Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста»
материал

Тарасова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Приложение

к образовательной программе

 среднего общего образования

                   

Рабочая программа

факультативного  курса

 по русскому языку

. «Комплексный анализ текста»

                                           

                                                                                                               Классы: 9А.9Б,9В.

                                                                                                                         Учитель: Е.В.Тарасова

МБОУ  «СШ № 10»

 

2017-2018

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Комплексный анализ текста» для 9 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения

Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения.

Задачи курса:

- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;

- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста,

- совершенствовать речевую практику учащихся;

- совершенствовать навык работы с тестами.

Общая характеристика учебного курса

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Место учебного предмета в учебном плане

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения. На программу изучения факультативного курса в 9 классе выделяется 1 час в неделю. Общее количество часов за год обучения составляет 35 часов

Содержание учебного курса

Раздел 1 Сжатое изложение (11 ч)

Как готовиться к написанию сжатого изложения.Компрессия текста. Выполнение тренировочных упражнений. Составление плана. Как пишется сжатое сочинение. Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения.

Раздел 2 Сочинение-рассуждение (19 ч)

Структура сочинения-рассуждения.

Сочинение 15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Алгоритм написания. Аргументация. Речевые клише. Шаблон написания сочинения. Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. Практикум. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.

Сочинение 15.2. Структура сочинения. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.

Сочинение 15.3. Сходство и различие в структуре. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.

Раздел 3 Задания с кратким открытым ответом (4 ч)

Синтаксис и пунктуация.

Результаты освоения учебного курса

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

I) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Итоговый контроль-   зачет .

I полугодие – презентация « Как писать сжатое изложение».

II полугодие- презентация  сборника «Что я знаю о слове» по заданию 15.3 ОГЭ.

Календарно – тематическое планирование курса

Раздел

№ занятия

Дата проведения

Тема

Характеристика основных деятельности учащихся видов

Примечание

Сжатое изложение

1

01.09.9б

04.09.9а

07.09.9в

Как готовиться к написанию сжатого изложения.

Работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов.

Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Знакомство и отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

2

08.09.9б

11.09.9а

14.09.9в

Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания.

Выполнение тренировочных упражнений

3

15.09.9б

18.09.9а

21.09.9в

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема упрощение.

Выполнение тренировочных упражнений

4

22.09.9б

25.09.9а

28.09.9в

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема обобщение.

Выполнение тренировочных упражнений

5

29.09.9б

02.10.9а

05.10.9в

Составление плана текста.

Практическая работа

6

06.10.9б

09.10.9а

12.10.9в

Как пишется сжатое изложение.

Работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов.

Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Знакомство и отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

7

13.10.9б

16.10.9а

19.10.9в

Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения

8

20.10.9б

23.10.9а

26.10.9в

Выбор приемов сжатия.

9

06.11.9а

09.11.9в

10.11.9б

Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения

Работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов.

Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Знакомство и отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

10

Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения

Выполнение тренировочных упражнений

Раздел 2 Сочинение-рассуждение (19 ч)

11

13.11.9а

16.11.9в

17.11.9б

Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения

Выполнение тренировочных упражнений

12

20.11.9а

23.11.9в

24.11.9б

Структура сочинения  - рассуждения

Выполнение тренировочных упражнений

13

27.11.9а

30.11.9в.

01.12.9б

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.

Выполнение тренировочных упражнений

14

04.12.9а

07.12.9в.

08.12.9б

Написание сочинения на лингвистическую тему.

Выполнение тренировочных упражнений

15

11.12.9а

14.12.9в

15.12.9б

Практическое занятие.

Зачетная работа

Выполнение тренировочных упражнений

16

18.12.9а

21.12.9в

22.12.9б.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту

Выполнение тренировочных упражнений

17

25.12.9а

28.12.9в

12.01.9б

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Выполнение тренировочных упражнений

18

15.01.9а

18.01.9в

19.01.9б

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту

Выполнение тренировочных упражнений

19

22.01.9а

25.01.9в

26.01.9б

Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Выполнение тренировочных упражнений

20

29.01.9а

01.02.9в

02.02.9б

Сочинение 15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Алгоритм написания

Выполнение тренировочных упражнений

21

05.02.9а

8.02.9в

9.02.9б

Аргументация. Речевые клише. Шаблон написания сочинения

Выполнение тренировочных упражнений

22

12.02.9а

15.02.9в.

16.02.9б

Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему

Выполнение тренировочных упражнений

23

19.02.9а

22.02.9в

22.02.9б

Практикум.

Выполнение тренировочных упражнений

24

26.02.9а

01.03.9в

02.03.9б

Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения

Выполнение тренировочных упражнений

25

05.03.9а

8.03.9в

8.03.9б

Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения

Выполнение тренировочных упражнений

26

12.03.9а

15.03.9в

16.03.9б

Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения

Выполнение тренировочных упражнений

27

19.03.9а

22.03.9в

23.03.9б

Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения

Выполнение тренировочных упражнений

28

02.04.9а

05.04.9в

06.04.9б

Сочинение 15.2. Структура сочинения.

Выполнение тренировочных упражнений

29

9.04.9а

12.04.9в

13.04.9б

Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.

Выполнение тренировочных упражнений

30

16.04.9а

19.04.9в

20.04.9б

Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.

Выполнение тренировочных упражнений

31

23.04.9а

26.04.9в

27.04.9б

Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.

Выполнение тренировочных упражнений

32

30.04.9а

03.05.9в

04.05.9б

Сочинение 15.3. Сходство и различие в структуре

Выполнение тренировочных упражнений

33

07.05.9а

1005.9в

11.05.9б

Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.

Выполнение тренировочных упражнений

34

14.05.9а

17.05.9в

18.05.9б

Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.

Выполнение тренировочных упражнений

35

21.05 9а

22.05.9б

24.05.9в

Практическая работа. Зачетная работа. Презентация «Что я знаю о слове»15.3

Выполнение тренировочных упражнений

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»

Рекомендуемая литература

  1. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией  М.М.Разумовской,С.И.Львовой ,В.И.Капинос,В.В.Львова.для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений / под ред.. – М.: ООО «ДРОФА – учебник», 2011.
  2. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций./ Е.А. Быстрова, Т.М. Воителева, Л.В. Кибирева, Н.Н.Фаттахова; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014
  3. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по русскому языку.
  4. Егораева Г.Т. ОГЭ. 9 класс. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/ М. «Экзамен», 2016, 2017.
  5. Русский язык. 9-й класс. Подготовка е ОГЭ-2015. Тренировочные варианты по новой демоверсии на 2018 год / под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н / Д: Легион, 2017 г.
  6. Цыбулько И.П. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. – Москва: Национальное образование, 2018

Образовательные электронные ресурсы

  1. http://lit.1september.ru/ Газета «Русский язык»
  2. http://www.slovari.ru/ Русские словари
  3. Презентации по изучаемым темам
  4. www.fipi.ru Сайт ФИПИ

Технические средства обучения:

  1. Компьютер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.

Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....

Рабочая программа курса «Комплексный анализ текста»

Развитие связной речи учащихся – одна из главных задач уроков русского языка в школе. Русская речь обогащается и совершенствуется в основном на уроках русского языка и литературы. Большую роль в разви...

Рабочая программа cпецкурса «Комплексный анализ текста» 8 А класс

Рабочая программа  спецкурса   для 8 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом   авторской программы «Комплексный анализ текста» Лебедевой Е.В. г.Буй , 2011...

Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста» 10 класс

Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста» 10 класс...

рабочая программа кружка "Комплексный анализ художественного текста"

Рабочая программа кружка "Комплексный анализ художественного  текста" рассчитана на 39 учебных недель(78 часов)...

Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...