Элективный курс по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации"
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме
Данный курс предназначен для профильного обучения учащихся 10-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, относится к предметной области «Русский язык».
По своему содержанию элективный курс представляет собой расширение отдельных тем по предмету и дает возможность удовлетворить в отдельных частях запрос на такое изучение предмета, которое не было включено в учебный план.
Инновация отличается новизной. Элективные курсы предметной направленности в 10-х классах вводятся впервые в связи с введением профильного образования и составляют индивидуальную образовательную траекторию учащихся .Учащиеся старших классов сами определяют выбор элективного курса относительно избираемых ими профилизированных направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 93 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.Тольятти
Программа рассмотрена «Утверждаю»
на заседании педагогического совета Директор МБУ СОШ № 93
МБУ СОШ № 93 __________ АГ Родионов
Протокол № ___ от «___» ____ 2012 г.
Элективный курс по русскому языку
«Трудные вопросы пунктуации»
10 класс
Срок реализации- январь- май
Количество часов – 17
Автор- составитель:
Нуждина М.П.,учитель
русского языка и литературы
МБУ СОШ № 93
Тольятти, 2012 год
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» составлена на основе «Программы факультативных и элективных курсов. 7- 11 классы. Русский язык» С.И.Львовой. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008 г. допущена Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего
( полного) общего образования по русскому языку.
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенности письменного общения, а также элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам , какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности. Коммуникативно – деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова – функциональной грамотности.
Цель программы:
Предложить старшеклассникам систематизированный по разделам пунктуации материал и тренировочные тестовые задания. Попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации- совершенствование орфографических умений. Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами , которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; работа с разнообразными лингвистическими словарями. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Планируемые результаты: В результате изучения курса у учащихся должны быть сформированы основные пунктуационные умения
Коммуникативные учебные действия:
Уметь анализировать и оценивать письменное общение, а именно:
• взаимодействовать с партнером общения, понимать его мысли, чувства, анализировать свое речевое поведение;
• соблюдать нормы правильной речи (с точки зрения норм литературного языка); уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Умение общаться, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе представленную в виде правила правописания).
• уметь связно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.
Регулятивные учебные действия:
•уметь различать принципы русской пунктуации: грамматической, смысловой и интонационной.
•уметь выбирать знаки препинания с учётом особенностей высказывания и эмоциональной окрашенности.
Личностные учебные действия:
• уметь производить семантико – интонационный и грамматико – интонационный анализ предложений.
Способы оценки планируемых результатов:
При изучении данного курса используются элементы технологии эвристического обучения для активизации мыслительной деятельности обучающихся и формирования интереса и языкового чутья. Например, после изучения темы «Знаки препинания между частями сложного предложения»
обучающимся предлагается по схемам уметь составлять модели сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений.
Использование элементов технологии проблемного обучения позволяет освоить практическое использование полученных знаний. Так, при изучении темы «Знаки препинания внутри простого предложения», учащимся предлагается составлять по модели предложения с однородными и неоднородными определениями, обособленными определениями распространенными и нераспространенными, согласованными и не согласованными.
Критерии эффективности реализации программы:
• выбор обучающимися гуманитарного профиля дальнейшего обучения на старшей ступени;
• анкетирование обучающихся с целью исследования уровня удовлетворенности;
• результаты участия обучающихся в конференциях, конкурсах, олимпиадах;
• повышение общего уровня грамотности и языковой компетенции
В ходе создания речи закрепляются навыки работы со справочной литературой, умение осваивать и систематизировать нужный материал, правильно видеть тему речи, выстраивать композицию, подбирать вспомогательные приемы, работать над орфоэпией и нормами словоупотребления, соответствующе выглядеть и вести себя при выступлении, что ведет не просто к успешному освоению программы старшей ступени профильной школы, но предлагает перспективу благополучного осуществления дальнейших планов обучения в вузе.
Система оценивания. Система оценивания трехбалльная:
1 балл – обучающийся посещал занятия, вел необходимые записи;
2 балла - подготовил итоговую работу, оформив ее письменно;
3 балла – произнес «выпускную» речь на итоговых занятиях.
Формы контроля: тестирование, зачёт.
Форма итоговой отчетности: «Текстоведческий анализ», редактирование, краткий анализ,
устное произнесение подготовленной речи.
Характеристика ресурсов:
Методическое обеспечение программы:
Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Задачник. Сборник заданий и методические рекомендации. -М.: «Экзамен», 2012
Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. -М.: ВАКО, 2010.
Гольцова Н.Г.,Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя.- 5-е изд., испр..- М.:»Русское слово» 2009.
Т.А. Долина. Русский язык. КИМы для подготовки к ЕГЭ.-М.: 2012
Материальные ресурсы:
• компьютер
• проектор
• ксерокс
Организационные ресурсы:
Занятия проводятся 1 раз в неделю согласно расписанию. Курс рассчитан на 17 часов.
Тематическое планирование
Наименование темы | Всего | Лекции | Практика |
Введение. Речевой этикет в письменном общении-(1ч) | 1 | 1 | - |
Раздел 1 Пунктуация –( 2 ч) | 2 | 1 | 1 |
Раздел 2. Знаки препинания внутри простого предложения - 8 ч | 8 | 3 | 5 |
Раздел 3. Знаки препинания между частями сложного предложения. – 4 ч | 4 | 2 | 2 |
Раздел 4. Знаки препинания при передачи чужой речи – 2 ч | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО | 17 | 8 | 9 |
Содержание обучения
Тема 1. Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в частной и деловой переписке.
Употребление этикетных форм в письменной речи. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях.
Тема 2. Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основные назначение пунктуации- расчленять письменную речь для облегчения ее понимания.
Принцип русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Тема 3. Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков.
Разделы русской пунктуации: знаки препинания в конце предложения, знаки препинания внутри простого предложения, знаки препинания между частями сложного предложения, знаки препинания при передаче чужой речи.
Тема 4. Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.
Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами. Однородные члены, соединенные повторяющимися и неповторяющимися союзами, двойными союзами.
Тема 5. Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Тема 6. Однородные и неоднородные определения.
Различение однородных и неоднородных определений на основе семантико – грамматической и интонационной характеристики предложения.
Тема 7. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными членами. Грамматико – пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.
Тема 8. Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложения.
Грамматико – пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.
Обособления приложений.
Тема 9. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом.
Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Тема 10. Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных знаков препинания.
Смысловые и интонационные особенности предложений с уточняющими членами предложения.
Тема 11. Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ.
Случаи выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Тема 12. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Интонационные и смысловые особенности сложносочиненных предложений.
Тема 13. Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.
Интонационные и смысловые особенности сложноподчиненных предложений.
Тема 14. Семантико- интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении
Интонационные и смысловые особенности бессоюзных сложных предложений.
Тема 15. Грамматико- интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей.
Выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Тема 16. Прямая и косвенная речь
Оформление на письме прямой речи и диалога.
Тема 17. Разные способы оформления на письме цитат.
Пунктуационные особенности оформления цитат на письме.
Календарно-тематическое планирование по элективному курсу : «Трудные вопросы пунктуации» в 10 классе
(1 часа в неделю. Всего: 17 часов )
№ п/п | Наименование раздела, темы урока | Кол. часов | Дата | Нестандартные уроки |
Речевой этикет в письменном общении-(1ч) | ||||
1 | Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в частной и деловой переписке. | 1 | Лекция.Составление плана лекции .Тесты А 3,А5 ЕГЭ | |
Пунктуация –( 2 ч) | ||||
2 | Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основные назначение пунктуации- расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. | 1 | Сообщения учащихся. Наблюдения над ролью знаков препинания в тексте. | |
3 | Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков. | 1 | Наблюдения над текстом. Анализ предложений. Таблица «Структура русской пунктуации» | |
Знаки препинания внутри простого предложения - 8 ч | ||||
4 | Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении | 1 | Практикум. Комментирование текста с точки зрения его пунктуационного оформления. Модели предложений. | |
5 | Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами. | 1 | Тренажер А 15.Составление предложений по схемам. | |
6 | Однородные и неоднородные определения. | 1 | Структурно-семантический анализ предложений. Выполнение теста Карточки с заданием ЕГЭ А9 | |
7 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. | 1 | Самостоятельный анализ текста с точки зрения пунктуации. Тест задания А17 | |
8 | Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложения. | 1 | Мультимедийная презентация. «Причастный оборот»Выполнение теста. | |
9 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом. | 1 | Мультимедийная презентация:»Деепричастный оборот».Тесты с заданием А4 ЕГЭ | |
10 | Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных знаков препинания. | 1 | Сообщения учащихся.Самостоятельный анализ текста с точки зрения пунктуации. Тест. | |
11 | Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ. | 1 | Распечатки дидактических карточек с разноуровневыми заданиями. Самостоятельная работа | |
Знаки препинания между частями сложного предложения. – 4 ч | ||||
12 | Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | 1 | Исследовательская работа в группах с текстами художественного и публицистического стиля.Тесты заданий А12-А18 ЕГЭ | |
13 | Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. | 1 | Решение задач и выполнение тренировочных упражнений Текстоведческий анализ | |
14 | Семантико- интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении | 1 | Сообщения учащихся. Комментирование текста с точки зрения его пунктуационного оформления. Модели сложных предложений различных видов. | |
15 | Грамматико- интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей. | 1 | Аналитические упражнения. Комментирование текста с точки зрения его пунктуационного оформления .Составление предложений. | |
Знаки препинания при передачи чужой речи – 2 ч | ||||
16 | Прямая и косвенная речь | 1 | Сообщения учащихся. Наблюдения над текстом из художественного произведения и современной печати, комментирование пунктуационных знаков. Тесты с заданием ЕГЭ А 19. | |
17 | Разные способы оформления на письме цитат. | 1 | Аналитические упражнения. Комментирование текста с точки зрения его пунктуационного оформления . | |
ИТОГО | 17 часов |
Результат деятельности учащихся
В процессе изучения элективного курса после первого занятия проводится анкета, а после изучения материала по темам - тестирование, выполнение письменных заданий; составление сообщений на предложенную тему; тесты, создание текстовых документов и компьютерных презентаций.
Итоговая форма отчетности - зачетный лист с указанием вида деятельности и баллов за работу.
Критерии успешности работы на занятиях:
Письменная работа | от 5 до 10 б. |
Выполнение теста | от 15 до 30 б. |
Составление теста | 10 б. |
Сообщение | 10 б. |
Доклад | 10 б. |
Работа по карточкам | 5 б. |
Создание компьютерной презентации по теме | от 10 до 15 б. |
Создание текстового документа на компьютере | 10 б. |
Зачет: 60 баллов - «3»; 70 баллов - «4»; 80 баллов - «5»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по теме "Трудные вопросы орфографии и пунктуации
Данный элективный курс способствует развитию орфографической грамотности учащихся, обобщает и систематизирует знания по орфографии и пунктуации...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку (10-11) классы "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
Программа рассчитана на 2 года. Разработана на основании авторской программы по русскому языку Н.Гольцовой...
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации и орфографии"
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации и орфографии"...