Понятие об односоставных предложениях.
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) на тему
Урок предполлагает формирование продуктивных учебных навыков. Построен на текстоцентрической основе с элементами развивающего обучения и исследовательской деятельности. Имеет практическую направленность, даёт возможность логически осмыслить значение новыхх терминов- видов односоставных предложений и находить эти предложения в тексте. Последовательность этапов урока позволяет продуктивно применить сформированные ранее знания для прочного усвоения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
понятие об односоставных предложениях | 54.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие об односоставных предложениях
Виды односоставных предложений
Цель: дать понятие об односоставных предложениях и общем значении групп
односоставных предложений;
научить находить и разграничивать эти предложения в тексте;
продолжать развивать речь, составляя предложения данной конструкции на определённую тему;
воспитывать стремление к совершенствованию.
Оборудование: распечатки текста, плана высказывания и речевых моделей.
1 Выразительное чтение текста/ распечатка текста лежит на столах детей/
(1) Утро.(2) Давно ра(с,сс)вело. (3)Морозно. (4)Любуюсь солнечными
бликами на ветвях заснеже(н,нн)ых сосен и елей.(5) Они утопают в глубоких
сугробах низко скл…няя тяжёлые ветви. (6) Среди деревьев застывших
в тишине пролегла лыжня.(7) Вдруг ра…дается стук т..пора и треск суч…ев.
(8)Это рубят корабельные сосны.(9) Как х…рошо бр…дить в утре(н,нн) ем
лесу и дышать морозным воздухом
2 Анализ текста
? Что прослушали? / Это текст, потому что предложения объединены в одно целое по смыслу, грамматически, и тематически/
? Определите тему текста. / Морозное утро
Утро в лесу
Зимнее утро /
Записываем заголовок в тетради.
Речевая ситуация Представьте, что вы редакторы.
Пропустите ли вы такой текст в печать ? /Нет, в нём нет знаков препинания и пропущены буквы/
? В каких предложениях нужно поставить знаки препинания?
Задание Записываем в тетрадях и на доске пятое предложение.
д. о.
Они утопают в глубоких сугробах, низко склоняя тяжёлые ветви.
– • – • – • – • – • – • – • – • – • – • –
Составляем схему шестого предложения. [ +, , ].
Отдельно выписываем слова, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
? В каком ещё предложении нужен знак препинания? / В конце последнего предложения ставим восклицательный знак/
? Давайте определим тип речи. / Это описание, потому что текст отвечает на вопрос : какой лес? Он утренний, зимний. В нём даётся общее представление о лесе и конкретизируются детали описания. /
? В каком стиле дано описание? /Стиль художественный, цель его написания - воздействие, такой текст можно встретить в художественном произведении, его задача- создать живую картину природы в красках и звуках, в нём есть эпитеты и олицетворения/
? Какие синтаксические конструкции использует автор текста? Подчеркните основы предложений в раздаточном материале.
? Устно охарактеризуйте предложения по конструкции и наличию главных и второстепенных членов предложения. / Автор употребляет нераспространённые и распространённые односоставные предложения и распространённые двусоставные./
? Как вы понимаете термин односоставные ?
? Как различаются по способу выражения главных членов односоставные предложения?/ на доске фиксируем схематично /
Односоставные предложения
по строению
[ ______ ] [======]
3 Формулировка темы урока
Предмет нашего исследования- односоставные предложения и их виды.
Запись темы урока в тетрадях
4 Задание. Зачитайте из текста односоставные предложения с главным членом предложения сказуемым и подставьте отсутствующий член предложения, не изменяя форму сказуемого.
? Что получилось?
? Везде ли возможна подстановка?
? Что важно в прочитанных вами предложениях? Предмет или действие?
? Как можно назвать предложения, в которых ЛИЦО не обозначено, но его можно
ОПРЕДЕЛИТЬ?/ определённо-личное/
? Как назовём предложения, в которых лицо НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ? /неопределённо-личное/
? Как называются предложения, где НЕТ и НЕ МОЖЕТ быть ЛИЦА? /безличное/
? Как можно графически изобразить термины?
/ Записываем термины на доске и в тетрадях. Дополняем схему. Зарисовываем в тетрадях./
Односоставные предложения
по строению
[ _______ ] [ ====== ]
определённо-личные неопределённо-личные безличные
Проверим правильность наших выводов по учебнику.
5 Работа с учебником
Читаем материал параграфа 26 на страницах 3-4.
Сопоставьте наши рассуждения с прочитанным в учебнике.
? Что нового извлекли из учебника?
6 Достраиваем схему.
Односоставные предложения
↓
по строению
именные глагольные
[ _______ ] [ ====== ]
по значению
определённо-личные неопределённо-личные безличные
7 Речевая ситуация Объясните изученную на уроке тему заболевшему товарищу,
используя план высказывания и составленную схему.
План высказывания
1 Что называется односоставным предложением?
2 На какие две большие группы делятся все односоставные предложения7
3 Какими бывают односоставные глагольные предложения?
4 Дайте определения каждому виду односоставных глагольных предложений и приведите примеры.
8 Оценивание с помощью речевых моделей
Речевые модели
Я согласен…
Я согласен с… и хочу дополнить
Я согласен и хочу отметить, что ответ был…
Я хочу выразить своё мнение…
9 Задание Каждому из учащихся составить по четыре односоставных предложения на тему «Природа».
10 Учимся разграничивать односоставные предложения, выполняя упражнение учебника, пользуясь составленной на уроке схемой.
11 Ещё раз обращаемся к распечатанному тексту, зачитываем из него односоставные предложения и определяем их вид.
? Как эти конструкции соотносятся с типом и стилем речи? Они снижают изобразительные возможности? / Нет, наоборот, эти предложения украшают текст. Одно предложение рисует целую картину/
? С какой целью автор использовал эти синтаксические конструкции? / С их помощью автор рисует поэтическую картину зимнего леса/
Итог урока
? Что нового сегодня узнали об односоставных предложениях?
? Чему научились?
Дома составить текст на тему «Природа», употребить в нём все виды односоставных предложений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Понятие об односоставных предложениях" 8 класс
Урок составлен по методике Адаптивного обучения АСО .Это первый урок изучения темы "Односоставные предложения" в 8 классе. Урок проведён на районном конкурсе "Учитель года" -2008 и рассчитан на ...
Понятие об односоставных предложениях
Формирование УУД при изучении темы « Понятие об односоставных предложениях»...
Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...
Конспект урока по теме: "Понятие об односоставных предложениях".
Данный урок входит в систему работы над темой "Культура речи". Главной целью урока является -познакомить учащихся с понятием об односоставном предложении, а таже сформировать умение различать виды про...
Понятие об односоставных предложениях
Задача данного урока: познакомить учащихся с понятием «односоставное предложение», с группами односоставных предложений....
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Понятие об односоставных предложениях
Подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.Углубить представление учащихся об односоставных предложениях.Научить различать двусоставные предложения от односоставных....