ПРОГРАММА КРУЖКА "МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА"
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ГБОУ СО НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ№75»
Программа
Кружка по русскому языку
«Многоаспектный анализ текста»
Пояснительная записка
Цель курса – формирование коммуникативной личности: свободное владение речью во всех её проявлениях.
Задачи курса:
- обобщение и систематизация знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике;
- содействие речевому развитию , воспитание чувства языка;
- формирование и развитие коммуникативной компетентности ; интеллектуальное, духовное, эстетическое развитие.
Содержание курса включает в себя работу над тремя ведущими темами:
- «Текст – результат речевой деятельности». Изучение данной темы позволит учащемуся ощутить жизнь слова, увидеть слово в динамике преобразования.
- «От текста к постижению авторского замысла». Уроки-исследования помогут учащимся определить тему и идею текста. Выделение основной мысли текста даёт возможность объединить различные элементы анализа в смысловое целое.
- «Создание собственного текста в устной или письменной форме». На данном этапе изучения данного курса учащиеся смогут совершенствовать свои практические умения и навыки оформлять мысли в слова.
В программе на изучение данного курса отводится 34 часа.
Рабочая программа рассчитана на 48 часов. 14 часов отводится на формирование и развитие навыков проектной деятельности.
Программа курса предполагает развитие следующих умений и навыков:
- умение проводить многоаспектный анализ текста;
- умение самостоятельно составлять задание к тексту;
- создавать свой текст, писать рецензию, отзыв на прочитанный текст с использованием разных типов речи;
- Совершенствовать навыки выразительного чтения текста.
Отслеживание результатов работы будет проводиться в форме защиты индивидуальных или групповых проектов.
№ | Тема | Форма и вид деятельности | кол-во часов | Дата | Контроль |
1. | Установочное занятие: 1. информационное сообщение о целях и задачах проектной деятельности; 2. сообщение примерной тематики и жанров будущих проектов; 3. начало работы по формированию мотивации уч-ся к занятию проектной деятельностью; 4. консультирование по выбору темы проекта и формирование проектных микрогрупп уч-ся. | Лекция с элементами беседы | 2 ч | ||
2. | Текст – результат речевой деятельности. | Лекция с элементами беседы | 2 ч | ||
3. | Слово в словаре и слово в тексте. | Практикум | 2 ч | ||
4. | От текста к постижению авторского замысла. | Исследовательская деятельность | 2 ч | ||
5. | Коррекция плана и обоснования темы проекта | групповое консультирование (по графику) | 2 ч | отслеживание уровня активности членов группы | |
6. | Средства художественной выразительности и их роль в тексте. | Семинар | 3 ч | тестирование; лингвопоэтический анализ стихотворения | |
7. | Стилистические возможности языковых средств. | Исследовательская деятельность | 2 ч | ||
8. | Понимание текста – процесс творческий. | Творческая мастерская (работа в творческих группах) | 2 ч | работа по карточкам | |
9. | Коррекция основной части творческих проектов. | групповое консультирование (по графику) | 2 ч | черновой вариант творческих проектов | |
10. | Диалог с текстом. | Семинар | 3 ч | ||
11. | Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова. | Декламация художественного текста | 1 ч | ||
12. | Коррекция основной части творческих проектов. | групповое консультирование (по графику) | 2 ч | черновой вариант творческих проектов | |
12. | Комплексный анализ текста. | Практикум. | 7 ч | ||
13. | Рецензия. | Семинар. | 1 ч | ||
14. | Коррекция заключительной части творческих проектов. | групповое консультирование (по графику) | 2 ч | черновой вариант творческих проектов | |
15. | Создание собственного текста в устной или письменной форме. | Творческая мастерская (работа в группах по созданию собственного текста) | 2 ч | рецензия на предложенный текст | |
16. | Редактирование. Взаиморецензирование текстов. | Дискуссии. | 2 ч | ||
17. | Работа над проектами. Создание окончательного варианта творческих проектов. | Творческая мастерская. | 2 ч | творческие проекты (чистовой вариант) | |
18. | Предварительная защита проектов и творческих работ. | Защита проектов внутри курса | 3 ч | ||
19. | День науки. | Защита проектов на Дне науки | 2 ч | ||
20. | Резервные часы. | 2 ч |
Примерные темы творческих работ учащихся.
- Любая тема, связанная с исследованием в области языкознания:
- роль языковых средств в…(произведения русских и советских писателей и поэтов).
- лексические, семантические особенности в …(прозе и поэзии, на примере 1 или 2 произведений).
- Любая тема, связанная с влиянием средств массовой информации на язык.
- Любая тема, связанная с влиянием исторического процесса, политических изменений на язык (языковые средства, используемые в полемике известными людьми).
- Любая тема, связанная со спецификой общения в Интернете.
- Анализ особенностей языка разных социальных групп.
- Сопоставление языковых средств в прозаических и поэтических текстах XIX – XX вв. (работа строится на сравнении двух текстов разных периодов).
- Анализ эпизода художественного произведения XIX – XX вв.
- Сопоставительный анализ сходных эпизодов разных художественных произведений (работа строится на сравнении двух текстов).
- Анализ лирического произведения:
- звуковой;
- лексический;
- грамматический;
- композиционный (на примере любого лирического произведения XIX – XX вв.).
10. Нужна ли реформа русского языка современному обществу?
Литература
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., - М., 2009.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.,2009.
- Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11кл. – М., 2010.
- Дейкина А.Д., Пахнова Г.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. - М., 2011
- Лосева Л.М. Как строить текст. – М., 2011
- Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 2008.
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 2001.
- Шипицына Г.М., Петровская С.С., Черников И.Н. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. – М., 2009.
- Русский язык в школе. – 2009. - №6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Программа комплексного анализа текста
В статье приводится план пошагового комплексного анализа текста. Материал расчитан для использования на уроках литературы при изучении художественных произведений прозаического жанра. Использование да...

Методическая разработка рабочей программы курса для 10-11 класса «Текст. Теория и практика комплексного анализа текста »
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Курс может быть использован в качестве обобщающ...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....