тематическое планирование элективного курса по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

тематическое планирование элективного курса по русскому языку в 10-11 классах "Практикум.«Теория и практика написания сочинения - рассуждения на ЕГЭ по русскому языку»  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Практикум. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 10 -11 классах»

10 класс «Теория и практика написания сочинения - рассуждения на ЕГЭ по русскому языку»        34 часа

п\п

Дата проведения по

плану

Дата проведения

фактическая

Тема занятия

Кол-во

часов

Основное содержание занятия

Основные виды учебной деятельности

1

Вводный инструктаж по ТБ. Сочинение на ЕГЭ. Критерии оценки сочинения

1

Изучение критериев оценки сочинения

Самостоятельная работа по изучению критериев оценки сочинения на ЕГЭ

2

Проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблем художественного и публицистического текста

1

Работа над алгоритмом выявления проблемы; выбор одной проблемы из нескольких

Как выявить и сформулировать проблему? Способы формулировки проблем

3

Как сформулировать проблему. Типовые клише для формулировки проблемы.

1

Штампы и клише, типовые конструкции

Выполнение упражнений1-5 из книги Н.А.Сениной

4

Практикум по формулировке проблем текстов различных жанров. Типичные ошибки при формулировке проблем.

1

Что проверяет эксперт? Выполнение практических заданий

Выполнение упражнений 6-16 из книги Н.А.Сениной «Сочинение на ЕГЭ»

5

Комментарий к проблемам  текстов различных жанров. Типы информации в текстах разных жанров.

1

Текстуальный и концептуальный комментарий к проблеме

Формулировка типовых клише для комментирования проблемы

6

Практикум по написанию комментариев к  текстам различных жанров

1

Способы введения цитат в текст сочинения

Комментарий к тексту И.Ильина «О дружбе» и С Турсуна «Отец Мурода»

7

Практикум по редактированию комментариев. Типичные ошибки в комментариях  к текстам различных жанров

1

Отсутствие комментария, отсутствие опоры на текст, подмена комментария пересказом, подмена комментария цитированием, несоответствие комментария заявленной проблеме

Критерии оценивания комментария к проблеме

8

Практикум. Выполнение заданий 1-6 из книги Н.А. Сениной «Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки»

1

Практикум –выполнение упражнений

Выполняют задания, комментируют их выполнение

9

Позиция автора. Средства выражения авторской позиции в текстах различных жанров

1

Определение проявления авторской позиции и средства ее выражения

Определение авторской позиции в художественном тексте, типовые конструкции для выражения авторской позиции

10

Практикум по введению в текст сочинения авторской позиции

1

Выполнение практических заданий 1-7

Выполняют задания, исправляют допущенные ошибки

11

Аргументация собственного мнения. Виды аргументов. Структура  аргумента. Типичные ошибки аргументации

1

Теория аргументации собственного мнения; аргументы, оцениваемые 2 баллами

Логические и иллюстративные аргументы, ссылки на авторитетных лиц

12

Способы введения в текст сочинения аргументов собственного мнения

1

Практикум.

Выполнение упражнений 1-10

13

Заключение. О чем писать в заключении? Практикум по написанию и введению в текст заключений

1

Композиция сочинения. Виды заключения

Выполнение упражнений

1-14

14

Пишем сочинение по плану. План сочинения-рассуждения  на ЕГЭ по русскому языку.

1

Групповая работа с тренировочными текстами

Определение абзацного членения собственного сочинения к предложенному тексту

15

Основные средства связи между предложениями в тексте сочинения. Абзацное членение текста сочинения

1

Работа с таблицей «Основные средства связи предложений в тексте»

Практикум, выполнение заданий 16-20

16

Почему важно написать оригинальное  вступление и заключение, содержащее вывод из всего сказанного в сочинении?

1

Практикум по написанию вступлений и заключений к предложенным текстам; проверка написанного в парах постоянного состава

Пишут вступления и заключения, читают их и указывают ошибки

17

Речевое оформление сочинения. Типы ошибок речевого оформления текста сочинения

1

Виды речевых ошибок

Практикум по исправлению речевых ошибок

18

Виды грамматических ошибок. Практикум по определению вида грамматической ошибки

1

Виды грамматических ошибок

Практикум по исправлению грамматических ошибок

19

Речевые ошибки. Практикум по исправлению речевых ошибок в текстах различных жанров

1

Виды речевых ошибок

Практикум по исправлению речевых ошибок

20

Логические ошибки. Нахождение и исправление логических ошибок в текстах сочинений  учащихся

1

Виды логических ошибок

Практикум по определению и исправлению логических ошибок

21

Фактические ошибки. Как избежать фактических ошибок в собственных сочинениях

1

Виды фактических ошибок

Практикум по определению и исправлению фактических ошибок

22

Поработаем экспертами и писателями. Что должен знать эксперт?

1

Изучение критериев оценки сочинения

Выполнение заданий 1-10

23

Анализ текста А.Алексина «Прости меня, мама». Подбор аргументов. Написание черновых вариантов сочинения. Редактирование черновиков

1

Работа с текстом А.Алексина, подбор примеров для аргументации своего мнения

Написание собственного сочинения по предложенному тексту

24

Анализ текста К.Паустовского «Дядя Гиляй». Подбор произведений для аргументации собственного мнения. Написание черновых вариантов сочинения. Редактирование черновиков. Работа в парах постоянного состава

1

Работа с текстом К.Паустовского, подбор примеров для аргументации собственного мнения

Написание сочинения по предложенному тексту

25

Анализ текста Ф.Кривина «Лев из класса пресмыкающихся». Подбор произведений для аргументации собственного мнения. Написание черновых вариантов сочинения

1

Работа с текстом Ф.Кривина, подбор примеров для аргументации собственного мнения для текстов с вечными проблемами человечества

Написание сочинения по предложенному тексту

26

Анализ текста  Ф.Кривина «Волк на елке». Подбор произведений для аргументации собственного мнения. Написание черновых вариантов сочинения.

1

Работа с текстом  Ф.Кривина, подбор примеров для аргументации собственного мнения

Написание сочинения по предложенному тексту

27

Анализ текста  А.М.Горького « О книгах». Подбор произведений для аргументации собственного мнения. Написание черновых вариантов сочинения

1

Работа с текстом М.Горького, подбор примеров для аргументации собственного мнения

Написание сочинения по предложенному тексту

28

Анализ текста Б.Екимова «Ночь исцеления». Подбор произведений для аргументации собственного мнения. Написание черновых вариантов сочинения.

1

Работа с текстом Б.Екимова, подбор примеров для аргументации собственного мнения

Написание сочинения по предложенному тексту

29

Анализ текста В.Некрасова «В окопах Сталинграда». Подбор произведений для аргументации собственного мнения. Написание черновых вариантов сочинения.

1

Работа с текстом В.Некрасова, подбор примеров для аргументации собственного мнения

Написание сочинения по предложенному тексту

30

Анализ текста Д. Гранина  «Музей забытых старых  вещей». Подбор произведений для аргументации собственного мнения. Написание черновых вариантов сочинения

1

Работа с текстом Д.Гранина, подбор примеров для аргументации собственного мнения

Написание сочинения по предложенному тексту

31

Анализ текста  К. Паустовского  «Искусство видеть мир». Подбор произведений для аргументации собственного мнения. Написание черновых вариантов сочинения

1

Работа с текстом К.Паустовского, подбор примеров для аргументации собственного мнения

Написание сочинения по предложенному тексту

32

Контрольное сочинение по тексту Л.Петрановской  «Почему несчастливы красивые люди»

1

Написание контрольного сочинения

Написание контрольного сочинения

33

Анализ контрольного сочинения. Редактирование и исправление ошибок в сочинении. Совершенствование написанного сочинения

1

Работа над ошибками

Работа над ошибками

34

Подведение итогов элективного курса. Плюсы и минусы в подготовке сочинения. Чему мы научились за год? Задания на лето

1

Рефлексия занятий элективного курса; проработка заданий 1-23 КИМов ЕГЭ

Анализ работы за год, задания на лето

                                       

            11 класс «Особенности выполнения тестовой части ЕГЭ по русскому языку»       34 часа

п\п

Дата прове-

дения по

плану

Дата проведе-

ния

фактическая

Тема занятия

Кол-во

часов

Основное содержание занятия

Основные виды учебной деятельности

1

Комплексное повторение. Выполнение заданий части 1. Работа со сложным предложением с различными видами связи. Текст №1

1

Повторение  ранее изученного  по сложному предложению с различными видами связи и сведений по частям речи и обособленным членам предложения и словам и сочетаниям, грамматически не связанным с членами предложения

Вставляют пропущенные орфограммы и знаки препинания, определяют количество простых предложений в составе сложного с различными видами связи с определением частей речи и лексического значения слов

2

Комплексное повторение. Выполнение заданий части 1. Работа со сложным предложением с различными видами связи. Текст №2

1

Повторение  ранее изученного  по сложному предложению с различными видами связи и сведений по частям речи и обособленным членам предложения и словам и сочетаниям, грамматически не связанным с членами предложения

Вставляют пропущенные орфограммы и знаки препинания, определяют количество простых предложений в составе сложного с различными видами связи с определением частей речи и лексического значения слов

3

Комплексное повторение. Выполнение заданий части 1. Работа со сложным предложением с различными видами связи. Текст №3

1

Повторение  ранее изученного  по сложному предложению с различными видами связи и сведений по частям речи и обособленным членам предложения и словам и сочетаниям, грамматически не связанным с членами предложения

Вставляют пропущенные орфограммы и знаки препинания, определяют количество простых предложений в составе сложного с различными видами связи с определением частей речи и лексического значения слов

4

Комплексное повторение. Выполнение заданий части 1. Работа со сложным предложением с различными видами связи. Текст №4

1

Повторение  ранее изученного  по сложному предложению с различными видами связи и сведений по частям речи и обособленным членам предложения и словам и сочетаниям, грамматически не связанным с членами предложения

Вставляют пропущенные орфограммы и знаки препинания, определяют количество простых предложений в составе сложного с различными видами связи с определением частей речи и лексического значения слов

5

Выделение главной и второстепенной информации в тексте

1

Особенности выделения  главной и второстепенной информации в тексте

Выделяют главную и второстепенную информацию в тексте

6

Средства связи предложений в тексте

1

Повторение основных средств  связи предложений в тексте

Изучают и повторяют основные средства связи предложений в тексте

7

Лексическое значение слова в тексте

1

Определение точного лексического значения слов в тексте

Определяют лексическое значение слова в тексте, работают с толковыми словарями, со словами-паронимами

8

Орфоэпические нормы. Постановка ударения

1

Повторение особенностей орфоэпических норм. Постановка ударения

Повторяют основные орфоэпические правила слов русского языка

9

Лексические нормы. Употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости

1

Повторение особенностей лексических  норм. Употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости

Повторяют особенности лексических  норм, употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости

10

Морфологические нормы. Образование форм слова.

1

Повторение особенностей морфологических норм. Особенности образование форм слова.

Повторяют особенности морфологических норм и особенности образования форм слова.

11

Синтаксические нормы. Нормы согласования, нормы управления, порядок слов в предложении, нормы построения простого и сложного предложений

1

Повторение особенностей синтаксических норм. Нормы согласования, нормы управления, порядок слов в предложении, нормы построения простого и сложного предложений

Повторяют особенности синтаксических норм и нормы согласования, нормы управления, порядок слов в предложении, нормы построения простого и сложного предложений

12

Правописание корней слова

1

Повторение особенностей правописания корней слова

Повторяют особенности правописания корней слов разных частей речи

13

Правописание приставок

1

Повторение особенностей правописания приставок

Повторяют особенности правописания приставок

14

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –н- и –нн-)

1

Особенности правописания суффиксов различных частей речи (кроме –н- и –нн-)

Повторяют особенности правописания суффиксов различных частей речи (кроме –н- и –нн-)

15

Правописание личных окончаний  глаголов и суффиксов причастий

1

Особенности правописания личных окончаний  глаголов и суффиксов причастий

Повторяют особенности правописания личных окончаний  глаголов и суффиксов причастий

16

Правописание НЕ и НИ, слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

1

Особенности правописания  НЕ и НИ, слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

Повторяют особенности правописания  НЕ и НИ, слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

17

Слитное, дефисное и раздельное написание слов различных частей речи

1

Правила написания слитного, дефисного и раздельного написания слов различных частей речи

Повторяют правила написания слитного, дефисного и раздельного написания слов различных частей речи

18

Написание –Н- и –НН- в различных частях речи

1

Правила написание –Н- и –НН- в различных частях речи

Повторяют правила написание –Н- и –НН- в различных частях речи

19

Пунктуация в ССП и простом предложении с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

Особенности пунктуация в ССП и простом предложении с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Повторяют особенности пунктуация в ССП и простом предложении с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

20

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами: определениями, дополнениями, обстоятельствами, приложениями

1

Особенности постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами

Повторяют особенности постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами

21

Знаки препинания в предложениях  со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова и предложения)

1

Особенности построения предложений со словами и конструкциями ,грамматически не связанными с членами предложений

Повторяют особенности построения предложений со словами и конструкциями,

грамматически не связанными с членами предложения

22

Знаки препинания в СПП

1

Особенности постановки знаков препинания в СПП

Повторяют особенности постановки знаков препинания в СПП

23

Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи

1

Особенности построения предложения с различными видами связи

Повторяют особенности построения предложения с различными видами связи

24

Смысловой анализ текста. Смысловая и композиционная целостность текста

1

Особенности смыслового анализа текста

Повторяют особенности смыслового анализа текста

25

Типологический анализ текста. Функционально-смысловые типы речи

1

Особенности типологического анализа текста

Повторяют особенности типологического анализа текста

26

Лексический анализ текста. Лексическое значение слова  в тексте.

1

Особенности лексического анализа текста

Повторяют особенности лексического анализа текста

27

Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологические обороты, группы слов по происхождению и употреблению в тексте

1

Повторение  лексических средств выразительности речи

Повторяют  лексические средства выразительности речи

28

Средства связи предложений в тексте

1

Повторение  средств связи предложений в тексте

Повторяют  основные  средства связи предложений в тексте

29

Языковые средства выразительности в тексте

1

Повторение     языковых средств выразительности, нахождение их в текстах различных стилей

Повторяют   языковые средства выразительности, находят  их в текстах различных стилей

30

Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ

1

Повторение сведений о сочинении в формате ЕГЭ, особенности его композиции

Вспоминают особенности написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

31

Критерии оценивания сочинения-рассуждения

1

Повторение  критериев оценки сочинения

Повторяют   критерии оценки сочинения-рассуждения

32

Пробная проверочная работа в формате ЕГЭ

1

Написание контрольного сочинения

Пишут контрольную работу в формате ЕГЭ

33

Анализ пробной проверочной работы

1

Анализ пробной проверочной работы

Редактируют сочинения и исправляют ошибки в КИМах

34

Резервный урок. Подведение итогов элективного курса. Плюсы и минусы в подготовке части 1. Сдаем ЕГЭ по русскому языку

1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Основные правила поведения в аудитории при написании экзамена в формате ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку. 6 класс

Учебно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку "Русское правописание" для  6  класса...

Календарно-тематическое планирование дистанционного курса обучения русскому языку.

Календарно-тематическое планирование занятий дистанционного курса "Занимательный русский язык" для учащихся 5 - 7 классов....

тематическое планирование элективных курсов по русскому языку 9 и 11 классы

тематическое планирование элективных курсов по подготовке к ЕГЭ(11 класс) и ОГЭ(9 класс)...

тематическое планирование элективного курса "Основы русской словесности"

Тематическое планирование элективного курса "Основы русской словесности". Курс  предназначен для 7-8 классов. Может помочь учителю при планировании уроков развития речи, внеклассной работе по пре...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ элективного курса по русскому языку

Программа и КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  элективного курса по русскому языку «Лексические образные средства и стилистические фигуры»  в 11 классе УЧИТЕЛЬ: КЛАСС: 11...

Календарно-тематическое планирование элективного курса по русскому языку

Календарно-тематическое планирование элективного курса по русскому языку...