РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС. ( учебная программа под ред. М.М. Разумовской)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме
Рабочая программа по рускому языку: Пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, учебно-методические средства обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochas_programma_5_klass._russkiy_yazyk.docx | 56.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
с углубленным изучением отдельных предметов г. Павлово
Рассмотрено
РуководительШМ
________/ Рябинина Н.В./
Протокол № ___________
от «____»_________2012 г.
Согласовано
Заместитель директора по
УВР МБОУСОШ№9
«____»____________2012 г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ№ 9
___________/Терентьева Н.Ю./
Приказ № _____
от «____»______________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
5 класс
Программу составила
учитель русского языка и литературы
Щенкина О.В.
2012 / 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 г.; примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263); программы по русскому языку . 5 — 9 классы. Авторы программы М .М . Разумовская , В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов. – М.: Дрофа, 2010г.
Цели обучения:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование уменийопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Задачи обучения:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся
явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;
- способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Учебно-методический комплекс:
- Программа по русскому языку . 5 — 9 классы. Авторы программы М .М . Разумовская,
В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов. – М.:Дрофа, 2010 г.
- Учебник:Русский язык. 5 классучеб.для общеобразовательных учреждений /
М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред.М.М.Разумовской,
П.А. Леканта. – М.:Дрофа,2007
- Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 5 класс». М.Разумовская, С.И.Львова,
В.И.Капинос и др. М: Дрофа, 2009 г.
Количество часов в году – 204 часа
Количество плановых контрольных работ – 12
Р/Р. СОЧИНЕНИЕ. « Памятный день летних каникул»
Р/Р. СОЧИНЕНИЕ « Знакомьтесь, мой друг!»
Р/Р. ИЗЛОЖЕНИЕ, близкое к тексту. « Барсучонок». Г. Скребицкий.
Р,Р. ИЗЛОЖЕНИЕ « Джек здоровается».
Р/Р. ИЗЛОЖЕНИЕ « Друг детства».
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме «Лексика. Морфемика. Морфология. Орфография».
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме «Фонетика.Графика»
ДИКТАНТ с орфографическим заданием по теме« Письмо. Орфография».
ДИКТАНТ по теме «Лексика. Словообразование. Орфография».
ДИКТАНТ по теме « Синтаксис. Пунктуация».
ДИКТАНТ по теме « Глагол»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме «Орфография»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме « Морфология. Орфография. Орфоэпия»
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Уроков по развитию речи – 49 часов
Формы контроля:
- диктанты (объяснительный, графический, выборочный, распределительный, с грамматическим
заданием, словарно-орфографический, слуховой, « Проверяю себя», со взаимопроверкой);
- изложение;
- списывание (осложненное, неосложненное);
- анализ текста;
- сочинение (по опорным словам, по плану, по данному сюжету, по иллюстрации);
- устные рассказы не лингвистическую тему;
- орфографический анализ слов;
- моделирование текста;
- редактирование текста
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
Раздел «Речь».
В результате изучения русского языка ученик должензнать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использование приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Раздел «Язык. Правописание».
фонетика и орфоэпия:
проводить фонетический и орфоэпический разборы слов;
правильно произносить широко употребляемые служебные слова.
морфемика и словообразование:
по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования слов различных частей речи;
анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов.
лексикология и фразеология:
соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
толковать лексическое значение общеупотребительных слов;
проводить элементарный анализ текста, обнаруживая в нем примеры употребления слов в переносном значении.
морфология:
различать постоянные и непостоянные морфологические признаки слова, проводить морфологический разбор слов;
правильно и уместно употреблять слова изученных частей речи;
использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.
орфография:
владеть правильным способом применения изученных правил;
учитывать морфемное строение, значение и грамматическую характеристику при выборе правильного написания.
синтаксис и пунктуация:
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех изученных частей речи;
различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
объяснять пунктуацию изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений.
КАЛЕНДАРНО--ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема. Раздел. | Контрольные работы | Плановые сроки прохождения. |
1 2-3 (4) (5) 6 7 8 (9) 10 (11) 12 (13-14) 15 16 17 18 19 20 21 22 (23-24) 25 26 27 28-29 30-31 32 33-34 35 36 (37-38) 39 40 41 42 43 44 45 (46-47) 48-49 50-51 52-54 55-56 57-59 60-62 63-64 65-66 67 (68) (69-70) 71-73 74-75 76-77 (78-79) (80-81) (82) 83-84 85-86 87 88 89 90 91 92 93 94 (95-96) 97 98-99 100 (101-104) 105-106 107 108-109 110 (111-112) 113-114 115 116 117 118-120 121 122 (123-124) (125) 126-127 128-129 130-131 132-133 134-135 (136-137) 138-139 140 141 142 143 144 (145-146) 147 148 149-150 151-152 153 154 155-156 (157-158) 159 160 161--162 163-164 165-166 167 168 169 170 171 172 173 (174-175) 176 177 178 179 180 181 182 (183-184) 185-186 187 188 189 190 191 192 (193) 194 195 196 197 198 199 (200-201) 202 203 204 | О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ. (3 + 2) Зачем человеку нужен язык? Что мы знаем о русском языке? Р/Р. Что такое речь. Р/Р. Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. (3 + 1) Звуки буквы. Алфавит . Что обозначают буквы е, ё, ю, я. Фонетический разбор слова. Р\Р. Что такое текст. ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ. (10 + 5) Зачем людям письмо. Орфография. Нужны ли правила? Р\Р. Тема текста. Правила обозначения буквами гласных звуков. Контрольная работа № 1. Сочинение. Правила обозначения буквами согласных звуков. Буквенные сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, НЧ, ЧН, РЩ, ЩР. Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов. Разделительные Ь и Ъ. НЕ с глаголами. Написание ТСЯ, ТЬСЯ в конце глагола. Контрольная работа № 2 по теме « Письмо. Орфография». Анализ диктанта. Р\Р. Основная мысль текста. СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. ЛЕКСИКА (3) Что такое лексика. Слово и его лексическое значение. Этикетные слова как особая лексическая группа. СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА.( 4) Почему корень, приставка, суффикс окончание – значимые части слова. Как образуется форма слова с помощью окончания. СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ. (5 + 2) Самостоятельные части речи. Как изменяются мена существительные, прилагательные, глаголы. Служебные части речи. Контрольная работа № 3 по теме«Лексика. Морфемика. Морфология. Орфография». Р\Р. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА.(7 + 2) Что изучает фонетика. Звуки гласные и согласные. Слог, ударение. Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков. Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова. Контрольная работа № 4по теме «Фонетика. Графика» Р\Р. Абзац как часть текста. ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. ( 35+8) Как определить лексическое значение слова. Сколько лексических значений имеет слово. Когда слово употребляется в переносном значении. Как пополняется словарный состав языка. Как образуются слова. Чередование гласных и согласных в слове. Правописание чередующихся гласных в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ (РАЩ) –РОС. О-Ё после шипящих. Контрольная работа № 5 по теме «Орфография». Р/Р. Что изучает стилистика Р/Р. Разговорная и книжная речь. Слова – омонимы. Профессиональные и диалектные слова. О чем рассказывают устаревшие слова. Р/Р. Художественная и научная речь. Контрольная работа № 6. Изложение. Р/Р. Анализ изложения. Правописание приставок. Буквы Ы-И после Ц Взаимозависимость значения слова, его строения и написания. Обобщение изученного по теме «Лексика. Словообразование. Орфография ». Контрольная работа № 7по теме «Лексика. Словообразование. Орфография». Анализ диктанта. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. (39 + 13) Что изучает синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Словосочетание.Главное и зависимое слово. Словосочетания глагольные и именные. Р\Р. Что такое тип речи. Предложение. Интонация. Логическое ударение. Предложение по цели высказывания. Восклицательное предложение. Р\Р. Описание, повествование, рассуждение. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Предложение с одним главным членом. Р\Р. Оценка действительности. Предложения распространенные и нераспространенные. Дополнение. Определение. Обстоятельство Однородные члены предложения. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Контрольная работа № 8. Изложение. Анализ изложения. Обращение. Синтаксический разбор простого предложения. Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. Предложения ССП и СПП. Р\Р. Строение текста типа рассуждения-доказательства. Прямая речь. Диалог Контрольная работа № 9по теме «Синтаксис. Пунктуация». Анализ диктанта. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. (49 + 11) Что вы знаете о частях речи. ГЛАГОЛ. (22) Что обозначает глагол. Р\Р. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и « Новое». НЕ с глаголами. Как образуются глаголы. Виды глагола. Корни с чередованием букв Е-И. Неопределенная форма глагола. ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Наклонение глагола. Р\Р. Строение текста типа повествования Как образуется сослагательное наклонение глагола. Как образуется повелительное наклонение глагола. Времена глагола. Спряжение глагола. Правописание личных окончаний глагола. Безличные глаголы. Контрольная работа № 10 по теме « Глагол». Анализ диктанта. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ( 15) Что обозначает имя существительное. Как образуются имена существительные. Употребление суффиксов –ЧИК, -ЩИК. Употребление суффиксов –ЕК, ИК( -ЧИК) Р\Р. Строение текста типа описания предмета. НЕ с существительными. Одушевленные и неодушевленные сущ. Собственные и нарицательные сущ. Род имен существительных. Существительные общего рода. Число имен существительных. Падеж и склонение существительных. Контрольная работа № 11. Сочинение. Безударные окончания существительных. Употребление существительных в речи. Контрольная работа № 12по морфологии, орфографии и орфоэпии ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. (12) Что обозначает имя прилагательное. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Р\Р. Соединение типов речи в тексте. Правописание окончаний имен прилагательных. Образование имен прилагательных. Прилагательные полные и краткие. Сравнительная и превосходная степень прил-х. Как образуется сравнительная степень прил-х. Как образуется превосходная степень прил-х. Контрольная работа № 13. Изложение. Обобщение изученного в 5 классе. Контрольная работа № 14. Резервный урок. | Р/Р. СОЧИНЕНИЕ « Памятный день летних каникул» ДИКТАНТ с орфографическим заданием ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Р/Р.ИЗЛОЖЕНИЕ, близкое к тексту. « Барсучонок» Г. Скребицкий. ДИКТАНТ Р\Р. ИЗЛОЖЕНИЕ « Джек здоровается». Контрольный диктант и его анализ. ДИКТАНТ с орфографическим заданием. Р\Р. СОЧИНЕНИЕ « Знакомьтесь, мой друг…» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по морфологии, орфографии и орфоэпии Р/Р. ИЗЛОЖЕНИЕ « Друг детства» ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя 10 неделя 11 неделя 12 неделя 13 неделя 14 неделя 15 неделя 16 неделя 17 неделя 18 неделя 19 неделя 20 неделя 21 неделя 22 неделя 23 неделя 24 неделя 25 неделя 26 неделя 27 неделя 28 неделя 29 неделя 30 неделя 31 неделя 32 неделя 33 неделя 34 неделя |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.
О языке (3 ч)
Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.
Речь (49 ч)
Текст: основные признаки текста; тема и основная мысль текста; развитие мысли в тексте; данная и новая информация; деление текста на абзацы; строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка; план текста (простой).
Стили речи: разговорный, художественный, деловой; их основные признаки; сфера употребления в речи, характерные языковые средства (из числа изученных учащимися).
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения:
а) художественного и делового повествования; б) описания предмета;
в) рассуждения-доказательства; г) оценочных суждений.
Композиционные формы: деловая инструкция (как что-либо делать), объявление. Основные требования к изложению (подробному и сжатому) и сочинению.
Закрепление и углубление изученного в начальных классах (34 ч)
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА (10 ч)
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые в мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков. Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, я, ю. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.
ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ (10 ч)
Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи~ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ и ь; -тся я -тьсяв глаголах. Не с глаголами. Использование орфографического словаря.
СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ЛЕКСИКА(3 ч)
Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА (4 ч)
Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.
СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ (5 ч)
Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке.Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.
Язык. Правописание. Систематический курс.
Синтаксис и пунктуация (39 ч)
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании .Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение .Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночными). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
Лексика. Словообразование. Правописание (35 ч)
Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания.
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета. Синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение. Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.
Словообразовательная модель как схема построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении (^оватый, ^ательница и т. п.). Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з и с. Правописание корней -лож- — -лаг-; -рос- — -раст-(-ращ~). Буквы о—епосле шипящих в корне. Буквы и—ы после ц в разных частях слов.
Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.
Морфология. Орфография (49 ч)
Классификация частей речи русского языка (повторение) (1 ч).
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
ГЛАГОЛ (22 ч)
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив). Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).
Возвратные глаголы. Правописание -тьсяи –тся в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и—е (-мир-—-мер-; -тир- — -тер- и др.), их правописание. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение: значение, образование, правописание. Повелительное наклонение: значение, образование, правописание. Безличные глаголы. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого в целях повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (15ч)
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы образования имей существительных. Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик(-чик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Правила употребления большой буквы при написании имен существительных. Род имен существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имен существительных. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имен существительных. Развитие навыков пользования грамматико-орфографическям, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (12 ч)
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имен прилагательных. Роль прилагательных в научной и деловой речи. Употребление прилагательных в переносном значении.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
- Богданова Г.А. . Уроки русского языка в 5 классе. - М.: Просвещение,2007. -230с.;
- Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1996.
- Дидактические материалы:
- Комплект таблиц. Русский язык 5кл.
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
- Примерная программа по русскому языку основного общего образования для образовательных учреждений с русским языком обучения.
- Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/Сост.: Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2007
- Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 класс». – М.: Дрофа, 2005. -160с.;
- Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
- Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.
- «Фраза». Электронный практикум по русскому языку. 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, 6 класс.Программа М.Разумовской.
Рабочая программа по русскому языку составлена на базе авторской программы М.Разумовской....
Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. Программа М.М. Разумовской
.Рабочая программа по русскому языку в 5 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования МО РФ (приказ от 05.03.2004г №1089), примерной програм...
рабочая программа по русскому языку в 5б классе по программе М.М. Разумовской (ФГОС)
Данная рабочая программа предназначена для работы в 5 классе по учебнику М.М.Разумовской в условиях реализации ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (по программе М.М. Разумовской)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса рассчитана на 210 часов и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной програм...
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебному комплексу М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова.
Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по рус...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс. УМК под редакцией М.М. Разумовской (5 часов в неделю).2018-2019 учебный год.
Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова,...