программа кружка "Лингвистический анализ текста
рабочая программа по русскому языку по теме
программа кружка "Лингвистический анализ текста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа д. Московская
“Утверждаю” Директор МОУ ООШ д. Московская _________________ Н.С. Харин Приказ № 41/2 от 26.08.2013 г. |
Учебный план по дополнительной общеобразовательной программе социально-педагогической направленности
«Лингвистический анализ текста»
Срок реализации: 1 год Возраст учащихся – 13-15 лет |
д. Московская 2013 г.
Пояснительная записка.
Программа «Лингвистический анализ текста» является программой социально - педагогической направленности предназначена для работы учащихся 7-9 классов во внеурочное время.
Срок реализации программы один год.
Режим занятий - 1занятие в неделю, 34 занятия в год.
Продолжительность одного занятия 45 минут.
За основу программы взята программа элективного курса «Лингвистический анализ текста» автора Н.И. Санниковой (Киров 2008г)
Одной из особенностей современного урока русского языка является внимание к тексту и
работа с ним. В «требованиях к уровню подготовки выпускников» сказано, что выпускник
должен уметь проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка.
Работе с текстом отводится большая роль. Вместе с тем, учебных часов, отводимых для
работы с текстом, катастрофически не хватает. Ученик получает только самые основные
сведения, которых недостаточно для качественного ответа на экзамене.
Цель программы: Создать условия для развития коммуникативной компетентности учащихся благодаря совершенствованию лингвистических навыков, усиление интереса к родному языку и науке, его изучающей.
Задачи:
- углубить сведения о тексте как предмете лингвистики;
- развить лингвистические способности учащихся и их познавательную
самостоятельность;
- обеспечить сформированность у учащихся языковых знаний, умений и навыков,
необходимых для получения дальнейшего образования.
Ожидаемые результаты:
- умение производить лингвистический анализ художественных текстов;
- содержательно- композиционный(указать тему, основную мысль, её развитие, микротемы, их связь между собой, абзацное членение текста, характер отношений между
предложениями внутри абзаца);
- типологический(указать ведущий и сопутствующий типы речи, объяснить их назначения
в этом тексте);
- стилистический(показать системность использования языковых и изобразительно-выразительных речевых средств);
- умение создавать собственные тексты, используя при этом изученный теоретический материал;
- умение совершенствовать написанное, добиваясь большей точности словоупотребления,
образности, выразительности.
Формы занятий: лекция, практикум
Содержание курса.
1. Основные признаки текста. Текст как предмет лингвистики.
Основные признаки текста. Тема текста как показатель его смысловой цельности. Микротема. Абзац, его строение: зачин, средняя часть, концовка. Основная мысль ( идея) текста как показатель его смысловой цельности. Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложений в тексте. Тема и рема в предложении. Роль названия в тексте. Отражение в нём темы и основной мысли. План текста, отражающий членения темы и развитие основной мысли.
2 Способы и средства связи между частями текста.
Способы связи между частями текста или предложениями ( цепная,
параллельная).
Средства связи предложения лексические, морфологические,
синтаксический)
3 Функционально — смысловые типы речи в тексте. Типы речи: описание, рассуждение, повествование. Зависимость способа связи предложений текста от его типа речи. Семантические разновидности описания: пейзаж, портрет, описание предмета. Семантические разновидности рассуждения: доказательство размышление, объяснение. Семантические разновидности повествования: изображение, информирование, рассказ. Особенности композиции текста, её взаимосвязь с типом речи.
4 Стилистика текста. Стиль текста. Обоснование стилистической принадлежности текста. Художественный стиль речи: сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства. Публицистический стиль речи: сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства.
Научно - популярный стиль речи: сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства. Изобразительно-выразительные средства языка: лексические, синтаксические.
5 Практическая часть. Сочинение как тип письменной работы ( создание собственного текста) План сочинения-рассуждения. Определения темы, идеи, придумывание заголовка. Стилистическая характеристика текста. Вступление к рассуждению. Выстраивание текста сочинения- рассуждения. Определение авторской позиции. Заключение. Изложение собственного мнения. Сам себе эксперт. Редактирование написанного.
Учебно – тематическое планирование.
Содержание | Кол-во часов |
Основные признаки текста – 9 час | |
1.Текст как предмет лингвистики. Основные признаки текста. | 1 |
2.Тема текста. | 1 |
3.Микро тема. Абзац, его строение: зачин, средняя часть, концовка. | 1 |
4.Основная мысль (идея) текста как показатель его смысловой цельности. | 1 |
5.Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложений в тексте. Тема и рема в предложении. | 1 |
6.Роль названия в тексте. Отражения в нём темы и основной мысли. | 1 |
7-8.План текста, отражающий членение темы и развития основной мысли. | 2 |
9.Исследования предложенного текста. | 1 |
Способы и средства связи между частями текста.- 3 час | |
1.Способы связи между частями текста или предложениями (цепная, параллельная) | 1 |
2-3. Средства связи в предложении (лексические, морфологические, синтаксические) | 2 |
Функционально-смысловые типы речи в тексте.- 6 час | |
1. Типы речи: описание, рассуждение, повествование. Зависимость способа связи предложений текста от его типа речи. | 1 |
Публицистический стиль речи: Сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые .средства. | |
2. Семантические разновидности описания: пейзаж, портрет, описание предмета. | 1 |
3. Семантические разновидности рассуждения: доказательство, размышление, объяснение. | 1 |
4. Семантические разновидности повествования: изображение, информирования, рассказ. | 1 |
5. Особенности композиции текста, её взаимосвязь с типом речи. | 1 |
6. Исследование самостоятельно подобранного текста. | 1 |
Стилистика текста.- 7 час | |
1. Стиль текста. Обоснование стилистической принадлежности текста. | 1 |
2. Художественный стиль речи: Сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства. | 1 |
3. Научно- популярный стиль речи: Сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства. | 1 |
4-5. Изобразительно-выразительные средства языка | 2 |
6-7. Исследование предложенного текста | 2 |
Сочинение как тип письменной работы ( создание собственного текста)- 7 час | |
1. План сочинения-рассуждения | 1 |
2. Определение темы, идеи, придумывание заголовка. Стилистическая характеристика текста | 1 |
3. Вступление к рассуждению | 1 |
4. Выстраивания текста-рассуждения | 1 |
5. Определение авторской позиции | 1 |
6. Заключение. Изложение собственного мнения | 1 |
7. Сам себе эксперт: редактирование написанного | 1 |
Итоговое занятие.- 2 час | |
1. Анализ творческих работ | 1 |
2. Выступления учащихся, выставка творческих работ | 1 |
Итого: 34 часа. |
Литература.
1. Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи-М, 2002.
2. Головин Б.Н. Основы культуры речи.- М., 1996
3. Голуб И.Б. Упражнение по стилистике русского языка.- М., 1997г.
4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. -М, 1989г
5. Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложений - М, 1976г.
6. Кожина М.Н Стилистика русского языка. - М., 1983 г.
7. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения - М, 1991г.
8. Мещерякова. М.И Сочинение. Секреты успеха. - М., 2000г.
9. Пахнова Т.Н. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку.
10.Словарь литературоведческих терминов. - М., 1987 11 .Солганик Г.Я. Стилистика текста.- М.,997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/07/picture-39967.jpg)
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/30/picture-443409-1398849178.jpg)
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Программа комплексного анализа текста
В статье приводится план пошагового комплексного анализа текста. Материал расчитан для использования на уроках литературы при изучении художественных произведений прозаического жанра. Использование да...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/19/picture-1138697-1555679199.jpg)
Методическая разработка рабочей программы курса для 10-11 класса «Текст. Теория и практика комплексного анализа текста »
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Курс может быть использован в качестве обобщающ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/01/picture-841157-1478010455.jpg)
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....