Понятие об односоставных предложениях
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.Углубить представление учащихся об односоставных предложениях.Научить различать двусоставные предложения от односоставных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8-м классе по теме: "Понятие об односоставных предложениях"
Цели:
- Повторить состав простого предложения, подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.
- Углубить представление учащихся об односоставных предложениях.
- Научить различать двусоставные предложения от односоставных.
- Изучить новую терминологию.
- Формировать культуру речи учащихся.
Основные задачи:
- Учащиеся должны научиться опознавать данное языковое явление.
- Учащиеся должны приобрести навыки анализа предложений данной конструкции.
- Учащиеся должны овладеть нормами построения и употребления односоставных предложений в собственной речи.
Обеспечение урока:
- Презентация в PowerPoint
- Школьная доска.
- Письменные принадлежности.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Слово учителя: На доске написан эпиграф к нашему уроку: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться.»
Как вы понимаете данное высказывание? Вы с ним согласны?
II. Актуализация опорных знаний
– Над изучением какой темы мы работали на предыдущих уроках?
– На какие две группы делятся все члены предложения?
– Какие члены предложения называются главными? Второстепенными?
– Что является смысловым центром предложения? Что в нем заключается?
III. Синтаксическая пятиминутка
Люблю грозу в начале мая.
Начинает смеркаться.
Мне нездоровится.
Задание: подчеркнуть грамматические основы предложений.
Анализ предложений по вопросам.
– Какие это предложения по наличию второстепенных членов?
– Какие предложения называются распространенными? Нераспространенными?
– Какие это предложения по наличию главных членов?
– Какие предложения называются двусоставными? Односоставными? (Примеры )
– Прочитайте односоставное предложение из нашей записи.
– Приведите еще свои примеры.
– Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?
– Запишите тему урока.
Понятие об односоставных предложениях
– Попробуйте теперь, зная тему урока, сформулировать его цель. Для этого используйте опорную запись.
Цели:
- познакомиться с …;
- учиться находить ... и различать ...;
- изучить ...
– Да, действительно, цель нашего урока –
- познакомиться с односоставными предложениями и углубить знания о них;
- учиться находить односоставные предложения и отличать их от двусоставных;
- изучить новую терминологию;
- формировать культуру речи учащихся.
IV. Работа над темой
– Итак, вы уже знаете, что по своим грамматическим основам простые предложения бывают двусоставными и односоставными. В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, причем оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения.
В односоставных же предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена, причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения или его вообще не может быть.
Поэтому по форме главного члена односоставные предложения делятся на две группы, а какие мы сейчас узнаем.
Вывод: односоставные предложения делятся на две основные группы:
1) с главным членом подлежащим;
2) с главным членом сказуемым.
Далее:
Сравните:
Мороз. Сильный мороз
Вывод: как и двусоставные предложения, односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.
Задание: спишите и распространите предложения.
Проверьте!
– Какую ошибку я допустила? Как её исправить?
V. Изучение нового материала
1.Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока.
Продолжи ответ.
1. Односоставные предложения – это ...
2. По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на следующие группы ...
3. В предложениях с глагольными сказуемыми выражено ...
4. В безличных предложениях ...
5. В назывных предложениях ...
6. По смыслу односоставные предложения отличаются от двусоставных тем ...
– Перечислите термины, с которыми мы сегодня познакомились. Запишите их.
– Расскажите об односоставных предложениях по плану.
План
1. На какие группы делятся предложения в зависимости от строения грамматической основы (наличие одного или двух главных членов)?
2. Как называются предложения с главным членом сказуемым?
3. Назовите виды глагольных предложений.
4. Как называются односоставные предложения с главным членом предложения подлежащим?
2.Тренировочные упражнения
1). Работа с текстом
Вечереет. Ветра уже нет. На меже ул…глись кусты перекати-поля. Весь день их бр…сало по свежей сыроватой пахоте. Теперь и пахарям можно отдохнуть.
Хорошо л…жать на опушке прозрач…ного перелеска и смотреть в ясное небо. Там начинают (не)ярко светит…ся первые звездочки.
Сладко дремлет…ся, и ломит от усталости босые ноги. Кажется, что ты все еще идеш.. за плугом по (не)глубокой борозде.
Задание:
- докажите, что это текст;
- какова его тема;
- к какому стилю речи он относится;
- укажите односоставные предложения, их основы.
- найдите грамматически основы предложений;
- к какому виду можно отнести каждое составное предложение.
- назовите виды орфограмм на месте пропусков.
2). Практическая работа с языковым материалом( в парах)
Подберите синонимичное односоставное предложение, чтобы получилась пара.
1.Я люблю музыку. -….
2.Ко мне кто-то пришел. -…
3.Приятно пахнет черемуха. -…
4.Что-то воет в трубе.-…
3).Спишите стихотворение Б.Пастернака.Подчеркните грамматические основы всех предложений. Укажите односоставные и двусоставные предложения.
Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе ,
Свеча горела.
4). Перестройте двусоставные предложения сначала в неопределенно-личные, а потом в безличные.
Песок засыпал клумбу. Песком засыпали клумбу. Песком засыпало клумбу.
Взрыв раздробил скалу. Взрывом раздолбили скулу. Взрывом раздробило скалу.
5). Преобразуйте безличные предложения в двусоставные.
Гулким эхом подхватило стук топора и понесло по тайге.
(Гулкое эхо подхватило стук топора и понесло по тайге.)
Большой волной опрокинуло шлюпку.
(Большая волна опрокинула шлюпку.)
6). Работа с упражнениями учебника ( по выбору учителя)
VI.Рефлексия. Подведение итогов урока.
Беседа
- В чем различия двусоставных и односоставных предложений?
- На какие группы делят односоставные предложения?
- Как обычно в речи используют односоставные предложения. Приведите примеры.
VII. Домашнее задание.
1.Выучить теоретический материал по теме урока.
2.Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.
3.Творческое задание (по желанию учащихся)
1.Выписать из произведений художественной литературы односоставные предложения
5-6 разных видов.
2.Найти и выписать из произведений М.Ю.Лермонтова 5-6 примеров односоставных предложений.