1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
| Приветствие. Вступительное слово. 1.Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Много предстоит узнать. Постарайтесь все понять.
(Стучатся в дверь, передают два конверта) - Принесли нам два конверта. Один адресован мне. Посмотрим, что там. Диск. Давайте ее послушаем.
- Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы). - Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет). - А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи). - Давайте послушаем, какие они – звуки речи?
2. Слайд 1 Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед.
а) выразительное чтение «вслед за учителем (хором)» б) осмысление - Что по мнению К.Г. Паустовского сближает звуки природы со словами? (слова звучат, т.е. состоят из звуков) - Так что же мы на сегодняшнем уроке будем изучать? (звуки) - Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами? (Учитель корректирует: будем продолжать учиться работать друг с другом, слушать, давать связные ответы на вопросы и будем работать с художественными текстами)
Запись в тетради: число, классная работа | Слушают выразительное чтение, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
Слушают звуки природы. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
| 1. Слайд 2 Стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» (без автора и названия)
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом…
- Прочитайте, выделяя звуки, передающие грохот, раскаты грома (звукозапись) - Кто автор этого стихотворения? - При помощи каких звуков автор передаёт звуки грома? (звонкие согласные: б, г, з, д, р)
- Сегодня у нас с вами необычный урок – урок погружения в мир звуков. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же попробуем разобраться в этом мире. Это поможет нам лучше понять какой раздел науки? (фонетика) - Записываем в тетради тему урока: Фонетика. |
Читают выразительно, выделяют звуки, наблюдают, делают вывод.
| Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
3. Выявление места и причины затруднения
| - Так что же изучает фонетика? Давайте поработаем с учебником. Нашли стр. 122. Самостоятельно изучите параграф.
Слайд 3 Фонетика – звуки речи. - Расскажите, что вы узнали, прочитав параграф? - Вспомните слова с корнем «фон» (опережающее задание «Словарь иностранных слов»). - Телефон
- Магнитофон
- Мегафон
- Микрофон
- Диктофон
- Таксофон
- Фонотека
- Фонограмма
- Граммофон
- Патефон
- Но в русском языке, ребята, есть слово “фон”. Например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).
- Отгадайте загадку: Его не видно, в руки не взять, но зато слышно (звук)
- На какие группы делятся звуки речи в русском языке? Слайд 4
- Какими знаками обозначаются звуки на письме? (буквы)
- Чем же различаются звуки и буквы? (буквы: пишем, читаем; звуки: слышим, произносим)
- Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи. Слайд 5 - Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом «заводе» рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из легких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где «живут» голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.
- Давайте попробуем произнести звуки и попытаемся угадать, какие наши органы участвуют в произношении звуков?
Слайд 6 [а] - [о], [б] – [п], [у] - [э], [д] - [т], [и] - [ы]
- При произношении каких из этих звуков выдыхаемый воздух встречает препятствия: сомкнутые губы, прижатый к зубам язык? (б-п, д-т)
- А возникают ли подобные препятствия при произношении гласных звуков? (нет) - Давайте попробуем произнести гласные звуки: [а], [о], [и], [ы], [э], [у]
- Задание: подберите и запишите односложные слова с данными гласными звуками.
Гласные звуки |
[ ] |
[ ] |
[ ] |
[ ]
|
[ ] |
[ ] | При меры (односложные слова) |
|
|
|
|
|
|
- А теперь Юля и Аня прочтут нам стихи о звуках, у которых тоже есть любимые занятия.
Ель, топор и руки – В каждом слове слышим звуки. Эти звуки разные – Гласные, согласные. Гласные звуки – презвонкая штука Могут и петь и кричать, Могут в дремучем лесу поаукать, И в колыбельке сестрёнку баюкать, Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Ссс: - змеиный слышен свист. Шшш: - шумит опавший лист. Жжж: - шмели в саду жужжат. Рр: - моторы тарахтят. В общем тут любому ясно: Чтоб сказать ты слово мог, дружат гласная с согласной, составляют вместе слог.
- Ребята, а если между звуками произойдёт разлад? Как это случилось в одной сказке. Что же будет тогда?
Лингвистическая сказка В некотором царстве, в некотором государстве, в старинном замке жили-были братья-звуки. Жили они в мире и согласии до тех пор, пока один из братьев не заявил: «Братья, а мы ведь все никому не нужны!» Что тут произошло?! Звуки возмутились, подняли невероятный шум. Каждый стал на все лады расхваливать свои достоинства. - Я самый главный, я самый круглый, аккуратный, меня очень легко произносить, - заявил звук О. - Нет, я важнее тебя, - прожужжал звук Ж. – Меня хотя и трудно произносить, но я шире тебя; без меня не могут обойтись многие слова, а жук даже похож на меня! - Подумаешь – широкий! Подумаешь – важный! А у меня зато длинный хвостик, и я умею гудеть, - загудел звук У. В спор вступили и остальные звуки. Они спорили долго и громко, пока не разругались вконец и не разошлись в разные стороны.
- И что же из этого получилось?
Слайд 7 Дым на улице стоит, Дом из труб его валит. На чердак залезла ложка, Со стола упала кошка. В день весенний у ворот Начал дружно таять мёд. Пироги пекутся в речке, Рыбаки сидят у печки. Путник в город шел мешком. Вы слыхали о таком? Кто не верит чудесам, Убедиться может сам!
-Что произошло? Почему получилась путаница? (звуки разругались, поменялись местами и т.д)
ФИЗМИНУТКА
- Ребята, мы забыли про второй конверт. На нём написано: Озёрная средняя школа, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? “Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?” - Давайте поможем звукам разобраться в соревнованиях. Прочитайте зашифрованные слова известной песни.
Слайд 8:
В лс рдлсь лчк, В лс н рсл. | В лесу родилась елочка, В лесу она росла. | Ио и ео оая Еёая ыа. | Зимой и летом стройная Зелёная была. |
- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (работа в парах) (согласные звуки выражают лексическое значение слова) - А какова роль гласных? Сможем ли мы без них спеть эту песенку? (мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным) Давайте споём эту песню. - Ребята, что же мы ответим на письмо наших друзей звуков? (ответы детей) | Обдумывают ответы на вопросы, смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для ответов, сравнивают, сопоставляют информацию, сами делают выводы.
Презентация
«Завод» звуков
Хором
Письменная работа на карточках. Проверка работы по аналогу.
Инсценирование сказки
Дети пытаются прочитать слова.
Поют песню. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
| - Теперь вы уже знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда звуки попадают не в свои слова: Слайд 9: Жили-были КОТ и КИТ. Кот – огромный, просто страшный! Кит был маленький, домашний. Кит мяукал. Кот пыхтел. Кит купаться не хотел, Как огня, воды боялся. Кот всегда над ним смеялся! Время так проводит кит: Ночью бродит, днём храпит. Кит любил залезть повыше. Ночью песни пел на крыше. Позовёшь его: кис-кис! Он охотно прыгнет вниз… - Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки – смыслоразличители. Замечательный учёный Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема. Фонема – это кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звучание) разных слов и морфем. | Формулируют учебную деятельность в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем делают выводы о необходимости знать фонемы-смыслоразличители.
| Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с предложениями). |