ПРОГРАММА КРУЖКА "МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА"
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ГБОУ СО НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ№75»
Программа
Кружка по русскому языку
«Многоаспектный анализ текста»
Пояснительная записка
Цель курса – формирование коммуникативной личности: свободное владение речью во всех её проявлениях.
Задачи курса:
- обобщение и систематизация знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике;
- содействие речевому развитию , воспитание чувства языка;
- формирование и развитие коммуникативной компетентности ; интеллектуальное, духовное, эстетическое развитие.
Содержание курса включает в себя работу над тремя ведущими темами:
- «Текст – результат речевой деятельности». Изучение данной темы позволит учащемуся ощутить жизнь слова, увидеть слово в динамике преобразования.
- «От текста к постижению авторского замысла». Уроки-исследования помогут учащимся определить тему и идею текста. Выделение основной мысли текста даёт возможность объединить различные элементы анализа в смысловое целое.
- «Создание собственного текста в устной или письменной форме». На данном этапе изучения данного курса учащиеся смогут совершенствовать свои практические умения и навыки оформлять мысли в слова.
В программе на изучение данного курса отводится 34 часа.
Рабочая программа рассчитана на 48 часов. 14 часов отводится на формирование и развитие навыков проектной деятельности.
Программа курса предполагает развитие следующих умений и навыков:
- умение проводить многоаспектный анализ текста;
- умение самостоятельно составлять задание к тексту;
- создавать свой текст, писать рецензию, отзыв на прочитанный текст с использованием разных типов речи;
- Совершенствовать навыки выразительного чтения текста.
Отслеживание результатов работы будет проводиться в форме защиты индивидуальных или групповых проектов.
№ | Тема | Форма и вид деятельности | кол-во часов | Дата | Контроль |
1. | Установочное занятие: 1. информационное сообщение о целях и задачах проектной деятельности; 2. сообщение примерной тематики и жанров будущих проектов; 3. начало работы по формированию мотивации уч-ся к занятию проектной деятельностью; 4. консультирование по выбору темы проекта и формирование проектных микрогрупп уч-ся. | Лекция с элементами беседы | 2 ч | ||
2. | Текст – результат речевой деятельности. | Лекция с элементами беседы | 2 ч | ||
3. | Слово в словаре и слово в тексте. | Практикум | 2 ч | ||
4. | От текста к постижению авторского замысла. | Исследовательская деятельность | 2 ч | ||
5. | Коррекция плана и обоснования темы проекта | групповое консультирование (по графику) | 2 ч | отслеживание уровня активности членов группы | |
6. | Средства художественной выразительности и их роль в тексте. | Семинар | 3 ч | тестирование; лингвопоэтический анализ стихотворения | |
7. | Стилистические возможности языковых средств. | Исследовательская деятельность | 2 ч | ||
8. | Понимание текста – процесс творческий. | Творческая мастерская (работа в творческих группах) | 2 ч | работа по карточкам | |
9. | Коррекция основной части творческих проектов. | групповое консультирование (по графику) | 2 ч | черновой вариант творческих проектов | |
10. | Диалог с текстом. | Семинар | 3 ч | ||
11. | Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова. | Декламация художественного текста | 1 ч | ||
12. | Коррекция основной части творческих проектов. | групповое консультирование (по графику) | 2 ч | черновой вариант творческих проектов | |
12. | Комплексный анализ текста. | Практикум. | 7 ч | ||
13. | Рецензия. | Семинар. | 1 ч | ||
14. | Коррекция заключительной части творческих проектов. | групповое консультирование (по графику) | 2 ч | черновой вариант творческих проектов | |
15. | Создание собственного текста в устной или письменной форме. | Творческая мастерская (работа в группах по созданию собственного текста) | 2 ч | рецензия на предложенный текст | |
16. | Редактирование. Взаиморецензирование текстов. | Дискуссии. | 2 ч | ||
17. | Работа над проектами. Создание окончательного варианта творческих проектов. | Творческая мастерская. | 2 ч | творческие проекты (чистовой вариант) | |
18. | Предварительная защита проектов и творческих работ. | Защита проектов внутри курса | 3 ч | ||
19. | День науки. | Защита проектов на Дне науки | 2 ч | ||
20. | Резервные часы. | 2 ч |
Примерные темы творческих работ учащихся.
- Любая тема, связанная с исследованием в области языкознания:
- роль языковых средств в…(произведения русских и советских писателей и поэтов).
- лексические, семантические особенности в …(прозе и поэзии, на примере 1 или 2 произведений).
- Любая тема, связанная с влиянием средств массовой информации на язык.
- Любая тема, связанная с влиянием исторического процесса, политических изменений на язык (языковые средства, используемые в полемике известными людьми).
- Любая тема, связанная со спецификой общения в Интернете.
- Анализ особенностей языка разных социальных групп.
- Сопоставление языковых средств в прозаических и поэтических текстах XIX – XX вв. (работа строится на сравнении двух текстов разных периодов).
- Анализ эпизода художественного произведения XIX – XX вв.
- Сопоставительный анализ сходных эпизодов разных художественных произведений (работа строится на сравнении двух текстов).
- Анализ лирического произведения:
- звуковой;
- лексический;
- грамматический;
- композиционный (на примере любого лирического произведения XIX – XX вв.).
10. Нужна ли реформа русского языка современному обществу?
Литература
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., - М., 2009.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.,2009.
- Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11кл. – М., 2010.
- Дейкина А.Д., Пахнова Г.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. - М., 2011
- Лосева Л.М. Как строить текст. – М., 2011
- Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 2008.
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 2001.
- Шипицына Г.М., Петровская С.С., Черников И.Н. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. – М., 2009.
- Русский язык в школе. – 2009. - №6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Программа комплексного анализа текста
В статье приводится план пошагового комплексного анализа текста. Материал расчитан для использования на уроках литературы при изучении художественных произведений прозаического жанра. Использование да...
программа "Комплексный анализ текста"
комплексный анализ текста...
Методическая разработка рабочей программы курса для 10-11 класса «Текст. Теория и практика комплексного анализа текста »
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Курс может быть использован в качестве обобщающ...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....