Календарно-тематическое планирование элективного курса по русскому языку
элективный курс по русскому языку (11 класс)

Календарно-тематическое планирование элективного курса по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_el_k_soch.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Теория и практика написания сочинения ЕГЭ по русскому языку

Элективный курс «Теория и практика написания сочинения ЕГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 35 часов. Разработан на основе программы Гольцовой Н.Г., Русский язык. 10-11 кл. М.: Русское слово, 2010.

Введение элективного курса как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что оценка за сочинение –рассуждение составляет примерно 42 % от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене в форме ЕГЭ, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимых для получения положительной оценки.

В рамках Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку выпускник выполняет задание с развернутым ответом, которое представляет собой написание сочинения-рассуждения по тексту художественного, публицистического, научно–популярного стиля.

Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, а именно: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т.д. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить.

Также для написания сочинения надо четко представлять его структуру, а она определяется заданием части 2. Текст сочинения состоит условно из двух частей. В первой части выпускник должен продемонстрировать умение определять проблематику текста, позицию автора по отношению к ней и умение комментировать её. Во второй части – умение сформулировать собственное отношение к прочитанному и аргументировать свою позицию, используя не менее двух аргументов (читательский и жизненный опыт).

Первым этапом работы над текстом является его понимание. Понять текст – значит определить его содержание: тему (о чем текст), проблему (вопрос, который ставит автор пред читателем), позицию автора. Кроме того, сочинение подразумевает выработку умения комментировать прочитанный текст и на этой основе формулировать свою точку зрения к одной из тех проблем, которую затронул автор. Учащимся помогут специально разработанные клише, с которыми также знакомит данный элективный курс.

Работа над сочинением является элементом развивающего обучения, так как учит развивать мысли на заданную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует, приобщает учащегося к творчеству. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства устно и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление, - одна из актуальных проблем современной школы.

Цели данной программы:

Формирование навыков учащихся в создании устного и письменного высказывания в форме рассуждения на основе прочитанного текста.

Оказание помощи учащимся максимально подготовиться к выполнению задания 2 ЕГЭ;

Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.

Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.

Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.

Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка.

Задачи:

Развивающие:

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

• развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.

Практические:

• совершенствование коммуникативных умений;

• овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

• поддерживать беседу, вести спор;

• обучать учащегося размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки;

• передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;

• логично и образно излагать свои мысли, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

• совершенствовать и редактировать текст.

Воспитательные:

• воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

• воспитание интереса и любви к русскому языку;

• воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

• воспитывать внимательного читателя;

• воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

• воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Практическая значимость курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требует домашней подготовки.

Курс призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка, он рассчитан на учащихся 11 класса общеобразовательного уровня. 

Элективный курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то,  что многие разделы курса русского языка учащиеся 11 класса уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики, и написание творческой работы по данной проблематике. 

Список литературы

Бисеров А.Ю. ЕГЭ - 2010. Русский язык: тематические тренировочные задания". – М.: Издательство «ЭКСМО», 2010.

Долинина  Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене. – М.: Айрис -  пресс, 2007

Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. 7-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ авторы-составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2009.

Мамона Т.И. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. – М.: Просвещение, 2008.

Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.Н. и др. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. Русский язык. – ФИПИ, 2007

Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н. и др. Типичные ошибки при выполении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку –М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

Календарно-тематическое планирование элективного курса

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Фактическая дата

1

Понятие о сочинении-рассуждении. Композиция сочинения-рассуждения

1

2

Критерии оценивания сочинения

1

3

Повторение основных сведений о тексте. Что такое текст? Связь предложений в тексте

1

4

Выделение микротем в тексте

1

5

Стили текста: публицистический стиль

1

6

Стили текста: художественный стиль

1

7

Типы текста

1

8

Тема текста

1

9

Идея текста

1

10

Проблематика текстов. Типы проблем

1

11

Способы формулировки проблемы текста

1

12

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы

1

13

Практическая работа № 1 «Выявление проблем в тексте»

1

14

Виды комментариев к проблеме. Два типа комментария.

1

15

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы.

1

16

Практическая работа № 2 «Составление двух типов  комментариев к проблеме»

1

17

Выявление и формулировка авторской позиции. Средства выражения позиции автора.  Авторская позиция в художественном тексте. Типовые конструкции для выражения авторской позиции Введение цитат в текст сочинения.

1

18

Практическая работа № 3 «Нахождение в тексте позиции автора. Формулирование авторской позиции».

1

19

Аргументация собственного мнения. Согласие или несогласие   с позицией автора. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации

1

20

Типовые конструкции для выражения своей позиции.

1

21

Практическая работа №4 «Аргументация собственного мнения по проблеме».

1

22

Виды и формы вступления.

1

23

Практическая работа №5 «Написание вступления к сочинению»

1

24

Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении

1

25

Практическая работа №6 «Написание заключения к сочинению»

1

26

Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность изложения

1

27

Композиция сочинения. Логические ошибки. Абзацное членение

1

28

Типы ошибок: фактические, этические ошибки.

1

29

Грамматические ошибки

1

30

Речевые ошибки

1

31

Практическая работа №7 «Нахождение и редактирование всех типов ошибок.

1

32

Практическая работа №8 «Написание сочинения-рассуждения по заданному тексту»

1

33-34

Анализ сочинений.

2

35

Подведение итогов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Календарно- тематическое планирование.

Цель курса : представить теоретическое истолкование  системы современной русской             орфографии и  пунктуации с выработкой последую...

Календарно-тематическое планирование дистанционного курса обучения русскому языку.

Календарно-тематическое планирование занятий дистанционного курса "Занимательный русский язык" для учащихся 5 - 7 классов....

тематическое планирование элективных курсов по русскому языку 9 и 11 классы

тематическое планирование элективных курсов по подготовке к ЕГЭ(11 класс) и ОГЭ(9 класс)...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ элективного курса по русскому языку

Программа и КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  элективного курса по русскому языку «Лексические образные средства и стилистические фигуры»  в 11 классе УЧИТЕЛЬ: КЛАСС: 11...

Элективный курс "Деловой русский язык" (календарно-тематическое планирование)

Курс рассчитан на 8 занятий (на одну учебную четверть) и является одним из элективных курсов по выбору в рамках проекта "Профориентация". Курс нацелен на закрепление и углубление знаний...

тематическое планирование элективного курса по русскому языку

тематическое планирование элективного курса по русскому языку в 10-11 классах "Практикум.«Теория и практика написания сочинения - рассуждения на ЕГЭ по русскому языку» ...