Календарно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку для 10 классов "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА"
элективный курс по русскому языку (10 класс)

Корытко Ольга Георгиевна

Курс факультатива рассчитан на 1 час  в неделю, 35 часов в год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Факультативный курс “Изобразительно-выразительные средства языка” разработан для учащихся старших классов, проявляющих интерес к словесности,  речевому общению,  чтению и  творческой мысли.

В результате изучения факультативного курса ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

уметь

  • анализировать структуру и языковые особенности текста;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Целевая направленность факультативного курса.

Развивающие цели:

  • развитие речевой культуры, интеллектуальных и творческих способностей личности.

Обучающие задачи:

  • понимание роли выразительных средств языка в развитии ассоциативного, аналитического мышления человека;
  • развитие монологической и диалогической речи, речевого самоконтроля, культуры публичной речи; формирование навыка создания текстов художественного, публицистического, научно-популярного стилей языка.

Факультативный курс предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • сравнение и сопоставление; синтез, обобщение, абстрагирование;
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, аудиовизуальный ряд) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Содержание тем учебного курса

  1. Рабочая программа факультативного курса «Изобразительно-выразительные средства языка» составлена на основании учебного плана МБОУ СОШ № 9  на 2017 / 2018 учебный год.
  2. Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
  3. Программой предусмотрено проведение   2 тестов («Синонимы и антонимы»,  «Фразеология»),  1 практической  работы по теме  «Неологизмы и архаизмы в тексте» и   1 итогового зачёта по курсу факультатива.
  4. Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входят:

Голуб И., Розенталь Д.. Секреты стилистики. – М., 2007.

Горшков А. Русская словесность. – М., 2001.

Мокиенко В. Образы русской речи. – СПб., 1999.

Поспелов Г. Введение в литературоведение. – М.,1980.

Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 2001.

В основе занятий практика наблюдений, исследований, диспутов.

Структура занятия:

  • анализ текста (понимание роли выразительного средства языка в создании образа, в развитии мысли, в рождении чувства, в определении понятия);
  • конструирование текста;
  • редактирование текста;
  • создание собственного текста;
  • интерпретация созданного образа;
  • обсуждение прочитанного, услышанного, осмысленного, созданного; защита аналитических, творческих работ;
  • домашнее задание: поиск текстов разных стилей с определенным (заданным) выразительным средством языка.

Итоговая коллективная работа.

  • Работа над проектом: составление словаря “Яркие словесные образы русских писателей и поэтов”. Защита проекта.
  • Зачёт.
  • Защита творческой работы с точки зрения уместного выбора выразительного средства языка для интерпретации увиденного.

Тематика занятий

  1. Работа эпитета в тексте.
  2. Работа метафоры в тексте.
  3. Работа олицетворения в тексте.
  4. Работа метонимии в тексте.
  5. Работа сравнения в тексте.
  6. Работа литоты и гиперболы в тексте.
  7. Работа аллегории в тексте.
  8. Работа оксюморона в тексте.
  9. Работа аллитерации и ассонанса в тексте.
  10. Работа стилистически окрашенной лексики в тексте.
  11. Работа оценочной лексики в тексте.
  12. Работа синонимов и антонимов в тексте. Антитеза.
  13. Работа омонимов в тексте.
  14. Работа паронимов в тексте.
  15. Работа фразеологизма в тексте.
  16. Работа неологизма в тексте.
  17. Работа архаизма в тексте.
  18. Работа заимствованного слова в тексте.
  19. Работа перифраз в тексте.
  20. Работа анафоры, эпифоры, анадиплозиса, симплоки в тексте.
  21. Работа градации в тексте.
  22. Работа инверсии в тексте.
  23. Работа синтаксического параллелизма в тексте.
  24. Работа образного параллелизма в тексте.
  25. Работа риторических вопросов, восклицаний, обращений в тексте.
  26. Работа парцелляции, эллипсиса в тексте.
  27. Работа асиндетона, полисиндетона в тексте.
  28. Коллективная работа.
  29. Коллективная работа.
  30. Коллективная работа.
  31. Коллективная работа.
  32. Коллективная работа: поиск литературного материала, составление словаря “Яркие словесные образы русских писателей и поэтов”.
  33. Защита проекта. Презентация. Обсуждение.
  34. Зачёт.

Приобретенные знания, умения способствуют самореализации, самовыражению личности; развивают навыки самостоятельной деятельности; совершенствуют коммуникативные способности; увеличивают словарный запас; расширяют круг используемых языковых и речевых средств.


Творчество поэтов

  1. Ахматова А.
  2. Бальмонт К.
  3. Блок А.
  4. Брюсов В.
  5. Бунин И.
  6. Грибоедов А.
  7. Гумилев Н.
  8. Державин Г.
  9. Есенин А.
  10. Козловский Я.
  11. Крылов И.
  12. Лермонтов М.
  13. Лохвицкая М.
  14. Мандельштам О.
  15. Маршак С.
  16. Маяковский В.
  17. Пастернак Б.
  18. Пушкин А.
  19. Северянин И.
  20. Твардовский А.
  21. Тютчев Ф.
  22. Фет А.
  23. Филатов Л.
  24. Фонвизин Д.
  25. Хлебников В.
  26. Цветаева М.

Творчество писателей

  1. Булгаков М.
  2. Гоголь Н.
  3. Горький М.
  4. Достоевский Ф.
  5. Кассиль Л
  6. Зощенко М.
  7. Платонов А.
  8. Чехов А.

Устное народное творчество

  1. Былины.
  2. Загадки.
  3. Лирические песни.
  4. Пословицы.


Учебно-тематическое планирование

Название раздела

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1

Тема № 1

Тропы. Стилистические средства выразительности.

9

9

-

2

Тема № 2

Фонетические средства выразительности.

1

1

-

3

Тема № 3  

Лексические средства выразительности языка.

13

10

3

2 теста

1 практическая работа

4

Тема № 4

Фигуры речи. Синтаксические  выразительные средства языка.

12

11

1

1 зачет

Всего:

35

31

4


Календарно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку   для 10 классов                                                

  "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА"

п/п

Раздел

Тема занятия

Кол-во часов

Тип урока

Требования

к уровню подготовки учащихся

Вид

контроля

Дата проведения

10 Б

Дата проведения

10 В

Дата проведения

10 А

Тропы. Стилистические  средства выразительности языка.

Роль  эпитета в тексте.

1

Комбинированный урок

Знать определения   стилистических  выразительных средств языка, понимать их роль  в развитии ассоциативного, аналитического мышления человека. 

Уметь анализировать структуру и языковые особенности текста, находить в тексте эпитеты, метафоры, олицетворения, примеры метонимии, сравнения, литоты и гиперболы, аллегории, оксюморона  и перифраз, развивать умение пользоваться ими в устной и письменной речи; уметь пользоваться словарями.

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

06.09.17

07.09.17

01.09.17

Роль метафоры в тексте.

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

13.09

14.09

08.09

Олицетворение в тексте.

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

20.09

21.09

15.09

Метонимия  в тексте.

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

27.09

28.09

22.09

Работа сравнения в тексте.

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

04.10

05.10

29.09

Работа литоты и гиперболы в тексте.

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

11.10

12.10

06.10

Работа аллегории в тексте.

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

18.10

19.10

13.10

Работа оксюморона в тексте.

1

Урок

усвоения новых знаний

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

25.10

26.10

20.10

Работа перифраз в тексте.

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

08.11

09.11

27.10

Фонетические  средства  выразительности.

Работа аллитерации и ассонанса в тексте.

1

Комбинированный урок

Знать и понимать роль   фонетических  выразительных средств языка в развитии ассоциативного, аналитического мышления человека. 

Уметь анализировать  языковые особенности текста, находить в нем   примеры аллитерации и ассонанса.

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

15.11

16.11

10.11

Лексические средства выразительности языка.

Работа стилистически окрашенной лексики в тексте.

1

Комбинированный урок

Знать    определения     лексических выразительных средств языка, понимать их роль  в развитии ассоциативного, аналитического мышления человека. 

Уметь анализировать структуру и языковые особенности текста, находить в тексте примеры стилистически окрашенной лексики, синонимы и антонимы, омонимы, паронимы, неологизмы, архаизмы, фразеологизмы и понимать их значение, развивать умение пользоваться ими в устной и письменной речи;  уметь пользоваться словарями.

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

22.11

23.11

17.11

Работа оценочной лексики в тексте.

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

29.11

30.11

24.11

Работа синонимов и антонимов в тексте.

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

06.12

07.12

01.12

Антитеза и ее роль в тексте.

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

13.12

14.12

08.12

Тест по теме «Синонимы и антонимы»

1

Повторительно-обобщающий урок

Урок контроля

Итоговый контроль

(тест)

20.12

21.12

15.12

Работа омонимов в тексте.

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

27.12

28.12

22.12

Работа паронимов в тексте.

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

10.01.18

11.01.18

12.01.18

Работа фразеологизма в тексте

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

17.01

18.01

19.01

Тест по теме «Фразеология»

1

Повторительно-обобщающий урок

Урок контроля

Итоговый контроль

(тест)

24.01

25.01

26.01

Работа неологизма в тексте.

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

31.01

01.02

02.02

Работа архаизма в тексте.

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

07.02

08.02

09.02

Практическая работа «Неологизмы и архаизмы в тексте»

1

Повторительно-обобщающий урок

Урок контроля

Итоговый контроль

(практическая работа)

14.02

15.02

14.02

Роль  заимствованного слова в тексте.

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

21.02

22.02

16.02

Фигуры речи. Синтаксические  выразительные средства языка.

Работа анафоры, эпифоры, анадиплозиса, симплоки в тексте.

1

Урок

усвоения новых знаний

Знать    определения     синтаксических  выразительных средств языка, понимать их роль  в развитии ассоциативного, аналитического мышления человека. 

Уметь анализировать структуру и языковые особенности текста, находить в  примеры  анафоры, эпифоры, анадиплозиса, симплоки, градации, инверсии, синтаксического параллелизма, понимать роль риторических вопросов и восклицаний, парцелляции, эллипсиса, асиндетона и полисиндетона; развивать умение пользоваться ими в устной и письменной речи;  уметь пользоваться словарями.

Знать    определения     синтаксических  выразительных средств языка, понимать их роль  в развитии ассоциативного, аналитического мышления человека. 

Уметь анализировать структуру и языковые особенности текста, находить в  примеры  анафоры, эпифоры, анадиплозиса, симплоки, градации, инверсии, синтаксического параллелизма, понимать роль риторических вопросов и восклицаний, парцелляции, эллипсиса, асиндетона и полисиндетона; развивать умение пользоваться ими в устной и письменной речи;  уметь пользоваться словарями.

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

28.02

01.03

02.03

Работа градации в тексте.

1

Урок

усвоения новых знаний

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

07.03

15.03

16.03

Работа инверсии в тексте.

1

Урок

усвоения новых знаний

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

14.03

22.03

09.03

Работа синтаксического параллелизма в тексте.

1

Урок

усвоения новых знаний

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

21.03

05.04

23.03

Работа образного параллелизма в тексте.

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

04.04

12.04

06.04

Работа риторических вопросов, восклицаний, обращений в тексте.

1

Урок

усвоения новых знаний

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

11.04

19.04

13.04

Работа парцелляции, эллипсиса в тексте.

1

Урок

усвоения новых знаний

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

18.04

26.04

20.04

Работа асиндетона, полисиндетона в тексте.

1

Урок

усвоения новых знаний

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

25.04

03.05

27.04

Коллективная работа: поиск литературного материала, составление словаря «Яркие словесные образы русских писателей и поэтов»

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

28.04

10.05

04.05

Коллективная работа: поиск литературного материала, составление словаря «Яркие словесные образы русских писателей и поэтов»

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

16.05

17.05

11.05

Защита проекта или презентация на тему «Яркие словесные образы русских писателей и поэтов».

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом)

23.05

24.05

18.05

Итоговый зачёт по курсу факультатива.

1

Урок

итогового контроля

Итоговый контроль

(зачет)

30.05

31.05

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку. 6 класс

Учебно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку "Русское правописание" для  6  класса...

Тематическое планирование факультативного курса по математике для 6 класса

Тематическое планирование факультативного курса по математике для 6 класса расчитано на 17 часов и  включает в себя следующие разделы:номер , название занятия, содержание(расписаны все задачи, ко...

Календарно-тематическое планирование факультативного курса "Тайны текста" в 7 классе

Данное планирование позваляет проводить занятия по изучению тайн построения текстов с учащимися 7 класса...

Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Культура русского речевого общения» 7 класс

Календарно-тематическое планирование факультативного курса  «Культура русского речевого общения» 7 классЗадачи курса учить детей:    - адекватно воспринимать и создавать текст...

Календарно-тематическое планирование факультативного курса "Путешествие в Великобританию" 6 класс

Календарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе факультативного курса "Путешествие в Великобританию" 6 класс...

Календарно-тематическое планирование по курсу "Родная (русская) литература" 6 класс

Календарно-тематическое планирование по курсу "Родная (русская) литература" 6 класс...

Календарно- тематическое планирование к курсу "Родная русская литература" 9 класс 2021- 2022 учебный год

Представлено календарно- тематическое планирование  к курсу "Родная русская литература"  9 класс 2021- 2022 учебный год...