Урок – лингвистическая экспедиция»Чудодейственная сила глагола»
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Цели урока:
nоказать роль глагола в построении связных высказываний,
обогатить речь учащихся глаголами различных лексико - семантических групп ,
воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
 
Дорогие ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в лингвистическую экспедицию – путешествие в мир языка и поговорим о глаголе как единице речи. 
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – лингвистическая экспедиция»Чудодейственная сила глагола» МОУ»Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Слайд 2

Цели урока: Показать роль глагола в построении связных высказываний, Обогатить речь учащихся глаголами различных лексико - семантических групп . Воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Слайд 3

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в лингвистическую экспедицию – путешествие в мир языка и поговорим о глаголе каа единице речи. Русский язык Чрезвычайно богат глаголами.

Слайд 4

Л.Н. Толстой писал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе.»

Слайд 5

В.Г. Белинский говорил: « В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов».

Слайд 6

В.И. Даль заметил: « В русском языке 40% слов – существительные, 35% - глаголы. Глагол – это речь человека, разумный говор – язык».

Слайд 7

Прочитайте отрывок из поэмы « Руслан и Людмила» А.С. Пушкина: Хотел бежать, но в бороде Запутался, упал и бьется; Встает, упал: в такой беде Арапов черный рой мятется; Шумят, толкаются , бегут, Хватают колдуна в охапку И вот распутывать несут…

Слайд 8

- О ком здесь идет речь? - Что произошло сначала? -Что позже? - Чем завершается эта сцена? Глаголы передают последовательность событий, темп происходящего, создают ритм.

Слайд 13

Глагол может передавать и последовательность движений: Сын на ножках поднялся, В дно головкой уперся, Понатужился немножко: « Как бы здесь на двор окошко Нам проделать?» - молвил он, Вышиб дно и вышел вон. Сколько силы и энергии в этих шести строчках, в этой цепи глаголов: поднялся, уперся, понатужился, молвил, вышел и вышиб!

Слайд 14

Глаголы делают выразительными описания природы: Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоен…

Слайд 15

Глаголы и глагольные формы создают мелодику, ритмику стихотворения, рисуют картину, в которой есть и движение, и свет, и звук.

Слайд 16

Определите лексические значения глаголов и отметьте оттенки этих значений. Идти, мчаться, шагать, тащиться, брести, семенить, ползти, , шествовать, лететь. Вы каждый день ходите в школу по улице и видите, как движется транспорт. - Какими глаголами можно описать движение автобусов, троллейбуса, такси, трамвая?

Слайд 17

Прочитайте текст, найдите глаголы движения и выпишите их. « Мне была предоставлена полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал в деревню играть в «солдаты» с деревенскими ребятишками, уходил без спросу в ближние лески по грибы и по ягоды, купался в илистых и тенистых прудах вместе с нашей собакой Динго». ( В.Брюсов)

Слайд 18

Прочитайте, какие глаголы вы выписали. Как вы думаете, почему автору в одном предложении удалось рассказать о многом? Какую роль играют в этом глаголы?

Слайд 19

Вставить пропущенные глаголы и записать их в тетрадь. Мы идем с лесником по мелколесью. Кое-где попадаются маленькие круглые оконца-колодцы. - Родник,- говорит лесник и зачерпывает ладонью прозрачную воду.Из-под камня …родник.Он превращается в ручеек, который весело…на восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом стремительно …вниз.

Слайд 20

По склону горы он …дальше. Несколько таких ручейков …в один большой ручей , и он спокойно …по равнине. А вот он с шумом … в пропасть. ( К.Г. Паустовский)

Слайд 21

Второй маршрут – глаголы речи. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком, речью. В романе « Отцы и дети» Тургенев употребил свыше 100 глаголов, обозначающих речь. Вот некоторые из них: повторить, шепнуть, закричать, прибавить, сказать, воскликнуть, сообщить, возразить, намекнуть, переспросить.

Слайд 22

Прочитайте отрывок из сказки « Василиса Прекрасная». « Затрещали деревья, захрустели листья – едет Баба- Яга. Василиса встретила ее. -Вес ли сделано?- спрашивает Яга. - Изволь посмотреть сама, бабушка,- молвила Василиса. Баба-Яга все осмотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала: -Ну, хорошо! Потом крикнула: - Верные мои слуги, сердечные мои други, смелите мою пшеницу!»

Слайд 23

Выпишите глаголы речи и потом прочитайте их. Какие глаголы подчеркивают характер героев сказки?

Слайд 24

Распределите данные глаголы на 3 группы: 1) глаголы со значением речи, 2) глаголы со значением чувств, ощущений говорящего, 3)глаголы, обозначающие мимику, жесты и движения говорящего. Говорить, вспомнить, улыбнуться, рассказать, удивиться, пояснить, подумать, обрадоваться, ужаснуться, нахмуриться, упрекнуть, провозгласить, усмехнуться, застонать, приуныть.

Слайд 25

3 маршрут – глаголы звучания. Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника.

Слайд 26

На улице громыхает проезжающий мимо грузовик.

Слайд 27

А из телевизора доносится бодрая музыка.

Слайд 28

Выпишите глаголы, которые передают звуки леса. Лесной оркестр. В мае лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеют. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и камень, и вой, и уханье, и жужжанье, и урчанье, и кваканье. Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги, лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы.

Слайд 29

Какие глаголы вы выписали? Это действительно оркестр, а действие происходит в мае.

Слайд 30

От чего зависит выразительность текста? Умеете ли вы слушать природу? А рассказать о том, что слышите? Вот как много интересного, удивительного и чудесного мы сегодня узнали о глаголе. И наш урок- экспедицию хочется закончить словами К.Г.Паустовского:

Слайд 31

« С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыханье грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

Слайд 32

Домашнее задание. Написать сочинение- миниатюру»На берегу лесной речки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Урок русского языка для 6 класса "Чудодейственная сила глагола"

Урок развития речи в 6 классе завершает изучение темы "Глагол"...

конспект урока в 7 классе "Сила. Единицы силы"

конспект урока в 7 классе "Сила. Единицы силы"...

Лингвистический турнир "Знание - сила!"

Лингвистический турнир проводится в рамках Недели русского языка и литературы и позволит учащимся проверить свои знания в области лингвистики в интересной игровой форме....

Разработка урока 6 класс "Чудодейственная сила глагола"

Цель урока: показать роль глагола в построении связных высказываний; обогатить речь школьников глаголами разных групп: движения, речи, чувства, звучания; привить школьникам интерес к изучению русского...