Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 6 класса по програм-ме М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Фадеева Татьяна Александровна

 

Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_6_klass.doc393.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Вязовка

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с. Вязовка.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ с.Вязовка

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 6 класса по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского

Составитель — Фадеева Т. А. учитель русского языка и литературы высшей категории

2013-2014 уч. г.

Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VI класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VI классе – 210 час.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VI класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Учебно-тематическое планирование

по русскому языку

Класс 6

Учитель Фадеева Татьяна Александровна  

Количество часов 210

Всего 210 часов, в неделю 6 часов

Плановых контрольных уроков 12

Административных контрольных 2

Планирование составлено на основе программы М.Т. Баранова

Учебник М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, А.А. Тростенцова –М.:Просвещение,2009

Тема урока

Кол. часов

Дата проведения

план.

факт.

Введение(2 ч.)

1

Русский язык – один из развитых языков мира

2

3.09

2

Русский язык – один из развитых языков мира

4.09

Повторение изученного в 5 классе (12 часов)

3

Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова.

1

5.09

4

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

3

6.09

5

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

7.09

6

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

9.09

7

Части речи. Морфологический разбор слова. Орфограммы в окончаниях слов.

2

10.09

8

Части речи. Морфологический разбор слова. Орфограммы в окончаниях слов.

11.09

9

Р. р. Типы речи. Стили речи

1

12.09

10

Р. р. Текст

1

13.09

11

Синтаксис и пунктуация

2

14.09

12

Синтаксис и пунктуация

16.09

13

Контрольный диктант

1

17.09

14

Анализ контрольного диктанта.

1

18.09

Лексика и фразеология. Культура речи. (18 часов)

15

Повторение изученного по лексике в 5 классе.

1

19.09

16

Р. р. Словари.

1

20.09

17

Р. р. Подробное изложение «Собиратель русских слов»

1

21.09

18

Общеупотребительные слова.

1

23.09

19

Профессионализмы.

1

24.09

20

Диалектизмы.

1

25.09

21

Жаргонизмы

1

26.09

22

Эмоционально окрашенные слова

1

27.09

23

Устаревшие слова и неологизмы

2

28.09

24

Устаревшие слова и неологизмы

30.09

25

Исконно русские и заимствованные слова

2

1.10

26

Исконно русские и заимствованные слова

2.10

27

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

2

3.10

28

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

4.10

29

Р. Р. Сочинение.

1

5.10

30

Систематизация и обобщение изученного по теме «Лексика»

1

7.10

31

Контрольный диктант по теме «Лексика»

1

8.10

32

Анализ ошибок

1

9.10

Словообразование. Орфография. Культура речи. (27 часов)

33

Повторение изученного в 5 классе по теме «Морфемика»

2

10.10

34

Повторение изученного в 5 классе по теме «Морфемика»

11.10

35

Р. р. Описание помещения. Сочинение-описание интерьера

2

12.10

36

Р.р. Описание помещения. Сочинение-описание интерьера

14.10

37

Основные способы образования слов в русском языке.

3

15.10

38

Основные способы образования слов в русском языке.

16.10

39

Основные способы образования слов в русском языке.

17.10

40

Этимология слов

1

18.10

41

Р. р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

2

19.10

42

Р. р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

21.10

43

Буквы О и А в корне – кос---кас-

2

22.10

44

Буквы О и А в корне – гор- - гар-, -зор—зар-.

23.10

45

Правописание корней с чередованием.

1

24.10

46

Буквы И и Ы после приставок

1

25.10

47

Гласные в приставках пре- и при-

4

26.10

48

Гласные в приставках пре- и при-

28.10

49

Гласные в приставках пре- и при-

29.10

50

Гласные в приставках пре- и при-

30.10

51

Соединительные О и Е в сложных словах.

1

31.10

52

Сложносокращенные слова

1

1.11

53

Контрольное сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»

2

2.11

54

Контрольное сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»

11.11

55

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

2

12.11

56

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

13.11

57

Повторение изученного по теме «Словообразование»

1

14.11

58

Контрольный диктант по теме «Словообразование»

1

15.11

59

Анализ ошибок.

1

16.11

Морфология. Орфография. Культура речи (127 часов)

Имя существительное (25 часов)

60

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»

2

18.11

61

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»

19.11

62

Р. р. Выборочное изложение

1

20.11

63

Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе -ен- существительных на мя-

2

21.11

64

Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе -ен- существительных на мя-

22.11

65

Несклоняемые имена существительные.

1

23.11

66

Род несклоняемых имен существительных

1

25.11

67

Имена существительные общего рода.

1

26.11

68

Морфологический разбор имени существительного.

1

27.11

69

Р. р. Основная мысль текста. Сжатое изложение с элементами сочинения.

1

28.11

70

Контрольная работа. Тест.

1

29.11

71

Р. р. Сочинение (упр. 236)

2

30.11

72

Р. р. Сочинение (упр. 236)

2.12

73

Не с существительными

2

3.12

74

Не с существительными

4.12

75

Буквы Ч и Щ в суффиксе —чик- - (щик-)

2

5.12

76

Буквы Ч и Щ в суффиксе —чик- - (щик-)

6.12

77

Гласные в суффиксах -ек и-ик-

1

7.12

78

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

1

9.12

79

P. p. Описание помещения по впечатлениям

2

10.12

80

P. p. Описание помещения по впечатлениям

11.12

81

Повторение темы «Имя существительное»

2

12.12

82

Повторение темы «Имя существительное»

13.12

83

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

14.12

84

Работа над ошибками.

1

16.12

Имя прилагательное (29 часов)

85

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

2

17.12

86

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

18.12

87

P.p. Сочинение - описание (упр. 280)

2

19.12

88

P.p. Сочинение - описание (упр. 280)

20.12

89

Степени сравнения имен прилагательных

4

21.12

90

Степени сравнения имен прилагательных

23.12

91

Степени сравнения имен прилагательных

24.12

92

Степени сравнения имен прилагательных

25.12

93

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

2

26.12

94

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

27.12

95

Относительные прилагательные

1

28.12

96

P. p. Выборочное изложение (упр. 297)

2

10.01

97

P. p. Выборочное изложение (упр. 297)

11.01

98

Притяжательные прилагательные

2

13.01

99

Притяжательные прилагательные

14.01

100

Морфологический разбор имени прилагательного

1

15.01

101

Не с именами прилагательными

2

16.01

102

Не с именами прилагательными

17.01

103

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

1

18.01

104

P. p. Сочинение по картине (упр. 315)

2

20.01

105

P. p. Сочинение по картине (упр. 315)

21.01

106

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

2

22.01

107

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

23.01

108

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-

1

24.01

109

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

2

25.01

110

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

27.01

111

Повторение по теме «Имя прилагательное»

1

28.01

112

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

29.01

113

Работа над ошибками.

1

30.01

Имя числительное (19 часов)

114

Имя числительное как часть речи.

1

31.01

115

Простые и составные числительные

1

1.02

116

Мягкий знак на конце и в середине числительных

3

3.02

117

Мягкий знак на конце и в середине числительных

4.02

118

Мягкий знак на конце и в середине числительных

5.02

119

Разряды числительных. Склонение количественных числительных

1

6.02

120

Числительные, обозначающие целые числа

1

7.02

121

Р. р.Выборочное изложение (упр. 366)

1

8.02

122

Дробные числительные

1

10.02

123

Собирательные числительные

1

11.02

124

Порядковые числительные

1

12.02

125

Порядковые числительные. Склонение порядковых числительных

1

13.02

126

Морфологический разбор имени числительного

1

14.02

127

Р. р. Составление диалогов и монологов

2

15.02

128

Р. р. Составление диалогов и монологов

17.02

129

Повторение темы «Имя числительное»

2

18.02

130

Повторение темы «Имя числительное»

19.02

131

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

1

20.02

132

Работа над ошибками.

1

21.02

Местоимение (21 час)

133

Местоимение как часть речи

1

22.02

134

Разряды местоимений. Личные местоимения.

1

24.02

135

Возвратное местоимение СЕБЯ

1

25.02

136

Р. р Рассказ по сюжетным рисункам (упр. 405)

1

26.02

137

Вопросительные местоимения

1

27.02

138

Относительные местоимения

1

28.02

139

Неопределенные местоимения

2

1.03

140

Неопределенные местоимения

3.03

141

Отрицательные местоимения

2

4.03

142

Отрицательные местоимения

5.03

143

Притяжательные местоимения

2

6.03

144

Притяжательные местоимения

7.03

145

Р. р Сочинение - рассуждение (упр. 436)

2

10.03

146

Р. р Сочинение - рассуждение (упр. 436)

11.03

147

Указательные местоимения

2

12.03

148

Указательные местоимения

13.03

149

Определительные местоимения

2

14.03

150

Определительные местоимения

15.03

151

Морфологический разбор местоимения

1

17.03

152

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1

18.03

153

Работа над ошибками

1

19.03

Глагол (33 час)

154

Повторение изученного в 5 классе о глаголе.

2

20.03

155

Повторение изученного в 5 классе о глаголе.

21.03

156

P. p. Сочинение - рассказ (упр. 465)

1

22.03

157

Разноспрягаемые глаголы

1

31.03

158

Глаголы переходные и непереходные

2

1.04

159

Глаголы переходные и непереходные

2.04

160

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

1

3.04

161

P. p. Изложение (упр. 485)

2

4.04

162

P. p. Изложение (упр. 485)

5.04

163

Условное наклонение

2

7.04

164

Условное наклонение

8.04

165

Повелительное наклонение

3

9.04

166

Повелительное наклонение

10.04

167

Повелительное наклонение

11.04

168

Различение повелительного наклонения и формы будущего времени

1

12.04

169

P. p. Рассказ по рисункам (упр. 502 )

2

14.04

170

P. p. Рассказ по рисункам (упр. 502 )

15.04

171

Употребление наклонений

1

16.04

172

Безличные глаголы.

2

17.04

173

Безличные глаголы

18.04

174

Морфологический разбор глагола

1

19.04

175

P. p. Рассказ на основе услышанного (упр. 520)

2

21.04

176

P. p. Рассказ на основе услышанного (упр. 520)

22.04

177

Правописание гласных в суффиксах глаголов

4

23.04

178

Правописание гласных в суффиксах глаголов

179

Правописание гласных в суффиксах глаголов

180

Правописание гласных в суффиксах глаголов

24.04

181

Повторение темы «Глагол»

2

25.04

182

Повторение темы «Глагол»

26.04

183

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

28.04

184

Работа над ошибками

1

29.04

185

P. p. Контрольное сочинение (упр. 549)

2

30.04

186

P. p. Контрольное сочинение (упр. 549)

2.05

Повторение и систематизация изученного в 6 классе (24 часа)

187

Части речи в русском языке

1

3.05

188

Словообразование самостоятельных частей речи

2

5.05

189

Словообразование самостоятельных частей речи

6.05

190

Употребление знаменательных частей речи

2

7.05

191

Употребление знаменательных частей речи

8.05

192

Правописание НЕ с различными частями речи

2

10.05

193

Правописание НЕ с различными частями речи

12.05

194

Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных и наречиях на -О

2

13.05

195

Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных и наречиях на -О

14.05

196

Контрольная работа. Тест.

1

15.05

197

Правописание сложных слов

2

16.05

198

Правописание сложных слов

17.05

199

Гласные О, Е, Ё в разных частях слова после шипящих

2

19.05

200

Гласные О, Е, Ё в разных частях слова после шипящих

20.05

201

Р. р. Текст, его признаки

2

21.05

202

Р. р. Текст, его признаки

22.05

203

Гласные в окончаниях слов

2

23.05

204

Гласные в окончаниях слов

24.05

205

Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных частей речи

2

26.05

206

Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных частей речи

27.05

207

Итоговый контрольный диктант по тексту администрации

1

28.05

208

Работа над ошибками

1

29.05

209

Обобщение изученного в 6 классе

2

30.05

210

Обобщение изученного в 6 классе

31.05

Итого:

210

Содержание тем учебного курса

Русский язык - один из развитых языков мира  

Повторение пройденного в 5 классе

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

Лексика и фразеология. Культура речи

I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.

III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

Словообразование. Орфография. Культура речи.

I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное

I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).

Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III. Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное

I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилага- тельных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

Имя числительное  

I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).

III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение  

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол

I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе

Сочинение на выбранную тему.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс

русского языка 6 класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

Список литературы

  1. Баранов, М. Т./Русский язык 6 класс/М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2009;
  2. Беляева, О. В./Поурочные разработки по русскому языку 6 класс/О. В. Беляева, О. А. Даценко. – М.: Вако, 2008;
  3. Егорова, Н. В./Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 6 класс/Н. В. Егорова. – М.: Вако, 2011;
  4. Тростенцова, Л. А./Дидактические материалы. Русский язык 6 класс/Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2010;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса по программе

Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержа...

Рабочая программа учебного курса по русскому языку 5 класса

Рабочая программа учебного курса по русскому языку 5  класса...

Рабочая программа учебного курса по русскому языку 7 класса

Рабочая программа учебного курса по русскому языку 7 класса...

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов)

Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык для общеобразовательных организации с обучением на русском языке разработана в соответствии ФГОС....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах ФГОС ООО

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса«Родной (русский) язык и родная (русская) литература»в 5- 9 классах ФГОС ООО...