словах. Роль ключевых слов при формулировании проблемы., поднятой в тексте. | 1 | Конспектирование лекции учителя. Практическая работа: нахождение ключевых слов в текстах, формулирование проблемы. | анализ текста | 12.1 |
18 | Использование ключевых слов для формулирования проблемы, поднятой в тексте. | 1 | 19.01 | ||
Комментарий проблемы | |||||
19 | Понятие комментария. Комментарий к проблеме. | 1 | Работа с распечаткой по теме урока, составление опорного конспекта по теме урока. Практическая работа: формулирование комментария по проблеме исходного текста. | Редактирование текста | 26.01 |
20 | Типы информации в тексте. Способы оформления комментария к проблеме. | 1 | 2.2 | ||
21 | Цитирование при комментировании проблемы, поднятой в тексте | 1 | 9.02 | ||
Авторская позиция. | |||||
22, | Понятие об авторской позиции в текстах разных типов (художественных, публицистических текстах). Автор и рассказчик. | 1 | Составление тезисного плана лекции учителя. Работа с текстами разных типов, отработка умения формулирования авторской позиции. | 16.02 | |
23, | Способы выражения авторской позиции. Способы формулирования авторской позиции по поднятой в тексте проблеме. | 1 | 2.3 | ||
Композиция текста | |||||
24 | Понятие о композиции текста. Аргументация собственного мнения в сочинении-рассуждении. | 1 | Конспектирование лекции учителя. Составление таблицы «Виды аргументов». Работа с текстами и упражнениями. | анализ текста | 9.3 |
25 | Особенности построение рассуждения. Композиция сочинения. | 1 | Работа с текстами, которые требуют редактирования. | 16.3 | |
26 | Виды и формы вступления. | 1 | Составление опорной схемы на основе лекции учителя. | анализ текста | 23.03 |
27 | Виды заключений | 1 | 6.04 | ||
28, | Практическая работа | 1 | Самостоятельная работа по редактированию текстов с точки зрения композиции. | Редактирование текста | 13.04 |
Синтаксис текста | |||||
29- | Предложения в составе текста. Количество предложений в тексте. Абзацное членение текста. | 1 | Конспектирование лекции учителя. | 20.04 | |
Способы связи предложений в тексте. | |||||
30 | Основные средства связи между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте | 1 | Составление таблицы «Средства связи предложений в тексте». Работа с текстами. | тест | 27.04 |
Лексические средства связи предложений в тексте | |||||
31 | Смысловые средства связи частей в текстах различных стилей.. | 1 | Отработка умений находить средства связи в текстах. Работа с текстами. | тест | 11.05 |
32 | Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, однозначных и многозначных словах и их роль в связи предложений в тексте. | 1 | 18.05 | ||
33 | Итоговая работа | 1 | Эссе. | 25.05 |
Литература для учителя и учащихся
- Русский язык в старших классах. Под ред. Розенталя.
- Вигилянская Е. Русский язык. Упражнения с ключами. Пишем сочинения грамотно.
- Михайлова Е. В. Тесты и тексты для комплексного анализа: 10-11 классы.- М.: 2007.
- Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы/ Пахнова Т. М. – М.: 2006.
- Н.А.Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А.Гурдаева. Русский язык. “Заговори, чтобы я тебя увидел”. Нормы речи. Пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. Ростов-на-Дону.Легион. 2013.
- Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов-на-Дону.Легион. 2013.
- “Пути анализа литературного произведения” М. Просвещение. 1985.
- Н.М. Шанский “Лингвистический анализ художественного текста” Л. 1990.
- Н.М. Шанский “Художественный текст под лингвинистическим микроскопом” Л. 1986.
- Э.А. Вартаньян “Путешествие в слово” М. Просвещение 1987.
Приложение 1
Опросник для школьников (11 класс)
«Сформированность универсальных учебных действий» (Тимонина Л.И.)
Инструкция: выскажи свое согласие или несогласие с утверждениями. Если ты с утверждением согласен, отвечаешь «да», то рядом с номером утверждения поставь «+»; если на не согласен, отвечаешь «нет», то поставить «-» .
Бланк ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
Утверждения
- В школе у меня есть предметы, которые я изучаю с особым интересом
- У меня есть учебные предметы, которые мне даются легче, чем другим
- У меня есть увлечение вне школы
- Я считаю, что имею учебные достижения
- Я думал о том кем хочу стать в будущем
- Ради собственного маленького открытия я могу часами, неделями решать одну и ту же проблему
- Трудную задачу предпочитаю списать у соседа, а не решить сам
- Учебника мне вполне достаточно, чтобы подготовиться к занятию
- Не зная ответа на вопрос, часто надеюсь на подсказку
- Я люблю учиться
- Я прочитываю к занятиям не только основную, но и часть дополнительной литературы
- Мои интересы требуют терпения, усидчивости
- Я активно пользуюсь Интернетом для поиска учебной информации
- Занимаясь умственной работой, я могу жертвовать развлечениями, отдыхом
- Из источников информации я предпочитаю социальные сети
- Я знаю свои сильные и слабые стороны
- Мне часто не везет и я чувствую себя неудачником
- Я уверен в себе
- Я считаю себя неплохим человеком, хотя и не без недостатков
- Я сомневаюсь, что могу нравиться кому-нибудь из представителей противоположного пола
- Мне важно помочь однокласснику, если он попал в беду
- Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми
- Я считаю, что вежливость помогает хорошо себя чувствовать среди людей
- Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
- Если кого-то в школе обижают, я могу пройти мимо
- Я считаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
- Я считаю, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
- Я часто своими словами обижаю близких людей, не замечая этого
- Я расстраиваюсь, когда вижу плачущего человека
- Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему
- Я умею четко поставить перед собой задачу в любой работе
- При решении задачи мне достаточно самого очевидного способа, я не ищу несколько способов решения задачи
- Я испытываю интерес к задаче после ее решения, то есть могу вернуться к ней для понимания способов, стратегии ее решения
- Я умею составлять план своей деятельности на день, неделю, месяц
- Мне часто не хватает времени для выполнения важных, в том числе учебных дел
- Я уже выбрал будущую профессию
- Я знаю в каком профессиональном учебном заведении можно получить интересную для меня профессию
- Я пока не занимаюсь развитием у себя необходимых для выбранной профессии личных качеств
- Я знаю о возможностях трудоустройства по выбранной профессии
- У меня есть запасные варианты, если не удастся с первого раза поступить в желаемое профессиональное учебное заведение
- Я с одинаковым старанием выполняю как интересную, так и неинтересную мне работу
- При возможности выбора я предпочитаю делать работу менее ответственную, но и менее интересную
- После того, как завершена какая-то работа, я привык обязательно проверять, правильно ли она выполнена
- Мне часто не хватает упорства для достижения поставленной цели
- Мне часто бывает трудно заставить себя сосредоточиться на какой-нибудь задаче или работе
- Я умею оценивать верность своего изложения материала, решения задачи
- Я умею найти разные способы проверки выполненной работы
- Я умею контролировать себя во время и после выполнения самостоятельной работы
- Я умею определить причины учебных затруднений и пути их устранения
- Иногда я затрудняюсь в оценке точности своих ответов
- Меня останавливают неудачные попытки решения задачи, выполнения упражнения
- Я способен без внешнего принуждения организовать свое время
- Я умею отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если я прав
- Я стремлюсь постоянно доводить начатое дело до конца
- Я проявлю терпение в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, шум, неудачи и т. п.)
- Я умею на уроке, во внеурочной деятельности, при выполнении проекта работать в паре, в группе
- Я умею договариваться с партнерами по группе, распределять работу
- Я умею оценивать свой вклад и общий результат деятельности
- Я умею создавать связные по стилю, типу речи композиции, высказывания на основе сравнения фактов, явлений
- Я умею доказать свою точку зрения в ходе спора
- Я умею найти нужную информацию в различных источниках
- Я умею находить, передавать, преобразовывать, хранить информацию с использованием компьютера
- Я умею составлять план ответа, выступления
- Я умею готовить реферат, презентацию, доклад
- Я умею излагать текст 2-3 предложениями
- Я участвовал в реализации учебных проектов
- Проектная деятельность вызывает у меня интерес
- Есть интересная учебная проблема, которую я хотел бы разрешить с помощью проектной деятельности
- Я умею самостоятельно проводить научное исследование по определенной проблеме
- Я самостоятельно проводил учебный эксперимент
- У меня бывают конфликты с учителями
- Я умею держать себя в руках в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.)
- Я умею тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.)
- Я стремлюсь проявить инициативу в учении, предлагая свой вариант решения задачи
- Я проявляю творчество, выдумку при решении различных (учебных, социальных) задач
- Я участвую в органах ученического самоуправления
- Я готов взять на себя организацию работы в группе по решению учебной или социальной проблемы
- Я часто предлагаю своим одноклассникам провести в классе что-то интересное
- Я успешен в общении с одноклассниками
- Все одноклассники ко мне хорошо относятся
Ключ
За каждое совпадение со шкалой ученик получает 1 балл
- Личностные универсальные учебные действия (вопросы 1-30) — 30 вопросов
- Готовность и способность к выбору направления профильного образования 1+; 2+; 3+; 4+; 5+;
- Учебно-познавательная мотивация и интерес к учению 6+; 7-; 8+; 9-; 10+;
- Готовность к самообразованию и самовоспитанию 11+; 12+; 13+; 14+; 15-;
- Адекватная позитивная самооценка и Я-концепция, способность к самопознанию 16+; 17-; 18+; 19+; 20-;
- Моральное сознание на конвенциональном уровне, способность к решению моральных дилемм 21+; 22-; 23+; 24-; 25-;
6. Эмпатия 26+; 27+; 28-; 29+; 30-;
- Регулятивные универсальные учебные действия (вопросы 31-55) – 25 вопросов
- Самостоятельность в постановке новых учебных целей и задач 31+; 32-; 33+; 34+; 35-;
- Готовность к построению жизненных планов во временной перспективе 36+; 37+; 38-; 39+; 40+;
3. Саморегуляция 41+; 42-; 43+; 44-; 45-;
- Познавательная рефлексия 46+; 47+; 48+; 49+; 50-;
- Способность совершать волевые усилия 51+; 52+; 53+; 54+; 55+;
- Способность выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ 31 +, 32 -, 34 + , 44 -, 47 +
- Коммуникативные универсальные учебные действия (53, 56-60, 71-80) – 16 вопросов
- Умения осуществлять сотрудничество, диалог 56+; 57+; 58+; 59+; 60+;
- Умение продуктивно разрешать конфликты 53+, 57+, 71-; 72+; 73+;
- Коммуникативная рефлексия 53+, 57+, 61+, 79+, 80+ 4. Инициативность 74+; 75+; 76+; 77+; 78+;
- Познавательные универсальные учебные действия (46-50; 53, 57, 61-70, 79, 80) – 19 вопросов
- Познавательная рефлексия 46+; 47+; 48+; 49+; 50-;
- Навыки работы с информацией 61+; 62+; 63+; 64+; 65+;
- Участие в проектной, исследовательской деятельности, умения самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; 66+; 67+; 68+; 69+; 70+;
Отдельные универсальные действия могут считаться сформированными, если ученик из 5 предлагаемых в рамках данного действия утверждений получил 4 или 5 баллов. В противном случае действие не сформировано.
Для оценки сформированности группы универсальных действий необходимо, чтобы все включенные в группу действия считались сформированными.
Максимальные значения по каждой группе умений:
- Личностные универсальные учебные действия — 30 баллов
- Регулятивные универсальные учебные действия - 25 баллов
- Коммуникативные универсальные учебные действия – 16 баллов
- Познавательные универсальные учебные действия – 19 баллов
Затем сосчитать средний балл по каждой группе УУД, ученику и по классу в целом.
Для того, чтобы получить средний балл по группе УУД необходимо суммарное значение разделить на количество умений в каждой группе:
- Личностные универсальные учебные действия — разделить на 6
- Регулятивные универсальные учебные действия - разделить на 6
- Коммуникативные универсальные учебные действия – разделить на 4
- Познавательные универсальные учебные действия – разделить на 3
Для определения динамики можно сосчитать средние баллы по каждой группе умений и по каждому школьнику.
По итогам опроса можно сделать вывод о сформированности отдельных умений и группы умений в целом.
Диагностика знаний и умений в области русского языка
РАЗДЕЛ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧИ
1. В какой строке суффиксы придают словам шутливую окраску?
- бумаженция, книженция, старушенция;
- солдатня, матросня, пацаньё
- спанье, суетня, кислятина
- скулеж, скукота, смехота
2.Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности является эпитет.
- Круглый шатер из оленьих шкур натянут на шесты.
- Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой.
- Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое.
- Пламя бушует и рвет, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр.
3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении.
Окончив обед и допив вторую чашку чая, он, словно лучший друг, похлопал меня по плечу и предложил папироску.
- эпитет
- метафора
- фразеологизм
- сравнение
4.Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности является метафора.
- Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от полярного загара.
- Москва-река была до набережной покрыта шевелящимся одеялом тумана.
- Косматое нежаркое солнце садилось в леса.
- Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря.
5.Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении.
Ох, и злило это рабочих!
- инверсия
- метафора
- эпифора
- анафора
6. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении.
Не вспоминали они, как оберегал, ограждал, грудью защищал он их на собраниях…
- гипербола
- эпифора
- парцелляция
- градация
7.Укажите, какое синтаксическое средство используется в следующем отрывке:
Опять с вековой тоскою
Пригнулись к земле ковыли,
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали…
- градация
- эпифора
- анафора
- метафора
РАЗДЕЛ ТЕКСТ
1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос задания.
У человека самая яркая пора - детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но увы, недоступная больше страна - остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. (В. Солоухин)
Укажите проблему, которая не рассматривается автором.
- Какова роль детства в жизни человека?
- Почему всё, что связано с детством, представляется прекрасным?
- Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?
- Какое влияние на формирование личности ребенка оказывают родители?
2. Прочитайте текст и ответьте на вопрос задания.
По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (По Д. Лихачёву)
Укажите формулировку, в которой неоправданно сужается проблема текста.
- Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального и духовного развития.
- Как научиться хорошей речи?
- Употребление жаргонных слов.
- Проблема богатства и бедности речи человека.
- Как проявляется интеллигентность в речи человека?
3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос задания.
Создание коллектива в школе или других учебных заведениях было неотъемлемой частью российской системы образования, тесно связанной с её целями и задачами, а также национальными особенностями. Безусловно, явление яркое и положительное, оно диктовало во многом и свои законы, влиявшие на систему в целом. Сейчас нередко приходится слышать о том, что среди российских студентов распространено такое явление, как списывание. Особенно негодуют сталкивающиеся с этим американские педагоги. В американских университетах плагиат является одним из самых страшных нарушений, за которое студент подлежит немедленному исключению. В России же на это смотрят сквозь пальцы, а на того, кто сообщит о подобном нарушении, ещё и посмотрят косо. Часто подобного рода явления ошибочно приписывают только советской системе и «тоталитарному» режиму. Однако корни его гораздо глубже. (А. Павловская)
В каком утверждении выражена позиция автора?
- Списывание всегда строго наказывается в российских учебных заведениях.
- Опора на коллектив является недостатком российской системы образования.
- В американских университетах списывание не рассматривается как серьёзное нарушение.
- В российских учебных заведениях необходимо строже относиться к списыванию.
- Автор считает, что списывание — это явление, возникшее в советское время как реакция на тоталитарное общество.
4. Рассмотрите фрагменты сочинений. В какой работе комментарий сформулирован верно?
- Автор поднимает проблему ненависти по отношению к другим народам. Ю. Лотман пишет: «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови».
- Проблема, поднятая автором, очень актуальна. Да, это действительно так: ведь не каждый человек ценит то, что у него есть. Мир – это то, что нужно каждому из нас. Я говорю огромное спасибо людям, которые подарили мне жизнь в мирное время. Я знаю, что во время Великой Отечественной войны было много потерь, но, несмотря на это, люди готовы были отдать жизнь за свою родину. Я думаю, что наше поколение просто не понимает, что такое война.
- В тексте поднимается актуальная проблема – это проблема национальной розни. Позиция автора такова: каждая нация имеет право на существование.
- Юрий Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов. Автор по-настоящему встревожен тем, что всё чаще вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти» - проявления расовой вражды, разжигание национальной розни. Не случайно упоминание о том, что среди его друзей были представители самых разных национальностей. Люди должны поступать в отношении друг друга в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман» национальной розни, наживаясь на страданиях невинных людей.
Диагностическая карта подготовки по русскому языку(Тема «Работа с текстом»)
обучающегося 11 класса _____________________________
| Проверяемые знания (темы для повторения) | |||||||||||||||||||||||
| Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. | |||||||||||||||||||||||
| Средства связи предложений в тексте. | |||||||||||||||||||||||
| Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста | |||||||||||||||||||||||
| Функционально-смысловые типы речи | |||||||||||||||||||||||
| Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению | |||||||||||||||||||||||
| Средства связи предложений в тексте. | |||||||||||||||||||||||
| Речь. Языковые средства выразительности. | |||||||||||||||||||||||
Сочинение- рассуждение | ||||||||||||||||||||||||
| Формулировка проблем исходного текста | |||||||||||||||||||||||
| Комментарий к сформулированной проблеме | |||||||||||||||||||||||
| Отражение позиции автора | |||||||||||||||||||||||
| Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме | |||||||||||||||||||||||
| Смысловая цельность, речевая связность, последовательность излож. | |||||||||||||||||||||||
| Точность и выразительность речи | |||||||||||||||||||||||
| Соблюдение орфографических норм | |||||||||||||||||||||||
| Соблюдение пунктуационных норм | |||||||||||||||||||||||
| Соблюдение языковых норм | |||||||||||||||||||||||
| Соблюдение речевых норм | |||||||||||||||||||||||
| Соблюдение этических норм | |||||||||||||||||||||||
| Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | |||||||||||||||||||||||
Итоговый первичный балл: |
Учитель русского языка _______________ /________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Морское путешествие. Употребление наречий в текстах разных стилей
Урок, позволяющий повторить и обобщить знания и умения после изучения темы "Наречие" (7класс)....
Элективный курс по русскому языку : "Лингвостилистический анализ текстов разных стилей".
Элективный курс по русскому языку: " Лингвостилистический анализ текстов разных стилей"....
Урок русского языка для учащихся 8-х классов «Особенности употребления односоставных предложений в текстах разных стилей»
Цели урока: 1. Повторить основные сведения об односоставных предложениях;2. Обобщить и углубить знания по темам «Публицистический стиль речи» и «Ху...
Статья "Работа с текстами разных стилей при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"
Статья для сборника "Жанрово-стилевой подход в преподавании русского языка и литературы (XI Ушаковские чтения)"...
конспект урока- проекта Авторская позиция и способы ее выражения в текстах разных стилей
Материал для подготовки к уроку по теме "Авторская позиция и способы ее выражения в текстах разных стилей".К данному конспекту есть несколько приложений, а именно: кластер к уроку, текст...
Авторская программа факультативного курса "Тексты разных стилей речи"
Данный курс помогает подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ, в которых одним из компонентов экзамена являются изложение, сочинение. Изучая тексты, способы его восприятия, ученик накапли...
Рабочая программа элективного курса "Работа с текстами разного стиля"
Курс рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ и намечает приоритет...