Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста»
материал
Предварительный просмотр:
Приложение
к образовательной программе
среднего общего образования
Рабочая программа
факультативного курса
по русскому языку
. «Комплексный анализ текста»
Классы: 9А.9Б,9В.
Учитель: Е.В.Тарасова
МБОУ «СШ № 10»
2017-2018
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Комплексный анализ текста» для 9 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения
Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения.
Задачи курса:
- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;
- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста,
- совершенствовать речевую практику учащихся;
- совершенствовать навык работы с тестами.
Общая характеристика учебного курса
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Место учебного предмета в учебном плане
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения. На программу изучения факультативного курса в 9 классе выделяется 1 час в неделю. Общее количество часов за год обучения составляет 35 часов
Содержание учебного курса
Раздел 1 Сжатое изложение (11 ч)
Как готовиться к написанию сжатого изложения.Компрессия текста. Выполнение тренировочных упражнений. Составление плана. Как пишется сжатое сочинение. Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения.
Раздел 2 Сочинение-рассуждение (19 ч)
Структура сочинения-рассуждения.
Сочинение 15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Алгоритм написания. Аргументация. Речевые клише. Шаблон написания сочинения. Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. Практикум. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.
Сочинение 15.2. Структура сочинения. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.
Сочинение 15.3. Сходство и различие в структуре. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.
Раздел 3 Задания с кратким открытым ответом (4 ч)
Синтаксис и пунктуация.
Результаты освоения учебного курса
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
- способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
- владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
- осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Итоговый контроль- зачет .
I полугодие – презентация « Как писать сжатое изложение».
II полугодие- презентация сборника «Что я знаю о слове» по заданию 15.3 ОГЭ.
Календарно – тематическое планирование курса
Раздел | № занятия | Дата проведения | Тема | Характеристика основных деятельности учащихся видов | Примечание |
Сжатое изложение | 1 | 01.09.9б 04.09.9а 07.09.9в | Как готовиться к написанию сжатого изложения. | Работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Знакомство и отработка основных приёмов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы. | |
2 | 08.09.9б 11.09.9а 14.09.9в | Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания. | Выполнение тренировочных упражнений | ||
3 | 15.09.9б 18.09.9а 21.09.9в | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема упрощение. | Выполнение тренировочных упражнений | ||
4 | 22.09.9б 25.09.9а 28.09.9в | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема обобщение. | Выполнение тренировочных упражнений | ||
5 | 29.09.9б 02.10.9а 05.10.9в | Составление плана текста. | Практическая работа | ||
6 | 06.10.9б 09.10.9а 12.10.9в | Как пишется сжатое изложение. | |||
Работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Знакомство и отработка основных приёмов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы. | |||||
7 | 13.10.9б 16.10.9а 19.10.9в | Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения | |||
8 | 20.10.9б 23.10.9а 26.10.9в | Выбор приемов сжатия. | |||
9 | 06.11.9а 09.11.9в 10.11.9б | Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения | Работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Знакомство и отработка основных приёмов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы. | ||
10 | Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения | Выполнение тренировочных упражнений | |||
Раздел 2 Сочинение-рассуждение (19 ч) | 11 | 13.11.9а 16.11.9в 17.11.9б | Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения | Выполнение тренировочных упражнений | |
12 | 20.11.9а 23.11.9в 24.11.9б | Структура сочинения - рассуждения | Выполнение тренировочных упражнений | ||
13 | 27.11.9а 30.11.9в. 01.12.9б | Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. | Выполнение тренировочных упражнений | ||
14 | 04.12.9а 07.12.9в. 08.12.9б | Написание сочинения на лингвистическую тему. | Выполнение тренировочных упражнений | ||
15 | 11.12.9а 14.12.9в 15.12.9б | Практическое занятие. Зачетная работа | Выполнение тренировочных упражнений | ||
16 | 18.12.9а 21.12.9в 22.12.9б. | Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту | Выполнение тренировочных упражнений | ||
17 | 25.12.9а 28.12.9в 12.01.9б | Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | Выполнение тренировочных упражнений | ||
18 | 15.01.9а 18.01.9в 19.01.9б | Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту | Выполнение тренировочных упражнений | ||
19 | 22.01.9а 25.01.9в 26.01.9б | Написание сочинения-рассуждения по тексту. | Выполнение тренировочных упражнений | ||
20 | 29.01.9а 01.02.9в 02.02.9б | Сочинение 15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Алгоритм написания | Выполнение тренировочных упражнений | ||
21 | 05.02.9а 8.02.9в 9.02.9б | Аргументация. Речевые клише. Шаблон написания сочинения | Выполнение тренировочных упражнений | ||
22 | 12.02.9а 15.02.9в. 16.02.9б | Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему | Выполнение тренировочных упражнений | ||
23 | 19.02.9а 22.02.9в 22.02.9б | Практикум. | Выполнение тренировочных упражнений | ||
24 | 26.02.9а 01.03.9в 02.03.9б | Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения | Выполнение тренировочных упражнений | ||
25 | 05.03.9а 8.03.9в 8.03.9б | Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения | Выполнение тренировочных упражнений | ||
26 | 12.03.9а 15.03.9в 16.03.9б | Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения | Выполнение тренировочных упражнений | ||
27 | 19.03.9а 22.03.9в 23.03.9б | Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения | Выполнение тренировочных упражнений | ||
28 | 02.04.9а 05.04.9в 06.04.9б | Сочинение 15.2. Структура сочинения. | Выполнение тренировочных упражнений | ||
29 | 9.04.9а 12.04.9в 13.04.9б | Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. | Выполнение тренировочных упражнений | ||
30 | 16.04.9а 19.04.9в 20.04.9б | Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. | Выполнение тренировочных упражнений | ||
31 | 23.04.9а 26.04.9в 27.04.9б | Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. | Выполнение тренировочных упражнений | ||
32 | 30.04.9а 03.05.9в 04.05.9б | Сочинение 15.3. Сходство и различие в структуре | Выполнение тренировочных упражнений | ||
33 | 07.05.9а 1005.9в 11.05.9б | Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. | Выполнение тренировочных упражнений | ||
34 | 14.05.9а 17.05.9в 18.05.9б | Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. | Выполнение тренировочных упражнений | ||
35 | 21.05 9а 22.05.9б 24.05.9в | Практическая работа. Зачетная работа. Презентация «Что я знаю о слове»15.3 | Выполнение тренировочных упражнений |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
Рекомендуемая литература
- Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией М.М.Разумовской,С.И.Львовой ,В.И.Капинос,В.В.Львова.для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений / под ред.. – М.: ООО «ДРОФА – учебник», 2011.
- Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций./ Е.А. Быстрова, Т.М. Воителева, Л.В. Кибирева, Н.Н.Фаттахова; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по русскому языку.
- Егораева Г.Т. ОГЭ. 9 класс. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/ М. «Экзамен», 2016, 2017.
- Русский язык. 9-й класс. Подготовка е ОГЭ-2015. Тренировочные варианты по новой демоверсии на 2018 год / под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н / Д: Легион, 2017 г.
- Цыбулько И.П. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. – Москва: Национальное образование, 2018
Образовательные электронные ресурсы
- http://lit.1september.ru/ Газета «Русский язык»
- http://www.slovari.ru/ Русские словари
- Презентации по изучаемым темам
- www.fipi.ru Сайт ФИПИ
Технические средства обучения:
- Компьютер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-214717-1362192432.jpg)
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.
Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/14/picture-481105-1410710770.jpg)
Рабочая программа курса «Комплексный анализ текста»
Развитие связной речи учащихся – одна из главных задач уроков русского языка в школе. Русская речь обогащается и совершенствуется в основном на уроках русского языка и литературы. Большую роль в разви...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-578924-1423404472.jpg)
Рабочая программа cпецкурса «Комплексный анализ текста» 8 А класс
Рабочая программа спецкурса для 8 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом авторской программы «Комплексный анализ текста» Лебедевой Е.В. г.Буй , 2011...
Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста» 10 класс
Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста» 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/31/picture-786408-1464701219.jpg)
рабочая программа кружка "Комплексный анализ художественного текста"
Рабочая программа кружка "Комплексный анализ художественного текста" рассчитана на 39 учебных недель(78 часов)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/01/picture-80209-1688199094.jpg)
Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...