Урок русского языка для 6 класса "Чудодейственная сила глагола"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок развития речи в 6 классе завершает изучение темы "Глагол"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no1.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА С ИПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Предмет: русский язык, урок развития речи, закрепление.
Тема: «Чудодейственная сила глагола»
Продолжительность: 1 урок, 45 минут
Класс: 6»А»
Оборудование: персональный компьютер, видеопроектор, экран, маршрутные листы.
Технологии:
- показ видеоматериала;
- показ слайдов (тема урока, цели ,эпиграф);
- Работа учащихся с маршрутными листами;
- Работа с текстом;
- Лексическая работа.
АННОТАЦИЯ
Урок разработан для учащихся 6 «А» класса при прохождении темы «Глагол», предусмотренной учебной программой, на которую отводится 1 час. (В учебном плане учителя это 179 урок; это 25 урок по теме и 179 в системе уроков).
На уроке предусмотрены задания для самостоятельной, фронтальной и групповой работы учащихся. Предусмотрена лексическая работа, сравнительный анализ, задания по отработке орфографических навыков. Важный вид работы – работа над текстом, где ребятам предстоит не только подобрать нужные глаголы, но определить их последовательность.
Содержание урока предусматривает использование ИКТ, которое представляет учителю и учащимся возможность более наглядно подать информационный материал, при этом активизируется учебно-познавательная активность школьников и формируются навыки информационно-поисковой деятельности. Творческий потенциал учащихся раскрывается через представление домашнего задания (видеоматериал).
Познавательный и воспитательный момент важная составляющая урока. Грамотно подобранные тексты раскрывают эстетические возможности учащихся.
КОСПЕКТ УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ЧУДОДЕЙСТВЕННАЯ СИЛА ГЛАГОЛА»
Цели урока:
- Показать роль глаголов в построении связных высказываний, в развитии речи;
- Обогатить речь школьников глаголами различных лексико-семантических групп, в частности глаголами движения, речи, чувства, звучания, которые являются наиболее употребительными;
- Формировать общеучебные навыки (работа с системой Интернет, защита работы в форме видеорлика)
- Воспитать у школьников интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
- Персональный компьютер;
- Видеопроектор;
- Экран;
- Маршрутные листы.
Эпиграф: Глагол является основой языка.
Найти верный глагол для фразы -
Значит дать движение фразе.
А.Н.Толстой
ХОД УРОКА
- Организационный момент:
А) приветствие;
Б) проверка отсутствующих
2. Вступительное слово учителя:
Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в лингвистическое путешествие – путешествие в мир языка и поговорим о глаголе как единице речи. Русский язык чрезвычайно богат глаголами. Неслучайно А.Н.Толстой говорит (обращаем внимание на слайд №1, эпиграф)
Для успешного завершения путешествия мы будем работать в группах. Руководитель каждой группы получит маршрутный лист, который поможет вам в достижении поставленной цели.
- Сообщение цели урока:
-А цель нашего урока: определить роль глагола в построении связных высказываний, выявить, как эта удивительная часть речи обогащает нашу речь. Я уверена, что такое путешествие вызовет у вас большой интерес к изучению русского языка.
- Проверка домашнего задания.
-Дома вы готовили видеозарисовки, в которых показаны различные действия людей.
Готовый материал вы сейчас предоставите, и это станет отправной точкой в вашем путешествии.
5. Путешествие по заданным маршрутам.
- Каждый путешественник, отправляясь в путь, берёт с собой блокнот для записей, вашим блокнотом будет рабочая тетрадь.
-Поставьте дату нашего путешествия и место.
- Руководитель группы, получите маршрутные листы.
- Обратите внимание на порядок выполняемых работ и время на маршруте.
- Затем обсудим проделанную работу в группах, выполним общее задание и подведём итог конечного результата.
Маршрут 1 группы
Глаголы, описывающие действия человека.
1) Выразительно прочитайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьётся;
Встаёт, упал; в такой беде
Арапов чёрный рой мятётся;
Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вот распутывать несут…
2) Выпишите глаголы, описывающие действия человека.
- О ком в отрывке идёт речь? (о Черноморе и его слугах)
-Что произошло сначала? Что позже? Чем завершается эта сцена?
- Какую роль выполняют глаголы? (Передают последовательность событий, темп происходящего, создают ритм)
Маршрут 2 группы
Глаголы, описывающие природные явления.
- Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева:
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, цветущий мир природы
Избытком жизни упоён…
- Выпишите глаголы, описывающие природные явления.
- Какую роль выполняют глаголы? (Делают выразительными описания природы. Глаголы и глагольные формы создают мелодику, ритмику стихотворения, рисуют картину, в которой есть и движение, и свет, и звук)
Маршрут 3 группы
Глаголы речи.
1)Прочитайте отрывок из сказки «Василиса Прекрасная»:
Затрещали деревья, захрустели листья – едет Баба-Яга. Василиса встретила её.
- Всё ли сделано? – спрашивает Яга.
- Изволь посмотреть сама, бабушка, молвит Василиса. Баба Яга всё осмотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала:
- Ну! Хорошо!
Потом крикнула:
- Верные мои слуги, сердечные други, смелите мою пшеницу!
-К какой форме речи относится отрывок?
- Какую роль выполняют глаголы речи?
- Какие глаголы подчёркивают характер героев сказки? (Молвила –потому что ласковая, добрая, почтительная; крикнула- скорее всего, злая, сварливая)
- Приведите свои примеры глаголов речи. (говорить, изъясняться, разглагольствовать, высказываться, произносить, изрекать…)
- Какую роль выполняют глаголы?
Маршрут 4 группы
Глаголы звучания.
- Прочитайте текст «Лесной оркестр»:
Лесной оркестр
В мае все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеет. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье.
Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги, лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.
- Выпишите глаголы, которые передают звуки леса.
-Какую роль выполняют глаголы звучания?
6 Выступление учащихся
Оценка выступлений учащихся.
Вывод: Вы убедились, сколько оттенков может передавать глагол. Русский литератор и критик В.Г.Белинский отмечал : «В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов» (Слайд 2)
7.Работа с текстом
(Текст, в котором пропущены глаголы, спроецирован на экран)
- Подберите глаголы движения и запишите их по порядку в тетрадью
- Следите, чтобы глаголы не повторялись.
Мы идём с лесником по мелколесью. Кое-где попадаются маленькие круглые оконца-колодцы.
-Родник,- говорит лесник и зачерпывает ладонью прозрачную воду. Из-под камня (течёт) родник. Он превращается в ручеёк, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом стремительно (скатывается) вниз. По склону горы он (льётся) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течёт) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть.
(К.Паустовский)
(Проецируется текст полностью)
- Сравните с текстом-оригиналом, сделайте вывод.
(Важно точно подобрать глаголы, они передают последовательность движения родника.
8. Лексическая работа
Распредели данные глаголы на три группы:
- Глаголы со значением речи
- Глаголы со значением чувств, ощущений говорящего
- Глаголы, обозначающие мимику, жесты и движения говорящего
Говорить, вспомнить, улыбнуться, рассказать, удивиться, пояснить, подумать, обрадоваться, ужаснуться, нахмуриться, упрекнуть, провозгласить, усмехнуться, застонать, приуныть.
9. Домашнее задание
Составить небольшой рассказ, используя глаголы со значением речи, чувств, ощущений
10. Итог урока
- Ребята, почему сегодняшний урок мы назвали «Чудодейственная сила глагола»?
-К.Г.Паустовский точно заметил: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Выставление итоговых оценок за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Виды глагола".
Данный материал поможет учителю провести урок по теме, опираясь на материал презентации....
План-конспект урока русского языка по теме "Виды глагола"
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА В 5 «А» КЛАССЕПО ТЕМЕ «ВИДЫ ГЛАГОЛА»Учитель русского языка Л.Н.Нагаева 2011/2012 уч.год ТЕМА УРОКА: Виды глагола.ЦЕЛИ: 1) Ознакомить с новой гр...
Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (6 класс)
Материал содержит конспект урока и презентацию....
Урок русского языка "Правописание НЕ с глаголами"
конспект урока по теме "Правописание не с глаголами"...
Урок русского языка по теме "Безличные глаголы"
Урок изучения нового материала...
Урок русского языка в 6 классе. Глагол. Повторение изученного
Цель: повторить и закрепить изученное о глаголе, формировать умения распознавать морфологические признаки глагола...
презентация к уроку русского языка в 6 классе. Глагол.Повторение изученного.
Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Глагол. Повторение изученного....