Рабочая программа учебного курса по русскому языку 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса по русскому языку 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_5_klass_buneev._2012.doc | 357 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
Рассмотрено на заседании кафедры «Согласовано» УТВЕРЖДЕНО
гуманитарного образования зам. директора приказом № ___
Протокол № / / « » 09.2012 г.
« » 09.2012 г. « » 09.2012 г.
Рабочая программа учебного курса
по русскому языку 5 класса
Составитель:
Казанцева Клавдия Сергеевна,
учитель русского языка
и литературы
высшей кв. категории
2012 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного образования по русскому языку, авторской программы под редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «Программа по русскому языку,5-11 кл.(М.: Баласс, 2008.). Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Бунеев Р. Н, Бунеева Е. В. «Русский язык»,5 кл. 2 книги – М.: Баласс, 2012.
Цели обучения для уч-ся 5 класса авторская программа ставит следующие:
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах его
использования, обогащение словарного запаса уч-ся;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании, об основных нормах
литературного русского языка;
- формирование умений опознавать, классифицировать, систематизировать языковые факты;
- формирование умений работать с текстом, осуществлять поиск информации, извлекать и
преобразовывать нужную информацию.
Данная рабочая программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).
Особенностью авторской программы является то, что в её основу положены педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».
Ведущие принципы курса: личностно ориентированные, культурно ориентированные, деятельностно ориентированные.
На этапе введения знаний применяется технология проблемно – диалогического обучения, которая обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология использует методы постановки, поиска решения проблемы.
В рамках технологи развития критического мышления ученики составляют концептуальные, сводные таблицы, кластеры.
В течение года ученики выполнят на уроках следующие проекты: «Осень», «Подготовка школьного словаря», «Путешествие», «Зима», «Подготовка презентации о 5 А классе», «Подготовка к празднику», «Удивительная страна – Русский язык». В ходе работы над проектами пятиклассники учатся коллективно и самостоятельно обдумывать и выстраивать пути достижения поставленных целей, анализировать полученный результат проделанной работы, представлять его одноклассникам.
На уроках используются коллективные, групповые, индивидуальные формы работы. Основные виды контроля: диктант, сочинение, изложение, тест, зачёт, устное высказывание, анализ текста.
Учебно - методическое обеспечение:
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Программа по русскому языку. – М:Баласс, 2008;
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Русский язык. 5 класс, 2 части, 2012;
- Бенеева Е. В. Русский язык. 5 класс: методические рекомендации для учителя.- М: Баласс, 2006;
- Барова Е. С. Сборник диктантов для 5-7 классов: пособие для учителя М: Баласс, 2002
- Барова Е. С., Богданова М. Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 5 класс: в 2х
частях – М: Баласс, 2006;
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- культура речи
- уроки русского языка (Кирилла и Мефодия)
- большая детская энциклопедия по русскому языку
- справочник школьника по русскому языку
- русский речевой этикет
- сборник лучших словарей русского языка
Информационные ресурсы в Интернете:
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия»
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет»
www.mbricon.ru Энциклопедия «Рубрикон»
www.slovari.ru Электронные словари
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык»
Результаты освоения учебного предмета
обучающимися 5 класса
Личностные результаты | Ученик научится (базовый уровень) | Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень) | Метапредметные результаты | Ученик научится (базовый уровень) | Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень) |
Самоопределение | потребность в самовыражении и самореализации | готовность к самовыражению и самореализации | Коммуникативные | формулировать собственное мнение и позицию | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию |
Смыслообразование | осваивать и использовать новые способы действий | самостоятельно применять изученные способы действий в учебных ситуациях | Познавательные | наблюдать за языковым материалом, формулировать тему урока, проблему, выдвигать и проверять гипотезы, создавать тексты в устной и письменной форме, извлекать и отбирать информацию из разных источников и преобразовывать её в соответствии с поставленными задачами | самостоятельно проводить наблюдение, формулировать тему урока, проблему, выдвигать и проверять гипотезы, создавать тексты в устной и письменной форме, извлекать и отбирать информацию из разных источников и преобразовывать её в соответствии с поставленными задачами |
Морально – этическая ориентация | развитие морального мышления и поведения | высказывать своё мнение в обсуждении моральных дилемм, конфликтов | Регулятивные | целеполаганию | самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи |
ИКТ- компетентность | пользоваться электронными пособиями, справочниками, тренажёрами | самостоятельно использовать в обучении электронные пособия, справочники, тренажёры |
Предметные результаты
№ | Содержание тем курса | Выпускник научится (базовый уровень) | Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень) |
1 | Фонетика. Орфоэпия | характеризовать звуки речи, соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением | объяснять особенности произношения и написания слова с помощью транскрипции |
2 | Лексикология | иметь представление о богатстве и многообразии лексического состава русского языка; уметь использовать синонимы, антонимы, переносные значения слов в речи | определять роль использования разнообразных лексических единиц в текстах; создавать устные и письменные работы с использованием лексических единиц с разными целями |
3 | Морфемика и словообразование | членить слова на морфемы; применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания | самостоятельно применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания |
4 | Морфология | знать изученные части речи и правильно их употреблять | обосновывать уместное употребление в речи изученных частей речи и их форм |
5 | Синтаксис | знать особенности синтаксических единиц: словосочетания, предложения, второстепенных членов, вводных слов; уметь правильно употреблять их в речи | обосновывать уместное употребление в речи изученных синтаксических единиц |
6 | Речь | определять стиль (художественный и научный) и тип текста, писать элементарные тексты в заданных стилях и типах речи, выделять в тексте ключевые слова, последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом; находить в тексте и использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций (однородные члены предложения, соединенные разными способами, обращения, риторические вопросы, бессоюзные и союзные сложные предложения) | обосновывать использование определённого стиля и типа речи в создании собственных текстов; обосновывать использование в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций (однородные члены предложения, соединенные разными способами, обращения, риторические вопросы, бессоюзные и союзные сложные предложения) |
7 | Правописание: орфография и пунктуация | знать изученные орфограммы и пунктограммы и применять правила на письме | знать основные принципы русской орфографии |
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Кол-во часов | В том числе | |
Развитие речи | Контрольные работы | |||
1 | Язык как средство общения | 1 | ||
2 | Слово в языке и речи. Слово и его звуковая оболочка | 14 | 3 | 1 |
3 | Слово и его лексическое значение | 26 | 1 | |
4 | Грамматическое значение слова | 3 | ||
5 | Слово в предложении | 16 | 1 | 1 |
6 | Слово в тексте | 7 | 4 | |
7 | Имя существительное в языке и речи | 31 | 3 | 2 |
8 | Местоимение-существительное в языке и речи | 17 | 3 | 1 |
9 | Глагол в языке и речи | 41 | 5 | 2 |
10 | Повторение | 14 | 4 | 1 |
11 | Итого | 170 | 23 | 9 |
Календарно - тематическое планирование по русскому языку в 5 А классе
№ | Кол-во часов | Дата | Тема урока | Тип урока | Вид деятельности уч-ся |
Введение (1 час) | |||||
1 | 1 | Язык как средство общения. | Урок открытия нового знания | Чтение, сопоставление, анализ текстов о русском языке; выписывание цитат о русском языке; устные ответы на вопрос: нужно ли изучать русский язык в школе? | |
Повторение. Слова в языке и речи. Слово и его звуковая оболочка (13 час.) | |||||
2 | 1 | Звуки языка. Гласные и согласные звуки. | Урок общеметодологической направленности | Подбор парных звуков; работа с транскрипцией; составление таблицы «Звуки языка»; устный рассказ о звуках речи | |
3 | 1 | Звук и буква. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Р.Р. Пересказ уч. текста. | Урок общеметодологической направленности | Наблюдение, формулирование правила о двойной роли букв е, ё, ю, я; краткая запись; фонетический разбор слов; распределительное письмо; самостоятельная работа | |
4 | 1 | Звук и слог. Р.Р. Учебный текст. Правила переноса слов. | Урок общеметодологической направленности | Фонетический разбор; доказательства правильного и неправильного переноса слов; чтение учебного текста, озаглавливание его частей, подбор своих примеров, рассказ по плану | |
5 | 1 | Орфограмма. Опознавательные признаки орфограммы | Урок общеметодологической направленности | Ответы на вопросы в тексте; поиск орфограммы в тексте; подбор проверочных слов | |
6 | 1 | Орфограммы – согласные буквы в корне слова | Урок общеметодологической направленности | Распределительное письмо; разбор по составу; рассказ по таблице | |
7 РР | 1 | Р.Р. Подробное изложение текста-описания. | Развитие речи | Чтение памятки; выписывание ключевых слов, составление плана; пересказ по плану и ключевым словам темы; написание изложения | |
8 | 1 | Условия выбора орфограммы. Орфограммы-буквы ъ и ь. Р.Р. Составление устного рассказа по теме «Орфограмма». | Урок общеметодологической направленности | Распределительное письмо; объяснительный диктант; устный рассказ по теме | |
9 | 1 | Нормы произношения звуков речи. Р.Р. Смысловые части текста. | Урок общеметодологической направленности | Слушание аудиокурса «Орфоэпические нормы» и выполнение записей в тетради; составление плана к уч. тексту; пересказ по плану; произношение слов в соответствии с нормами | |
10 | 1 | Буквы о, е после шипящих в корне слова. Подготовка к контрольной работе | Урок общеметодологической направленности | Наблюдение, формулирование правила; подбор однокоренных слов; объяснительный диктант | |
11 | 1 | К.Р. Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного». | Урок развивающего контроля | Диктант с грамматическим заданием | |
12 | 1 | Работа над ошибками в диктанте | Урок развивающего контроля | Классификация ошибок; использование алгоритма при выполнении упр.; подбор примеров на определенные правила | |
13 РР | 1 | Выполнение проекта по теме «Осень» | Развитие речи | Мозговой штурм; парная работа; игра «Говорящие вещи»; выступления учеников | |
14 РР | 1 | Р.Р. Сочинение «Я иду по лесной тропинке», «Звуки и краски осени», «Цветной хоровод» | Развитие речи | Составление плана, рассказы по плану; написание сочинения | |
Слово и его лексическое значение (26 час.) | |||||
15 | 1 | Лексика. Лексическое значение слова. | Урок открытия нового знания | Работа с толковым словарём; наблюдение; сравнение; эксперимент | |
16 | 1 | Способы толкования лексического значения слова. | Урок открытия нового знания | Наблюдение; формулирование проблемы, выдвижение гипотез; работа с толковым словарём, текстом; защита презентаций учениками | |
17 | 1 | Многозначность слова. Прямое и переносное значение | Урок открытия нового знания | Работа с электронной энциклопедией: выделение главной информации, сопоставление её с уч. текстом; составление словосочетаний со словами в прямом и переносном значении | |
18 | 1 | Многозначные слова и омонимы. РР Описание | Урок открытия нового знания | Работа с электронной энциклопедией: наблюдение, выводы; составление схемы «Различие омонимов и многозначных слов»; придумывание загадок ; составление предл-ий с омонимами | |
19 | 1 | Синонимы. Р.Р. Редактирование предложений. | Урок открытия нового знания | Работа со словарями синонимов и антонимов, наблюдение, гипотезы, выводы, подбор синонимов (антонимов), орфогр. диктант, взаимопроверка, редактирование предложений; выполнение и защита проекта «Подготовка школьного словаря» | |
20 | 1 | Антонимы | Урок открытия нового знания | ||
21 | 1 | Морфема – значимая часть слова. Р.Р. Повествование. | Урок открытия нового знания | Сравнение; устные ответы; доказательства; конструирование слов, разбор по составу; работа с текстом | |
22 | 1 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слов | Урок открытия нового знания | Наблюдение, формулирование пробл. вопроса, выдвижение и проверка гипотез, формулирование правила, построение алгоритма и использование его в практической работе; самопроверка и взаимопроверка; комментированный, распределительный диктант; устный рассказ по теме урока; работа с ключевыми словами темы; выполнение тестовых заданий. | |
23 | 1 | Буквы а, о в корнях –лаг-, -лож-. Р.Р. Устный рассказ на тему «В походе» | Урок открытия нового знания | ||
24 | 1 | Буквы а, о в корнях –раст-, -ращ-, -рос-. | Урок открытия нового знания | ||
25 | 1 | Урок-практикум по теме: «Чередующиеся гласные в корне слова». | Урок рефлексии | ||
26 | 1 | Буквы а, о в корнях –гар-, -гор-. Р.Р. Свободный диктант | Урок открытия нового знания | ||
27 | 1 | Буквы а, о в корнях –зар-, зор- | Урок открытия нового знания | ||
28 | 1 | Урок-практикум по теме: «Чередующиеся гласные в корне слова» | Урок рефлексии | Поиск информации в электронной энциклопедии и составление кластера по теме «Чередующиеся гласные в корне слова»; использование алгоритма в практической работе | |
29 | 1 | Значение приставок. Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з-, с- | Урок открытия нового знания | Наблюдение, формулирование проблемного вопроса, выдвижение и проверка гипотез, выводы; моделирование слов и предложений; подбор слов-синонимов; диктанты: графический, выборочный, объяснительный, «четвёртый лишний»; группировка слов по видам орфограмм и по условию выбора написания; работа с ключевыми словами темы; составление тестовых заданий; выполнение тестовых заданий или самостоятельной работы | |
30 | 1 | Буквы е, и в приставках пре-, при- | Урок открытия нового знания | ||
31 | 1 | Урок-практикум по теме: «Правописание приставок пре-, при-.» | Урок рефлексии | ||
32 | 1 | Буквы з, с на конце приставок. Р.Р. Свободный диктант | Урок открытия нового знания | ||
33 | 1 | Буквы ы, и после приставок | Урок открытия нового знания | ||
34 | 1 | Урок-практикум по теме: «Правописание приставок» | Урок рефлексии | ||
35 | 1 | Значение суффиксов | Урок открытия нового знания | ||
36 | 1 | Приставочный и суффиксальный способы образования слов | Урок открытия нового знания | ||
37 | 1 | Сложные и сложносокращенные слова, образование и правописание | Урок открытия нового знания | ||
38 | 1 | Систематизация и обобщение по теме «Орфограммы корня, суффиксов и приставок» | Урок общеметодологической направленности | Составление концептуальной таблицы; подбор примеров; устные ответы по таблице; объяснительное письмо | |
39 | 1 | К.Р. Контрольная работа по теме «Орфограммы корня, суффиксов и приставок» | Урок развивающего контроля | Контрольная работа | |
40 | 1 | Работа над ошибками в контрольной работе. РР Составление грамматической сказки | Урок развивающего контроля | Группировка орфограмм, работа по алгоритму, помощь уч-ся – консультантов. Составление грамматической сказки | |
Грамматическое значение слова (3 час.) | |||||
41 | 1 | Окончание, форма слова. Р.Р. Сочинение-описание по опорным словам | Урок открытия нового знания | Сравнение; доказательство; объяснение; разбор по составу; морф. разбор; моделирование слов; распределительный диктант; работа с таблицей;; составление вопросов к уч. тексту; рассказ по теме | |
42 | 1 | Морфологические признаки самостоятельных частей речи | Урок открытия нового знания | Формулирование вопросов классу после прочтения уч. текста; составление схемы «Части речи»; группировка и классификация частей речи; объяснение и доказательство; заполнение таблицы «Морфологические признаки сущ., прил, и личного местоимения» | |
43 | 1 | Служебные части речи | Урок открытия нового знания | Эксперимент, наблюдение, формулирование вывода; беседа; составление плана к уч. тексту, пересказ по плану; сопоставление служебных частей речи | |
Слово в предложении (17 час.) | |||||
44 | 1 | 4. Слово в словосочетании и предложении. Р.Р. Пересказ учебного текста | Урок открытия нового знания | Составление концептуальной таблицы, ответы по таблице с примерами; док-ва; конструирование словосочетаний и предл-ий; чтение уч. текста с использованием памятки | |
45 | 1 | Слово как член предложения. Главные члены предложения Р.Р. Составление учебного текста по вопросам | Урок открытия нового знания | Составление уч. текста по вопросам, схем к пр-ям, преобразование пр-ий, графический диктант; составление уч. текста с помощью памятки | |
46 | 1 | Второстепенные члены предложения. Определение. Р.Р. Сочинение-описание | Урок открытия нового знания | Наблюдение; эксперимент; подбор определений, дополнений, обстоятельств в тексте; мини- сочинения, разбор по членам предл-ия, составление обобщающей таблицы; сам-ая работа с само или взаимопроверкой | |
47 | 1 | Дополнение. Р.Р. Сочинение-повествование. | Урок открытия нового знания | ||
48 | 1 | Обстоятельство, виды обстоятельств. Р.Р. составление плана учебного текста | Урок открытия нового знания | ||
49 | 1 | Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. Р.Р. Творческое списывание | Урок открытия нового знания | Прогнозирование, поиск ответов на вопросы в уч. тексте; составление схем; творческое списывание; работа с текстом; конструирование предл-ий; графический диктант; слушание аудиокурса по культуре речи «Синтаксис предложения с однородными членами», записи основных положений и подбор своих примеров | |
50 | 1 | Предложения с обобщающим словом при однородных членах | Урок открытия нового знания | ||
51 | 1 | Систематизация и обобщение по теме «Однородные члены предложения» | Урок общеметодологической направленности | Составление предложений по схемам с однородными членами; составление текста с однородными членами; зачёт | |
52 | 1 | Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращениями | Урок открытия нового знания | Поиск информации в электронной энциклопедии; сравнение её с уч. текстом, отбор главной информации; выборочное списывание; конструирование предл-ий; работа со схемами; подбор синонимов к вводным словам; сопоставление обращений и вводных слов | |
53 | 1 | Вводные слова, значения вводных слов | Урок открытия нового знания | ||
54 | 1 | Синтаксический разбор простого предложения | Урок открытия нового знания | Наблюдение; составление плана разбора предл-ий; синт. разбор предл-ий; работа с ключевыми словами темы; составление и выполнение тестовых заданий | |
55 | 1 | Сложное предложение | |||
56 | 1 | Синтаксический разбор сложного предложения | |||
57 РР | 1 | Р.Р. Подробное изложение текста-повествования | Развитие речи | Выписывание ключевых слов, самост-ое составление плана, пересказ по плану и ключевым словам; написание изложения | |
58 | 1 | Знаки препинания и их роль в письменной речи. Систематизация изученного материала | Урок общеметодологической направленности | Наблюдение; классификация, работа с таблицей; ответы о 3х группах знаков препинания; сам-ая работа | |
59 | 1 | К.Р. Диктант с грамматич. заданием по теме «Слово в предложении» | Урок развивающего контроля | Контрольная работа | |
60 | 1 | Анализ контрольной работы | Урок развивающего контроля | Группировка ошибок, работа по алгоритмам с помощью учеников- консультантов | |
Слово в тексте (7 час.) | |||||
61 РР | 1 | РР Художественный и научный текст | Развитие речи | Слушание аудиокурса об особенностях художественного и научного стилей речи и краткие записи в таблицу; анализ текстов по записям в таблице | |
62 РР | 1 | Р.Р. Подробное изложение художественного текста-описания | Развитие речи | Выписывание ключевых слов из текста; составление плана текста; пересказ по плану; написание изложения | |
63 | 1 | Учебно-научный текст. Изучающее чтение | Урок открытия нового знания | Прогнозирование; работа с уч. статьёй; изучающее чтение текста с использованием памятки | |
64 | 1 | Монолог и диалог. Знаки препинания при оформлении диалога на письме | Урок открытия нового знания | Наблюдение, сравнение текстов; эксперимент; составление таблицы; составление диалогов по схемам и схем к диалогу | |
65 | 1 | Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Разговорный стиль | Урок открытия нового знания | Наблюдения, выводы; распределит. диктант; стилистич. анализ текста по плану; составление диалога по заданию и доказательства принадлежности его разговорному стилю | |
66 РР | 1 | Р.Р. Выполнение проекта «Путешествие» | Развитие речи | Мозговой штурм; групповая работа; игра «Вытащи вопрос»; выступления учеников | |
67 РР | 1 | РР Сочинение «Маленькое путешествие» | Развитие речи | Самост-ое составление плана; написание сочинения | |
Имя существительное в языке и речи (31 час.) | |||||
68 | 1 | Имя существительное как часть речи. Лексическое значение сущ-ого | Урок открытия нового знания | Работа с толковым словарём; распределительное письмо; док-ва; поиск лишнего слова; анализ текста | |
69 | 1 | Способы образования имен существительных | Урок открытия нового знания | Наблюдение; выводы о способах образования слов; синонимичная замена суффиксов; поиск новой информации; ответ на проблемный вопрос; сост-ие плана ответа по теме урока; рассказ по плану; самостоят. работа | |
70 | 1 | Гласные в суффиксах имен существительных –ек, -ик | Урок открытия нового знания | Наблюдение; формулирование проблемного вопроса, выдвижение гипотез, построение алгоритма; тренировочные упр., диктанты: объяснительный, распределительный, комментированный; устный рассказ на тему; самост-ая работа с само и взаимопроверкой; составление тестовых заданий на изученные правила | |
71 | 1 | Буквы ч и щ в суффиксах имен существительных – чик (-щик) | Урок открытия нового знания | ||
72 | 1 | Буквы о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных | Урок открытия нового знания | ||
73 | 1 | Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные | Урок открытия нового знания | Поиск новой информации в уч. тексте; выборочное списывание; распределит. письмо; мини- сочинение о своей фамилии | |
74 | 1 | Род имен существительных. | Урок открытия нового знания | Распределит. письмо; эксперимент; ответ на вопрос: для чего нужно определять род сущ-х? выводы, сопоставление своих выводов с учебным текстом; поиск новой информации в энциклопедии | |
75 | 1 | Имена существительные общего рода. Р.Р. Сочинение-миниатюра с использованием имен существительных общего рода | Урок открытия нового знания | Наблюдение, выводы; распредел. письмо; предположение, составление предл-ий по заданию; морфологич. разбор сущ.; самост. работа | |
76 | 1 | Число имен существительных | Урок открытия нового знания | Поиск новой информации в электронной энциклопедии; структурирование материала; наблюдение за образованием формы Р. п. мн. числа | |
77 | 1 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Р.Р. Составление учебно-научного текста | Урок открытия нового знания | Распределение слов по тематическим группам; подбор своих примеров; наблюдение, выводы; составление учебно-научного текста; предупредительный диктант | |
78 | 1 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | Урок открытия нового знания | ||
79 РР | 1 | РР Выполнение проекта по теме « Зима» | Развитие речи | Мозговой штурм, групповая работа, защита проектов | |
80 РР | 1 | Р.Р. Сочинение по картине И.И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем» | Развитие речи | Составление плана; рассказ по плану; написание сочинения | |
81 | 1 | Падеж, склонение имен существительных. Р.Р. Сочинение-миниатюра (пейзажная зарисовка) | Урок открытия нового знания | Поиск новой информации в электронной энциклопедии; сравнение информации со своими знаниями по теме; ответ на проблемный вопрос; распределительное письмо; работа со схемами предл-ий; мини-сочинение | |
82 | 1 | Разносклоняемые имена существительные | Уроки открытия нового знания | Наблюдение по материалу упр.; поиск материала в электронной энциклопедии; структурирование и составление таблицы; сочинение – миниатюра с использованием несклоняемых слов | |
83 | 1 | Несклоняемые имена существительные. | |||
84 | 1 | Буквы е, и в падежных окончаниях имен существительных. | Уроки открытия нового знания | Наблюдение; построение алгоритма; выполнение упр. по алгоритму; док-ва; объяснительный диктант; работа с текстом | |
85 | 1 | Правописание имен существительных на –ия, -ие, -ий в ед ч. | |||
86 | 1 | Систематизация и обобщение по теме: «Правописание гласных падежных окончаний имен существительных в ед. ч.» | Урок общеметодологической направленности | Выполнение упр. по алгоритму; док-ва; объяснительный диктант; выполнение тестовых заданий | |
87 КР | 1 | К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание существительных» | Урок развивающего контроля | Контрольный диктант | |
88 | 1 | Анализ контрольной работы. Имя существительное в роли подлежащего. Однородные подлежащие | Урок открытия нового знания | Помощь консультантов- уч-ся. Наблюдение; выводы; формулирование правила; подбор определений к тексту, сопоставление дополнений и обстоятельств, конструирование предл-ий, синтаксич. разбор предл-ий, работа с ключевыми словами по теме; самост. творческая работа | |
89 | 1 | Имя существительное в роли дополнения. Прямое и косвенное дополнение | Урок открытия нового знания | ||
90 | 1 | Имя существительное в роли определения | Урок открытия нового знания | ||
91 | 1 | Имя существительное в роли обстоятельства | Урок открытия нового знания | ||
92 | 1 | Имя существительное в роли сказуемого | Урок открытия нового знания | ||
93 | 1 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Урок открытия нового знания | Наблюдение, подбор примеров для таблицы, формулирование правила, сравнение его с уч. текстом; конструирование предл-ий; составление схем; устный рассказ по теме урока | |
94 | 1 | Морфологический разбор имени существительного | Урок открытия нового знания | Составление таблицы «Синтаксич. роль существительного»; выбор правильного варианта морфологического разбора сущ-ого из двух вариантов; сравнение его с разбором в видеоролике «Морфологич. разбор существительного»; разбор сущ-ого | |
95 | 1 | Имена существительные в тексте. Подготовка к контрольной работе | Урок открытия нового знания | Языковой анализ текста; эксперимент; Слушание аудиокурса по культуре речи «Употребление сущ-х в речи», пересказ с примерами; орфографический и пунктуационный разборы | |
96 РР | 1 | Р.Р. Подробное изложение текста повествования с элементами описания. | Развитие речи | Выписывание ключевых слов, составление плана текста, пересказ по плану и ключевым словам, написание изложения | |
97 КР | 1 | К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя существительное». | Урок развивающего контроля | Контрольный диктант | |
98 | 1 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Урок развивающего контроля | Группировка ошибок, работа по алгоритмам с помощью учеников- консультантов | |
Местоимения-существительные в языке и речи (17 час.) | |||||
99 | 1 | Разряды местоимений | Уроки открытия нового знания | Наблюдение, формулирование проблемного вопроса, выдвижение гипотез; сопоставление своих выводов со статьёй и правилом в учебнике; сопоставление местоимений с существительными; поиск ответа на вопрос в тексте и новой информации в электронной энциклопедии и учебнике; выводы об особенностях склонения местоимений; определение их синтаксической роли в предложении; составление алгоритма правописания неорпр. и отриц. местоимений; группировка слов по условиям выбора орфограммы; распределительный, объяснительный, выборочный диктанты; корректирование предложений; выполнение тестовых заданий, самостоятельных работ | |
100 | 1 | Личные местоимения-существительные. | |||
101 | 1 | Возвратное местоимение-существительное себя. Р.Р. Сочинение-размышление «Рассказ о себе» | |||
102 | 1 | Вопросительные местоимения-существительные кто и что. | |||
103 | 1 | Неопределенные местоимения-существительные | |||
104 | 1 | Правописание неопределенных местоимений-существительных | |||
105 | 1 | Отрицательные местоимения-существительные | |||
106 | 1 | Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях-существительных | |||
107 РР | 1 | Р.Р. Выполнение проекта «Подготовка презентации о 5 А классе» | Развитие речи | Мозговой штурм; групповая работа; игра «Вытащи вопрос»; НАПИСАНИЕ ПИСЕМ; выступления учеников | |
108 | 1 | Урок – практикум по теме: «Правописание отрицательных местоимений» | Урок рефлексии | Выполнение тренировочных заданий, упр., теста с использованием алгоритма; конструирование и корректирование предложений | |
109 | 1 | Роль местоимений-существительных в предложении | Урок открытия нового знания | Выполнение упр., обобщение и объяснение наблюдений, формулирование выводов; распределительное письмо; составление предложений по заданию; устный рассказ по ключевым словам темы | |
110 | 1 | Морфологический разбор местоимений-существительных | Урок открытия нового знания | Беседа по обобщающим вопросам; выбор правильного варианта морфологического разбора местоимения с объяснением выбора; сравнение его с разбором в видеоролике «Морфологич. разбор местоимения»; морфологический разбор местоимений | |
111 РР | 1 | РР Местоимения-существительные в тексте. Р.Р. Творческое списывание | Урок открытия нового знания | Чтение текста; наблюдение; эксперимент; выводы уч-ся; творческое списывание с выбором слов из ряда данных | |
112РР | 1 | Р.Р. Сочинение-повествование с использованием местоимений-существительных. | Развитие речи | Написание сочинения с использованием местоимений | |
113 | 1 | Систематизация и обобщение по теме: «Местоимения-существительные» | Урок общеметодологической направленности | Устный рассказ на тему «Что я знаю о местоимениях – существительных»; выполнение упр. с использованием алгоритма; объяснительный диктант | |
114 КР | 1 | К.Р. Контрольная работа по теме: «Местоимения-существительные» | Урок развивающего контроля | Контрольная работа | |
115 | 1 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Урок развивающего контроля | Группировка ошибок, работа по алгоритмам с помощью учеников- консультантов | |
Глагол в языке и речи (41 час) | |||||
116 | 1 | Глагол как часть речи. Лексическое значение глагола Р.Р. Сочинение-миниатюра (повествование) с использованием глаголов звучания | Урок открытия нового знания | Обобщающая беседа; работа с этимологическим словарем; наблюдение; эксперимент; формулирование выводов; определение общего грам. значения глаголов и группировка; ответ на вопрос: какую роль играют глаголы в данных повествовательных текстах? Сочинение-миниатюра (повествование) с использованием глаголов звучания | |
117 | 1 | Способы образования глаголов | Урок открытия нового знания | Беседа о способах образования слов; выписывание из текста глаголов, определение способов их образования; составление таблицы; графическое обозначение способов образования глаголов; устный рассказ по теме | |
118 | 1 | Глаголы переходные и непереходные | Урок открытия нового знания | Группировка словосочетаний сказуемое + дополнение, наблюдение, выводы; подбор своих примеров; сопоставление собственных выводов со ст. учебника; выделение ключевых слов и рассказ по ним; распределительный диктант; слуховой диктант; устный рассказ по теме | |
119 | 1 | Практикум. Глаголы переходные и непереходные. | Урок рефлексии | Составление алгоритма, работа по алгоритму; устный ответ по теме | |
120 | 1 | Возвратные глаголы. Р.Р. Редактирование предложений с возвратными глаголами | Урок открытия нового знания | Доказательства, наблюдения, выводы; составление плана к уч. тексту и пересказ по плану; корректирова ние предложений | |
121 | 1 | Вид глагола | Уроки открытия нового знания | Распределительное письмо; чтение и пересказ уч. статьи; наблюдение и ответы на вопросы: какое действие обозначают глаголы сов. и несов. видав тексте? Какие суффиксы иеют глаголы сов. И несов. вида? и др.; поиск лишнего слова; образование видовых пар; корректирование предложений | |
122 | 1 | Видовые пары глагола. Р.Р. Сочинение-миниатюра с использованием глаголов движения. | |||
123 | 1 | Гласные в суффиксах глаголов -ова (-ева), -ыва (-ива) | Урок открытия нового знания | Построение гипотезы на основе анализа данных; сравнение собственных выводов с правилом в учебнике; составление и использование алгоритма в практической работе; распределительный диктант; самодиктант; устный рассказ по теме; сочинение - миниатюра | |
124 | 1 | Буквы е - и в корнях с чередованием | Урок открытия нового знания | ||
125 | 1 | Буквы о - а в корнях –кас-, -кос-. | Урок открытия нового знания | ||
126 | 1 | Урок – практикум по теме: «Буквы е – и, а-о в корнях с чередованием». | Урок рефлексии | ||
127 | 1 | Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы | Урок открытия нового знания | Построение гипотезы об особенностях спряжения разноспрягаемых глаголов по аналогии с разносклоняемыми сущ; сравнение предположений с таблицей в учебнике; тренировочные упр. | |
128 | 1 | Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов | Уроки рефлексии | Сравнение своих ответов на вопросы с правилом; восстановление недостающего шага в алгоритме; подбор примеров к каждому шагу алгоритма; выполнение упр. с использованием алгоритма; наблюдение за приставочными глаголами и определение способа спряжения для них; рассказывание правила | |
129 | 1 | Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов | |||
130 | 1 | Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов | |||
131 | 1 | Подготовка к контрольной работе по теме «Глагол» | Урок общеметодологической направленности | Составление обобщающей таблицы «Орфограммы в корне, суффиксе, окончании глагола» и подбор примеров; выполнение упр. с использованием алгоритма | |
132 КР | 1 | Контрольная работа по теме «Глагол». | Урок развивающего контроля | Контрольная работа | |
133 | 1 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Урок развивающего контроля | Группировка ошибок, работа по алгоритмам с помощью учеников- консультантов | |
134 РР | 1 | Р.Р. Свободный диктант | Развитие речи | Анализ текста, составление плана, написание свободного диктанта | |
135 | 1 | Изъявительное наклонение глагола | Уроки открытия нового знания | Наблюдение; выводы об образовании и изменении наклонений глагола; запись правила в виде схемы; дополнение таблицы своими примерами; устный рассказ по теме урока; составление предложений; выборочное списывание; составление обобщающей таблицы о наклонениях глагола; выполнение пректа | |
136 | 1 | Условное наклонение. РР Выполнение проекта «Подготовка к празднику» | |||
137 РР | 1 | Р.Р. Сочинение-миниатюра на тему: «Если бы я был волшебником» | |||
138 | 1 | Повелительное наклонение. | Наблюдение; выводы об образовании и изменении наклонений глагола; запись правила в виде схемы; дополнение таблицы своими примерами; устный рассказ по теме урока | ||
139 | 1 | Правописание глаголов в форме повелительного наклонения. | Урок открытия нового знания | Наблюдение; выводы; сравнение с правилом; подбор синонимов; составление словосочетаний; сочинение-миниатюра | |
140 РР | 1 | Р.Р. Сочинение-рассуждение. | Развитие речи | Знакомство с построением рассуждения; написание сочинения - рассуждения | |
141 | 1 | Настоящее время глагола. Лицо и число. Р.Р. Составление плана текста. | Уроки открытия нового знания | Группировка глаголов; наблюдение, анализ полученной информации и выводы; беседа; составление плана уч. текста; рассказ по плану; сопоставление форм глагола; составление кластера | |
142 | 1 | Будущее время глагола. Лицо и число. Будущее простое и сложное. | |||
143 | 1 | Прошедшее время глагола. Род. Р.Р. Составление плана-ответа на тему: «Прошедшее время глагола». | |||
144 | 1 | Гласные буквы перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени. | Урок открытия нового знания | Наблюдение, сопоставление, выводы; сравнение своих выводов с правилом; рассказ по ключевым словам темы | |
145 РР | 1 | Р.Р. Свободный диктант. | Развитие речи | Анализ текста, составление плана, написание свободного диктанта | |
146 | 1 | Безличные глаголы. РР Составление плана-ответа на тему: «Безличные глаголы». | Урок открытия нового знания | Поиск и проверка новой информации; объяснение; составление плана ответа на тему и рассказ по плану | |
147 | 1 | Глагол как член предложения. Сказуемое. | Урок открытия нового знания | Наблюдение; выводы; группировка глаголов; стилистический анализ текста; построение схем предл-ий | |
148 | 1 | Простое глагольное сказуемое (ознакомление). | Урок открытия нового знания | Наблюдение, соотнесение собственных выводов с учебником; сравнение сказуемого простого глагольного и составного глагольного; анализ предложений; замена простого сказ. синонимичным составным глаг. сказуемым; чтение текста и иллюстрация высказываний автора текста своими примерами; распределительный диктант; составление таблицы «Виды сказуемого» | |
149 | 1 | Составное глагольное сказуемое. | |||
150 | 1 | Морфологический разбор глагола. | Урок открытия нового знания | Сопоставление последовательности разбора глагола с определением его как части речи, выводы; объяснение последовательности постоянных и непостоянных признаков глагола; морфол. разбор глагола с взаимо и самопроверкой; устный ответ по теме урока; | |
151 | 1 | Практикум. Морфологический разбор глагола | Урок общеметодологической направленности | Самостоятельное выполнение морфол. разбора глаголов с взаимо и самопроверкой; устный ответ по теме урока; анализ предложений и текста с разными видами сказуемого; | |
152 | 1 | Глаголы в тексте. Роль глаголов в текстах разных типов речи | Урок открытия нового знания | наблюдение за формами использования глаголов, за логическим ударением в текстах разных типов речи; подбор синонимов к словам; подбор доказательств к утверждению о богатстве русского языка глаголами | |
153 РР | 1 | Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему: «Богатство и выразительность глаголов в русском языке». | Развитие речи | написание сочинения-рассуждения о богатстве русского языка глаголами | |
154 | 1 | Систематизация и обобщение по теме: «Глагол». | Урок общеметодологической направленности | Ответы на вопросы учебника для зачёта; написание текста под диктовку с самостоятельным выполнением и проверкой заданий: объяснение орфограмм, составление схем предложений, синт. разбор предложения, морфол. разбор глагола и т. д. | |
155 КР | 1 | К.Р. Контрольная работа по теме: «Глагол». | Урок развивающего контроля | Контрольная работа | |
156 | 1 | Работа над ошибками в контрольной работе | Урок развивающего контроля | Группировка ошибок, работа по алгоритмам с помощью учеников- консультантов | |
Повторение (14 час.) | |||||
157 | 1 | Повторение синтаксиса и пунктуации. Знаки препинания в предложении. РР. Составление плана-сообщения в учебно-научном стиле. | Урок общеметодологической направленности | Устные ответы на вопросы для зачёта; составление схем сложных предложений, синтаксический разбор простого и сложного предложений; подготовка в группах сообщений; составление и запись диалога; выработка критериев для оценивания письменных заданий зачёта | |
158 | 1 | Повторение морфологии. Части речи | Урок общеметодологической направленности | Устные ответы на вопросы для зачёта; группировка слов по видам орфограмм; морфологический разбор существ. и глагола; опознавание служебных частей речи и объяснение их роли в тексте; составление таблицы «Части речи»; выработка критериев для оценивания письменных заданий зачёта | |
159 | 1 | Зачёт по синтаксису и морфологии | Урок развивающего контроля | Зачёт | |
160 РР | 1 | Р.Р. Свободный диктант. | Развитие речи | Свободный диктант с грамматическим заданием | |
161 РР | 1 | РР Выполнение проектов «Удивительная страна – Русский язык» | Развитие речи | Выбор формы результата; индивидуальная работа | |
162 РР | 1 | РР Защита проектов по теме «Удивительная страна – Русский язык» | Развитие речи | Защита проектов | |
163 | 1 | Повторение фонетики, состава слова и словообразования | Урок общеметодологической направленности | Устные ответы на вопросы для зачёта; работа с текстом: определение стиля и типа речи , графическое объяснение условия выбора орфограмм; подбор и запись слов по схемам; выработка критериев для оценивания письменных заданий зачёта | |
164 | 1 | Повторение лексики. | Урок общеметодологической направленности | Устные ответы на вопросы для зачёта; работа с текстом: определение стиля и типа речи, поиск ключевых слов, подбор синонимов; чтение текста изучающим чтением, формулирование основной мысли; выработка критериев для оценивания письменных заданий зачёта | |
165 РР | 1 | Р.Р. Творческое списывание с самостоятельным лексическим выбором. | Развитие речи | Р.Р. Творческое списывание с самостоятельным лексическим выбором. Сравнение своего текста с авторским, формулирование выводов | |
166 | 1 | Повторение орфографии. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах | Урок общеметодологической направленности | Устные ответы на вопросы для зачёта; работа с текстом: выписывание слов с орфограммами в разных частях слова; заполнение таблицы своими примерами; самодиктант; выработка критериев для оценивания письменных заданий зачёта | |
167 | 1 | Зачёт по фонетике, лексике, орфографии | Урок развивающего контроля | Зачёт | |
168 КР | 1 | К.Р. Итоговая контрольная работа за год. | Урок развивающего контроля | Итоговая контрольная работа с грамматическим заданием | |
169 | 1 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Урок развивающего контроля | Группировка ошибок, работа по алгоритмам с помощью учеников- консультантов | |
170 | 1 | Повторение по теме: «Текст, стили и типы речи» | Урок общеметодологической направленности | Устные ответы на вопросы для повторения; по таблице составление вопросов по теме «Текст», озаглавливание таблицы; определение в тексте средств связи предложений; подготовка рассказа на тему «Текст»; самостоятельное составление текста и подбор доказательств, что записанные предложения представляют собой текст. Связный устный рассказ по таблице о типах и стилях речи, построении текстов разных типов речи, особенностях текстов разных стилей речи; анализ текста: определение темы, основной мысли, признаков и особенностей текста, способов связи предложений в тексте; составление текста заданного стиля и типа речи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 6 класса по програм-ме М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского
Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержа...
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса по программе
Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержа...
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса к учебнику В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой и др....
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов)
Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык для общеобразовательных организации с обучением на русском языке разработана в соответствии ФГОС....
Рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык" для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса
Календарно-тематическое планирование...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...
Рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020-2021 учебный год
В данном материале содержится рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020 - 2021 учебный год. Программа разработана на основе: «Рабочих программ. Русский язык. Предметная линия ...