Рабочая программа элективного курса Обучение сочинениям разных жанров 11 класс
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"разработана на основе авторской программы элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы" Вялкова Г. М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование
Ленинградский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
станицы Новоплатнировской
муниципального образования
Ленинградский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2014 года
протокол № 1
Председатель педсовета
_______________ С. Г. Эпп
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(второго вида)
элективного курса Обучение сочинениям разных жанров
Ступень обучения, класс – среднее (полное) общее образование 11 класс
Количество часов - 34 Уровень - базовый
Учитель – Куликова Ирина Сергеевна
Программа разработана на основе авторской программы элективного курса Обучение сочинениям разных жанров для 10 – 11 классов / Вялкова Г. М. - Волгоград. - Учитель. - 2009
1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы разработана на основе авторской программы элективного курса Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы/ Вялкова Г. М. - Волгоград. - Учитель. – 2009.
Необходимость разработки рабочей программы заключается в том, что учебный план ОУ предусматривает в 11 классе 34 часа, а в авторской программе – 68 часов.
Цель элективного курса:
- помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
Таблица тематического распределения часов
№ | Разделы, темы | Количество часов | |
п/п | авторская программа | рабочая программа | |
I полугодие | 17 | ||
Сочинение как текст. | 3 | ||
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. | 2 | ||
Теоретико-литературные понятия и их роль. | 2 | ||
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. | 9 | ||
Зачетная работа за I полугодие. | 1 | ||
II полугодие | 17 | ||
Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Сочинение-рассуждение. | 4 | ||
Структура сочинения. | 2 | ||
Сочинение-характеристика героя. | 4 | ||
Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. | 2 | ||
Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. | 1 | ||
Анализ эпизода. | 1 | ||
Сочинение-анализ стихотворения. | 1 | ||
Стилистика сочинения. | 1 | ||
Итоговая зачетная работа. | 1 | ||
Итого: | 68 | 34 | |
2. Содержание программы.
1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.
2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.
3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
4.Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа.
5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.
6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
7. Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой). Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.
8. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя.
9. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.
10. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения.
11. Сочинение-анализ стихотворения. Имманентный анализ. Интертекстуальный анализ.
12. Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения.
3.Перечень зачетных работ.
№ п/п | Вид работ | Кол-во часов |
1. | Зачетная работа за I полугодие. | 1 |
2. | Итоговая зачетная работа. | 1 |
4.Требования к подготовке учащихся по элективному курсу.
Учащиеся должны:
- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
5.Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
- Программа разработана на основе авторской программы элективного курса Обучение сочинениям разных жанров. 10 – 11 классы / Вялкова Г. М. - Волгоград. - Учитель. – 2009.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей русского языка и литературы от 28 августа 2014 года № 1 Член ШМО учитель русского языка и литературы_______ Г. А. Леднева |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ Г. В. Белина 29 августа 2014 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/08/picture-83775.jpg)
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл. ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-145296-1353752304.jpg)
Рабочая программа к элективному курсу "Обучение сочинениям разных жанров"
Подготовка к сочинению, его написание занимают важное место в системе образования. Данный курс рассчитан на расширение знаний о жанрах сочинений, формирование умений анализировать предложе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/10/picture-402321-1392039961.jpg)
КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса
КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса разработано на основе рабочей программы Куликовой И. С. и рассчитано на 34 ч...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/10/picture-402321-1392039961.jpg)
КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса
КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса разработано на основе рабочей программы Куликовой И. С. и рассчитано на 34 ч...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/25/picture-380576-1524676784.png)
Программа элективного курса " Обучение сочинению в рамках выполнения части С ЕГЭ"
Единый государственный экзамен по русскому языку как форма итоговой аттестации школьников обязательно включает часть С, выполнение которой заключается в написании сочинения-рассуждения с опорой на про...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку рассчитана...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/05/picture-959461-1664985507.jpg)
Элективный курс "Обучение сочинениям разных жанров"
Обучение написанию сочинений – одна из ключевых проблем в методике преподавания русского языка и литературы. Она особенно актуальна в условиях внедрения Федеральных государственных образовательн...