Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Внеурочная организация занятий по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС позволит организовать работу с учащимися по изучению русского языка в нетрадиционной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-issledovatel.docx | 51.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ойская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» на заседании МС «Утверждаю»
МБОУ «Ойская СОШ» Директор МБОУ «Ойская СОШ»
Протокол № __________М.Е. Баженова
От « » 2018г. Приказ № ______ от __________
Зам.директор по УВР
___________Е.В. Новикова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я - исследователь»
6 класс
Программа составлена
на основе программы
основного общего образования
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Афанасьева Елена Леонидовна
2018 год
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения ООП
У выпускника будут сформированы
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
- историко-географический образ; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей;
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- уважение к другим народам России и мира и принятие их;
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,
- нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
- готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций;
- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Метапредметные результаты освоения ООП
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать
- условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
- построению жизненных планов во временной перспективе;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;основам саморегуляции эмоциональных состояний.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных
- действий и действий партнёра;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
- партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого.
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы
и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- обобщать понятия;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Выпускник получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- организовывать исследование с целью проверки гипотез.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
- Мозговой штурм
- Индивидуальная
- Групповая
- Экскурсия
- Конкурсы
- Коллективное творческое дело
Содержание внеурочной деятельности.
Раздел 1.Тренинг
Тема 1.1.Научные исследования и наша жизнь. Организация занятий, общие требования к учащимся. Беседа о научных исследованиях в области филологии и их влияние на современную жизнь. Экскурсия в библиотеку.
Тема 1.2.Методы исследования. Повторение сведений о различных методах и приёмах исследования в лингвистической области.
Тема 1.3. Наблюдение как метод исследования. Наблюдение – один из методов исследования. Практическая работа «Словари». Краткая экскурсия на школьный двор.
Тема 1.4. Эксперимент – познание в действии. Знакомство с различными экспериментами. Эксперимент со словом. Работа со словарями и ЭОР.
Тема 1.5. Гипотезы и провокационные идеи. Выработка гипотезы при организации лингвистического исследования. Выдвижение провокационных идей. Работа с ЭОР.
Тема 1.6. Анализ и синтез. Работа с понятиями «анализ», «синтез». Построение цепочки доказательств. Сравнительный анализ слов из одной тематической группы.
Тема 1.7. Как давать определения понятиям? Признаки классификации слов. Работа со словарём синонимов.
Тема 1.8.Планирование и проведение наблюдений и экспериментов. Практическая работа по карточкам, со словарями. Работа с поэтическими текстами А.Фета, Ф. Тютчева, С. Есенина.
Тема 1.9. Наблюдение и экспериментирование. Практическая работа с текстами художественных произведений. Формирование умения уверенно пользоваться различными источниками информации.
Тема 1.10.-1.11. Основные логические операции. Практическая работа по составлению алгоритма действий при работе со словом, текстом.
Тема 1.12. Искусство задавать вопросы Определение предмета исследования. Выработка цели и задач исследования, гипотез. Вопросы исследования. Практическая работа «Зачем это нужно…»
Тема 1.13. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Игра «У меня есть идея:…!» Работа в группах с текстами «Найди главное». Учимся приводить примеры.
Тема 1.14. Ассоциация и аналоги. Понятие «ассоциация», «аналог». Практическая работа со словарём синонимов, фразеологизмов. Игра «Подбери похожее слово».
Тема 1.15. Суждения, умозаключения, выводы. Практическая работа «От примеров к выводам». Разработка речевых клише.
Тема 1.16. Искусство делать сообщения. Повторение правил оформления доклада, реферата. Практическая работа по оформлению титульного листа, библиографического списка.
Тема 1.17. Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы. Композиция представления продукта деятельности. Практическая работа «Правильно произноси звуки и слова». Работа над выразительностью речи.
Раздел 2.Исследовательская практика
Тема 1.18. Как выбрать тему собственного исследования. Разработка тем лингвистического исследования. Этапы работы. Планирование деятельности на каждом этапе.
Тема 1.19-1.21. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия». Этапы работы. Планирование деятельности на каждом этапе. Разработка цели и задач исследования. Поиск информации. Правила представления результатов работы.
Тема 1.22. Коллективная игра-исследование «Этимология различных слов». Практическая работа с этимологическим и толковым словарями. Игра «Откуда есть пошло…»
Тема 1.23. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия». Поиск информации о местных топонимах в библиотечном фонде, сети ИНТЕРНЕТ, школьном музее. Практикум по исправлению ошибок в исследовательских работах обучающихся.
Тема 1.24. Семинар «Топонимия моего района». Выступление обучающихся с краткими докладами по теме. Обсуждение наиболее понравившихся докладов. Практикум по исправлению ошибок в устных выступлениях.
Тема 1.25.-1.28. Коллективное исследование «Этимология названий животных». Этапы работы. Сбор информационного материалы из разных источников. Оформление результатов проделанной работы.
Тема 1.29. Оформление результатов исследования. Оформление результатов исследования. Практикум по исправлению ошибок в оформлении работ обучающихся.
Тема 1.30. Мини-конференция. Выступление обучающихся с результатами исследования.
Раздел 3.Мониторинг исследовательской деятельности
Тема 1.31. Процедура защиты исследовательских работ в качестве зрителей. Представление результатов своих исследований по пройденным темам. Рецензирование работ. Формирование умения правильно выражать свои мысли в устной форме.
Тема 1.32. Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований). Практикум по исправлению ошибок. Подготовка рефератов, творческих и исследовательских работ к защите на конкурсе.
Тема 1.33-1.34.Защита собственных исследований. Участие в конкурсах «Первые шаги в науку», «Лихачёвские чтения», дистанционных конкурсах на педагогических сайтах (сроки проведения могут сдвигаться).
Тематическое планирование
2018-2019 учебный год
6 класс
1 час в неделю, 34 часа в год
№ п/п | Тема занятия | Дата | |
План | Факт | ||
| |||
1 | Научные исследования и наша жизнь | 07.09 | |
2 | Методы исследования | 14.09 | |
3 | Наблюдение как метод исследования | 21.09 | |
4 | Эксперимент – познание в действии | 28.09 | |
5 | Гипотезы и провокационные идеи | 05.10 | |
6 | Анализ и синтез | 12.10 | |
7 | Как давать определения понятиям | 19.10 | |
8 | Планирование и проведение наблюдений и экспериментов | 26.10 | |
9 | Наблюдение и экспериментирование | 09.11 | |
10-11 | Основные логические операции | 16.11 23.11 | |
12 | Искусство задавать вопросы | 30.11 | |
13 | Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное | 07.12 | |
14 | Ассоциации и аналоги | 14.12 | |
15 | Суждения, умозаключения, выводы | 21.12 | |
16 | Искусство делать сообщения | 28.12 | |
17 | Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы | 11.12 | |
II. Исследовательская практика – 14 часов | |||
18 | Как выбрать тему собственного исследования | 18.12 | |
19-21 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия» | 25.12 01.02 08.02 | |
22 | Коллективная игра-исследование «Этимология различных слов» | 15.02 | |
23 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия» | 22.02 | |
24 | Семинар «Топонимия моего района» | 01.03 | |
25-28 | Коллективное исследование «Этимология названий животных». | 15.03 22.03 05.04 12.04 | |
29 | Оформление результатов исследования | 19.04 | |
30 | Мини-конференция | 26.04 | |
III. Мониторинг исследовательской деятельности – 4 часа | |||
31 | Процедура защиты исследовательских работ в качестве зрителей | 03.05 | |
32 | Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) | 10.05 | |
33-34 | Защита собственных исследований | 17.05 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Программа внеурочной деятельности «Исследователи родной природы» для 5 класса
Программа внеурочной деятельности краеведческого направления...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....