Урок русского языка в 6 классе по теме "Фразеология"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Бузанова Татьяна Владимировна

Данный урок представляет собой закреплпение изученного по теме "Фразеологизмы". Показана групповая  работа (художники, писатели, исследователи), приведены интересные задания на закрепление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_._frazeologizmy.docx151.15 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 4

Конспект урока по русскому языку для 6 класса.

Тема: «Фразеологизмы».

(Слайд 1)

I. Постановка проблемы.

Знаете, как-то раз  одна  моя знакомая сказала,  что она «с этой командировкой прямо голову потеряла», а маленький  сынишка её не понял и удивился: «Как же ты, мама, потеряла голову, если она тут?»

- Что имела в виду мама? Почему ребёнок ее не понял?

(Мама имела в виду  то, что  из-за большой загруженности во время командировки она стала что-то забывать, а  ребёнок не понял  её, потому что воспринял её слова  буквально,  в  прямом, а не в переносном смысле).

- Как вы думаете,  чему будет посвящено   сегодняшнее занятие? (…)

- Оно  будет посвящено особым выражениям в нашей речи – фразеологизмам. И тема нашего урока - «Изучение фразеологизмов». (Слайд 2)

Фразеологизмы – это  устойчивые сочетания  слов, равные по значению  либо одному слову, либо целому предложению. (Слайд 3)

II. Определение  задач. Постановка целей.

- Какие цели поставим для себя?  (Узнаем, что такое фразеологизмы, откуда они берутся, что они обозначают, будем учиться  правильно употреблять их в речи.)

- Наши задачи:

- формировать речевые умения, обогащать свою речь;

- развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию, самостоятельно добывать знания;

- прививать любовь к русскому слову, развивать устную и письменную речь учащихся.

Итак. Наша задача – узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую  работу.

III. Выявление источников информации.

-Из каких источников мы можем узнать о фразеологизмах  и их особенностях, углубить познания о сферах употребления фразеологизмов?  (Фразеологические словари.)

IV. Распределение по группам. Получение заданий.

-Я предлагаю вам поработать в группах. Выберите группу,  в которой вы хотели бы поработать. (Художники, писатели и исследователи-искатели). (Слайд 4)

- Каждая группа получает своё задание и после того, как вы распределитесь в группах,  кто что делает, начнёте работать.

Художники – ваша задача создать иллюстрированный словарь тех фразеологизмов, которые я вам дам. (Слайд 5)

Вылететь в трубу – обанкротиться, разориться

Потерять своё лицо – обезличиться, потерять свою индивидуальность

Стоять как вкопанный – стоять неподвижно,  остолбенело

Как в воду опущенный – удручённый, печальный

Сидеть как на иголках – сидеть неспокойно, постоянно ёрзая на месте

Как сельдей в бочке - очень много в небольшом  пространстве

Рвать на себе волосы – быть в отчаянии, сильно  досадовать на себя

Топить печь - протапливать печь дровами

Сесть в калошу – оказаться  в неловком, глупом и смешном положении, потерпеть неудачу

Как белка в колесе – быть очень занятым, в постоянных хлопотах, заботах

Работать как заведённый – работать очень быстро, неутомимо, не покладая рук

Писатели - ваша задача написать сочинение на тему «Школьная жизнь», в котором вы должны использовать следующие фразеологизмы:    (Слайд 6)

внести  свою лепту,

делили шкуру неубитого медведя, 

надулись, как мышь на крупу,

отложили дело в долгий ящик,

бить баклуши,

водить за нос,

 разводить на бобах,

 язык проглотил,

сел в лужу,  

попали впросак.                                             Сочинение.

Однажды  учитель объявил,  что проводится конкурс на лучшее сочинение и предложил всем желающим внести свою лепту в участие.  Ваня  сразу  заявил,  что напишет  лучше  всех  и займёт первое место. Но отличник Никита  с ним не согласился, потому что первые места всегда занимал он. Таким образом, они долго делили  шкуру  неубитого медведя, даже  поссорились  и чуть не подрались, а потом долго ходили  надутые, как мышь на крупу. Поэтому, когда они, скрепя сердце, сели за работу, у них ничего интересного не получилось,  и они оба отложили  дело в долгий ящик, надеясь, что вдохновение их  посетит позже, а сами принялись бить баклуши. Подходил срок сдачи работ, а у них по-прежнему ничего не было, и они стали водить учителя за нос и разводить на бобах, как же выкрутиться из неловкого положения. Когда в классе  учитель спросил Ваню, где же обещанное  сочинение, он стоял как в воду опущенный  и словно язык проглотил. У Никиты впервые тоже ничего не было, и он при всех опозорился, сел в лужу. Вот так они оба попали вросак из-за лишнего самомнения.

И наконец, третья группа - «Исследователи».   (Слайд 7).  Вы, используя интернет-источник и словари, находите фразеологизмы, которые от меня получите, объясняете  их происхождение, делаете мини-презентацию. Один из вас рассказывает о разновидностях устойчивых выражений. Второй – об  источниках  фразеологизмов. Третий – о происхождении данных  фразеологизмов. Можете сделать общую презентацию. На всё у вас только 5-7 минут. После этого пройдёт зашита ваших проектов.

Рассказать о происхождении фразеологизмов:

Держать порох сухим

При царе Горохе

Пиррова победа

Очертя голову

V. Критерии оценивания.

- В конце нашего занятия вы себя будете оценивать. Давайте выработаем критерии оценивания (листы оценивания). (Слайд 8)

- Что  и как будем оценивать?

умение работать в группе

не  участвовал - 0 б

распределение функций не было,  делал то, что считал нужным - 1б

 распределение функций  было, имел и выполнял свою работу -  2б

VII. Выполнение работы в группах. Итак, вперёд  за работу!

VIII. Задание (Слайд 9-16)

Вы должны определить, какие фразеологизмы  изображены на следующих рисунках.

Водить за нос  Водить  друг друга за нос  (Слайд 9)

Волосы дыбомВолосы дыбом, орать во всё горло, орать вовсю Ивановскую, довести до белого каления  (Слайд 10)

Вот где собака зарыта!  Так вот где  собака зарыта! (Слайд 11)

Белены объесться  Глаза в кучку, язык как лопата, в семье не без урода (Слайд 12)

Дело в шляпе  Всё дело в шляпе (Слайд 13)

Зарубить на носуЗарубить на носу (Слайд 14)

Горе луковое  Лить крокодиловы слёзы (Слайд 15)

Дым коромысломДым коромыслом  (Слайд 16)

IХ.  Защита проектов. Оценивание. (Слайд 17)

 Но кроме проектно-исследовательской деятельности при изучении  фразеологии  я использую  и  другие интересные задания, которые тоже очень нравятся моим ученикам. Например:

Х.  Презентация  учителя с упражнениями на закрепление.

Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма. (Слайд 18-19)

1) хоть пруд пруди                                                                      1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд                                                                     2) в двух шагах

3) как снег на голову                                                                   3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо                                                                      4) кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать                                                                            5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут                                                                       6) ни то ни сё

7) с пустыми руками                                                                   7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице                                                                 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления                                                   9) как мел  

Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика: (Слайд 20)

1) рукой подать                                                                         1) мастер на все руки

2) на вес золота                                                                          2) спустя рукава

3) семи пядей во лбу                                                                   3) у черта на куличках

4) песок сыплется                                                                        4) взять себя в руки

5) в час по чайной ложке                                                            5) грош цена

6) мастер кислых щей                                                                 6) хоть кол на голове теши

7) засучив рукава                                                                         7) молоко на губах не обсохло

8) потерпеть фиаско                                                                    8) одержать победу

9) засучить рукава                                                                       9) на всех парах

10) душа в душу                                                                          10) как кошка с собакой

Учитель называет фразеологизм, а ученики должны заменить его словом или словосочетанием (устно): (Слайд 21)

Пустить красного петуха (поджечь что-либо);

 зеница ока (самое важное, ценное);

скрепя сердце (нехотя, против своей воли делать что-либо);  

морочить голову (отвлекать от основного пустыми разговорами); кожа да кости (очень худой);  

бить ключом (активно, энергично проявлять себя);

 как белка в колесе (быть в постоянных заботах, хлопотах).

Объясните значение фразеологизмов (Слайд 22)

Филькина грамота - документ, не имеющий никакой силы

От горшка два вершка – низкого роста человек

Мутить воду – умышленно запутывать какое-либо дело

Во всю глотку – очень громко кричать

Набрать в рот воды – хранить молчание

Обвести вокруг пальца – ловко, хитро обмануть

Тёртый калач – опытный человек

Как в воду опущенный – имеющий унылый вид

Белые мухи – падающий снег

Грести лопатой – много зарабатывать

Больное место – то, что очень волнует, беспокоит

Выходить из строя – ломаться, портиться

Черепашьим шагом – идти очень медленно

Как в воду глядел – угадал, правильно предсказал

Собаку съел – очень опытный

Медвежья услуга – плохая услуга

На деревню дедушке - неизвестно куда

Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм (в шкатулках образных выражений) (Слайд 23)

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …; взять голыми …;  водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём с огнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; … впросак.

Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм.

Определите известные пословицы, если все слова фразы «перевёрнуты», то есть замените антонимами. (Слайд 24)

Перевёрнутые фразеологизмы  (Ответ)

1. Мокнуть от ненависти  (Сохнуть от любви)

2. Этак вон там кошка вырыта  (Так вот где собака зарыта)

3. Взять красный переулочек   (Дать зелёную улицу)

4. Три ботинка – не комплект  (Два сапога – пара)

5. Мочало развязывает  (Лыка не вяжет)

Что я люблю или не люблю? (Слайд 25)

Бить баклуши

Точить лясы

Считать ворон

Витать в облаках

Задирать нос

Жить на широкую ногу

Плясать под чужую дудку

Метать громы и молнии

Доводить до белого каления

Ломать голову

Лезть на рожон

Вставлять палки в колёса

Раздувать из мухи слона

Работать засучив рукава

Держать язык за зубами

Выводить на чистую воду

Расхлёбывать кашу

Написание синквейна. (Слайд 26)

Фразеологизмы

Интересные, разноообразные
Украшают, обогащают, заинтересовывают
Фразеологизмы делают нашу речь более яркой, выразительной, живой и образной!

Устойчивые выражения

Стихотворение  (Слайд 27)

Великий могучий русский язык
Народу великому принадлежит.
Язык сотворил великий наш Пушкин,
Сейчас он важнее орудий и пушек.
Великий могучий язык мы восславим,
Великим могучим потомкам оставим.
Ты с именем гордым: Пушкин - Россия
Живи, благоденствуй и здравствуй, Россия!!!

 ХI. Д/з: творческого характера на выбор (Слайд 28)

-Какие можно дать задания?

На выбор:

  1. Сделать иллюстрации к фразеологизмам  на заданную тему.
  2. Подготовить  презентацию о происхождении и значении  фразеологизмов.
  3. Подобрать  фразеологизмы на определённую тему.
  4. Подобрать фразеологизмы, в которых упоминаются числительные.

ХII. Любимый фразеологизм (Слайд 29)

- Очень часто мы употребляем фразеологизмы, не задумываясь. Можно даже заметить, что у определённой категории людей есть свои любимые выражения. Например:

У учителей – ни свет ни заря.

 У учеников – как с гуся вода.

У родителей – зарубить на носу.

ХIII. Рефлексия.  

- Подведём итоги. (Слайд 30)

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу.

Пожелание. (Слайд 31)

Желаю всем всегда оставаться  на высоте, никогда не бывать не в своей тарелке, не чувствовать себя как в воду опущенными, держать нос по ветру, а хвост пистолетом, меньше крутиться как белка в колесе, всегда  держать себя в руках и никогда не выходить из себя, всегда знать, где собака зарыта,  и никогда и никому не позволять обвести себя вокруг пальца, чтобы  про вас говорили: «Да это стреляный воробей!  (или тёртый калач!)»

Совет. (Слайд 32)

Используйте в своей речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые выражения, и тогда наша речь станет более яркой, выразительной, живой и образной! Желаем успеха!

Спасибо за внимание! (Слайд 33)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...