занятие "Гласные звуки и буквы" для обучающихся с общим недоразвитием речи
план-конспект на тему

Пищагина Нина Алексеевна

Занятие "Гласные звуки и буквы" предназначено для обучающихся первых классов с общим недоразвитием речи. Используется презентация, занятие - путешествие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие с группой учащихся 1-х классов.

Тема: Гласные звуки и буквы.

Цели: 1.Упражнять в выделении гласных звуков и обозначении их                  соответствующими буквами.

               2.Развивать фонематическое восприятие, навыки звуко-буквенного

                  анализа и синтеза.

              3.Совершенствовать пространственную ориентировку,                

                 способствовать развитию логического мышления.

               4.Воспитывать доброе отношение к окружающим, наблюдательность

Оборудование: презентация, магнитные кассы, звуковые домики, чудесный мешочек с гласными буквами, листы в клетку, разрезанные на 4 части картинки горы с записанным предложением, тетради.

Ход занятия:

1.Орг. момент:

-первыми сядут те дети, чьи имена начинаются на гласные звуки, а затем те, чьи имена начинаются с согласных.

Вспомним правило занятий:

«На занятии наши глазки смотрят и всё видят, ушки слушают и всё слышат, голова хорошо думает».

-Кто готов работать по правилу?

Проверим вашу готовность.

Слайд 2..Как вы думаете, что это такое? (карта) А где нужна карта?

Правильно, в путешествии. Сегодня мы совершим путешествие по морю звуков и букв. Вспомним правила путешествия:

-Как нужно относиться друг к другу?

-Помогут ли знания в путешествии?

Вспомним, на какие две группы делятся все звуки русского языка?

Чем отличаются гласные?

Узнаем гласные по профилям. Слайд 3.. Сколько всего гласных звуков? А букв? Какие две хитрые гласные буквы знаете?

Наш экипаж готов.

2.На чём отправимся в путешествие?

 Взяли листы в клетку, карандаш. От точки:

5 клеток вправо,

2 клетки наискосок влево вниз,

4 клетки влево,

2 клетки наискосок влево вверх,

3 клетки вправо,

3 клетки вверх,

3 клетки наискосок вправо вниз.

_Что получилось? (парусник).Проверка – слайд 4.

3.Дыхательная гимнастика, звуковой анализ слова.

Но наш парус повис, и мы стоим на месте. Почему?

Чтоб появился ветер, сделайте вдох через нос, выдох через рот(проверяем по животику). 3 раза.

Появился ветер. Составьте схему данного слова. Характеристика звуков, количество слогов, ударение.

4.Работа по теме.

Ребята, вы слышите, что ветер доносит какие-то звуки, как будто кто-то плачет. Прислушаемся, повторим.

(дифференцированно)  АОУ                    ИУОА                   ОАУЭ

                                            ОАУЫ                  УЭИЫ                  АОУИ

Какие звуки сейчас слышали, произносили?

5.Дети, нас кто-то зовёт на помощь.  На море сильный туман и придётся спасать на ощупь. Спасение- это благородное дело.

Игра «Узнай букву». (глаза закрыты).          -Какую ты букву спас? Какой букве ты пришёл на помощь?

6.Гласные вам благодарны и готовы с вами поиграть. Физминутка.

Называю звук, а вы показываете его руками :

А – руки в стороны, О- руки над головой в кольцо, У – руки в трубочку, И – руки вверх, указ. пальцы оттопырены, Э – руки   перед собой, Ы – руки сложены перед собой.

О А У И Ы Э.  Показать звук в серединке: ЛУК,МАЛ, СЫР, СОЛЬ,ЛИС.

7.А теперь гласные усложняют задание: слайд 5. Назовите всех, кого здесь видите:

СЛОН ТИГР ЛЕВ ЗАЯЦ МЫШЬ (летучая)

Выложите на экран гласную букву, которую напишете в слове.

Проверяем: слайд 6: О И Е АЯ Ы. Вспоминаем, кого так зашифровали. Кто среди них лишний? (Ответы: мышь – летучая, заяц – животное наших лесов).

8.Мы приближаемся к острову «Весёлая грамматика», а маяк не даст заблудиться.

Слайд 7. Зрительная гимнастика. Глазки за маяком: Вниз – вверх, влево – вправо.

9.Вот мы и на острове.  Только там пропали наши гласные. Назовём картинки – подсказка-подписи. Слайд 8. Открыли тетради. Запишите только  пропавшие гласные.(по возможностям группы- можно записать и все слова, гласные подчеркнуть).

Слайд 9 – проверка. Читаем слова, выделяем гласные.

10.На острове есть волшебная гора, на которой записан девиз жителей. Сложите гору и прочтёте девиз.

Сделаете дело, гуляете смело.

-Как понимаете эти слова? Какое дело сегодня делали? Что показалось трудным?

Возвращаемся из путешествия: 1,2.3,4,5 в класс вернулись мы опять.

Рефлексия: Оцените свою работу в путешествии, поставьте букву Я в той части горы. где вы находились.

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 классов с общим недоразвитием речи

Данная  рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий с обучающимися 1 классов, имеющими общее недоразвитие речи 3 -4 уровня -авторская. Сформулированы цель, задачи работы и р...

Применение кубиков с моделями звуков в процессе индивидуальной логопедической деятельности с детьми с задержкой психического развития, имеющими общее недоразвитие речи.

Существует множество вариантов организации работы с детьми для создания интереса, но хотелось бы рассмотреть применение моделей звуков.  Данные модели предложила В.М.Акименко, но я не стала испол...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи третьего уровня Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р» Образовательная область: речевое развитие

конспект НОД составлен для детей подготовительной группы, речевым диагнозом общее недоразвитие речич третьего уровня. структура НОД соответствует возрасту детей, их диагнозу....

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов АНО СОШ «Димитриевская»...

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов АНО СОШ «Димитриевская»...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшей группы с нарушением зрения и общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в словах и словосочетаниях»

Тема урока, контингент: Коррекционно-развивающее занятие для детей дошкольного возраста с ОНР, III ур.р.р., амблиопией (старшая группа) «Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в словах ...