Календарно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку для 10 классов "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА"
элективный курс по русскому языку (10 класс)
Курс факультатива рассчитан на 1 час в неделю, 35 часов в год
Скачать:
Предварительный просмотр:
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Факультативный курс “Изобразительно-выразительные средства языка” разработан для учащихся старших классов, проявляющих интерес к словесности, речевому общению, чтению и творческой мысли.
В результате изучения факультативного курса ученик должен
знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
уметь
- анализировать структуру и языковые особенности текста;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Целевая направленность факультативного курса.
Развивающие цели:
- развитие речевой культуры, интеллектуальных и творческих способностей личности.
Обучающие задачи:
- понимание роли выразительных средств языка в развитии ассоциативного, аналитического мышления человека;
- развитие монологической и диалогической речи, речевого самоконтроля, культуры публичной речи; формирование навыка создания текстов художественного, публицистического, научно-популярного стилей языка.
Факультативный курс предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- сравнение и сопоставление; синтез, обобщение, абстрагирование;
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, аудиовизуальный ряд) в соответствии с коммуникативной задачей;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Содержание тем учебного курса
- Рабочая программа факультативного курса «Изобразительно-выразительные средства языка» составлена на основании учебного плана МБОУ СОШ № 9 на 2017 / 2018 учебный год.
- Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
- Программой предусмотрено проведение 2 тестов («Синонимы и антонимы», «Фразеология»), 1 практической работы по теме «Неологизмы и архаизмы в тексте» и 1 итогового зачёта по курсу факультатива.
- Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входят:
Голуб И., Розенталь Д.. Секреты стилистики. – М., 2007.
Горшков А. Русская словесность. – М., 2001.
Мокиенко В. Образы русской речи. – СПб., 1999.
Поспелов Г. Введение в литературоведение. – М.,1980.
Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 2001.
В основе занятий практика наблюдений, исследований, диспутов.
Структура занятия:
- анализ текста (понимание роли выразительного средства языка в создании образа, в развитии мысли, в рождении чувства, в определении понятия);
- конструирование текста;
- редактирование текста;
- создание собственного текста;
- интерпретация созданного образа;
- обсуждение прочитанного, услышанного, осмысленного, созданного; защита аналитических, творческих работ;
- домашнее задание: поиск текстов разных стилей с определенным (заданным) выразительным средством языка.
Итоговая коллективная работа.
- Работа над проектом: составление словаря “Яркие словесные образы русских писателей и поэтов”. Защита проекта.
- Зачёт.
- Защита творческой работы с точки зрения уместного выбора выразительного средства языка для интерпретации увиденного.
Тематика занятий
- Работа эпитета в тексте.
- Работа метафоры в тексте.
- Работа олицетворения в тексте.
- Работа метонимии в тексте.
- Работа сравнения в тексте.
- Работа литоты и гиперболы в тексте.
- Работа аллегории в тексте.
- Работа оксюморона в тексте.
- Работа аллитерации и ассонанса в тексте.
- Работа стилистически окрашенной лексики в тексте.
- Работа оценочной лексики в тексте.
- Работа синонимов и антонимов в тексте. Антитеза.
- Работа омонимов в тексте.
- Работа паронимов в тексте.
- Работа фразеологизма в тексте.
- Работа неологизма в тексте.
- Работа архаизма в тексте.
- Работа заимствованного слова в тексте.
- Работа перифраз в тексте.
- Работа анафоры, эпифоры, анадиплозиса, симплоки в тексте.
- Работа градации в тексте.
- Работа инверсии в тексте.
- Работа синтаксического параллелизма в тексте.
- Работа образного параллелизма в тексте.
- Работа риторических вопросов, восклицаний, обращений в тексте.
- Работа парцелляции, эллипсиса в тексте.
- Работа асиндетона, полисиндетона в тексте.
- Коллективная работа.
- Коллективная работа.
- Коллективная работа.
- Коллективная работа.
- Коллективная работа: поиск литературного материала, составление словаря “Яркие словесные образы русских писателей и поэтов”.
- Защита проекта. Презентация. Обсуждение.
- Зачёт.
Приобретенные знания, умения способствуют самореализации, самовыражению личности; развивают навыки самостоятельной деятельности; совершенствуют коммуникативные способности; увеличивают словарный запас; расширяют круг используемых языковых и речевых средств.
Творчество поэтов
| Творчество писателей
Устное народное творчество
|
Учебно-тематическое планирование
№ | Название раздела | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
1 | Тема № 1 Тропы. Стилистические средства выразительности. | 9 | 9 | - |
2 | Тема № 2 Фонетические средства выразительности. | 1 | 1 | - |
3 | Тема № 3 Лексические средства выразительности языка. | 13 | 10 | 3 2 теста 1 практическая работа |
4 | Тема № 4 Фигуры речи. Синтаксические выразительные средства языка. | 12 | 11 | 1 1 зачет |
Всего: | 35 | 31 | 4 |
Календарно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку для 10 классов
"ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА"
№ п/п | Раздел | Тема занятия | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Дата проведения 10 Б | Дата проведения 10 В | Дата проведения 10 А |
Тропы. Стилистические средства выразительности языка. | Роль эпитета в тексте. | 1 | Комбинированный урок | Знать определения стилистических выразительных средств языка, понимать их роль в развитии ассоциативного, аналитического мышления человека. Уметь анализировать структуру и языковые особенности текста, находить в тексте эпитеты, метафоры, олицетворения, примеры метонимии, сравнения, литоты и гиперболы, аллегории, оксюморона и перифраз, развивать умение пользоваться ими в устной и письменной речи; уметь пользоваться словарями. | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 06.09.17 | 07.09.17 | 01.09.17 | |
Роль метафоры в тексте. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 13.09 | 14.09 | 08.09 | |||
Олицетворение в тексте. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 20.09 | 21.09 | 15.09 | |||
Метонимия в тексте. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 27.09 | 28.09 | 22.09 | |||
Работа сравнения в тексте. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 04.10 | 05.10 | 29.09 | |||
Работа литоты и гиперболы в тексте. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 11.10 | 12.10 | 06.10 | |||
Работа аллегории в тексте. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 18.10 | 19.10 | 13.10 | |||
Работа оксюморона в тексте. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 25.10 | 26.10 | 20.10 | |||
Работа перифраз в тексте. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 08.11 | 09.11 | 27.10 | |||
Фонетические средства выразительности. | Работа аллитерации и ассонанса в тексте. | 1 | Комбинированный урок | Знать и понимать роль фонетических выразительных средств языка в развитии ассоциативного, аналитического мышления человека. Уметь анализировать языковые особенности текста, находить в нем примеры аллитерации и ассонанса. | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 15.11 | 16.11 | 10.11 | |
Лексические средства выразительности языка. | Работа стилистически окрашенной лексики в тексте. | 1 | Комбинированный урок | Знать определения лексических выразительных средств языка, понимать их роль в развитии ассоциативного, аналитического мышления человека. Уметь анализировать структуру и языковые особенности текста, находить в тексте примеры стилистически окрашенной лексики, синонимы и антонимы, омонимы, паронимы, неологизмы, архаизмы, фразеологизмы и понимать их значение, развивать умение пользоваться ими в устной и письменной речи; уметь пользоваться словарями. | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 22.11 | 23.11 | 17.11 | |
Работа оценочной лексики в тексте. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 29.11 | 30.11 | 24.11 | |||
Работа синонимов и антонимов в тексте. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 06.12 | 07.12 | 01.12 | |||
Антитеза и ее роль в тексте. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 13.12 | 14.12 | 08.12 | |||
Тест по теме «Синонимы и антонимы» | 1 | Повторительно-обобщающий урок Урок контроля | Итоговый контроль (тест) | 20.12 | 21.12 | 15.12 | |||
Работа омонимов в тексте. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 27.12 | 28.12 | 22.12 | |||
Работа паронимов в тексте. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 10.01.18 | 11.01.18 | 12.01.18 | |||
Работа фразеологизма в тексте | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 17.01 | 18.01 | 19.01 | |||
Тест по теме «Фразеология» | 1 | Повторительно-обобщающий урок Урок контроля | Итоговый контроль (тест) | 24.01 | 25.01 | 26.01 | |||
Работа неологизма в тексте. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 31.01 | 01.02 | 02.02 | |||
Работа архаизма в тексте. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 07.02 | 08.02 | 09.02 | |||
Практическая работа «Неологизмы и архаизмы в тексте» | 1 | Повторительно-обобщающий урок Урок контроля | Итоговый контроль (практическая работа) | 14.02 | 15.02 | 14.02 | |||
Роль заимствованного слова в тексте. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 21.02 | 22.02 | 16.02 | |||
Фигуры речи. Синтаксические выразительные средства языка. | Работа анафоры, эпифоры, анадиплозиса, симплоки в тексте. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать определения синтаксических выразительных средств языка, понимать их роль в развитии ассоциативного, аналитического мышления человека. Уметь анализировать структуру и языковые особенности текста, находить в примеры анафоры, эпифоры, анадиплозиса, симплоки, градации, инверсии, синтаксического параллелизма, понимать роль риторических вопросов и восклицаний, парцелляции, эллипсиса, асиндетона и полисиндетона; развивать умение пользоваться ими в устной и письменной речи; уметь пользоваться словарями. Знать определения синтаксических выразительных средств языка, понимать их роль в развитии ассоциативного, аналитического мышления человека. Уметь анализировать структуру и языковые особенности текста, находить в примеры анафоры, эпифоры, анадиплозиса, симплоки, градации, инверсии, синтаксического параллелизма, понимать роль риторических вопросов и восклицаний, парцелляции, эллипсиса, асиндетона и полисиндетона; развивать умение пользоваться ими в устной и письменной речи; уметь пользоваться словарями. | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 28.02 | 01.03 | 02.03 | |
Работа градации в тексте. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 07.03 | 15.03 | 16.03 | |||
Работа инверсии в тексте. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 14.03 | 22.03 | 09.03 | |||
Работа синтаксического параллелизма в тексте. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 21.03 | 05.04 | 23.03 | |||
Работа образного параллелизма в тексте. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 04.04 | 12.04 | 06.04 | |||
Работа риторических вопросов, восклицаний, обращений в тексте. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 11.04 | 19.04 | 13.04 | |||
Работа парцелляции, эллипсиса в тексте. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 18.04 | 26.04 | 20.04 | |||
Работа асиндетона, полисиндетона в тексте. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 25.04 | 03.05 | 27.04 | |||
Коллективная работа: поиск литературного материала, составление словаря «Яркие словесные образы русских писателей и поэтов» | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 28.04 | 10.05 | 04.05 | |||
Коллективная работа: поиск литературного материала, составление словаря «Яркие словесные образы русских писателей и поэтов» | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 16.05 | 17.05 | 11.05 | |||
Защита проекта или презентация на тему «Яркие словесные образы русских писателей и поэтов». | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, работа с текстом) | 23.05 | 24.05 | 18.05 | |||
Итоговый зачёт по курсу факультатива. | 1 | Урок итогового контроля | Итоговый контроль (зачет) | 30.05 | 31.05 | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку. 6 класс
Учебно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку "Русское правописание" для 6 класса...
Тематическое планирование факультативного курса по математике для 6 класса
Тематическое планирование факультативного курса по математике для 6 класса расчитано на 17 часов и включает в себя следующие разделы:номер , название занятия, содержание(расписаны все задачи, ко...
Календарно-тематическое планирование факультативного курса "Тайны текста" в 7 классе
Данное планирование позваляет проводить занятия по изучению тайн построения текстов с учащимися 7 класса...
Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Культура русского речевого общения» 7 класс
Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Культура русского речевого общения» 7 классЗадачи курса учить детей: - адекватно воспринимать и создавать текст...
Календарно-тематическое планирование факультативного курса "Путешествие в Великобританию" 6 класс
Календарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе факультативного курса "Путешествие в Великобританию" 6 класс...
Календарно-тематическое планирование по курсу "Родная (русская) литература" 6 класс
Календарно-тематическое планирование по курсу "Родная (русская) литература" 6 класс...
Календарно- тематическое планирование к курсу "Родная русская литература" 9 класс 2021- 2022 учебный год
Представлено календарно- тематическое планирование к курсу "Родная русская литература" 9 класс 2021- 2022 учебный год...