«Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков»
план-конспект занятия (9 класс)

Конспект логопедического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с обучающейся 9 класса МКОУ «ПСОШ» Хижняк Марьяной с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями, имеющей сложный дефект (органическое поражение ЦНС, внутренняя окклюзионная гидроцефалия, эпилепсия, ДЦП, частичная атрофия зрительного нерва, грубая задержка психического развития). Является ребенком-инвалидом.

Тема: «Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков».

Цель:

• Закрепление  пройденного материала по теме: «Гласные и согласные звуки».

• Актуализация ранее полученных знаний. Межпредметное взаимодействие. Развитие речевого общения.

Задачи:

Образовательные:

• Закреплять знания обучающейся о гласных и согласных звуках.

• Закреплять умения определять наличие заданного звука в слове.

• Закреплять умение выделять первый гласный и согласный звук в словах.

• Продолжать учить определять количество слогов в словах

• Познакомить со слогообразующей функцией слова.

• Продолжать обучать процессу чтения слогов, слов.

• Продолжать обучать составлять связные рассказы на заданную тему.

Развивающие:

• Развивать речь, внимание, мышление.

• Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

• Развивать пространственно-временные представления.

Воспитательные:

• Воспитывать желание говорить красиво, связно, правильно.

• Прививать любовь к родному краю, к природе.

Методические приёмы:

• Словесный (вопросы, объяснение).

• Наглядный (природный материал, картинки, магнитная доска, наборы букв).

• Игровой («Узнай звук», «Назови звук»).

• Практический (задания).

• Наблюдение за работой ученицы, советы.

Ход работы:

1.Организационный момент

- Марьяна, у нас сегодня солнечное утро. Ты рады солнышку и золотым листочкам? Покажи, как ты им рада (улыбается солнцу и листочкам).

- Молодец! Листочки здесь оказались не случайно! Мы с тобой определим, к какому времени года они относятся, и вспомним, чему мы научились на наших занятиях.

2.Актуализация знаний

- Назови времена года по порядку? (зима, весна, лето, осень)

- Назови, какое сейчас время года? (осень)

- Составь рассказ об осени (составляет рассказ)

- Назови три осенних месяца? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Назови части суток? (утро, день, вечер, ночь)

- Назови дни недели? (называет дни недели)

- Скажи, как называется наша страна? (Россия)

- Назови домашний адрес? (называет адрес)

3. Работа над темой урока

А) Сообщение темы:

 - Марьяна, мы с тобой поговорим о роли гласных и согласных звуков. Дай, пожалуйста, характеристику этих звуков (дает характеристику гласных и согласных)

- Приведи примеры гласных (согласных) звуков (называет звуки).

Б) Физкультминутка «Дождик»:

Капля раз, капля два

Очень медленно сперва

(ладошки медленно ударяются о крышку стола)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом

(пальцы рук «бегут» по крышке стола)

4. Закрепление знаний, умений

 

А) Выделение первого звука в словах:

-Марьяна, мы с тобой будем выделять первый звук. Назови его в словах: Аня [а], Оля [о], утка [у], Маша [м], Катя [к], Лиса [л’], Мишка [м’] (называет звуки).

-Молодец, что мы с тобой сейчас делали? (выделяли первый звук в словах).

Б) Деление слов на слоги:

-Давай с тобой поделим слова на слоги. Мы знаем, сколько в слове гласных, столько и слогов. Подели на слоги слова: лиса, кот, машина (Марьяна делит слова на слоги.  «Отхлопывает» ритмический рисунок. Определяет количество слогов в словах.).

-Что мы с тобой делали? (делили слова на слоги)

В) Чтение слогов, слов:

-А сейчас мы составим слова из букв и прочитаем их (Марьяна читает слова: сок, мак, рот, Паша, Зоя)

-Отлично, а теперь почитаем слоги (читает слоги: ма, ом, ус, их, са, до)

5. Подведение итогов

-Поиграем в игру «Поймай звук».

- Я буду называть слова, если ты услышишь звук [у] в начале слова, необходимо хлопнуть в ладоши. (Утка, буква, уши, уха, звук, пруд, укроп, рука).

А теперь будем ловить звук [а], ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь его на конце слова. (Знак, игра, алфавит, азбука, ваза, книга, автомобиль, кукла). Молодец!

6.Домашнее задание

- Делить слова на слоги (дождь, птицы, холода)

- Выделять первый звук в словах (осень, зонт, дерево, лист)

- Читать слова по карточкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Слогообразующая роль гласных.

Цель.  Закрепить образование слогов  с помощью гласных....

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Фонетика. Гласные и согласные звуки"

Урок содержит разнообразный словарно-орфографический и игровой материал по теме "Фонетика" и нацелен на введение в лексикон обучающихся  термин “фонетика”. Дает  понятие об образовании гласн...

Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс.

Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс....

Конспект логопедического занятия по программе "Коррекция дизорфографии" 3 (4) класс. Тема: Слогообразующая роль гласных.

Конспект логопедического занятия с презентацией и необходимыми приложениями....

Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)

Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...