Рабочая программа учебного курса по русскому языку 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Рабочая программа учебного курса по русскому языку 5  класса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_5_klass_buneev._2012.doc357 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

Рассмотрено на заседании кафедры                                                                 «Согласовано»                                                                                                       УТВЕРЖДЕНО

гуманитарного образования                                                                               зам. директора                                                                                                      приказом № ___

Протокол №                                                                                                         /                      /                                                                                                          «  » 09.2012 г.

«  » 09.2012 г.                                                                                                     «   » 09.2012 г.  

 

Рабочая программа учебного курса

по русскому языку 5  класса

                                                                                                                                         

                                                                                                                                             Составитель:

                                                                                                                                             Казанцева Клавдия Сергеевна,

                                                                                                                                             учитель русского языка

                                                                                                                                             и литературы

                                                                                                                                             высшей кв. категории

2012 год

Пояснительная записка

    Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного образования по русскому языку, авторской программы под редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «Программа по русскому языку,5-11 кл.(М.: Баласс, 2008.). Рабочая программа ориентирована на использование  учебника:  Бунеев Р. Н, Бунеева Е. В. «Русский язык»,5 кл. 2 книги – М.: Баласс, 2012.

        Цели обучения для уч-ся 5 класса авторская программа ставит следующие:

        -  совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков,    

           обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах его

           использования, обогащение словарного запаса уч-ся;

       -  освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании, об основных нормах

           литературного русского языка;

       -  формирование умений опознавать, классифицировать, систематизировать языковые факты;

       -  формирование умений работать с текстом, осуществлять поиск информации, извлекать и

           преобразовывать нужную информацию.

         Данная рабочая программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).

             Особенностью авторской программы является то, что в её основу положены педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».

             Ведущие принципы курса:  личностно ориентированные, культурно ориентированные, деятельностно ориентированные.

             На этапе введения знаний применяется технология проблемно – диалогического обучения, которая обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология использует методы постановки,  поиска решения проблемы.

            В рамках  технологи развития критического мышления ученики составляют концептуальные, сводные таблицы, кластеры.

            В течение года ученики выполнят на уроках следующие проекты: «Осень», «Подготовка школьного словаря», «Путешествие», «Зима», «Подготовка презентации о 5 А классе», «Подготовка к празднику», «Удивительная страна – Русский язык». В ходе работы над проектами пятиклассники учатся коллективно и самостоятельно обдумывать и выстраивать пути достижения поставленных целей, анализировать полученный результат проделанной работы, представлять его одноклассникам.

            На уроках используются коллективные, групповые, индивидуальные формы работы. Основные виды контроля: диктант, сочинение, изложение, тест, зачёт, устное высказывание, анализ текста.

                         Учебно - методическое обеспечение:

-  Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Программа по русскому языку. – М:Баласс, 2008;

-  Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Русский язык. 5 класс, 2 части, 2012;

-  Бенеева Е. В. Русский язык. 5 класс: методические рекомендации для учителя.- М: Баласс, 2006;

-  Барова Е. С. Сборник диктантов для 5-7 классов: пособие для учителя  М: Баласс, 2002

-  Барова Е. С., Богданова М. Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 5 класс: в 2х

   частях – М: Баласс, 2006;

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических  средств, реализуемых с помощью компьютера:

-  культура речи

  • уроки русского языка (Кирилла и Мефодия)
  • большая детская энциклопедия по русскому языку
  • справочник школьника по русскому языку
  • русский речевой этикет
  • сборник лучших словарей русского языка

         Информационные ресурсы в Интернете:

     www.wikipedia.ru  Универсальная энциклопедия «Википедия»

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет»

www.mbricon.ru  Энциклопедия «Рубрикон»

www.slovari.ru  Электронные словари

www.gramota.ru  Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык»

Результаты освоения учебного предмета
обучающимися 5  класса

Личностные результаты

Ученик научится (базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

Метапредметные результаты

Ученик научится (базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

Самоопределение

потребность в самовыражении и самореализации

готовность к самовыражению и самореализации

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Смыслообразование

осваивать и использовать новые способы действий

самостоятельно применять изученные  способы действий в учебных ситуациях

Познавательные

наблюдать за языковым материалом,  формулировать тему урока, проблему, выдвигать и проверять гипотезы, создавать тексты в устной и письменной форме,  извлекать и отбирать информацию из разных источников и преобразовывать её в соответствии с поставленными задачами

самостоятельно проводить наблюдение, формулировать тему урока, проблему, выдвигать и проверять гипотезы, создавать тексты в устной и письменной форме,  извлекать и отбирать информацию из разных источников и преобразовывать её в соответствии с поставленными задачами

Морально – этическая ориентация

развитие морального мышления и поведения

высказывать своё мнение в обсуждении моральных дилемм, конфликтов

Регулятивные

целеполаганию

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

ИКТ- компетентность

пользоваться электронными пособиями, справочниками, тренажёрами

самостоятельно использовать в обучении электронные пособия, справочники, тренажёры

Предметные результаты

Содержание тем курса

Выпускник научится (базовый уровень)

Выпускник получит возможность научиться

(повышенный уровень)

1

Фонетика. Орфоэпия

характеризовать звуки речи, соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением

объяснять особенности произношения и написания слова с помощью транскрипции

2

Лексикология

иметь представление о богатстве и многообразии лексического состава русского языка; уметь использовать синонимы, антонимы, переносные значения слов в речи

определять роль использования разнообразных лексических единиц в текстах; создавать устные и письменные работы с использованием  лексических единиц с разными целями

3

Морфемика и словообразование

членить слова на морфемы; применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания

самостоятельно применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания

4

Морфология

знать изученные части речи и  правильно их употреблять  

обосновывать уместное употребление в речи изученных частей речи и их форм

5

Синтаксис

знать особенности синтаксических единиц: словосочетания, предложения, второстепенных членов, вводных слов; уметь правильно употреблять их в речи

обосновывать уместное употребление в речи изученных синтаксических единиц

6

Речь

определять стиль (художественный и научный) и тип текста, писать элементарные тексты в заданных стилях и типах речи, выделять в тексте ключевые слова, последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом;

находить в тексте и использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций (однородные члены предложения, соединенные разными способами, обращения, риторические вопросы, бессоюзные и союзные сложные предложения)

обосновывать использование определённого стиля и типа речи в создании собственных текстов;  

обосновывать использование в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций (однородные члены предложения, соединенные разными способами, обращения, риторические вопросы, бессоюзные и союзные сложные предложения)

7

Правописание: орфография и пунктуация

знать изученные орфограммы и пунктограммы и применять правила на письме

знать основные принципы русской орфографии

Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во часов

В том числе

Развитие речи

Контрольные работы

1

Язык как средство общения

1

2

Слово в языке и речи. Слово и его звуковая оболочка

14

3

1

3

Слово и его лексическое значение

26

1

4

Грамматическое значение слова

3

5

Слово в предложении

16

1

1

6

Слово в тексте

7

4

7

Имя существительное в языке и речи

31

3

2

8

Местоимение-существительное в языке и речи

17

3

1

9

Глагол в языке и речи

41

5

2

10

Повторение

14

4

1

11

Итого

170

23

9

Календарно - тематическое планирование по русскому языку в 5 А  классе

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Тип урока

Вид деятельности уч-ся

                  Введение (1 час)

1

1

Язык как средство общения.

Урок открытия нового знания

Чтение, сопоставление, анализ  текстов о русском языке; выписывание цитат о русском языке; устные ответы на вопрос: нужно ли изучать русский язык в школе?

Повторение.  Слова в языке и речи. Слово и его звуковая оболочка (13 час.)

2

1

Звуки языка. Гласные и согласные звуки.

Урок общеметодологической направленности

Подбор парных звуков; работа с  транскрипцией; составление таблицы «Звуки языка»; устный рассказ о звуках речи

3

1

Звук и буква. Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Р.Р. Пересказ уч. текста.

Урок общеметодологической направленности

Наблюдение, формулирование правила о двойной роли букв е, ё, ю, я; краткая запись; фонетический разбор слов;  распределительное письмо; самостоятельная работа

4

1

Звук и слог. Р.Р. Учебный текст. Правила переноса слов.

Урок общеметодологической направленности

Фонетический разбор; доказательства правильного и неправильного переноса слов; чтение учебного текста, озаглавливание его частей, подбор своих примеров, рассказ по плану

5

1

Орфограмма. Опознавательные признаки орфограммы

Урок общеметодологической направленности

Ответы на вопросы в  тексте; поиск орфограммы в тексте; подбор проверочных слов

6

1

Орфограммы – согласные буквы в корне слова

Урок общеметодологической направленности

Распределительное письмо; разбор по составу;  рассказ по таблице

7 РР

1

Р.Р. Подробное изложение текста-описания.

Развитие речи

Чтение памятки; выписывание ключевых слов, составление плана; пересказ по плану и ключевым словам темы; написание изложения

8

1

Условия выбора орфограммы. Орфограммы-буквы ъ и ь.

Р.Р. Составление устного рассказа по теме «Орфограмма».

Урок общеметодологической направленности

Распределительное письмо; объяснительный диктант; устный рассказ по теме

9

1

Нормы произношения звуков речи.

Р.Р. Смысловые части текста.

Урок общеметодологической направленности

Слушание аудиокурса «Орфоэпические нормы» и выполнение записей в тетради;  составление плана к уч. тексту; пересказ по плану; произношение  слов в соответствии с нормами

10

1

Буквы о, е после шипящих в корне слова. Подготовка к контрольной работе

Урок общеметодологической направленности

Наблюдение, формулирование правила; подбор однокоренных слов; объяснительный диктант

11

1

К.Р. Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного».

Урок развивающего контроля

Диктант с грамматическим заданием

12

1

Работа над ошибками в диктанте

Урок развивающего контроля

Классификация ошибок; использование алгоритма при выполнении упр.; подбор примеров на определенные правила

13

РР

1

Выполнение проекта по теме «Осень»

Развитие речи

Мозговой штурм; парная работа; игра «Говорящие вещи»; выступления учеников

14

РР

1

Р.Р. Сочинение «Я иду по лесной тропинке», «Звуки и краски осени», «Цветной хоровод»

Развитие речи

Составление плана, рассказы по плану; написание сочинения

Слово и его лексическое значение (26 час.)

15

1

Лексика.  Лексическое значение слова.

Урок открытия нового знания

Работа с толковым словарём; наблюдение; сравнение; эксперимент

16

1

Способы толкования лексического значения слова.

Урок открытия нового знания

Наблюдение; формулирование проблемы, выдвижение гипотез; работа с толковым словарём,  текстом; защита презентаций учениками

17

1

Многозначность слова. Прямое и переносное значение

Урок открытия нового знания

Работа с электронной энциклопедией: выделение главной информации, сопоставление её с уч. текстом; составление словосочетаний со словами в прямом и переносном значении

18

1

Многозначные слова и омонимы. РР Описание

Урок открытия нового знания

Работа с электронной энциклопедией: наблюдение, выводы; составление схемы «Различие омонимов и многозначных слов»; придумывание загадок ; составление предл-ий с омонимами

19

1

Синонимы.

Р.Р. Редактирование предложений.

Урок открытия нового знания

Работа со словарями синонимов и антонимов, наблюдение, гипотезы, выводы, подбор синонимов (антонимов), орфогр. диктант, взаимопроверка,  редактирование предложений; выполнение и защита проекта «Подготовка школьного словаря»

20

1

Антонимы

Урок открытия нового знания

21

1

Морфема – значимая часть слова.

Р.Р. Повествование.

Урок открытия нового знания

Сравнение; устные ответы; доказательства; конструирование слов, разбор по составу;  работа с текстом

22

1

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слов

Урок открытия нового знания

Наблюдение, формулирование пробл. вопроса, выдвижение и проверка гипотез, формулирование правила, построение алгоритма и использование его в практической работе;  самопроверка и  взаимопроверка; комментированный, распределительный диктант; устный рассказ по теме урока; работа с ключевыми словами темы; выполнение тестовых заданий.

23

1

Буквы а, о в корнях –лаг-, -лож-.

Р.Р. Устный рассказ на тему «В походе»

Урок открытия нового знания

24

1

Буквы а, о в корнях –раст-, -ращ-, -рос-.

Урок открытия нового знания

25

1

Урок-практикум по теме: «Чередующиеся гласные в корне слова».

Урок рефлексии

26

1

Буквы а, о в корнях –гар-, -гор-.

Р.Р. Свободный диктант

Урок открытия нового знания

27

1

Буквы а, о в корнях –зар-, зор-

Урок открытия нового знания

28

1

Урок-практикум по теме: «Чередующиеся гласные в корне слова»

Урок рефлексии

Поиск информации в электронной энциклопедии и  составление кластера по теме «Чередующиеся гласные в корне слова»; использование алгоритма в практической работе

29

1

Значение приставок. Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з-, с-

Урок открытия нового знания

Наблюдение, формулирование проблемного вопроса, выдвижение и проверка гипотез,  выводы; моделирование слов и предложений; подбор слов-синонимов; диктанты: графический, выборочный, объяснительный, «четвёртый лишний»;   группировка слов по видам орфограмм и по условию выбора написания;  работа с ключевыми словами темы; составление тестовых заданий; выполнение тестовых заданий или самостоятельной работы

30

1

Буквы е, и в приставках пре-, при-

Урок открытия нового знания

31

1

Урок-практикум по теме: «Правописание приставок пре-, при-.»

Урок рефлексии

32

1

Буквы з, с на конце приставок.

Р.Р. Свободный диктант

Урок открытия нового знания

33

1

Буквы ы, и после приставок

Урок открытия нового знания

34

1

Урок-практикум по теме: «Правописание приставок»

Урок рефлексии

35

1

Значение суффиксов

Урок открытия нового знания

36

1

Приставочный и суффиксальный способы образования слов

Урок открытия нового знания

37

1

Сложные и сложносокращенные слова, образование и правописание

Урок открытия нового знания

38

1

Систематизация и обобщение по теме «Орфограммы корня, суффиксов и приставок»

Урок общеметодологической направленности

Составление концептуальной таблицы; подбор примеров; устные ответы по таблице; объяснительное письмо

39

1

К.Р.  Контрольная работа по теме «Орфограммы корня, суффиксов и приставок»

Урок развивающего контроля

Контрольная работа

40

1

Работа над ошибками в контрольной работе. РР Составление грамматической сказки

Урок развивающего контроля

Группировка орфограмм, работа по алгоритму, помощь уч-ся – консультантов.

Составление грамматической сказки

Грамматическое значение слова (3 час.)

41

1

 Окончание, форма слова.

Р.Р. Сочинение-описание по опорным словам

Урок открытия нового знания

Сравнение; доказательство; объяснение; разбор по составу; морф. разбор; моделирование слов; распределительный диктант; работа с таблицей;; составление вопросов к уч. тексту;  рассказ по теме

42

1

Морфологические признаки самостоятельных частей речи

Урок открытия нового знания

Формулирование вопросов классу после прочтения  уч. текста; составление схемы «Части речи»; группировка и классификация частей речи; объяснение и доказательство; заполнение таблицы «Морфологические признаки сущ., прил, и личного местоимения»

43

1

Служебные части речи

Урок открытия нового знания

Эксперимент, наблюдение, формулирование вывода; беседа; составление плана к уч. тексту, пересказ по плану; сопоставление служебных частей речи

Слово в предложении (17 час.)

44

1

4. Слово в словосочетании и предложении.

Р.Р. Пересказ учебного текста

Урок открытия нового знания

Составление концептуальной таблицы, ответы по таблице с примерами; док-ва; конструирование словосочетаний и предл-ий; чтение уч. текста с использованием памятки

45

1

Слово как член предложения. Главные члены предложения

Р.Р. Составление учебного текста по вопросам

Урок открытия нового знания

Составление уч. текста по вопросам, схем к пр-ям, преобразование пр-ий, графический диктант; составление уч. текста с помощью памятки

46

1

Второстепенные члены предложения. Определение.

Р.Р. Сочинение-описание

Урок открытия нового знания

Наблюдение; эксперимент; подбор определений, дополнений, обстоятельств в тексте; мини- сочинения, разбор по членам предл-ия, составление обобщающей таблицы; сам-ая работа с само или взаимопроверкой

47

1

Дополнение.

Р.Р. Сочинение-повествование.

Урок открытия нового знания

48

1

Обстоятельство, виды обстоятельств.

Р.Р. составление плана учебного текста

Урок открытия нового знания

49

1

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Р.Р. Творческое списывание

Урок открытия нового знания

Прогнозирование, поиск ответов на вопросы в уч. тексте; составление схем; творческое списывание; работа с текстом; конструирование предл-ий; графический диктант; слушание аудиокурса по культуре речи «Синтаксис предложения с однородными членами», записи основных положений и подбор своих примеров

50

1

Предложения с обобщающим словом при однородных членах

Урок открытия нового знания

51

1

Систематизация и обобщение по теме «Однородные члены предложения»

Урок общеметодологической направленности

Составление предложений по схемам с однородными членами; составление текста с однородными членами; зачёт

52

1

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращениями

Урок открытия нового знания

Поиск информации в электронной  энциклопедии;  сравнение её с уч. текстом, отбор главной информации;  выборочное списывание; конструирование предл-ий; работа со схемами; подбор синонимов к вводным словам; сопоставление обращений и вводных слов

53

1

Вводные слова, значения вводных слов

Урок открытия нового знания

54

1

Синтаксический разбор простого предложения

Урок открытия нового знания

Наблюдение; составление плана разбора предл-ий; синт. разбор предл-ий; работа с ключевыми словами темы; составление и выполнение тестовых заданий

55

1

Сложное предложение

56

1

Синтаксический разбор сложного предложения

57

РР

1

Р.Р. Подробное изложение текста-повествования

Развитие речи

Выписывание ключевых слов, самост-ое составление плана, пересказ по плану и ключевым словам; написание изложения

58

1

Знаки препинания и их роль в письменной речи. Систематизация изученного материала

Урок общеметодологической направленности

Наблюдение; классификация, работа с таблицей; ответы о 3х группах знаков препинания; сам-ая работа

59

1

К.Р. Диктант с грамматич. заданием по теме  «Слово в предложении»

Урок развивающего контроля

Контрольная работа

60

1

Анализ контрольной работы

Урок развивающего контроля

Группировка ошибок, работа по алгоритмам с помощью учеников- консультантов

Слово в тексте (7 час.)

61

РР

1

РР Художественный и научный текст

Развитие речи

Слушание аудиокурса об особенностях художественного и научного стилей речи и краткие записи в таблицу; анализ текстов по записям в таблице

62

РР

1

Р.Р. Подробное изложение художественного текста-описания

Развитие речи

Выписывание ключевых слов из текста; составление плана текста; пересказ по плану; написание изложения

63

1

 Учебно-научный текст. Изучающее чтение

Урок открытия нового знания

Прогнозирование; работа с уч. статьёй; изучающее чтение текста с использованием памятки

64

1

Монолог и диалог. Знаки препинания при оформлении диалога на письме

Урок открытия нового знания

Наблюдение, сравнение текстов; эксперимент; составление таблицы; составление диалогов по схемам и схем к  диалогу

65

1

 Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Разговорный стиль

Урок открытия нового знания

Наблюдения, выводы; распределит. диктант; стилистич. анализ текста по плану; составление диалога по заданию и доказательства принадлежности его  разговорному стилю

66

РР

1

Р.Р. Выполнение проекта «Путешествие»

Развитие речи

Мозговой штурм; групповая работа; игра «Вытащи вопрос»; выступления учеников

67

РР

1

РР Сочинение «Маленькое путешествие»

Развитие речи

Самост-ое составление плана;  написание

сочинения

Имя существительное в языке и речи (31 час.)

68

1

Имя существительное как часть речи. Лексическое значение сущ-ого

Урок открытия нового знания

Работа с толковым словарём; распределительное письмо; док-ва; поиск лишнего слова; анализ текста

69

1

Способы образования имен существительных

Урок открытия нового знания

Наблюдение; выводы о способах образования слов; синонимичная замена суффиксов; поиск новой информации; ответ на проблемный вопрос; сост-ие плана ответа по теме урока; рассказ по плану; самостоят. работа

70

1

Гласные в суффиксах имен существительных –ек, -ик

Урок открытия нового знания

Наблюдение; формулирование проблемного вопроса, выдвижение гипотез, построение алгоритма; тренировочные упр., диктанты: объяснительный, распределительный, комментированный; устный рассказ на тему; самост-ая работа с само и взаимопроверкой; составление тестовых заданий на изученные правила

71

1

Буквы ч и  щ в суффиксах имен существительных – чик (-щик)

Урок открытия нового знания

72

1

Буквы о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных

Урок открытия нового знания

73

1

Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные

Урок открытия нового знания

Поиск новой информации в уч. тексте; выборочное списывание; распределит. письмо; мини- сочинение о своей фамилии

74

1

Род имен существительных.

Урок открытия нового знания

Распределит. письмо; эксперимент; ответ на вопрос: для чего нужно определять род сущ-х? выводы, сопоставление своих выводов с учебным текстом; поиск новой информации в энциклопедии

75

1

Имена существительные общего рода. Р.Р. Сочинение-миниатюра с использованием имен существительных общего рода

Урок открытия нового знания

Наблюдение, выводы; распредел. письмо; предположение, составление предл-ий по заданию; морфологич. разбор сущ.; самост. работа

76

1

Число имен существительных

Урок открытия нового знания

Поиск новой информации в электронной энциклопедии; структурирование материала; наблюдение за образованием формы Р. п. мн. числа

77

1

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Р.Р.  Составление учебно-научного текста

Урок открытия нового знания

Распределение слов по  тематическим группам; подбор своих примеров;  наблюдение, выводы;  составление учебно-научного текста; предупредительный диктант

78

1

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Урок открытия нового знания

79

РР

1

РР Выполнение проекта по теме « Зима»

Развитие речи

Мозговой штурм, групповая работа, защита проектов

80

РР

1

Р.Р. Сочинение по картине И.И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем»

Развитие речи

Составление плана; рассказ по плану; написание сочинения

81

1

Падеж, склонение имен существительных.

Р.Р. Сочинение-миниатюра (пейзажная зарисовка)

Урок открытия нового знания

Поиск новой информации в электронной энциклопедии; сравнение информации  со своими знаниями по теме; ответ на  проблемный вопрос; распределительное письмо; работа со схемами предл-ий;  мини-сочинение

82

1

Разносклоняемые имена существительные

Уроки открытия нового знания

Наблюдение по материалу упр.; поиск  материала в электронной энциклопедии; структурирование и  составление таблицы;   сочинение – миниатюра с использованием несклоняемых слов

83

1

Несклоняемые имена существительные.

84

1

Буквы е, и в падежных окончаниях имен существительных.

Уроки открытия нового знания

Наблюдение; построение алгоритма; выполнение упр. по алгоритму; док-ва; объяснительный диктант; работа с текстом

85

1

Правописание имен существительных на –ия, -ие, -ий в ед ч.

86

1

Систематизация и обобщение по теме: «Правописание гласных падежных окончаний имен существительных в ед. ч.»

Урок общеметодологической направленности

Выполнение упр. по алгоритму; док-ва; объяснительный диктант; выполнение тестовых заданий

87

КР

1

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание существительных»

Урок развивающего контроля

Контрольный диктант

88

1

Анализ контрольной работы.

Имя существительное в роли подлежащего. Однородные подлежащие

Урок открытия нового знания

Помощь консультантов- уч-ся.

Наблюдение; выводы; формулирование правила; подбор определений к тексту, сопоставление дополнений и обстоятельств, конструирование предл-ий, синтаксич. разбор предл-ий, работа с ключевыми словами по теме;  самост. творческая работа

89

1

Имя существительное в роли дополнения. Прямое и косвенное дополнение

Урок открытия нового знания

90

1

Имя существительное в роли определения

Урок открытия нового знания

91

1

Имя существительное в роли обстоятельства

Урок открытия нового знания

92

1

Имя существительное в роли сказуемого

Урок открытия нового знания

93

1

Тире между подлежащим и сказуемым.

Урок открытия нового знания

Наблюдение, подбор примеров для таблицы, формулирование правила, сравнение его с уч. текстом; конструирование предл-ий; составление схем; устный рассказ по теме урока

94

1

 Морфологический разбор имени существительного

Урок открытия нового знания

Составление таблицы «Синтаксич. роль существительного»; выбор правильного варианта морфологического разбора сущ-ого из двух вариантов; сравнение его с разбором в  видеоролике «Морфологич. разбор существительного»; разбор сущ-ого

95

1

Имена существительные в тексте. Подготовка к контрольной работе

Урок открытия нового знания

Языковой анализ текста; эксперимент; Слушание аудиокурса по культуре речи «Употребление сущ-х в речи», пересказ с примерами; орфографический и пунктуационный разборы

96

РР

1

Р.Р. Подробное изложение текста повествования с элементами описания.

Развитие речи

Выписывание ключевых слов, составление плана текста, пересказ по плану и ключевым словам, написание изложения

97

КР

1

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя существительное».

Урок развивающего контроля

Контрольный диктант

98

1

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Урок развивающего контроля

Группировка ошибок, работа по алгоритмам с помощью учеников- консультантов

Местоимения-существительные в языке и речи (17 час.)

99

1

Разряды местоимений

Уроки открытия нового знания

Наблюдение, формулирование проблемного вопроса, выдвижение гипотез; сопоставление своих выводов со статьёй и правилом в учебнике; сопоставление местоимений с существительными; поиск ответа на вопрос в тексте и новой информации в электронной энциклопедии и учебнике;  выводы об особенностях склонения местоимений; определение их синтаксической роли в  предложении; составление алгоритма правописания неорпр. и отриц. местоимений; группировка слов по условиям выбора орфограммы; распределительный, объяснительный, выборочный диктанты; корректирование предложений; выполнение тестовых заданий, самостоятельных работ

100

1

Личные местоимения-существительные.

101

1

Возвратное местоимение-существительное себя.

Р.Р. Сочинение-размышление «Рассказ о себе»

102

1

Вопросительные местоимения-существительные кто и что.

103

1

Неопределенные местоимения-существительные

104

1

Правописание неопределенных местоимений-существительных

105

1

Отрицательные местоимения-существительные

106

1

Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях-существительных

107

РР

1

Р.Р. Выполнение проекта «Подготовка презентации о 5 А  классе»

Развитие речи

Мозговой штурм; групповая работа; игра «Вытащи вопрос»; НАПИСАНИЕ ПИСЕМ; выступления учеников

108

1

Урок – практикум по теме: «Правописание отрицательных местоимений»

Урок рефлексии

Выполнение тренировочных заданий,  упр., теста с использованием алгоритма; конструирование и корректирование предложений

109

1

Роль местоимений-существительных в предложении

Урок открытия нового знания

Выполнение упр., обобщение и объяснение наблюдений, формулирование выводов; распределительное письмо; составление предложений по заданию; устный рассказ по ключевым словам темы

110

1

Морфологический разбор  местоимений-существительных

Урок открытия нового знания

Беседа по обобщающим вопросам; выбор правильного варианта морфологического разбора местоимения с объяснением выбора; сравнение его с разбором в  видеоролике «Морфологич. разбор местоимения»; морфологический разбор местоимений

111

РР

1

РР Местоимения-существительные в тексте.

Р.Р. Творческое списывание

Урок открытия нового знания

Чтение текста; наблюдение; эксперимент; выводы уч-ся; творческое списывание с выбором слов из ряда данных

112РР

1

Р.Р. Сочинение-повествование с использованием местоимений-существительных.

Развитие речи

Написание сочинения с использованием местоимений

113

1

Систематизация и обобщение по теме: «Местоимения-существительные»

Урок общеметодологической направленности

Устный рассказ на тему «Что я знаю о местоимениях – существительных»; выполнение упр. с использованием алгоритма; объяснительный диктант

114

КР

1

К.Р. Контрольная работа по теме: «Местоимения-существительные»

Урок развивающего контроля

Контрольная работа

115

1

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Урок развивающего контроля

Группировка ошибок, работа по алгоритмам с помощью учеников- консультантов

Глагол в языке и речи (41 час)

116

1

Глагол как часть речи. Лексическое значение глагола

Р.Р. Сочинение-миниатюра (повествование) с использованием глаголов звучания

Урок открытия нового знания

Обобщающая беседа; работа с этимологическим словарем; наблюдение; эксперимент; формулирование выводов; определение общего грам. значения глаголов и группировка; ответ на вопрос: какую роль играют глаголы в данных повествовательных текстах? Сочинение-миниатюра (повествование) с использованием глаголов звучания

117

1

Способы образования глаголов

Урок открытия нового знания

Беседа о способах образования слов; выписывание из текста глаголов, определение способов их образования; составление таблицы; графическое обозначение способов образования глаголов; устный рассказ по теме

118

1

Глаголы переходные и непереходные

Урок открытия нового знания

Группировка словосочетаний сказуемое + дополнение, наблюдение, выводы; подбор своих примеров; сопоставление собственных выводов со ст. учебника; выделение ключевых слов и рассказ по ним; распределительный диктант; слуховой диктант; устный рассказ по теме

119

1

Практикум. Глаголы переходные и непереходные.

Урок рефлексии

Составление алгоритма, работа по алгоритму; устный ответ по теме

120

1

Возвратные глаголы.

Р.Р. Редактирование предложений с возвратными глаголами

Урок открытия нового знания

Доказательства, наблюдения, выводы; составление плана к уч. тексту и пересказ по плану; корректирова

ние предложений

121

1

Вид глагола

Уроки открытия нового знания

Распределительное письмо; чтение и пересказ уч. статьи; наблюдение и  ответы на вопросы: какое действие обозначают глаголы сов. и несов. видав тексте?  Какие суффиксы иеют глаголы сов. И несов. вида? и др.; поиск лишнего слова; образование видовых пар; корректирование предложений

122

1

Видовые пары глагола.

Р.Р. Сочинение-миниатюра с использованием глаголов движения.

123

1

Гласные в суффиксах глаголов -ова (-ева), -ыва (-ива)

Урок открытия нового знания

Построение гипотезы  на основе анализа данных; сравнение собственных выводов с правилом в учебнике; составление и использование алгоритма в практической работе; распределительный диктант; самодиктант; устный рассказ по теме; сочинение - миниатюра

124

1

Буквы е -  и в корнях с чередованием

Урок открытия нового знания

125

1

Буквы о - а в корнях –кас-, -кос-.

Урок открытия нового знания

126

1

Урок – практикум по теме: «Буквы е – и, а-о в корнях с чередованием».

Урок рефлексии

127

1

Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы

Урок открытия нового знания

Построение гипотезы об особенностях спряжения разноспрягаемых глаголов по аналогии с разносклоняемыми сущ; сравнение предположений с таблицей в учебнике; тренировочные упр.

128

1

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов

Уроки рефлексии

Сравнение своих ответов на вопросы с правилом; восстановление недостающего шага в алгоритме; подбор примеров к каждому шагу алгоритма; выполнение упр. с использованием алгоритма; наблюдение за приставочными глаголами и определение способа спряжения для них; рассказывание правила

129

1

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов

130

1

 Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов

131

1

 Подготовка к контрольной работе по теме «Глагол»

Урок общеметодологической направленности

Составление обобщающей таблицы «Орфограммы в корне, суффиксе, окончании глагола» и подбор примеров; выполнение упр. с использованием алгоритма

132

КР

1

Контрольная работа по теме «Глагол».

Урок развивающего контроля

Контрольная работа

133

1

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Урок развивающего контроля

Группировка ошибок, работа по алгоритмам с помощью учеников- консультантов

134

РР

1

Р.Р. Свободный диктант

Развитие речи

Анализ текста, составление плана, написание свободного диктанта

135

1

Изъявительное наклонение глагола

Уроки открытия нового знания

Наблюдение; выводы об образовании и изменении наклонений глагола; запись правила в виде схемы; дополнение таблицы своими примерами; устный рассказ по теме урока; составление предложений; выборочное списывание; составление обобщающей таблицы о наклонениях глагола; выполнение пректа

136

1

Условное наклонение. РР Выполнение проекта «Подготовка к празднику»

137

РР

1

Р.Р. Сочинение-миниатюра на тему: «Если бы я был волшебником»

138

1

Повелительное наклонение.

Наблюдение; выводы об образовании и изменении наклонений глагола; запись правила в виде схемы; дополнение таблицы своими примерами; устный рассказ по теме урока

139

1

Правописание глаголов в форме повелительного наклонения.

Урок открытия нового знания

Наблюдение; выводы; сравнение с правилом; подбор синонимов; составление словосочетаний; сочинение-миниатюра

140

РР

1

Р.Р. Сочинение-рассуждение.

Развитие речи

Знакомство с построением  рассуждения; написание сочинения - рассуждения

141

1

 Настоящее время глагола. Лицо и число.

Р.Р. Составление плана текста.

Уроки открытия нового знания

Группировка глаголов; наблюдение, анализ полученной информации и выводы;  беседа; составление плана уч. текста; рассказ по плану; сопоставление форм глагола; составление кластера

142

1

Будущее время глагола. Лицо и число. Будущее простое и сложное.

143

1

Прошедшее время глагола. Род.

Р.Р. Составление плана-ответа на тему: «Прошедшее время глагола».

144

1

Гласные буквы перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени.

Урок открытия нового знания

Наблюдение, сопоставление, выводы; сравнение своих выводов с правилом; рассказ по ключевым словам темы

145

РР

1

Р.Р. Свободный диктант.

Развитие речи

Анализ текста, составление плана, написание свободного диктанта

146

1

Безличные глаголы.

РР Составление плана-ответа на тему: «Безличные глаголы».

Урок открытия нового знания

Поиск и проверка новой информации; объяснение; составление плана ответа на тему и рассказ по плану

147

1

Глагол как член предложения. Сказуемое.

Урок открытия нового знания

Наблюдение; выводы; группировка глаголов; стилистический анализ текста; построение схем предл-ий

148

1

Простое глагольное сказуемое

(ознакомление).

Урок открытия нового знания

Наблюдение, соотнесение собственных выводов с учебником; сравнение сказуемого простого глагольного и составного глагольного; анализ предложений; замена простого сказ. синонимичным составным глаг. сказуемым; чтение текста и иллюстрация высказываний автора текста своими примерами; распределительный диктант; составление таблицы «Виды сказуемого»

149

1

Составное глагольное сказуемое.

150

1

Морфологический разбор глагола.

Урок открытия нового знания

Сопоставление последовательности разбора глагола с определением его как части речи, выводы; объяснение последовательности постоянных и непостоянных признаков глагола; морфол. разбор глагола с взаимо и самопроверкой; устный ответ по теме урока;

151

1

Практикум. Морфологический разбор глагола

Урок общеметодологической направленности

Самостоятельное выполнение морфол. разбора глаголов с взаимо и самопроверкой; устный ответ по теме урока; анализ предложений и текста с разными видами сказуемого;

152

1

Глаголы в тексте.

Роль глаголов в текстах разных типов речи

Урок открытия нового знания

 наблюдение за формами использования глаголов, за логическим ударением в текстах разных типов речи; подбор синонимов к словам; подбор доказательств к утверждению о богатстве русского языка глаголами

153

 РР

1

Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему: «Богатство и выразительность глаголов в русском языке».

Развитие речи

написание сочинения-рассуждения о богатстве русского языка глаголами

154

1

Систематизация и обобщение по теме: «Глагол».

Урок общеметодологической направленности

Ответы на вопросы учебника для зачёта; написание текста под диктовку с самостоятельным выполнением и проверкой заданий: объяснение орфограмм, составление схем предложений, синт. разбор предложения, морфол. разбор глагола и т. д.

155

КР

1

К.Р. Контрольная работа по теме: «Глагол».

Урок развивающего контроля

Контрольная работа

156

1

Работа над ошибками в контрольной работе

Урок развивающего контроля

Группировка ошибок, работа по алгоритмам с помощью учеников- консультантов

Повторение (14 час.)

157

1

Повторение синтаксиса и пунктуации. Знаки препинания в предложении.

РР. Составление плана-сообщения в учебно-научном стиле.

Урок общеметодологической направленности

Устные ответы на вопросы для зачёта; составление схем сложных предложений, синтаксический разбор простого и сложного предложений; подготовка в группах сообщений; составление и запись диалога; выработка критериев для оценивания письменных заданий  зачёта

158

1

Повторение морфологии. Части речи

Урок общеметодологической направленности

Устные ответы на вопросы для зачёта; группировка слов по видам орфограмм; морфологический разбор существ. и глагола; опознавание служебных частей речи и объяснение их роли в тексте; составление таблицы «Части речи»; выработка критериев для оценивания письменных заданий  зачёта

159

1

Зачёт по синтаксису и морфологии

Урок развивающего контроля

Зачёт

160

РР

1

Р.Р. Свободный диктант.

Развитие речи

Свободный диктант с грамматическим заданием

161

РР

1

РР Выполнение проектов «Удивительная страна – Русский язык»

Развитие речи

Выбор формы результата; индивидуальная работа  

162

РР

1

РР Защита проектов по теме «Удивительная страна – Русский язык»

Развитие речи

Защита проектов

163

1

Повторение фонетики, состава слова и словообразования

Урок общеметодологической направленности

Устные ответы на вопросы для зачёта; работа с текстом: определение стиля и типа речи , графическое объяснение условия выбора орфограмм; подбор и запись слов по схемам; выработка критериев для оценивания письменных заданий  зачёта

164

1

Повторение лексики.  

Урок общеметодологической направленности

Устные ответы на вопросы для зачёта; работа с текстом: определение стиля и типа речи, поиск ключевых слов, подбор синонимов; чтение текста изучающим чтением, формулирование основной мысли; выработка критериев для оценивания письменных заданий  зачёта

165

РР

1

Р.Р. Творческое списывание с самостоятельным лексическим выбором.

Развитие речи

Р.Р. Творческое списывание с самостоятельным лексическим выбором. Сравнение своего текста с авторским, формулирование выводов

166

1

Повторение орфографии. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах

Урок общеметодологической направленности

Устные ответы на вопросы для зачёта; работа с текстом: выписывание слов с орфограммами в разных частях слова; заполнение таблицы своими примерами; самодиктант; выработка критериев для оценивания письменных заданий  зачёта

167

1

 Зачёт по фонетике, лексике, орфографии

Урок развивающего контроля

Зачёт

168

КР

1

К.Р. Итоговая контрольная работа за год.

Урок развивающего контроля

Итоговая контрольная работа с грамматическим заданием

169

1

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Урок развивающего контроля

Группировка ошибок, работа по алгоритмам с помощью учеников- консультантов

170

1

Повторение по теме: «Текст, стили и типы речи»

Урок общеметодологической направленности

Устные ответы на вопросы для повторения; по таблице составление вопросов по теме «Текст», озаглавливание таблицы; определение в тексте средств связи предложений; подготовка рассказа на тему «Текст»; самостоятельное составление текста и подбор доказательств, что записанные предложения представляют собой текст. Связный устный рассказ по таблице о типах и стилях речи, построении текстов разных типов речи, особенностях текстов разных стилей речи; анализ текста: определение темы, основной мысли, признаков и особенностей текста, способов связи предложений в тексте;  составление текста заданного стиля и типа речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 6 класса по програм-ме М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского

Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержа...

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса по программе

Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержа...

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса к учебнику В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой и др....

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов)

Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык для общеобразовательных организации с обучением на русском языке разработана в соответствии ФГОС....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...

Рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020-2021 учебный год

В данном материале содержится рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020 - 2021 учебный год. Программа разработана на основе: «Рабочих программ. Русский язык. Предметная линия ...