Программа элективного курса "Трудные вопросы пунктуации"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) на тему
Владение пунктуационной грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека, так как умение пишущим расставлять знаки препинания в своих текстах свидетельствует об осознанности их порождения. Школа призвана научить детей свободному пользованию знаками препинания в своих письменных высказываниях.
Конечная цель обучения детей пунктуации в школе – сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего – адекватно с пишущим понимать написанное.
Данный элективный курс предлагает решить проблему пунктуационной грамотности через систему таких мыслительных операций, как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Общая характеристика элективного курса «Трудные вопросы пунктуации»
Владение пунктуационной грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека, так как умение пишущим расставлять знаки препинания в своих текстах свидетельствует об осознанности их порождения. Школа призвана научить детей свободному пользованию знаками препинания в своих письменных высказываниях.
Конечная цель обучения детей пунктуации в школе – сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего – адекватно с пишущим понимать написанное.
Данный элективный курс предлагает решить проблему пунктуационной грамотности через систему таких мыслительных операций, как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.
В результате изучения элективного курса «Трудные вопросы пунктуации»
учащиеся научатся
применять теоретические знания на практике;
работать с тестами по русскому языку;
владеть пунктуационными нормами;
владеть способами действий при применении изученных правил;
исправлять пунктуационные ошибки;
осознавать значимость правильной письменной речи.
.Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др.
Учащиеся получат возможность научиться
пользоваться пунктуационными правилами, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры в устной и письменной речи;
пунктуационным нормам постановки знаков препинания, которые регулируются пунктуационными правилами;
Тематическое планирование уроков
№ п/п | Раздел программы | Количество часов |
1 | Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания | 3 |
2 | Знаки препинания в конце предложения | 2 |
3 | Знаки препинания внутри простого предложения | 14 |
4 | Знаки препинания между частями сложного предложения | 8 |
5 | Знаки препинания при передаче чужой речи | 4 |
6 | Знаки препинания в связном тексте | 2 |
7 | Заключение | 2 |
ИТОГО | 35 |
Содержание учебной дисциплины
№ п/п | Раздел программы | Содержание дисциплины, основные понятия |
1 | Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания | Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. |
2 | Знаки препинания в конце предложения | Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение её на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности. Потребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге. |
3 | Знаки препинания внутри простого предложения | Система правил данного раздела пунктуации. Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений. Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления. Однородные и неоднородные определения, их различие на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения ( контекста). Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи. Пунктуационное выделение междометий. |
4 | Знаки препинания между частями сложного предложения | Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. Знаки препинания между частями сложных предложений. |
5 | Знаки препинания при передаче чужой речи. | Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат. |
6 | Знаки препинания в связном тексте | Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста. |
7 | Заключение | Повторение и систематизация изученного в 8 классе. Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы | Количество часов | Дата проведения | |||
планируемая | фактическая | |||||
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания | 3 | |||||
1 | 1.1 | Основное назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации. | 1 | 8. 09 | ||
2 | 1.2 | Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. | 1 | 15.09 | ||
3 | 1.3 | Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки, знаки завершения. | 1 | 22.09 | ||
Знаки препинания в конце предложения | 2 | |||||
4 | 2.1 | Предложение и его основные признаки. Границы предложения, отражение её на письме. | 1 | 29.09 | ||
5 | 2.2 | Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности. | 1 | 6.10 | ||
Знаки препинания внутри простого предложения | 14 | |||||
6 | 3.1 | Тире между подлежащим и сказуемым. Интонационные особенности подобных предложений. | 1 | 13.10 | ||
7 | 3.2 | Знаки препинания между однородными членами предложения. | 1 | 20.10 | ||
8 | 3.3 | Однородные члены, не соединённые союзами. | 1 | 27.10 | ||
9 | 3.4 | Однородные члены, соединённые союзами. | 1 | 10.11 | ||
10 | 3.5 | Однородные и неоднородные определения. | 1 | 17.11 | ||
11 | 3.6 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. | 1 | 24.11 | ||
12 | 3.7 | Обособленные определения. | 1 | 1.12 | ||
13 | 3.8 | Обособленные дополнения | 1 | 8.12 | ||
14 | 3.9 | Обособленные приложения. | 1 | 15.12 | ||
15 | 3.10 | Обособленные обстоятельства. | 1 | 22.12 | ||
16 | 3.11 | Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. | 1 | 12.01 | ||
17 | 3.12 | Знаки препинания в предложениях с обращениями. | 1 | 19.01 | ||
18 | 3.13 | Знаки препинания в предложениях с междометиями. Пунктуационное выделение междометий. | 1 | 26.01 | ||
19 | 3.14 | Проектная работа по теме: «Знаки препинания внутри простого предложения». | 1 | 2.02 | ||
Знаки препинания между частями сложного предложения | 8 | |||||
20 | 4.1 | Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. | 1 | 9.02 | ||
21 | 4.2 | Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. | 1 | 16.02у | ||
22 | 4.3 | Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. | 1 | 16.02у | ||
23 | 4.4 | Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения. | 1 | 2.03 | ||
24 | 4.5 | Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения. | 1 | 9.03 | ||
25 | 4.6 | Знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения. | 1 | 16.03у | ||
26 | 4.7 | Знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения. | 1 | 16.03у | ||
27 | 4.8 | Проекты по теме: «Знаки препинания между частями сложного предложения». | 1 | 23.03 | ||
Знаки препинания при передаче чужой речи | 4 | |||||
28 | 5.1 | Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи. | 1 | 6.04 | ||
29 | 5.2 | Диалог. Оформление на письме диалога. | 1 | 13.04 | ||
30 | 5.3 | Цитата. Разные способы оформления на письме цитат. | 1 | 20.04 | ||
31 | 5.4 | Проекты: «Знаки при передаче чужой речи». | 1 | 27.04 | ||
Знаки препинания в связном тексте | 2 | |||||
32 | 6.1 | Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью и общей стилистической направленностью | 1 | 4.05 | ||
33 | 6.2 | Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста. | 1 | 11.05 | ||
Заключение | 2 | |||||
34 | 7.1 | Как решать трудные вопросы пунктуации. | 1 | 18.05 | ||
35 | 7.2 | Итоговое занятие | 1 | 25.05 |
Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа элективного курса для 10-11 классов "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"
Специальный курс, посвящённый некоторым трудным вопросам синтаксиса, а также система занятий по пунктуации, построенная на основе теоретических знаний по синтаксису, будет сп...
Программа элективного курса"Сложные вопросы орфографии и пунктуации"
Программа элективного курса "Сложные вопросы орфографии и пунктуации" предназначена для обучающихся 9-11 классов средней (полной) школы и может быть использована для углубления тем орфографии и ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"...
Рабочая программа элективного курса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку (10-11) классы "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
Программа рассчитана на 2 года. Разработана на основании авторской программы по русскому языку Н.Гольцовой...
Рабочая программа элективного курса Трудные вопросы орфографии и пунктуации
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способнос...
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации и орфографии"
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации и орфографии"...