Понятие об односоставных предложениях
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Задача данного урока: познакомить учащихся с понятием «односоставное предложение», с группами односоставных предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnosostavnye_predlozheniya_8_klass.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, 8 класс
«Понятие об односоставных предложениях»
Цели урока:
Обучающие:
- познакомить учащихся с понятием «односоставное предложение», с группами односоставных предложений;
- развивать умение определять тип односоставного предложения;
- показать роль односоставных предложений в речи.
Развивающие:
- учить доказывать свое мнение;
- развивать интерес к уроку русского языка.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной природе, к родному языку;
- воспитывать культуру поведения.
Оборудование: презентация «Односоставные члены предложения», опорный конспект, дидактический материал.
Ход урока
- Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
1.Слово учителя.
-Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок мы начнем необычно. Вам предстоит самим определить и сформулировать тему и цели нашего урока. Для этого нужно быть очень внимательными и сосредоточенными. Итак, начинаем…
Слайд №1
- Перед вами – высказывание о русском языке великого мастера слова И.С.Тургенева. К чему призывает нас писатель? Почему язык назван орудием? Что значит обращаться с ним бережно?
Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении. Какую особенность вы заметили? О каких предложениях будем сегодня говорить? Сформулируйте тему урока.
2. Формулировка (Слайд №3) и запись темы урока «Понятие об односоставных предложениях».
3. Зная тему, теперь по опорным фразам сформулируем цели нашего урока. Закончите предложения – (слайд №4)
- познакомиться с понятием об односоставном предложении;
- - учиться находить односоставные предложения и различать их типы;
- - научиться употреблять в речи односоставные предложения (слайд №5)
III. Актуализация опорных знаний (Тренировочные упражнения)
1. Слово учителя.
- Нам уже известно, что по наличию главных членов предложения делятся на односоставные и двусоставные. Какие предложения называются двусоставными, а какие односоставными? . Проверим, насколько хорошо вы отличаете односоставные предложения от двусоставных. Все внимание на рабочие листы (Слайд №6) (Упражнение 1)
- Найдите грамматическую основу в предложениях столбика слева. Сколько в них главных членов?
- Как называются предложения с двумя главными членами? (Двусоставные)
- А теперь найдите грамматические основы в предложениях правого столбика. Сколько в них главных членов?
Как называются такие предложения? (Односоставные)
Посмотрите, чем отличаются первые два предложения в правом столбике от третьего? ( В 1-м – 2-м предложениях главный член – сказуемое, а в 3-м – подлежащее.
- Совершенно верно. Односоставные предложения делятся на две группы:
1) с главным членом в форме сказуемого (глагольного типа);
2) с главным членом в форме подлежащего (именного типа).
- Теперь сравните 1-е и 2-е предложения обоих столбиков. Изменилось ли содержание предложений из 2-го столбика, смысл от того, что в них нет подлежащего? (В 1-ом – нет, так как сказуемое «люблю» указывает конкретное лицо, совершающее действие; во 2-ом – незначительно изменилось, так как действие, совершенное конкретным лицом, становится действием неопределенного лица.)
2. (Слайд №7) (Самостоятельная работа. Упражнение 2). А теперь попробуйте самостоятельно найти односоставные предложения. Выпишете номера односоставных предложений.
Подчеркните грамматические основы. Что вы заметили?
Вывод: В односоставном предложении, в отличие от двусоставного, второй главный член не нужен для понимания смысла высказывания, либо его вообще не может быть.
IV. Изучение нового материала.
(Слайд №8)
- Поисковое задание.
Прочтите предложения, выделите грамматические основы. Что вы заметили? Чем выражены главные члены? На какие 2 группы, нам уже знакомые, можно разделить односоставные предложения по способу выражения главного члена? (глагольного и именного типа).
Назовите предложение с главным членом подлежащим. Односоставное предложение с главным членом подлежащим (4) – назывное.
Рассмотрим глагольные. В какое предложение нельзя ввести подлежащее?(3)
А в оставшиеся можно поставить?
Глаголом в какой форме в каждом выражен главный член?
В каком предложении мыслится обобщённое лицо, т.е. высказывание касается каждого? Что это за жанр высказывания? (Пословица)
- Составление алгоритма определения группы односоставных предложений.
(Слайд №9) (Опора «Типы односоставных предложений»)
- Вот мы и подошли к алгоритму нашего урока «Типы односоставных предложений». Перед вами лежат опорные конспекты в виде таблицы, давайте их прочтем. Ребята, что нужно сделать, чтобы определить тип односоставного предложения? (Работа с ОК)
- Молодцы, сейчас давайте вернемся к нашему упражнению №3 и определим типы односоставных предложений.
- – Очень хорошо, а теперь внимание на экран. Рассмотрите слайд. Сделайте вывод о строении односоставных предложений.
(Слайд №10)
Вывод: односоставные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными.
V. Физ. минутка.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа в парах.
Определить тип односоставного предложения по главному члену. Доказать свою точку зрения (раздаточный материал на партах).
2. Прослушать стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Определить на слух односоставные предложения. Зачитать. Сделать вывод, зачем используются автором эти предложения? Мог бы Пушкин выразить красоту зимнего утра без них? (Упражнение 4)
(Вывод: авторы используют односоставные предложения для того, чтобы показать чувства человека, переживания, красоту природы; эти конструкции делают нашу речь богаче, образнее).
3. Творческая мастерская. Редактирование текста. Замените двусоставные предложения односоставными.(Упражнение 5)
(Слайд №11)
Зачитайте. Как изменился текст? Проверим – слайд №12.
VII. Подведение итогов.
- Итак, пора подводить итоги. Игра «Продолжи предложение»
(Слайд №13)
- Распределительный акродиктант. (Упражнение 5)
(Слайд №14)
Запиши предложения в такой последовательности (каждое – с новой строки) и узнаешь свой статус, полученный на сегодняшнем уроке!
- Безличное
- Назывное.
- Двусоставное.
- Определённо-личное.
- Обобщённо-личное.
- Неопределённо-личное.
Какой статус вы получили? ЗНАТОК! (Слайд №15)
VIII. Домашнее задание.
- (Слайд №16)
- А теперь дайте оценку уроку.
(Слайд №17)
IX. Заключительное слово учителя.
- И напоследок - позвольте дать вам напутствие стихами Марины Цветаевой. (Учитель читает стихотворение с музыкальным сопровождением).
Не запрещай себе мечтать –
Пусть не в цветном, пусть в чёрно-белом;
Пусть ты открыт ветрам и стрелам –
Сними замок, сорви печать!
Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво –
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить.
Не обрывай свои цветы,
Пускай растут в приволье диком
Молчаньем, песней или криком
Среди безбрежной пустоты.
Не запрещай себе летать,
Не вспоминай, что ты не птица:
Ты не из тех, кому разбиться
Гораздо легче, чем восстать.
Не запрещай себе любить,
Не нужно чувств своих бояться:
Любовь не может ошибаться
И всё способна искупить.
Не бойся жить, не бойся петь,
Не говори, что не умеешь:
Ты ни о чём не пожалеешь –
Да будет не о чем жалеть!
Не бойся в камне прорастать,
Под небосвод подставив плечи.
Пусть без мечты порой и легче –
Не запрещай себе мечтать!
Как вы думаете, почему именно это стихотворение я выбрала?
(Слайд №18)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Понятие об односоставных предложениях" 8 класс
Урок составлен по методике Адаптивного обучения АСО .Это первый урок изучения темы "Односоставные предложения" в 8 классе. Урок проведён на районном конкурсе "Учитель года" -2008 и рассчитан на ...
Понятие об односоставных предложениях
Формирование УУД при изучении темы « Понятие об односоставных предложениях»...
Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...
Конспект урока по теме: "Понятие об односоставных предложениях".
Данный урок входит в систему работы над темой "Культура речи". Главной целью урока является -познакомить учащихся с понятием об односоставном предложении, а таже сформировать умение различать виды про...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Понятие об односоставных предложениях
Подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.Углубить представление учащихся об односоставных предложениях.Научить различать двусоставные предложения от односоставных....
Понятие об односоставных предложениях.
Урок предполлагает формирование продуктивных учебных навыков. Построен на текстоцентрической основе с эл...