Программа внеурочной деятельности "Комплексный анализ текста"
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Комплексный анализ текста рассматривается как "измеритель" языковой подготовки учащихся и позволяет отработать трудные случаи правописания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_6_klass.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Приобская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО на заседании МО ______ Г.В.Кубышкина протокол №_____ от «____» августа 2017 г | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол №____ от «___» августа 2017 г | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: ___________ А.А. Луцкий приказ №_______ от «___»_августа 2017 г |
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Комплексный анализ текста»
Направление внеурочной деятельности: расширение лингвистического кругозора учащихся
Для обучающихся 6 классов: 12 — 13 лет
Срок реализации: 2017 — 2018 учебный год
Кубышкина Галина Владимировна
высшая квалификационная категория
г.п. Приобье
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для обучающихся 6 классов общеобразовательной школы и направлена на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования по русскому языку. Программа разработана на основе:
- Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010 г.;
- Примерной программы по русскому языку.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы МКОУ «Приобская СОШ» (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования, с учетом требований к оснащению образовательного процесса. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Курс внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста» изучается в 6 классе. Общая недельная нагрузка составляет 1 час. Общее количество времени на изучение курса 34 часа.
Материалом для комплексного обучения языку и речи служит текст как основная дидактическая единица, которая позволяет раскрыть смысловое значение слова в контексте, уяснить выразительно-изобразительную функцию слова. Такую целенаправленную работу позволяет осуществить комплексный анализ текста, который может рассматриваться как «измеритель» языковой подготовки учащихся и позволяет отработать трудные случаи правописных умений и навыков.
Программа имеет практическую направленность, содержит практический блок, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе.
Курс «Комплексный анализ текста» включает в себя уроки закрепления и комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний из разных областей русского языка, практические занятия по комплексному анализу текста, практические и зачетные работы.
Итогом реализации программы курса являются уроки контроля, оценки и коррекции знаний в форме зачетной работы.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- владение всеми видами речевой деятельности:
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-владение разными видами чтения;
-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-владение различными видами монолога и диалога;
-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
-способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раздела | Всего часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | ||
1. Язык, речь, общение | 1 | 1 | |
2. Повторение изученного в начале года | 3 | 3 | |
Комплексный анализ текста. | 3 | ||
3. Лексика | 3 | 1 | 2 |
Лексическое и грамматическое значение слова. | 1 | 1 | |
Знакомство с различными словарями. | 1 | ||
4. Морфемика | 4 | 2,5 | 1,5 |
Морфемика и словообразование. | 1 | ||
Морфемы формообразующие и словообразующие. | 0,5 | 0,5 | |
Способы образования слов. | 1 | 1 | |
5. Морфология | |||
Имя существительное | 6 | 3 | 3 |
Морфологические признаки (постоянные и непостоянные) имен существительных. | 1 | 1 | |
Существительные общего рода. | 1 | 1 | |
Род несклоняемых существительных. | 1 | 1 | |
Имя прилагательное | 4 | 2 | 2 |
Роль имён прилагательных в речевом высказывании. | 1 | 1 | |
Краткие и полные прилагательные; качественные, относительные и притяжательные прилагательные, особенности их значения, изменения. | 1 | 1 | |
Имя числительное | 3 | 1 | 2 |
Морфологические признаки числительных. | 1 | 2 | |
Местоимение | 4 | 2 | 2 |
Местоимение как часть речи. | 1 | ||
Разряды местоимений. | 1 | 2 | |
Глагол | 4 | 2,5 | 1,5 |
Морфологические признаки (постоянные и непостоянные) глаголов. | 1 | ||
Инфинитив, его грамматические особенности. | 0,5 | 0,5 | |
Наклонение глагола, особенности употребления. | 1 | 1 | |
6. Повторение в конце года. | 2 | 2 | |
Комплексный анализ текста. | 2 | ||
ИТОГО | 34 | 15 | 19 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1. Язык, речь, общение. (1 час) | |
Введение. Язык, речь, общение. | Расширить представление о русском языке; осознавать эстетическую функцию родного языка; Уметь отличать художественный стиль от научного стиля, извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов. |
2. Повторение изученного в начале года.(3 часа) | |
Повторение изученного в начале года. Комплексный анализ текста. | Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы, делать изученные разборы. Осознавать важность грамматического анализа слов для правописания. |
3. Лексика (4часа) | |
Лексика, лексическое и грамматическое значение слова, различные словари. | Уметь определять прямое и переносное значение слов, находить средства связи предложений в тексте. Уметь различать фразеологизмы и свободные сочетания слов; употреблять фразеологизмы в речи; определять синтаксическую функцию фразеологизмов. |
4. Морфемика (3часа) | |
Морфемика и словообразование. Морфемы формообразующие и словообразующие. Способы образования слов. | Уметь различать морфемы, составлять слова из разных слов с указанными морфемами, делать морфемный и словообразовательные разборы. |
5. Морфология (21час) | |
Имя существительное (6 ч) Морфологические признаки (постоянные и непостоянные) имен существительных. Существительные общего рода. Род несклоняемых существительных. | Уметь определять синтаксическую роль имени существительного в предложении, делать морфологический разбор. |
Имя прилагательное (4 ч) Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речевом высказывании. Краткие и полные прилагательные; качественные, относительные и притяжательные прилагательные, особенности их значения, изменения. | Уметь определять синтаксическую роль имени прилагательного в предложении, делать морфологический разбор. |
Имя числительное (3 ч) Морфологические признаки числительных. | Уметь определять синтаксическую роль в предложении, делать морфологический разбор. |
Местоимение (4 ч) Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. | Уметь отличать местоимения от других частей речи, определять синтаксическую роль в предложении, делать морфологический разбор. |
Глагол (4 ч) Морфологические признаки (постоянные и непостоянные) глаголов. Инфинитив, его грамматические особенности. Наклонение глагола, особенности употребления. | Уметь определять синтаксическую роль в предложении, делать морфологический разбор. |
Повторение в конце года (2 часа) | |
Повторение в конце года. Комплексный анализ текста. | Уметь производить разноаспектный анализ текста. Улучшить качество письменной и устной речи: грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Лингвистические словари
- Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2016.
- Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т. Баранов. -5-е изд. - М.: Просвещение, 2015.
- Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков. - М.: Просвещение, 2016.
- Лекант П. А. Школьный орфоэпический словарь русского языка / П. А. Лекант, В. В. Леденева. - М.: Просвещение, 2016.
- Семенюк А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Семенюк, М. А. Матюшина. - М.: Просвещение, 2016.
Информационно-коммуникационные средства
- 1С : Репетитор. Тесты по орфографии. - М. : ЗАО «1С», 2015. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
- 1С : Репетитор. Тесты по пунктуации. - М. : ЗАО «1С», 2015. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Учебно-практическое обеспечение курса
- Богданова Г.А. Русский язык: рабочая тетрадь для 6 класса. В 2-х ч.- М.: Издательский дом «Генжер»,2015г.
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс. - М.:ТЦ Сфера, 2015г.
- Селезнева Е.В. Зачетные работы по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 6 класс». ФГОС.- М.: Издательство «Экзамен», 2016.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата занятия по плану | Дата занятия по факту | Тема занятия |
Язык, речь, общение. | |||
Повторение изученного в начале года. Комплексный анализ текста. | |||
Комплексный анализ текста. | |||
Комплексный анализ текста. | |||
Лексика. Лексическое и грамматическое значение слова. | |||
Лексическое и грамматическое значение слова. | |||
Знакомство с различными словарями. | |||
Морфемика. Морфемика и словообразование. | |||
Морфемы формообразующие и словообразующие. | |||
Способы образования слов. | |||
Способы образования слов. | |||
Имя существительное. Морфологические признаки (постоянные и непостоянные) имен существительных. | |||
Морфологические признаки (постоянные и непостоянные) имен существительных. | |||
Существительные общего рода. | |||
Существительные общего рода. | |||
Род несклоняемых существительных. | |||
Род несклоняемых существительных. | |||
Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речевом высказывании. | |||
Роль имён прилагательных в речевом высказывании. | |||
Краткие и полные прилагательные; качественные, относительные и притяжательные прилагательные, особенности их значения, изменения. | |||
Краткие и полные прилагательные; качественные, относительные и притяжательные прилагательные, особенности их значения, изменения. | |||
Имя числительное. Морфологические признаки числительных. | |||
Морфологические признаки числительных. | |||
Морфологические признаки числительных. | |||
Местоимение. Местоимение как часть речи. | |||
Разряды местоимений. | |||
Разряды местоимений. | |||
Разряды местоимений. | |||
Морфологические признаки (постоянные и непостоянные) глаголов. | |||
Инфинитив, его грамматические особенности. | |||
Наклонение глагола, особенности употребления. | |||
Наклонение глагола, особенности употребления. | |||
Повторение в конце года. Комплексный анализ текста. | |||
Повторение в конце года. Комплексный анализ текста. |
Приложение №1
Текст №1
Прочитайте текст и выполните задания.
В октябре пустуют леса и поля. Ветер свистит в жёсткой стерне на полях и в голых сучьях в лесу. Ветер гонит тучи по небу и волны по воде. Ветер срывает с деревьев последние листья и гонит на юг последние стаи перелётных птиц. Ветер гудит в проводах, барабанит в окна. Ветер, всюду ветер. Разгульный ветер - листобой!
А вот жителям лесов и полей в октябре достаётся! Хомяки, полевые мыши в норках зёрна на зиму запасают. Белки, куницы, лисы в тёплые зимние шубы переоделись. Горностаи, ласки, зайцы — беляки и белые куропатки загодя белые маскировочные халаты заказали — чтоб на снегу их было не видно. Барсуки, медведи берлоги и норы укромные облюбовали. Бобры осины валят, сочные ветки на зиму запасают. Ветер на лесных жителей страху и холоду напускает.
Задания:
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст.
3. Какова тема текста?
4. Основная мысль текста?
5. Назовите стиль текста. Докажите.
6. Определите тип текста. Докажите свою точку зрения.
7. Какие средства связи между предложениями используются в данном отрывке?
8. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
9. Выпишите из текста однокоренные слова к слову лист.
10. Произведите морфемный разбор слова свистит.
11. Сделайте фонетический разбор слова (в )лесу.
12. Выпишите из текста 2-3 словосочетания, где главное слово существительное.
13. Произведите синтаксический разбор предложения Бобры осины валят....
14. В каком значении используется в тексте слово напускает?
15. Подчеркните в тексте однородные члены предложения.
Текст №2
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
В тундр.. - в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..ких
обл..ков. Звенят большие³ и малые руч..и со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах.
Вода всюду1. Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..ю коч..ку -
и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и из-под л..дка брызн..т вода. Сейчас вся тундра это разр..стающееся б..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух.В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся4. Вдруг зам..рает2 под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.
Текст №3
Прочитайте текст.
Весна - чудес..ное время. Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны голоса птиц, отчётливо разнос..т..ся по лесу тор..пливый стук дятла. А над синими ручейками з..лёными кочками мхами и папоротниками бега..т в кронах м..гучих елей белка. Отыщ..т пушистая шустряга шишку и не спеша, просунув зубки – резцы в щель, как стамесочками, среж..т ими чешуйку. Хруп – и готово: семечко само лез..т в рот, радуя зверька свежестью и необыкновенно нежным см..листым ар..матом. Я стою под разлапистой елью и в бинокль наблюдаю за знакомой мне белочкой. У неё милая усатая мордочка большие ч..рные глаза уши кисточками и такой пушистый хвост, какому позавиду..т лиса. Привет лесная красавица мысленно говорю я.
Задания:
1. Озаглавьте текст.
2. Определите тему текста.
3. Определите основную мысль текста, его стиль и тип.
4. Разберите слова по составу: разлапистой, разносится, смолистым.
5. Выпишите из текста: сравнения, эпитеты.
6. Выполните фонетический разбор слова елью.
8. Выполните морфологический разбор слов чист, лиса.
9. Синтаксически разберите выделенное предложение.
10. В последнем предложении объясните постановку знаков препинания с помощью схемы.
Текст №4
Вода в природ.. находит..ся в постоянном движении. Огромное колич..ство воды, поднятое со..нцем в атм..сферу, охлаждает..ся и в виде осадков снова выпада..т на землю. Выпавшая вода исп..ряет..ся проника..т в почву и стека..т в вод..емы.
Человек должен следить за ч..стотой всех вод..емов.
Чистая вода нужна для питья. В воде, загр..зненной сточными водами фабрик заводов и жилищ.., гибнут р..стения и животные. Большой вред вод..емам приносит загр..знение нефтяными пр..дуктами. От них пог..бают рыбы и другие животные, которые служат им кормом, - нас..комые моллюски и другие. Нефть смачива..т оперение вод..плавающих птиц. Оно теряя..т воздух, и птицы пог..бают от охл..ждения тела. Закон об охран.. природы запр..ща..т спускать в вод..емы вредные отбросы и сточные воды. (М.Н.Скаткин)
Задания:
1. Озаглавьте текст.
2. Определите тему текста.
3. Определите основную мысль текста.
4. Укажите стиль текста.
5. Укажите тип текста.
6. Расставьте недостающие знаки препинания.
7. Вставьте пропущенные буквы.
8. Подберите из текста однокоренные слова к слову вода и разберите их по составу.
9. Выполните морфологический разбор существительного: (гибнут в) воде
10. Произведите фонетический разбор слова (для) питья.
11. Объясните лексическое значение слова атмосфера.
11. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте синтаксический разбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КРУЖКА "МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА"
ПРОГРАММА КРУЖКА ДЛЯ 11 КЛАССА...
программа кружка "Лингвистический анализ текста
программа кружка "Лингвистический анализ текста"...
Рабочая программа курса «Комплексный анализ текста»
Развитие связной речи учащихся – одна из главных задач уроков русского языка в школе. Русская речь обогащается и совершенствуется в основном на уроках русского языка и литературы. Большую роль в разви...
Рабочая программа cпецкурса «Комплексный анализ текста» 8 А класс
Рабочая программа спецкурса для 8 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом авторской программы «Комплексный анализ текста» Лебедевой Е.В. г.Буй , 2011...
Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста» 10 класс
Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста» 10 класс...
программа внеурочной деятельности "Тайны текста"
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы ...
Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...