тематическое планирование элективных курсов по русскому языку 9 и 11 классы
элективный курс по русскому языку на тему
тематическое планирование элективных курсов по подготовке к ЕГЭ(11 класс) и ОГЭ(9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnye_kursy_po_podgotovke_k_ege_i_oge.rar | 73.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное учреждение «Уральский региональный экспериментальный учебно-научный комплекс
Белорецкая средняя общеобразовательная компьютерная школа
г. Белорецк, муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО зам. директора по УР Горячих О.А. _________________ « _____» __________ 2014 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом директора БСО компьютерной школы г. Белорецк РБ Плохова И.В. __________________ От ________________ № _______ |
Образовательная программа
дополнительного образования
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ
Учитель: Кириллова Яна Владимировна
Класс: 11
Количество часов по рабочей программе:
Всего 102 в неделю 3 часа
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу дополнительного образования “Подготовка к ЕГЭ русскому языку в 11 классе”
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного образовательного Стандарта основного общего образования;
- Примерная программа основного общего образования по русскому языку;
- “Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по русскому языку “ /подготовлен “ Федеральным институтом педагогических измерений” 2014 г.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к выпускным экзаменам начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные для школьника 10-11 классы. За эти два года ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, отрепетировать его в различных формах: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) вот уже несколько лет является реальной, всё более распространяющейся практикой выпускной аттестации школьников. В 2009 году ЕГЭ переведён в «штатный режим», то есть в повсеместное введение этой формы оценки качества знаний как государственного механизма контроля качества образования. Основным инструментом ЕГЭ является комплект контрольно-измерительных материалов (КИМов) по каждому предмету. По русскому языку комплект КИМов состоит из 2 частей
В 2008 года экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ стал обязательным; школьный ЕГЭ должен засчитываться вузами в качестве вступительного экзамена. В программу внесены темы, не включённые в календарно-тематическое планирование по русскому языку. Это задания повышенного уровня, проверяющие владение нормами литературного языка и умение производить языковой анализ текста.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ:
Предлагаемая программа поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 11 класса к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ. Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в 11 классе не ориентирована на подготовку к этому экзамену, целью данной программы является стремление помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Главная цель курса: формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций:
- языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении),
- лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их),
- коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).
В связи с этим ставятся следующие задачи:
образовательные:
• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;
• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
• повышать уровень грамотности учащихся.
развивающие:
• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.
воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к экзаменам.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с тестами. Программа предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий .
В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, как то: образование родительного падежа множественного числа от некоторых существительных, глагольных форм; знаки препинания в сложных предложениях, при цитировании и т. д. Представлен большой теоретический материал, необходимый педагогу при подготовке занятий, и многочисленные упражнения, аналогичные экзаменационным заданиям. Своеобразие и специфика данной программы состоит в том, что материал по подготовке к экзамену в форме ЕГЭ привязан к тем темам, которые изучаются по программе 11 класса.
Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку для 11 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
-организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
ХАРАКТЕРИСТИКА КИМ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2011-2012 ГОДОВ
Принципы структурирования экзаменационной работы, её содержательная основа, отбор типов заданий определяются современными подходами к преподаванию русского языка в школе – ориентированностью школьного курса на развитие речемыслительных и коммуникативных умений и навыков, общей нацеленностью школьного курса русского языка на речевое развитие учащихся.
Все основные характеристики экзаменационной работы 2009 года сохраняются в 2010 году.
Регламентируют разработку КИМ ЕГЭ 2010 года по русскому языку следующие документы:
- кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ по русскому языку;
- спецификация контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку;
- демонстрационный вариант КИМ для ЕГЭ по русскому языку.
Указанные документы согласованы с научно-методическим советом по русскому языку и размещены на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).
Каждый вариант экзаменационной работы по русскому языку (в 2009 и 2010 годах) состоит из трёх частей и включает 3 типа заданий: с выбором ответа, с кратким ответом и с развёрнутым ответом. Задания экзаменационного теста позволяют оценить общеобразовательную подготовку по русскому языку выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования.
В экзаменационную работу включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:
– лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
– языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
– коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Часть 1 (А) содержит 30 заданий с выбором ответа (А1–А30). Эти задания проверяют подготовку выпускников по русскому языку на базовом уровне и предназначались преимущественно для аттестации выпускников за курс средней (полной) школы.
Задания первой части охватывают все разделы и аспекты курса и проверяют:
- лингвистическую подготовку экзаменуемых;
- владение важнейшими нормами русского литературного языка;
- практические коммуникативные умения (чтение).
Часть 2 (В) состоит из 8-ми заданий открытого типа с кратким ответом, проверяющих подготовку по родному языку на высоком уровне сложности.
В заданиях второй части работы выпускникам предлагается самостоятельно сформулировать ответ и записать его кратко: в виде слова (слов) или в виде цифр. Все задания второй части требуют от экзаменуемого проведения того или иного вида лингвистического анализа текста. Выпускнику предлагается найти в тексте примеры того или иного языкового явления либо назвать термин, соответствующий данному примеру. Все восемь заданий второй части работы и три последних задания первой части ориентированы на языковой, смысловой и речеведческий анализ текста, на основе которого экзаменуемый должен написать сочинение.
Каждое правильно выполненное задание из первой и второй частей работы оценивается одним баллом. Исключение составляет задание В8. Максимальный балл за выполнение этого задания – 2 балла.
Часть 3 (С) включает одно задание с развёрнутым ответом: выпускники должны написать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. С помощью этого задания выявляется уровень сформированности следующих речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции выпускника:
- понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);
- определять тему текста, позицию автора;
- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;
- развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;
- выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивать последовательность и связность изложения;
- выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
- соблюдать при письме нормы русского литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Для оценки выполнения задания третьей части работы, контролирующего в ЕГЭ коммуникативную компетентность выпускников, разработана система оценивания, включающая 12 критериев. Одни критерии предусматривают оценку соответствующего умения баллами от 0 до 1, другие – от 0 до 2; один критерий – 3 баллами: таким максимальным баллом поощряется работа, где экзаменуемый приводит в подтверждение собственного мнения не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы.
Максимальное количество первичных баллов за третью часть работы составляет 21 балл. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 60 баллов.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРАХ КИМ-2015
1. Изменена структура варианта КИМ: каждый вариант состоит из двух частей (часть 1 - задания с кратким ответом, часть 2 - задания с развернутым ответом).
2. Задания в варианте КИМ представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.
3. Изменена форма записи ответа в заданиях с выбором одного ответа: как и в заданиях с кратким ответом, записывается цифрой номер правильного ответа (а не крестик).
В связи с необходимостью дифференциации проверки содержания в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам основной (ОГЭ) и средней школы (ЕГЭ) пересмотрено содержание экзаменационной работы. Изменилось количество частей и заданий в экзаменационной работе (количество заданий сократилось с 39 до25).
Изменен максимальный балл за выполнение работы (уменьшен с 64 до 55).
При проверке понимания лексического значения слова в содержание экзаменационного теста включена работа со словарной статьёй.
Программа рассчитана на 102часа (3часа в неделю)
Тематическое планирование по русскому языку в 11 классе
(102 часа)
Тематическое планирование разработано на основе “Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по русскому языку “ подготовлен “ Федеральным институтом педагогических измерений” 2014-2015 г.
Количество часов – 102 ч, в неделю – 3 ч.
Название раздела | Количество часов | |
I. | Фонетика | 3 ч |
II. | Лексика и фразеология | 6 ч |
III. | Морфемика и словообразование | 6 ч |
IV. | Грамматика. Морфология | 3 ч |
V. | Грамматика. Синтаксис. | 15 ч |
VI. | Орфография | 18ч |
VII. | Пунктуация | 30ч |
VIII. | Речь | 9ч |
IX. | Языковые нормы | 3 ч |
X. | Выразительность русской речи | 3 ч |
XI. | Повторение и обобщение изученного |
|
Итого: | 102 ч |
Календарно-тематическое планирование по курсу дополнительного образования “Подготовка к ЕГЭ русскому языку в 11 классе”
Календарно-тематическое планирование разработано на основе «Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по русскому языку подготовлен» “ Федеральным институтом педагогических измерений” 2014-15 г.
Количество часов – 102 ч, в неделю – 3 ч.
Учебные пособия:
- И.П. Цыбулько, Ю.Н.Гостева. Сдаём ЕГЭ 2010-2015 годы. Русский язык. - М.: Дрофа, 2010-2015.
- Т.М.Пахнова. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2011, 2013.
- Д.И.Архарова. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2009.
- О.Д.Ивашова. Эффективная подготовка к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Экзамен, 2010.
- Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2009-2015.
- Н.А.Сенина. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ-2010.– Ростов н/Д: Легион, 2009-2015.
- Т.Ю.Угроватова. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ. – М.: Эксмо, 2008.
Раздел | №урока в разделе | Тема урока | Дата |
I. ФОНЕТИКА (3 ч) | |||
Фонетика (3 ч) | 1. | Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Решения вариантов ЕГЭ | 2.09 |
II. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (6 Ч) | |||
Лексика и фразеология (6 ч) | 1. | Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы. | 9.09 |
2. | Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. | 16.09 | |
III. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (6 Ч) | |||
Морфемика и словообразование (6 ч) | 1. | Значимые части слова (морфемы). Морфемный анализ слова. | 23.09 |
2. | Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. | 30.09 | |
IV. ГРАММАТИКА. МОРФОЛОГИЯ. (3 Ч) | |||
Грамматика. Морфология. (3 ч) | 1. | Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Морфологический анализ слова. | 7.10 |
V. ГРАММАТИКА. СИНТАКСИС. (15 ч) | |||
Грамматика. Синтаксис. (15 ч) | 1. | Словосочетание. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | 14.10 |
2. | Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. | 21.10 | |
3. | Полные и неполные предложения. Осложненное предложение. | 28.10 | |
4. | Сложное предложение. Сложные бессоюзные предложения. Смысловые связи между частями бессоюзного предложения. | 11.11 | |
5. | Сложные предложения с разными видами связи между частями. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. | 18.11 | |
VI. ОРФОГРАФИЯ (18 ч) | |||
Орфография (18 ч) | 1. | Орфограмма. Употребление гласных И/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е(Ё) после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. | 25.11 |
2. | Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. | 2.12 | |
3. | Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | 9.12 | |
4. | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. | 16.12 | |
5. | Правописание служебных слов. Правописание словарных слов. | 23.12 | |
6. | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи. Орфографический анализ. | 13.01 | |
VII. ПУНКТУАЦИЯ (30 ч) | |||
Пунктуация (30 ч) | 1. | Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. | 20.01 |
2. | Знаки препинания в простом осложненном предложении. | 27.01 | |
3. | Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах. | 3.02 | |
4. | Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при уточняющих членах предложения. | 10.02 | |
5. | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | 17.02 | |
6. | Знаки препинания при прямой речи, цитировании. | 24.02 | |
7. | Знаки препинания в сложносочиненном сложноподчиненном предложении. | 3.03 | |
8. | Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. | 10.03 | |
9. | Знаки препинания в предложениях с союзной и бессозной связью. | 17.03 | |
10. | Пунктуация в простом и сложном предложениях. Пунктуационный анализ. | 31.03 | |
VIII. РЕЧЬ (9 ч) | |||
Речь ( 9ч) | 1. | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность текста. Средства связи предложений в тексте. | 7.04 |
2. | Стили и функционально-смысловые типы речи. Отбор языковых средств. | 14.04 | |
3. | Анализ текста. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. | 21.04 | |
IX. ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ (3 ч) | |||
Языковые нормы (3 ч) | 1. | Орфоэпические, лексические и грамматические нормы. | 28.04 |
X. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ (3 ч) | |||
Выразительность русской речи ( ч) | 1. | Выразительные средства русской фонетики, словообразования, грамматики, лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. | 5.05 |
XI. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (6ч) | |||
Повторение и обобщение изученного (6 ч) | 1. | Повторение и обобщение изученного. Решение вариантов ЕГЭ | 12.05 |
2. | Итоговое повторение. Решение вариантов ЕГЭ | 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Календарно- тематическое планирование.
Цель курса : представить теоретическое истолкование системы современной русской орфографии и пунктуации с выработкой последую...
Учебно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку. 6 класс
Учебно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку "Русское правописание" для 6 класса...
тематическое планирование элективного курса "Основы русской словесности"
Тематическое планирование элективного курса "Основы русской словесности". Курс предназначен для 7-8 классов. Может помочь учителю при планировании уроков развития речи, внеклассной работе по пре...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ элективного курса по русскому языку
Программа и КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ элективного курса по русскому языку «Лексические образные средства и стилистические фигуры» в 11 классе УЧИТЕЛЬ: КЛАСС: 11...
тематическое планирование элективного курса по русскому языку
тематическое планирование элективного курса по русскому языку в 10-11 классах "Практикум.«Теория и практика написания сочинения - рассуждения на ЕГЭ по русскому языку» ...
Календарно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку для 10 классов "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА"
Курс факультатива рассчитан на 1 час в неделю, 35 часов в год...
Календарно-тематическое планирование элективного курса по русскому языку
Календарно-тематическое планирование элективного курса по русскому языку...