«Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков»
план-конспект занятия (9 класс)
Конспект логопедического занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия с обучающейся 9 класса МКОУ «ПСОШ» Хижняк Марьяной с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями, имеющей сложный дефект (органическое поражение ЦНС, внутренняя окклюзионная гидроцефалия, эпилепсия, ДЦП, частичная атрофия зрительного нерва, грубая задержка психического развития). Является ребенком-инвалидом.
Тема: «Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков».
Цель:
• Закрепление пройденного материала по теме: «Гласные и согласные звуки».
• Актуализация ранее полученных знаний. Межпредметное взаимодействие. Развитие речевого общения.
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять знания обучающейся о гласных и согласных звуках.
• Закреплять умения определять наличие заданного звука в слове.
• Закреплять умение выделять первый гласный и согласный звук в словах.
• Продолжать учить определять количество слогов в словах
• Познакомить со слогообразующей функцией слова.
• Продолжать обучать процессу чтения слогов, слов.
• Продолжать обучать составлять связные рассказы на заданную тему.
Развивающие:
• Развивать речь, внимание, мышление.
• Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
• Развивать пространственно-временные представления.
Воспитательные:
• Воспитывать желание говорить красиво, связно, правильно.
• Прививать любовь к родному краю, к природе.
Методические приёмы:
• Словесный (вопросы, объяснение).
• Наглядный (природный материал, картинки, магнитная доска, наборы букв).
• Игровой («Узнай звук», «Назови звук»).
• Практический (задания).
• Наблюдение за работой ученицы, советы.
Ход работы:
1.Организационный момент
- Марьяна, у нас сегодня солнечное утро. Ты рады солнышку и золотым листочкам? Покажи, как ты им рада (улыбается солнцу и листочкам).
- Молодец! Листочки здесь оказались не случайно! Мы с тобой определим, к какому времени года они относятся, и вспомним, чему мы научились на наших занятиях.
2.Актуализация знаний
- Назови времена года по порядку? (зима, весна, лето, осень)
- Назови, какое сейчас время года? (осень)
- Составь рассказ об осени (составляет рассказ)
- Назови три осенних месяца? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Назови части суток? (утро, день, вечер, ночь)
- Назови дни недели? (называет дни недели)
- Скажи, как называется наша страна? (Россия)
- Назови домашний адрес? (называет адрес)
3. Работа над темой урока
А) Сообщение темы:
- Марьяна, мы с тобой поговорим о роли гласных и согласных звуков. Дай, пожалуйста, характеристику этих звуков (дает характеристику гласных и согласных)
- Приведи примеры гласных (согласных) звуков (называет звуки).
Б) Физкультминутка «Дождик»:
Капля раз, капля два
Очень медленно сперва
(ладошки медленно ударяются о крышку стола)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом
(пальцы рук «бегут» по крышке стола)
4. Закрепление знаний, умений
А) Выделение первого звука в словах:
-Марьяна, мы с тобой будем выделять первый звук. Назови его в словах: Аня [а], Оля [о], утка [у], Маша [м], Катя [к], Лиса [л’], Мишка [м’] (называет звуки).
-Молодец, что мы с тобой сейчас делали? (выделяли первый звук в словах).
Б) Деление слов на слоги:
-Давай с тобой поделим слова на слоги. Мы знаем, сколько в слове гласных, столько и слогов. Подели на слоги слова: лиса, кот, машина (Марьяна делит слова на слоги. «Отхлопывает» ритмический рисунок. Определяет количество слогов в словах.).
-Что мы с тобой делали? (делили слова на слоги)
В) Чтение слогов, слов:
-А сейчас мы составим слова из букв и прочитаем их (Марьяна читает слова: сок, мак, рот, Паша, Зоя)
-Отлично, а теперь почитаем слоги (читает слоги: ма, ом, ус, их, са, до)
5. Подведение итогов
-Поиграем в игру «Поймай звук».
- Я буду называть слова, если ты услышишь звук [у] в начале слова, необходимо хлопнуть в ладоши. (Утка, буква, уши, уха, звук, пруд, укроп, рука).
А теперь будем ловить звук [а], ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь его на конце слова. (Знак, игра, алфавит, азбука, ваза, книга, автомобиль, кукла). Молодец!
6.Домашнее задание
- Делить слова на слоги (дождь, птицы, холода)
- Выделять первый звук в словах (осень, зонт, дерево, лист)
- Читать слова по карточкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Слогообразующая роль гласных.
Цель. Закрепить образование слогов с помощью гласных....
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Фонетика. Гласные и согласные звуки"
Урок содержит разнообразный словарно-орфографический и игровой материал по теме "Фонетика" и нацелен на введение в лексикон обучающихся термин “фонетика”. Дает понятие об образовании гласн...
Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс.
Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс....
Конспект логопедического занятия по программе "Коррекция дизорфографии" 3 (4) класс. Тема: Слогообразующая роль гласных.
Конспект логопедического занятия с презентацией и необходимыми приложениями....
Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)
Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...