Календарно-тематическое планирование элективного курса по русскому языку
элективный курс по русскому языку (11 класс)
Календарно-тематическое планирование элективного курса по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_el_k_soch.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Теория и практика написания сочинения ЕГЭ по русскому языку
Элективный курс «Теория и практика написания сочинения ЕГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 35 часов. Разработан на основе программы Гольцовой Н.Г., Русский язык. 10-11 кл. М.: Русское слово, 2010.
Введение элективного курса как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что оценка за сочинение –рассуждение составляет примерно 42 % от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене в форме ЕГЭ, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимых для получения положительной оценки.
В рамках Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку выпускник выполняет задание с развернутым ответом, которое представляет собой написание сочинения-рассуждения по тексту художественного, публицистического, научно–популярного стиля.
Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, а именно: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т.д. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить.
Также для написания сочинения надо четко представлять его структуру, а она определяется заданием части 2. Текст сочинения состоит условно из двух частей. В первой части выпускник должен продемонстрировать умение определять проблематику текста, позицию автора по отношению к ней и умение комментировать её. Во второй части – умение сформулировать собственное отношение к прочитанному и аргументировать свою позицию, используя не менее двух аргументов (читательский и жизненный опыт).
Первым этапом работы над текстом является его понимание. Понять текст – значит определить его содержание: тему (о чем текст), проблему (вопрос, который ставит автор пред читателем), позицию автора. Кроме того, сочинение подразумевает выработку умения комментировать прочитанный текст и на этой основе формулировать свою точку зрения к одной из тех проблем, которую затронул автор. Учащимся помогут специально разработанные клише, с которыми также знакомит данный элективный курс.
Работа над сочинением является элементом развивающего обучения, так как учит развивать мысли на заданную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует, приобщает учащегося к творчеству. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства устно и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление, - одна из актуальных проблем современной школы.
Цели данной программы:
Формирование навыков учащихся в создании устного и письменного высказывания в форме рассуждения на основе прочитанного текста.
Оказание помощи учащимся максимально подготовиться к выполнению задания 2 ЕГЭ;
Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка.
Задачи:
Развивающие:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
• развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.
Практические:
• совершенствование коммуникативных умений;
• овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
• поддерживать беседу, вести спор;
• обучать учащегося размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки;
• передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
• логично и образно излагать свои мысли, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
• совершенствовать и редактировать текст.
Воспитательные:
• воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
• воспитание интереса и любви к русскому языку;
• воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
• воспитывать внимательного читателя;
• воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
• воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.
Практическая значимость курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требует домашней подготовки.
Курс призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка, он рассчитан на учащихся 11 класса общеобразовательного уровня.
Элективный курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка учащиеся 11 класса уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики, и написание творческой работы по данной проблематике.
Список литературы
Бисеров А.Ю. ЕГЭ - 2010. Русский язык: тематические тренировочные задания". – М.: Издательство «ЭКСМО», 2010.
Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене. – М.: Айрис - пресс, 2007
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. 7-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ авторы-составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2009.
Мамона Т.И. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. – М.: Просвещение, 2008.
Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.Н. и др. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. Русский язык. – ФИПИ, 2007
Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н. и др. Типичные ошибки при выполении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку –М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Календарно-тематическое планирование элективного курса
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Фактическая дата |
1 | Понятие о сочинении-рассуждении. Композиция сочинения-рассуждения | 1 | ||
2 | Критерии оценивания сочинения | 1 | ||
3 | Повторение основных сведений о тексте. Что такое текст? Связь предложений в тексте | 1 | ||
4 | Выделение микротем в тексте | 1 | ||
5 | Стили текста: публицистический стиль | 1 | ||
6 | Стили текста: художественный стиль | 1 | ||
7 | Типы текста | 1 | ||
8 | Тема текста | 1 | ||
9 | Идея текста | 1 | ||
10 | Проблематика текстов. Типы проблем | 1 | ||
11 | Способы формулировки проблемы текста | 1 | ||
12 | Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы | 1 | ||
13 | Практическая работа № 1 «Выявление проблем в тексте» | 1 | ||
14 | Виды комментариев к проблеме. Два типа комментария. | 1 | ||
15 | Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. | 1 | ||
16 | Практическая работа № 2 «Составление двух типов комментариев к проблеме» | 1 | ||
17 | Выявление и формулировка авторской позиции. Средства выражения позиции автора. Авторская позиция в художественном тексте. Типовые конструкции для выражения авторской позиции Введение цитат в текст сочинения. | 1 | ||
18 | Практическая работа № 3 «Нахождение в тексте позиции автора. Формулирование авторской позиции». | 1 | ||
19 | Аргументация собственного мнения. Согласие или несогласие с позицией автора. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации | 1 | ||
20 | Типовые конструкции для выражения своей позиции. | 1 | ||
21 | Практическая работа №4 «Аргументация собственного мнения по проблеме». | 1 | ||
22 | Виды и формы вступления. | 1 | ||
23 | Практическая работа №5 «Написание вступления к сочинению» | 1 | ||
24 | Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении | 1 | ||
25 | Практическая работа №6 «Написание заключения к сочинению» | 1 | ||
26 | Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность изложения | 1 | ||
27 | Композиция сочинения. Логические ошибки. Абзацное членение | 1 | ||
28 | Типы ошибок: фактические, этические ошибки. | 1 | ||
29 | Грамматические ошибки | 1 | ||
30 | Речевые ошибки | 1 | ||
31 | Практическая работа №7 «Нахождение и редактирование всех типов ошибок. | 1 | ||
32 | Практическая работа №8 «Написание сочинения-рассуждения по заданному тексту» | 1 | ||
33-34 | Анализ сочинений. | 2 | ||
35 | Подведение итогов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Календарно- тематическое планирование.
Цель курса : представить теоретическое истолкование системы современной русской орфографии и пунктуации с выработкой последую...
Календарно-тематическое планирование дистанционного курса обучения русскому языку.
Календарно-тематическое планирование занятий дистанционного курса "Занимательный русский язык" для учащихся 5 - 7 классов....
тематическое планирование элективных курсов по русскому языку 9 и 11 классы
тематическое планирование элективных курсов по подготовке к ЕГЭ(11 класс) и ОГЭ(9 класс)...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ элективного курса по русскому языку
Программа и КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ элективного курса по русскому языку «Лексические образные средства и стилистические фигуры» в 11 классе УЧИТЕЛЬ: КЛАСС: 11...
Элективный курс "Деловой русский язык" (календарно-тематическое планирование)
Курс рассчитан на 8 занятий (на одну учебную четверть) и является одним из элективных курсов по выбору в рамках проекта "Профориентация". Курс нацелен на закрепление и углубление знаний...
тематическое планирование элективного курса по русскому языку
тематическое планирование элективного курса по русскому языку в 10-11 классах "Практикум.«Теория и практика написания сочинения - рассуждения на ЕГЭ по русскому языку» ...
Календарно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку для 10 классов "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА"
Курс факультатива рассчитан на 1 час в неделю, 35 часов в год...