Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе М. М. Разумовской
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_razumovskaya_18-19_210ch.docx | 55.23 КБ |
5_klass_li_105_chasov_18-19.docx | 62.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» На МО учителей гуманитарного цикла Руководитель МО _______ Рязанова О. В Протокол № 1 от « 28 » августа 20 18 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ___________С. В Гречишкина « » августа 2018 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «СОШ №11» ______ Ю. С. Несмеянова Протокол педсовета № 1 от « »августа 2018г. |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Шпаковского муниципального района Ставропольского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 5 класса
Программа составлена учителем высшей категории Рязановой О. В.
С. Татарка
2018-2019 уч.год
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучающихся 5 классов общеобразовательной школы и направлена на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.
Количество часов: 6 часов в неделю – 210ч
УМК под редакцией М. М. Разумовской
Рабочая программа по русскому языку составлена:
- Закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 No273 ФЗ (ред. От 05.05.2014)
- На основании ФГОС ООО МКОУ «СОШ №11»
- На основании ПРИКАЗА от 31 декабря 2015 г. N 1577 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 ДЕКАБРЯ 2010 Г. N 1897 (пункт 18.2.2)
18.2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) результата освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.".
- 4) На основании Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г. N 637-р
- 5) На основании Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 3 июня 2017 года N 1155-р
- 6) На основании Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
- 7) Примерной программы по русскому языку. Русский язык 5- 9 классы. Москва «Просвещение», 2016 год.
Контрольных диктантов | Контрольных изложений | Контрольных сочинений | Контрольных работ | Контрольных словарных диктантов |
6 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Результаты обучения:
Выпускник научится:
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
• использовать знание алфавита при поиске информации;
• различать значимые и незначимые единицы языка; • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
• членить слова на слоги и правильно их переносить;
• определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение
слова с опорой на его морфемный состав;
• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• проводить лексический анализ слова;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
• опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
• проводить морфологический анализ слова;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
• находить грамматическую основу предложения;
• распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
• проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
• опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
• использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
• использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание курса 5 класс
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.
Раздел 3. Текст
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 11. Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе
№ урока | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата по плану | Скорректированные сроки прохождения |
О языке и речи (3+2Р/Р) | ||||
1 | Зачем человеку нужен язык | 1 | ||
2 | Зачем человеку нужен язык | 1 | ||
3 | Что мы знаем о языке. | 1 | ||
4 | Рр Что такое речь? | 1 | ||
5 | Р/Р Речь диалогическая и монологическая. | 1 | ||
Повторение изученного в начальных классах Фонетика. Графика (6) | ||||
6 К/Д1 | Входной контрольный диктант | 1 | ||
7 | Анализ входного диктанта и работа над ошибками | 1 | ||
8 | Звуки и буквы. Алфавит. | 1 | ||
9 | Что обозначают буквы е, ё, я, ю. | 1 | ||
10 | Фонетический разбор слова. | 1 | ||
11 Т1 | Повторение. Тестирование. | 1 | ||
Текст (4 Р/Р) | ||||
12 | Рр. Что такое текст. | 1 | ||
13 | Р/р.Тема текста. | 1 | ||
14 | Р/р.Основная мысль. | 1 | ||
15 И1 | Р/РИзложение | 1 | ||
Письмо, орфография (14). | ||||
16 | Зачем людям письмо? | 1 | ||
17 | Орфография. Нужны ли правила? | 1 | ||
18 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков. | 1 | ||
19 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков. | 1 | ||
20 КСД1 | Контрольный словарный диктант. Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков. | 1 | ||
21 | Сочетания букв жи – ши, ча – ща, чу – щу; нч, чн, чк, нщ, щн, рщ. | 1 | ||
22 | Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов. | 1 | ||
23 | Разделительные Ь и Ъ знаки | 1 | ||
24 | Разделительные Ь и Ъ знаки | 1 | ||
25 | Не с глаголами. | 1 | ||
26 | Написание -тся, -ться в глаголах. | 1 | ||
27 СД2 | Повторение. Словарный диктант | 1 | ||
28 К/Д2 | Контрольный Диктант | 1 | ||
29 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | 1 | ||
Строение слова (4) | ||||
30 | Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова. | 1 | ||
31 | Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова. | 1 | ||
32 | Как образуются формы слова. | 1 | ||
33 | Как образуются формы слова. | 1 | ||
Слово как часть речи (10 + 4р/Р) | ||||
34 | Слово как часть речи. | 1 | ||
35 | Самостоятельные части речи. | 1 | ||
36 | Самостоятельные части речи. | 1 | ||
37 И2 | Р/р Изложение «Отважный пингвинёнок» | 1 | ||
38 | Анализ изложения. Работа над ошибками | 1 | ||
39 | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы. | 1 | ||
40 | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы. | 1 | ||
41 | Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. | 1 | ||
42 | Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. | 1 | ||
43 | Повторение. | 1 | ||
44 К/Р1 | Контрольная работа. | 1 | ||
45 | Рр. Текст (продолжение) От чего зависит порядок расположения предложений в тексте | 1 | ||
46 | Рр. Абзац как часть текста. Микротема текста. | 1 | ||
47 | Рр. Абзац как часть текста. Микротема текста. | 1 | ||
Систематический курс русского языка. Фонетика. Орфоэпия. (9) | ||||
48 | Что изучает фонетика | 1 | ||
49 | Звуки гласные и согласные | 1 | ||
50 | Звуки гласные и согласные | 1 | ||
51 | Слог, ударение | 1 | ||
52 | Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков. | 1 | ||
53 | Произношение согласных звуков. | 1 | ||
54 | Орфоэпический разбор слова. | 1 | ||
55 | Повторение. | 1 | ||
56 К/Р2 | Контрольная работа-тест работа по теме «Фонетика и орфоэпия» | 1 | ||
Лексика. Словообразование. Правописание. (29 +6) | ||||
57К/ КС1 | Р/р. Контрольное сочинение-описание по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща». | 1 | ||
58 | Анализ сочинения и работа над ошибками | 1 | ||
59 | Как определить лексическое значение слова | 1 | ||
60 КС/Д2 | Контрольный словарный диктант . Как определить лексическое значение слова | 1 | ||
61 | Сколько лексических значений имеет слово | 1 | ||
62 | Когда слово употребляется в переносном значении | 1 | ||
63 | Когда слово употребляется в переносном значении | 1 | ||
64 | Р/р Описание картины В.Л. Боровиковского «Портрет Арсеньевой» | 1 | ||
65 | Р/р Описание картины К. Ф. Юона «Русская зима». | 1 | ||
66 | Как пополняется словарный состав русского языка | 1 | ||
67 | Как образуются слова в русском языке | 1 | ||
68 С/Д | Словарный диктант. Как образуются слова в русском языке | 1 | ||
69 | Чередование гласных и согласных в слове. | 1 | ||
70 | Правописание чередующихся гласных а – о в корнях –лаг- - -лож-, -рос - - - раст- (-ращ-) | 1 | ||
71 | Правописание чередующихся гласных а – о в корнях –лаг- - -лож-, -рос - - - раст- (-ращ-) | 1 | ||
72 | Буквы о-ё после шипящих в корнях слов | 1 | ||
73 | Буквы о-ё после шипящих в корнях слов | 1 | ||
74 | Повторение | 1 | ||
75 К/Д3 | Контрольный диктант | 1 | ||
76 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | 1 | ||
77 С/Д | Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. Словарный диктант | 1 | ||
78 | Что такое профессиональные и диалектные слова | 1 | ||
79 | Что такое профессиональные и диалектные слова | 1 | ||
80 | О чём рассказывают устаревшие слова | 1 | ||
81 | Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова | 1 | ||
82 | Правописание приставок | 1 | ||
83 С/Д | Правописание приставок. Словарный диктант | 1 | ||
84 | Буквы и-ы после ц | 1 | ||
85 | Повторение по теме «Лексика и словообразование» | 1 | ||
86 К/Р3 | Контрольная работа по теме «Лексика и словообразование» | 1 | ||
87 | Р/р Что изучает стилистика. | 1 | ||
88 | Р/р Разговорная и книжная речь | 1 | ||
89 | Р/р Художественная и научно-деловая речь | 1 | ||
90 С | /Р/р Сочинение по картине И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды» | 1 | ||
91 Д | Диктант с грамматическим заданием | 1 | ||
Синтаксис и пунктуация (вводный курс) (37 +5) | ||||
92 | Что изучают синтаксис и пунктуация. | 1 | ||
93 | Словосочетание. | 1 | ||
94 | Словосочетание. | 1 | ||
95 | Разбор словосочетания. | 1 | ||
96 | Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания. | 1 | ||
97 | Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания. | 1 | ||
98 | Восклицательные предложения. | 1 | ||
99 | Главные члены предложения | 1 | ||
100 | Главные члены предложения | 1 | ||
101 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | ||
102 | Предложения с одним главным членом. | 1 | ||
103 | Предложения распространённые и нераспространённые | 1 | ||
104 | Второстепенные члены предложения | 1 | ||
105 | Дополнение | 1 | ||
106 | Определение | 1 | ||
107 | Определение | 1 | ||
108 | Обстоятельство | 1 | ||
109 | Обстоятельство | 1 | ||
110 Т3 | Повторение и обобщение по теме. Тестирование | 1 | ||
111 К/Д4 | Контрольный Диктант | 1 | ||
112 | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | ||
113 | Однородные члены предложения. | 1 | ||
114 | Однородные члены предложения. | 1 | ||
115 К/С2 | Рр Контрольное сочинение на тему «Листопад» с использованием однородных сказуемых | 1 | ||
116 | Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. | 1 | ||
117 КС/Д3 | Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Контрольный словарный диктант | 1 | ||
118 | Обращение. | 1 | ||
119 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | ||
120 К/Р4 | Контрольная работа | 1 | ||
121 | Сложное предложение. | 1 | ||
122 | Сложное предложение. | 1 | ||
123 | Прямая речь | 1 | ||
124 С/Д8 | Прямая речь | 1 | ||
125 | Диалог | 1 | ||
126 | Повторение и обобщение по теме | 1 | ||
127 | Повторение и обобщение по теме | 1 | ||
128 Д | Диктант | 1 | ||
129 | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | ||
130 | Рр Типы речи. Что такое тип речи. | 1 | ||
131 | Рр Описание, повествование, рассуждение. | 1 | ||
132 | Рр Оценка действительности. | 1 | ||
133 | Рр Строение текста типа рассуждения-доказательства. | 1 | ||
Морфология. Правописание | ||||
134 | Что вы знаете о частях речи? | 1 | ||
Глагол (24+4) | ||||
135 С/Д | Что обозначает глагол. Словарный диктант | 1 | ||
136 | Слитное и раздельное написание не с глаголами | 1 | ||
137 | Как образуются глаголы | 1 | ||
138 | Вид глагола | 1 | ||
139 | Корни с чередованием е-и | 1 | ||
140 | Инфинитив | 1 | ||
141 | Правописание –тся и -ться в глаголах | 1 | ||
142 | Наклонение глагола | 1 | ||
143 | Как образуется сослагательное наклонение глагола | 1 | ||
144 | Как образуется повелительное наклонение глагола | 1 | ||
145 | Как образуется повелительное наклонение глагола | 1 | ||
146 | Времена глагола | 1 | ||
147 | Времена глагола | 1 | ||
148 Д | Диктант | 1 | ||
149 | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | ||
150 | Спряжение глагола. Лицо и число. | 1 | ||
151 С/Д | Спряжение глагола. Лицо и число. Словарный диктант | 1 | ||
152 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | ||
153 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | ||
154 | Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. | 1 | ||
155 | Рр Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях. | 1 | ||
156 | Повторение по теме «Глагол» | 1 | ||
157 К/Д5 | Контрольный диктант | 1 | ||
158 | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | ||
159 | Рр Строение текста типа повествования. | 1 | ||
160 | Рр Строение текста типа повествования. | 1 | ||
161 К/С3 | Рр Контрольное сочинение типа повествования | 1 | ||
Имя существительное (24 +6) | ||||
162 | Что обозначает имя существительное | 1 | ||
163 | Как образуются имена существительные | 1 | ||
164 | Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик-. | 1 | ||
165 | Употребление суффиксов существительных – ек, - ик (-чик-) | 1 | ||
166 | Слитное и раздельное написание не с именами существительными | 1 | ||
167 | Слитное и раздельное написание не с именами существительными | 1 | ||
168 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 | ||
169 Д | Диктант | 1 | ||
170 | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | ||
171 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | ||
172 | Род имён существительных | 1 | ||
173 И3 | Рр Изложение | 1 | ||
174 | Анализ изложения и работа над ошибками | 1 | ||
175 | Существительные общего рода. | 1 | ||
176 | Род несклоняемых имён существительных | 1 | ||
177 | Число имён существительных | 1 | ||
178 | Падеж и склонение имён существительных | 1 | ||
179 | Падеж и склонение имён существительных | 1 | ||
180 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | 1 | ||
181 С/Д | Употребление имён существительных в речи. Словарный диктант | 1 | ||
182 | Повторение по теме «Имя существительное» | 1 | ||
183 Д | Диктант | 1 | ||
184 | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | ||
185 | Рр Строение текста типа описания предмета. | 1 | ||
186 С | Сочинение-описание по картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин». | 1 | ||
187 | Рр Соединение типов речи в тексте. | 1 | ||
188 К/С4 | Рр Контрольное сочинение-повествование с описанием. | 1 | ||
Имя прилагательное (19 +2) | ||||
189 | Что обозначает имя прилагательное. | 1 | ||
190 | Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. | 1 | ||
191 КС/Д4 | Правописание окончаний имён прилагательных. Контрольный Словарный диктант | 1 | ||
192 | Образование имён прилагательных | 1 | ||
193 | Прилагательные полные и краткие | 1 | ||
194 Т4 | Тестирование. Прилагательные полные и краткие | 1 | ||
195 И4 | Р/Р Сжатое изложение | 1 | ||
196 | Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных | 1 | ||
198 | Как образуется сравнительная степень прилагательного | 1 | ||
199 | Как образуется превосходная степень прилагательного | 1 | ||
200 | Повторение | 1 | ||
201 К/Д6 | Контрольный диктант | 1 | ||
202 | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | ||
203 | Рр Обобщение по теме «Строение текста» | 1 | ||
204 | Повторение темы «Фонетика» | 1 | ||
205 | Повторение темы «Орфоэпия» | 1 | ||
206 | Повторение темы «Лексика. Фразеология» | 1 | ||
207 | Повторение темы «Словообразование» | 1 | ||
208 | Повторение темы «Морфология» | 1 | ||
209 | Повторение темы «Орфография» | 1 | ||
210 | Повторение темы «Пунктуация» | 1 |
Результаты изучения предмета «Русский язык» в 5 классе
Личностные результаты:
-ученики осознают эстетическую функцию русского языка, уважительно относятся к родному языку, стремятся к речевому самосовершенствованию;
-обогащают свой словарный запас и усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
-оценивают собственную речь с точки зрения соблюдения норм общения и речевого поведения.
Метапредметные результаты:
Владеют всеми видами речевой деятельности:
АУДИРОВАНИЕ:
-адекватно понимают основное содержание учебно-научных и художественных текстов, воспринимаемых на слух;
-воспринимая устную речь учителя, следят за ходом рассуждения, выделяют главную информацию;
-определяют и формулируют основную мысль аудируемого текста;
-вычленяют структурные части исходного текста, составляют простой и сложный план;
-замечают и фиксируют в устных ответах учащихся недочеты в построении научных определений, в использовании языковых средств, в частности, терминов;
-владеют разными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным;
ЧТЕНИЕ:
-осмысленно и бегло читают, понимают и пересказывают учебные тексты лингвистического содержания;
-дифференцируют главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
-разбивают текст на составные части и составляют простой и сложный планы;
-самостоятельно формулируют вопросы по содержанию текста;
-выделяют в тексте определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием;
-прогнозируют содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности;
-выразительно читают художественные и учебно
-научные тексты;
-владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, ведут самостоятельный поиск информации, преобразуют ее, сохраняют и передают;
-владеют разными видами чтения;
ГОВОРЕНИЕ:
-пересказывают основное содержание прослушанного или прочитанного текста
-рассуждения, информативного повествования, воспроизводят текст с заданной степенью свернутости;
-подробно и выборочно пересказывают художественные повествовательные тексты с описанием места действия или состояния природы;
-сохраняют в тексте изложения
типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
-строят небольшое по объему устное высказывание на заданную тему, выступают с ним перед аудиторией сверстников, участвуют в
обсуждении актуальных тем с использованием разных средств аргументации;
-соблюдают последовательность и связность изложения;
-создают устные тексты разных стилей, типов и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
-владеют различными видами монолога и диалога;
-участвуют в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
ПИСЬМО:
-подробно, выборочно и сжато передают содержание прослушанного или прочитанного текста;
-сохраняют в тексте изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
-строят письменные высказывания на заданную тему;
-соблюдают последовательность и связность изложения;
-собирают материал к сочинению с учетом стиля речи и темы и систематизируют его с учетом основной мысли;
-составляют простой и сложный план и на его основе создают текст;
-используют цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
-употребляют синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
-исправляют неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;
-определяют основную мысль текста, подбирают наиболее удачный заголовок, делят текст на смысловые части, составляют простой и сложный план анализируемого текста;
-определяют вид связи и средства связи предложений в тексте;
-устанавливают принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.
Предметные результаты:
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
-проводят фонетический и орфоэпический разбор слова;
-используют транскрипцию;
-правильно произносят широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;
-пользуются орфоэпическим словарем, обнаруживают орфоэпические ошибки в звучащей речи;
-формулируют важнейшие произносительные нормы русского языка;
-находят в художественном тексте явления звукописи;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
-выделяют морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа;
-дают структурно-грамматическую характеристику словам морфемной модели;
-выделяют исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа;
-составляют словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
-дают комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;
-пользуются словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
-пользуются разными способами толкования лексического значения слова;
-употребляют слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
-толкуют лексическое значение слов и фразеологизмов;
-подбирают синонимы и антонимы;
-выбирают из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации;
-пользуются различными видами словарей;
-анализируют примеры использования слов в переносном значении;
-проводят лексический анализ слова;
-используют синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство связи предложений в тексте и как средство неоправданного повтора;
МОРФОЛОГИЯ:
-квалифицируют слово как часть речи;
-указывают морфологические признаки изученных частей речи, правильно образуют и употребляют грамматические формы изученных в 5 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
-опираются на морфологические признаки слова при решении задач правописания;
ОРФОГРАФИЯ:
-обнаруживают изученные орфограммы и объясняют написание слов;
-объясняют суть основного принципа русской орфографии и с этой позиции анализируют написание морфем;
-свободно пользуются орфографическим словарем;
-владеют приемом поморфемного письма;
-группируют слова по видам орфограмм;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
-составляют схемы словосочетаний разных видов и конструируют словосочетания по предложенной схеме;
-анализируют разные виды сложных предложений;
-определяют синтаксическую роль изученных частей речи;
-правильно применяют изученные пунктуационные правила;
-устно объясняют пунктуацию предложения, используют на письме специальные графические обозначения;
-строят пунктуационные схемы предложений;
-самостоятельно подбирают примеры на изученные пунктуационные правила
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» На МО учителей гуманитарного цикла Руководитель МО _______ Рязанова О. В Протокол № 1 от «28 » августа 20 18 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ___________С. В Гречишкина « » августа 2018 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «СОШ №11» ______ Ю. С. Несмеянова Протокол педсовета № 1 от « »августа 2018г. |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Шпаковского муниципального района Ставропольского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 5 класса
Программа составлена учителем высшей категории Рязановой О. В.
С. Татарка
2018-2019 уч.год
Рабочая программа по литературе предназначена для обучающихся 5 классов общеобразовательной школы и направлена на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.
Количество часов: 3 часов в неделю – 105ч
УМК под редакцией В. Я. Коровина
Рабочая программа по литературе составлена:
- На основании Закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 No273 ФЗ (ред. От 05.05.2014)
- На основании ФГОС ООО МКОУ «СОШ №11»
- На основании ПРИКАЗА от 31 декабря 2015 г. N 1577 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 ДЕКАБРЯ 2010 Г. N 1897 (пункт 18.2.2)
18.2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) результата освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.".
- 4) На основании Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г. N 637-р
- 5) На основании Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 3 июня 2017 года N 1155-р
- 6) На основании Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
- 7) «Программы по литературе для 5-11 класса» Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин и др. М.: «Просвещение», 2016
Контрольных сочинений | Контрольных работ | Региональный компонент |
4 | 4 | 7 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Выпускник научится:
• осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
• воспринимать литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
• достигать культурной самоидентификации, осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
- быть квалифицированным читателем со сформированным эстетическим вкусом, способным аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
• понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
• овладевать процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Выпускник сможет научиться:
определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
• владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
• характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);
• находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.);
• определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
• выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл);
• выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
• пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне);
• собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
• выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
• выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
• ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
ВВЕДЕНИЕ
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Русские басни.Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.
ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, 5 КЛАСС
№ урока | Наименование разделов и тем | Количество часов | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Книга как духовное завещание одного поколения другому | 1 | ||
2 | Малые жанры фольклора | 1 | ||
3 | Малые жанры фольклора | 1 | ||
4 | Русские народные сказки. Сказка как вид народной прозы | 1 | ||
5-6 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев | 2 | ||
7 | Волшебная сказка героического содержания. «Иван-Царевич и Чудо-юдо» | 1 | ||
8 | Сказки о животных. «Журавль и цапля» | 1 | ||
19 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель» | 1 | ||
10 | Любимые сказки | |||
11 П1 | Проект. «Художники – иллюстраторы сказок» | 1 | ||
12 С1 | Р/Р Сочинение сказки с использованием сказочных формул | |||
13 | «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы». Герои летописного сказания | 1 | ||
14 П2 | Коллективный проект «Сюжеты и герои русских летописей» | 1 | ||
15 | Ломоносов М.В. – учёный, поэт, художник, гражданин | 1 | ||
16 наиз | «Случились вместе два астронома в пиру». Научные истины в поэтической форме | 1 | ||
17 | Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра | 1 | ||
18 | И.А.Крылов. Осмеяние человеческих пороков в басне «Волк и Ягнёнок» | 1 | ||
19 | И.А.Крылов .«Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» | 1 | ||
20-21 наиз | И.А.Крылов. Аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне» | 2 | ||
22-23 наиз | В. А. Жуковский. Слово о поэте. «Спящая царевна». | 2 | ||
24 | В.Жуковский «Кубок». Нравственно-психологические проблемы баллады | 1 | ||
25 Р/К1 наиз | Детские и лицейские годы А.Пушкина. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны | 1 | ||
26 | «У лукоморья дуб зеленый». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. | 1 | ||
27-28 | «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»- её истоки. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной | 2 | ||
29 С2 | РР Обучающее сочинение | 1 | ||
30 Вн.чт К/Р1 | Урок внеклассного чтения по творчеству А.Пушкина Контрольная рабтта | 1 | ||
31-32 | А.Погорельский. «Чёрная курица или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения | 2 | ||
33 Вн.чт | Вн чт П.Ершов. «Конёк-Горбунок» Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, | 1 | ||
34 | М.Гаршин. Героическое и обыденное в сказке «Attalea» | 1 | ||
35 Р/К2 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения | 1 | ||
36 наиз | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» | 1 | ||
37 Р/К3 | Вн чт «Ашиб-Кериб» | 1 | ||
38 | Н.В.Гоголь. «Заколдованное место» Реальное и фантастическое в сюжете повести | 1 | ||
39-40 Вн.чт | Вн.чт. Н.В.Гоголь Картины народной жизни и родной природы в повести «Ночь перед Рождеством» | 2 | ||
41 | Реалистическое и фантастическое в повести Гоголя | 1 | ||
42 | Н.А.Некрасов. Мир детства в стих. «Крестьянские дети» | 1 | ||
43 наиз | Поэтический образ русской женщины в стихотворении «Есть женщины в русских селеньях» | 1 | ||
44 Вн.чт | Вн чт «На Волге» Раздумья поэта о судьбе народа | 1 | ||
45 | И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму». Реальная основа повести | 1 | ||
46 | Духовные и нравственные качества Герасима | 1 | ||
47 | Немота главного героя – символ немого протеста крепостного человека | 1 | ||
48 | Роль пейзажа в повести Тургенева «Муму» | 1 | ||
49 С3 | РР Сочинение «Чему посвящена повесть «Муму»?» | 1 | ||
50 наиз | А.А.Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы | 1 | ||
51 Р/К4 | Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды | 1 | ||
52 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы | 1 | ||
53 | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Жилин и Дина. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе | 1 | ||
54 С4 | РР Сочинение. Обучение сравнительной характеристике героев | 1 | ||
55-56 | А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Хирургия» -осмеяние глупости и невежества героев рассказа | 2 | ||
57 Вн.чт | Вн чт Рассказы А. Чехонте | 1 | ||
58-59 Р/К5 Наиз К/Р2 | Поэты 19 века о Родине и родной природе (обзор) .Лирические произведения о Родине, о природе Контрольная работа по ИВС | 2 | ||
60 | И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине | 1 | ||
61 Вн.чт | Вн.чт «Подснежник» Тема исторического прошлого России | 1 | ||
62 | В.Г.Короленко. Краткий рассказ о писателе. Повесть «В дурном обществе». Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам | 1 | ||
63 | Мир детей и мир взрослых в повести Короленко. Особенности портрета | 1 | ||
64 | Мир детей и мир взрослых в повести Короленко. Особенности портрета | 1 | ||
65 | РР Обучение написанию сочинения (по эпизоду) | 1 | ||
66 Р/к6 наиз | С.А.Есенин. Краткий рассказ о поэте. Поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России | 1 | ||
67 | П.Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика | 1 | ||
68 | Трудолюбие и талант главного героя сказа | 1 | ||
69 | К.Г.Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Тёплый хлеб». Тема и проблематика произведения. | 1 | ||
70 | Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке Паустовского | 1 | ||
71 Вн.чт | Внчт Рассказ «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения | 1 | ||
72 | С.Я.Маршак. Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Особенность драмы как рода литературы | 1 | ||
73 | Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки Маршака. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок | 1 | ||
74 | Постановка спектакля по пьесе-сказке | 1 | ||
75 Вн.чт К/Р3 | Вн.чт Сказки С. Маршака для детей. Контрольная работа « Роды и жанры литературы» | 1 | ||
76 | А.Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Никита». Единство героя с природой | 1 | ||
77 | А.Платонов. Быль и фантастика. Особенность восприятия главного героя рассказа | 1 | ||
78-79 | В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро». | 2 | ||
80 | Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа Астафьева | 1 | ||
81 | К.Симонов. Стихотворения «Ради жизни на земле….», «Майор привёз мальчишку на лафете» | 1 | ||
82 наиз | А. Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети | 1 | ||
83-84 Р/К7 | Произведения о Родине, родной природе и о себе | 2 | ||
85 | Саша Чёрный. Рассказы. Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Юмор | 1 | ||
86 | Вн.чт Н.Тэффи «Валя» | 1 | ||
87 наиз | Р.Стивенсон «Вересковый мёд». Подвиг во имя сохранения традиций предков | 1 | ||
88-89 | Д.Дефо. Краткий рассказ о писателе. Роман «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека | 2 | ||
90 | Проектная деятельность «Робинзонада в литературе и киноискусстве» | 1 | ||
91 | Г.Х.Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Художественная деталь. Кай и Герда | 1 | ||
92 | Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней | 1 | ||
93 | Победа добра, любви и дружбы в сказке. Викторина | 1 | ||
94 Вн.чт | Вн.чт Любимые сказки Андерсена | 1 | ||
95 | Ж.Санд.«О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Аллегория | 1 | ||
96 | М.Твен. Краткий рассказ о писателе. Роман «Приключения Тома Сойера». Черты характера Тома | 1 | ||
97 | Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев М.Твена | 1 | ||
98-99 | Д.Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» -повествование о взрослении подростка. Характер мальчика | 2 | ||
100 Вн.чт К/Р4 | Вн.чт Герои произведений Джека Лондона в экстремальных условиях Контрольная работа по теории литературы | 1 | ||
101-102 П3 | Проект: Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» | 2 | ||
103 | Систематизация и обобщение пройденного | 2 | ||
104-105 | Итоговый тест и его анализ | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП и рабочая программа по русскому языку 5 класс по программе М.М.Разумовской
КТП и рабочая программа с пояснительной запиской по русскому языку 5 класс по программе М.М.Разумовской....
Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. По программе М.М.Разумовской
Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой
Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС. ( учебная программа под ред. М.М. Разумовской)
Рабочая программа по рускому языку: Пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, учебно-методические средства обучен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС. ( учебная программа под ред. М.М. Разумовской)
Рабочая программа по русскому языку: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку 6 класс по программе Разумовской М.М.
Рабочая программа имеет правильную структуру и учебно-тематический план, полностью соответствующий программе М.М.Разумовской....
Рабочая программа по русскому языку 7 класс по программе Разумовской М.М.
Данная рабочая программа имеет составлена методически верно. Учебно-тематическое планирование полностью соответствует программе М.М.Разумовской по русскому языку в 7 классе...