Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 10 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 10 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе программы МОиН РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н.Г.Гольцовой и рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_10_klass.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
«Согласовано» Руководитель ШМО Протокол заседания ШМО от № | Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол от № | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №15 Е.В. Успенская |
Рабочая программа
По русскому языку
в 10 « »классе
Уровень: базовый
Программа разработана учителем
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Бодрягиной М. Ю.
Год составления 2018.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 10 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе программы МОиН РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н.Г.Гольцовой и рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю).
Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику:
Гольцова Н.Г.русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/Н.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина.- М.,Русское слово, 2012
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (контрольные диктанты, практические работы-лингвистический анализ текста, тест) и устный опрос (собеседование).
Цели и задачи изучения учебного предмета русский язык в 10 классе:
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку сознательное отношение к языку как к духовной ценности, средству общения;
- развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
- применять поученные знания и умения в собственной речевой практике.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ученика путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяется с позиций компетентностного подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
В процессе изучения русского языка на профильном уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- Коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основной культуры устной и письменной речи);
- Информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
- Организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее)
В данном планировании предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится попутное повторение орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения. Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку и культуре речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.
Изучаемый материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А, В, С, комплексный анализ текста. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного анализа. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Для реализации Рабочей программы используется следующий учебно-методический комплект.
Учебно-методический комплект:
№ | Пособие | Наименование |
1 | Учебник | Гольцова Н.Г.Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/Н.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина.- М.,Русское слово, 2009 |
2 | Методическое пособие для учителя | Уроки русского языка в 10 классе Гольцова Н.Г., М.,Просвещение, 2008 |
3 | Методическое пособие для учителя |
Содержание программы учебного курса
Программа 10 класса включает изучение следующих разделов русского языка:
№ | Раздел программы | Кол-во часов, отведенных на изучение | Виды контроля |
1 | Слово о русском языке | 1 | - |
2 | Лексика. Фразеология. Лексикография. | 10 | 1.Практическая работа. 2.Лексический анализ текста |
3 | Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | 10 | 1.Контрольный диктант 2.Тест |
4 | Морфемика и словообразование | 10 | 1.Лингвистический анализ текста |
5 | Морфология и орфография | 74 | 1.Контрольный диктант 2.Тест |
Итог | 105 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать/понимать:
- Связь языка и истории, культуры русского народа;
- Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык. Языковая норма, культура речи;
- Основные единицы языка, их признаки;
- Орфоэпические, лексические грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения
Уметь:
- Осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
- Проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;
Аудирование и чтение:
- Использовать основные виды чтения;
- Извлекать необходимую информацию из различных источников;
Говорение и письмо:
- Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
- Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
- Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- Соблюдать нормы речевого поведения;
- Использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
- График контрольных работ:
Полугодие | Виды контроля | |||
Контрольный диктант | Тест | Развитие речи | ||
1 | 3 | 2 | 8 | |
2 | ||||
Итого: |
Календарно-тематическое планирование:
№ урока | Раздел программы. Тема урока | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Слово о русском языке | ||
2-3 | Слово и его значение. Однозначность и многозначность. Изобразительно-выразительные средства русского языка. | ||
4-5 | Р/р Практическая работа Лингвистический анализ текста | ||
6-7 | Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Работа со словарями. | ||
8-9 | Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов | ||
10 | Фразеология. Употребление фразеологизмов. Работа со словарями. | ||
11 | Р/р Лексический анализ текста с решением тестовых задач | ||
12-13 | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Фонетический разбор слова. Чередование звуков. | ||
14 | Ударение как фонетическая единица. Интонация | ||
15-16 | Орфоэпические нормы современного русского языка. Решение грамматических задач в тестовой форме. | ||
17 | Особенности произношения заимствований | ||
18-19 | Территориальные варианты литературного произношения. Орфоэпические словари. Работа со словарями | ||
20-21 | Контрольный диктант. Тест в формате ЕГЭ. | ||
22-23 | Повторение. Морфемика и словообразование Морфемный анализ слова. | ||
24-25 | Исторические изменения в структуре слов. Связь морфемики с этимологией | ||
26-27 | Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова. Формообразование. | ||
28-29 | Способы словообразования отдельных частей речи | ||
30-31 | Лингвистический анализ текста | ||
32-33 | Орфография и культура речи. Назначение орфографии. Орфографические нормы | ||
34-35 | Принципы русской орфографии | ||
36-37 | Разделы русской орфографии: правописание морфем, слитные, дефисные , раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса и графическое сокращения слов | ||
38 | Трудные случаи правописания слов | ||
39 | Повторение орфографии. Совершенствование орфографических навыков | ||
40-41 | Контрольный диктант. Тест в формате ЕГЭ | ||
42 | Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова | ||
43 | Правописание гласных после шипящих и ц | ||
44 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание двойных согласных | ||
45-46 | Контрольный диктант и его анализ | ||
47 | Р/р Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. | ||
48 | Р/р Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста. | ||
49-50 | Правописание приставок. Гласные Ы, и после приставок. | ||
51-52 | Контрольный диктант | ||
53-54 | Система частей речи в русском языке | ||
55 | Систематизация знаний о частях речи. Морфологические нормы | ||
56-57 | Имена. Склоняемые части речи(имена существительные, прилагательные, числительные) | ||
58-59 | Имя существительное. Правописание падежных окончаний. Суффиксы имен существительных. | ||
60 | Именительный и родительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода. Орфоэпические и морфологические нормы | ||
61-62 | Имя прилагательное. Разряды и степени сравнения прилагательных. Синтаксический разбор | ||
63-64 | Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний. Суффиксы имен прилагательных. | ||
65-66 | Правописание падежных окончаний и суффиксов склоняемых частей речи. Правописание сложных имен существительных и прилагательных | ||
67-68 | Контрольный диктант. Тест | ||
69-70 | Имя числительное. Склонение и правописание числительных. Грамматические нормы | ||
71-72 | Р/р Функционально-смысловые типы речи. Особенности рассуждения как типа речи. Практическая работа. Типологический анализ текста-рассуждения. | ||
73-74 | Местоимение как лексико-грамматическая категория. Правописание местоимений. Морфологические нормы | ||
75-76 | Глагол. Грамматические категории русского глагола. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Морфологические нормы | ||
77-78 | Глагольные формы - причастие и деепричастие | ||
79-80 | Значение и употребление, правописание причастий и деепричастий | ||
81 | Наречия и наречные сочетания. Морфемный и словообразовательный разбор наречий. Слова категории состояния | ||
82-83 | Правописание наречий и наречных сочетаний | ||
84-85 | Служебные части речи | ||
86-87 | Правописание производных предлогов | ||
88-89 | Правописание производных союзов | ||
90-91 | Правописание частиц | ||
92-93 | Междометие. Звукоподражательные слова. Правописание междометий | ||
94-95 | Классы слов, не входящие в части речи. Омонимия частей речи | ||
96-97 | Лингвистический анализ текста | ||
98-99 | Речевое общение как форма взаимодействия людей | ||
100-101 | Р/р. Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту | ||
102-103 | Контрольный диктант. Тест. | ||
104-105 | Работа над ошибками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 6 класса по програм-ме М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского
Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержа...
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса по программе
Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержа...
Рабочая программа учебного курса по русскому языку 5 класса
Рабочая программа учебного курса по русскому языку 5 класса...
Рабочая программа учебного курса по русскому языку 7 класса
Рабочая программа учебного курса по русскому языку 7 класса...
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов)
Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык для общеобразовательных организации с обучением на русском языке разработана в соответствии ФГОС....
Рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык" для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса
Календарно-тематическое планирование...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...