Элективный курс по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации"
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме

Нуждина Марина Петровна

 

Данный курс предназначен для профильного обучения учащихся 10-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, относится к предметной области «Русский язык».

По своему содержанию элективный курс представляет собой расширение отдельных тем  по  предмету и дает возможность удовлетворить в отдельных частях запрос на такое изучение предмета, которое не было включено в учебный план.

Инновация отличается новизной.  Элективные курсы предметной направленности  в 10-х классах вводятся впервые в связи с введением  профильного образования и составляют   индивидуальную образовательную траекторию учащихся .Учащиеся старших классов сами определяют выбор элективного курса относительно избираемых ими профилизированных направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titulnyy_list.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 93 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.Тольятти

Программа рассмотрена         «Утверждаю»

 на заседании педагогического совета                                   Директор МБУ СОШ № 93

МБУ СОШ № 93                                                                        __________ АГ Родионов          

Протокол № ___ от  «___» ____ 2012 г.

Элективный курс по русскому языку

«Трудные вопросы пунктуации»

                                   

                                                        10 класс

                                                       Срок реализации- январь- май

                                                                Количество часов  – 17

     

                                                                                                         Автор-  составитель:  

                                                                                          Нуждина М.П.,учитель

                                                                                                         русского языка и литературы

                                                                                                         МБУ СОШ № 93  

                                                                       

                                                           Тольятти, 2012 год

Пояснительная  записка.

Программа  элективного курса  «Трудные вопросы пунктуации»  составлена на основе «Программы факультативных и элективных курсов. 7- 11 классы. Русский язык» С.И.Львовой. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008 г. допущена Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего

( полного) общего образования по русскому языку.

          Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способность учитывать  речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно  поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенности письменного общения, а также элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

 Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам , какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности. Коммуникативно – деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова – функциональной грамотности.  

 Цель программы:  

Предложить старшеклассникам систематизированный по разделам пунктуации материал и тренировочные тестовые задания. Попутное повторение важных пунктуационных правил  при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации- совершенствование орфографических умений. Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами , которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; работа с разнообразными лингвистическими словарями. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Планируемые результаты:  В результате изучения курса у учащихся должны быть сформированы  основные пунктуационные умения

Коммуникативные учебные действия:

 Уметь анализировать и оценивать письменное общение, а именно:

• взаимодействовать с партнером общения, понимать его мысли, чувства, анализировать свое речевое поведение;

• соблюдать нормы правильной речи (с точки зрения норм литературного языка); уметь с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли.

 Умение общаться, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе представленную в виде правила правописания).

• уметь связно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в  соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.

Регулятивные учебные действия:

•уметь различать принципы русской пунктуации: грамматической, смысловой и интонационной.

•уметь выбирать знаки препинания с учётом особенностей высказывания и эмоциональной окрашенности.

Личностные учебные действия:

• уметь производить семантико – интонационный и грамматико – интонационный анализ предложений.

Способы оценки планируемых результатов:
     

           При изучении данного курса используются элементы технологии эвристического обучения для активизации мыслительной деятельности обучающихся и формирования интереса и языкового чутья. Например, после изучения темы «Знаки препинания между частями сложного предложения»

обучающимся предлагается по схемам уметь составлять модели сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений.

          Использование элементов технологии проблемного обучения позволяет освоить практическое использование полученных знаний. Так, при изучении темы «Знаки препинания внутри простого предложения», учащимся предлагается составлять по модели предложения с однородными и неоднородными определениями, обособленными определениями распространенными и нераспространенными, согласованными и не согласованными.

Критерии эффективности реализации программы:

• выбор обучающимися гуманитарного профиля дальнейшего обучения на старшей ступени;

• анкетирование обучающихся с целью исследования уровня удовлетворенности;

• результаты участия обучающихся в конференциях, конкурсах, олимпиадах;

• повышение общего уровня грамотности и языковой компетенции

В ходе создания речи закрепляются навыки работы со справочной литературой, умение осваивать и систематизировать нужный материал, правильно видеть тему речи, выстраивать композицию, подбирать вспомогательные приемы, работать над орфоэпией и нормами словоупотребления, соответствующе выглядеть и вести себя при выступлении, что ведет не просто к успешному освоению программы старшей ступени профильной школы, но предлагает перспективу благополучного осуществления дальнейших планов обучения в вузе.

Система оценивания. Система оценивания трехбалльная:
1 балл – обучающийся посещал занятия, вел необходимые записи;
2 балла - подготовил итоговую работу, оформив ее письменно;
3 балла – произнес «выпускную» речь на итоговых занятиях.

Формы  контроля: тестирование, зачёт.

Форма итоговой отчетности: «Текстоведческий анализ», редактирование, краткий анализ,

устное произнесение подготовленной речи.

Характеристика ресурсов:

Методическое обеспечение программы:

           Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Задачник. Сборник заданий и методические рекомендации. -М.: «Экзамен», 2012

          Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. -М.: ВАКО, 2010.

        Гольцова Н.Г.,Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя.- 5-е изд., испр..- М.:»Русское слово» 2009.

        Т.А. Долина. Русский язык. КИМы для подготовки к ЕГЭ.-М.: 2012

Материальные ресурсы:

• компьютер

• проектор

• ксерокс

Организационные ресурсы:

Занятия проводятся 1 раз в неделю согласно расписанию. Курс рассчитан на 17 часов.

Тематическое планирование

Наименование темы

Всего

Лекции

Практика

 Введение. Речевой этикет в письменном общении-(1ч)

1

1

-

Раздел 1 Пунктуация –( 2 ч)

2

1

1

Раздел 2. Знаки препинания внутри простого предложения

- 8 ч

8

3

5

Раздел 3. Знаки препинания между частями сложного предложения. – 4 ч

4

2

2

Раздел 4. Знаки препинания при передачи чужой речи – 2 ч

2

1

1

 ИТОГО

17

8

9

Содержание обучения

Тема 1. Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в частной и деловой переписке.

Употребление этикетных форм в письменной речи. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях.

Тема 2. Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основные назначение пунктуации- расчленять письменную речь для облегчения ее понимания.

 Принцип русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Тема 3. Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков.

Разделы русской пунктуации: знаки препинания в конце предложения, знаки препинания внутри простого предложения, знаки препинания между частями сложного предложения, знаки препинания при передаче чужой речи.

Тема 4. Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.

Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами. Однородные члены, соединенные повторяющимися и неповторяющимися союзами, двойными союзами.

Тема 5. Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Тема 6. Однородные и неоднородные определения.

Различение однородных и неоднородных определений на основе семантико – грамматической и интонационной характеристики предложения.

Тема 7. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными членами. Грамматико – пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.

Тема 8. Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложения.

Грамматико – пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.

Обособления приложений.

Тема 9. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным  оборотом.

Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

Тема 10. Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных знаков препинания.

Смысловые и интонационные особенности предложений с уточняющими членами предложения.

Тема 11. Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ.

Случаи выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.

Тема 12.  Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Интонационные и смысловые особенности сложносочиненных предложений.

Тема 13. Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

Интонационные и смысловые особенности сложноподчиненных предложений.

Тема 14. Семантико- интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении

Интонационные и смысловые особенности бессоюзных сложных предложений.

Тема 15. Грамматико- интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей.

Выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.

Тема 16.  Прямая и косвенная речь

Оформление на письме прямой речи и диалога.

Тема 17.  Разные способы оформления на письме цитат.

Пунктуационные особенности оформления цитат на письме.

Календарно-тематическое планирование по элективному курсу : «Трудные вопросы пунктуации»  в 10 классе

(1 часа в неделю. Всего: 17 часов )

№ п/п

       

            Наименование раздела, темы урока

Кол.

часов

Дата

Нестандартные уроки

Речевой этикет в письменном общении-(1ч)

1

Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в частной и деловой переписке.

1

Лекция.Составление плана лекции .Тесты

А 3,А5 ЕГЭ

Пунктуация –( 2 ч)

2

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основные назначение пунктуации- расчленять письменную речь для облегчения ее понимания.

1

Сообщения учащихся. Наблюдения над  ролью знаков препинания в тексте.

3

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков.

1

Наблюдения над текстом. Анализ предложений. 

Таблица «Структура русской пунктуации»

Знаки препинания внутри простого предложения

- 8 ч

4

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении

1

Практикум. Комментирование текста с точки зрения его пунктуационного оформления.

Модели предложений.

5

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами.

1

Тренажер А 15.Составление предложений по схемам.

6

Однородные и неоднородные определения.

1

Структурно-семантический анализ предложений. Выполнение теста Карточки с заданием ЕГЭ А9

7

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

1

Самостоятельный анализ текста с точки зрения пунктуации. Тест задания А17

8

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложения.

1

Мультимедийная презентация. «Причастный  оборот»Выполнение теста.

9

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом.

1

Мультимедийная презентация:»Деепричастный оборот».Тесты с заданием А4 ЕГЭ

10

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных знаков препинания.

1

 Сообщения учащихся.Самостоятельный анализ текста с точки зрения пунктуации. Тест.

11

Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ.

1

Распечатки дидактических карточек с разноуровневыми заданиями. Самостоятельная работа

Знаки препинания между частями сложного предложения. – 4 ч

12

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

1

Исследовательская работа в группах с текстами художественного и публицистического стиля.Тесты заданий А12-А18 ЕГЭ

13

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

1

Решение задач и выполнение тренировочных упражнений Текстоведческий анализ

14

Семантико- интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении

1

Сообщения учащихся. Комментирование текста с точки зрения его пунктуационного оформления.

Модели сложных предложений различных видов.

15

Грамматико- интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей.

1

Аналитические упражнения. Комментирование текста с точки зрения его пунктуационного оформления .Составление предложений.  

Знаки препинания при передачи чужой речи – 2 ч

16

Прямая и косвенная речь

1

Сообщения учащихся. Наблюдения над текстом из художественного произведения и современной печати, комментирование пунктуационных знаков. Тесты с заданием ЕГЭ А 19.

17

Разные способы оформления на письме цитат.

1

Аналитические упражнения. Комментирование текста с точки зрения его пунктуационного оформления .

ИТОГО

17 часов

Результат деятельности учащихся

В процессе изучения элективного курса после первого занятия проводится анкета, а после изучения материала по темам - тестирование, выполнение письменных заданий; составление сообщений на предложенную тему; тесты, создание текстовых документов и компьютерных презентаций.

Итоговая форма отчетности - зачетный лист с указанием вида деятельности и баллов за работу.

Критерии успешности работы на занятиях:

Письменная работа

от 5 до 10 б.

Выполнение теста

от 15 до 30 б.

Составление теста

10 б.

Сообщение

10 б.

Доклад

10 б.

Работа по карточкам

5 б.

Создание компьютерной презентации по теме

от 10 до 15 б.

Создание текстового документа на компьютере

10 б.

Зачет:  60 баллов - «3»;  70 баллов - «4»;  80 баллов -  «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по теме "Трудные вопросы орфографии и пунктуации

Данный элективный курс способствует развитию орфографической грамотности учащихся, обобщает и систематизирует знания по орфографии и пунктуации...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку (10-11) классы "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

Программа  рассчитана на 2 года. Разработана на основании авторской программы  по русскому языку Н.Гольцовой...

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации и орфографии"

Программа элективного курса по русскому языку  "Трудные вопросы пунктуации и орфографии"...