конспект урока в 7 классе "Сила. Единицы силы"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Горбунова Татьяна Николаевна

конспект урока в 7 классе "Сила. Единицы силы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_3.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:                       Сила. Единица силы.

Цель урока:  познакомить учащихся с силой как мерой взаимодействия тел.

Задачи:

образовательные: - познакомить учащихся с понятиями сила, единица силы;                                                                      - экспериментальным путем установить от чего зависит результат действия  силы;                                     - познакомить учащихся с прибором для измерения силы – динамометром.    

воспитательные: - воспитывать интерес у учащихся к практическому познанию явлений окружающего мира;                                                                                                                                               - воспитывать умение работать в группе;

 развивающие:  - развивать мышление, память, внимание;                                                                                                   - развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: интерактивное оборудование кабинета физики, динамометры лабораторные, штатив, пружина, брусок, магнит, небольшое металлическое тело. 

План урока:

Этапы

Содержание

Формы и методы

Организация начала урока

Приветствие.

Раскрытие общей цели урока.

Использование мультимедийных технологий. Беседа.

Подготовка учащихся к УПД

Повторение пройденного раннее материала, необходимого для изучения новой темы.

Беседа. Фронтальный опрос

Проблемная ситуация.

Изучение нового материала.

Формирование понятий силы, единицы силы, деформации тела. Знакомство с динамометром.

Работа в группах.

Беседа. Эксперимент. Использование мультимедийных технологий. Рассуждение и анализ эксперимента.

Первичное закрепление материала.

Проверка умение учащихся воспроизводить, полученные на уроке знания. Умение найти необходимую информацию в учебнике.

Работа с учебником, задачником, карточками.

Фронтальный опрос.

Итоги урока.

Возращение к целям урока. Выявление успешности овладения содержанием урока.

Общая характеристика работы класса.

Беседа. Фронтальный опрос. Использование мультимедийных технологий.

Информация о домашнем задании.

Сообщение  домашнего задания, инструктаж учащихся по его выполнению.

Работа с учебником.

Вспомним, в результате чего может изменяться скорость тела?

Несколько учащихся (сильных и слабоуспевающих) получают карточки с заданиями остальные отвечают на вопросы устно.

Вопросы: 1. Что называют взаимодействием?                                                                                                                  2. Продолжить: изменение скорости тела происходит…                                                                              3. Человек выпрыгивает из неподвижной лодки на берег. Будет ли двигаться лодка? Если буде, то как?                                                                                                                                                                4. Действует ли Земля на яблоко, весящее на ветке дерева? А яблоко на Землю?

Карточки:

(для слабоуспевающих учащихся): 1вариант 1. Что называют взаимодействием? 2. Опишите опыты, показывающие, что тела приходят в движение при взаимодействии их с другими телами.

2 вариант 1. Что необходимо, для изменения скорости тела? 2. Приведите примеры, показывающие, что при взаимодействии меняются скорости обоих тел.

(для сильных учащихся): 1 вариант 1. На столе лежит книга. С какими телами она взаимодействует? 2. Приведите 3-5 названий тел, в результате взаимодействия с которыми мяч может прийти в движение (или изменить направление своего движения).

2 вариант Взаимодействием каких тел обусловливается движение облаков; стрелы, выпущенной из лука; снаряда внутри ствола пушки при выстреле; вращение крыльев ветряного двигателя.

Знакомство с понятием силы начинаем с проведением демонстрационных опытов:

1. Кусочек железа, лежащий на пробке, опущенной в воду, притягивается магнитом. Кусочек железа и пробка изменяют свою скорость под действием магнита.

2. Действуя на пружину рукой, можно ее сжать. Сначала в движении приходит конец пружины. Затем движение передается остальным ее частям.

3. Сжатая пружина, распрямляясь,  может например,  привести в движение цилиндр.

При сжатии пружины действующим телом была рука человека. Когда пружина распрямляется, действующим телом является сама пружина. Она приводит в движение шарик.

Во всех приведенных примерах тело под действием другого тела приходит в движение, останавливается или изменяет направление своего движения.

Понятие силы первоначально возникло из ощущения мышечного усилия. Чтобы поднять груз, бросить копье,  необходимо некоторое напряжение мышц, причем в различных случаях разное. Степень этого напряжения и оценивалась понятием сила. Во всех случаях идет речь о взаимодействии одного тела на другое.

Таким образом, скорость тела меняется при взаимодействии его с другими телами.

На сегодняшнем уроке нам предстоит:

1. Познакомиться с понятием сила.

2. Рассмотреть единицы измерения силы.

3. Выяснить, от чего зависит результат действия силы. (см. слайд)

Часто не указывают,  какое тело и как действовало на данное тело. Просто говорят, что на тело действует сила или к нему приложена  сила. Под действием силы тело меняет свою скорость. Мерой действия одного тела на другое является физическая величина, называемая силой. (записать в тетради). (см. слайд)

Силу принято обозначать буквой F. (на доске и в тетради записываем обозначение силы).

Единицы физических величин всегда выбирают условно.

Вы знаете, что сила является причиной изменения скорости тела. Именно поэтому за  единицу силы принята сила, которая за время 1 с изменяет скорость чела массой 1 кг на 1 м/с.

В честь английского физика И. Ньютона эта единица названа ньютоном (1Н) (см. приложение )

Кратными и дольными единицами силы являются:

1 кН=100Н

1мН=0,001Н

1МН=1000000Н

(в тетради пишем что принимают за единицу измерения силы и кратные и дольные единицы измерения силы).

Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей.

Например, если надавить пальцами на ластик, то он сожмется, изменит свою форму, тоже происходит и с воздушным шариком или линейкой (продемонстрировать и предложить учащимся поэкспериментировать). В таких случаях говорят,  что тело деформируется. Подробнее с видами деформации тел мы познакомимся позже. 

Однако, результат действия силы может быть различным, так, например, прикладывая силу к столу , я сдвигаю его на незначительное расстояние, а прикладывая такую же силу к стулу, его можно подвинуть достаточно далеко. От чего зависит результат действия силы? На этот вопрос вы ответите сами, проведя небольшой эксперимент в группах.  Учащиеся делятся на четыре группы и каждая группа получают карточки с заданиями для проведения опытов. После выполнения экспериментов, учащиеся отвечают на вопросы, предложенные в карточках.

Карточки с заданиями для групп:

1 группа: 1) Прикрепите к пружине 1 груз и заметьте на какую величину растянулась пружина.  2) Прикрепите к пружине 2 груза и отметьте растяжение пружины. 3) Сделайте вывод от чего зависит результат действия силы. 4) Приведите примеры зависимости действия силы от ее величины.    

2 группа: 1) Прикрепите нить к крючку бруска. 2) Тяните за нить вправо, затем влево, затем вверх, заметьте, как движется брусок. 3)   Сделайте вывод от чего зависит результат действия силы. 4) Приведите примеры зависимости действия силы от ее направления.

3 группа: 1) Прикрепите нить к крючку № 1 бруска; тяните за нить вправо, заметьте, как движется брусок. 2)  Прикрепите нить к крючку № 2 бруска; тяните за нить вправо, заметьте, как движется брусок. 3) Сделайте вывод от чего зависит результат действия силы. 4) Приведите примеры зависимости действия силы от ее точки приложения.

Итак, результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения. (запишем в тетрадь) (см. слайд)

На практике часто приходится измерять силу, с которой одно тело действует на другое. Для измерения силы используется прибор, который называется динамометр( от греч. динамис- сила, метрео- измеряю). (продемонстрировать динамометр)

Динамометры бывают различного устройства. Основная их часть, стальная пружина, которой придают разную форму в зависимости от назначения прибора. На следующих уроках мы познакомимся с этим прибором подробнее во время выполнения лабораторной работы.

Вернемся к задачам сегодняшнего урока (проговорить) (см. слайд). В ходе урока мы ответили на все поставленные вопросы.

Вопросы для первичного закрепления: (фронтальный опрос)

1. В результате чего может меняться скорость тела? Приведите примеры.

2. Что такое сила?

3. От чего зависит результат действия силы на тело?

4. Как изображают сила на чертеже?

5. Что значит измерить какую-либо силу?

6. Что принято за единицу силы?

7. Как называют прибор для измерения силы?

Всем спасибо за урок! Не забудьте записать домашнее задание. При прочтении параграфа попытайтесь устно ответить на вопросы после параграфа 11.

 

1 группа: 1) Прикрепите к пружине 1 груз и заметьте на какую величину растянулась пружина.  2) Прикрепите к пружине 2 груза и отметьте растяжение пружины. 3) Сделайте вывод от чего зависит результат действия силы. 4) Приведите примеры зависимости действия силы от ее величины.    

2 группа: 1) Прикрепите нить к крючку бруска. 2) Тяните за нить вправо, затем влево, затем вверх, заметьте, как движется брусок. 3)   Сделайте вывод от чего зависит результат действия силы. 4) Приведите примеры зависимости действия силы от ее направления.

3 группа: 1) Прикрепите нить к крючку № 1 бруска; тяните за нить вправо, заметьте, как движется брусок. 2)  Прикрепите нить к к крючку № 2 бруска; тяните за нить вправо, заметьте, как движется брусок. 3) Сделайте вывод от чего зависит результат действия силы. 4) Приведите примеры зависимости действия силы от ее точки приложения.

1 группа: 1) Прикрепите к пружине 1 груз и заметьте на какую величину растянулась пружина.  2) Прикрепите к пружине 2 груза и отметьте растяжение пружины. 3) Сделайте вывод от чего зависит результат действия силы. 4) Приведите примеры зависимости действия силы от ее величины.    

2 группа: 1) Прикрепите нить к крючку бруска. 2) Тяните за нить вправо, затем влево, затем вверх, заметьте, как движется брусок. 3)   Сделайте вывод от чего зависит результат действия силы. 4) Приведите примеры зависимости действия силы от ее направления.

3 группа: 1) Прикрепите нить к крючку № 1 бруска; тяните за нить вправо, заметьте, как движется брусок. 2)  Прикрепите нить к к крючку № 2 бруска; тяните за нить вправо, заметьте, как движется брусок. 3) Сделайте вывод от чего зависит результат действия силы. 4) Приведите примеры зависимости действия силы от ее точки приложения.

1 группа: 1) Прикрепите к пружине 1 груз и заметьте на какую величину растянулась пружина.  2) Прикрепите к пружине 2 груза и отметьте растяжение пружины. 3) Сделайте вывод от чего зависит результат действия силы. 4) Приведите примеры зависимости действия силы от ее величины.    

 

2 группа: 1) Прикрепите нить к крючку бруска. 2) Тяните за нить вправо, затем влево, затем вверх, заметьте, как движется брусок. 3)   Сделайте вывод от чего зависит результат действия силы. 4) Приведите примеры зависимости действия силы от ее направления.

3 группа: 1) Прикрепите нить к крючку № 1 бруска; тяните за нить вправо, заметьте, как движется брусок. 2)  Прикрепите нить к к крючку № 2 бруска; тяните за нить вправо, заметьте, как движется брусок. 3) Сделайте вывод от чего зависит результат действия силы. 4) Приведите примеры зависимости действия силы от ее точки приложения.

1 группа: 1) Прикрепите к пружине 1 груз и заметьте на какую величину растянулась пружина.  2) Прикрепите к пружине 2 груза и отметьте растяжение пружины. 3) Сделайте вывод от чего зависит результат действия силы. 4) Приведите примеры зависимости действия силы от ее величины.    

2 группа: 1) Прикрепите нить к крючку бруска. 2) Тяните за нить вправо, затем влево, затем вверх, заметьте, как движется брусок. 3)   Сделайте вывод от чего зависит результат действия силы. 4) Приведите примеры зависимости действия силы от ее направления.

3 группа: 1) Прикрепите нить к крючку № 1 бруска; тяните за нить вправо, заметьте, как движется брусок. 2)  Прикрепите нить к к крючку № 2 бруска; тяните за нить вправо, заметьте, как движется брусок. 3) Сделайте вывод от чего зависит результат действия силы. 4) Приведите примеры зависимости действия силы от ее точки приложения.

1вариант 1. Что называют взаимодействием? 2. Опишите опыты, показывающие, что тела приходят в движение при взаимодействии их с другими телами.

2 вариант 1. Что необходимо, для изменения скорости тела? 2. Приведите примеры, показывающие, что при взаимодействии меняются скорости обоих тел.

1 вариант 1. На столе лежит книга. С какими телами она взаимодействует? 2. Приведите 3-5 названий тел, в результате взаимодействия с которыми мяч может прийти в движение (или изменить направление своего движения).

2 вариант Взаимодействием каких тел обусловливается движение облаков; стрелы, выпущенной из лука; снаряда внутри ствола пушки при выстреле; вращение крыльев ветряного двигателя.

1вариант 1. Что называют взаимодействием? 2. Опишите опыты, показывающие, что тела приходят в движение при взаимодействии их с другими телами.

2 вариант 1. Что необходимо, для изменения скорости тела? 2. Приведите примеры, показывающие, что при взаимодействии меняются скорости обоих тел.

1 вариант 1. На столе лежит книга. С какими телами она взаимодействует? 2. Приведите 3-5 названий тел, в результате взаимодействия с которыми мяч может прийти в движение (или изменить направление своего движения).

2 вариант Взаимодействием каких тел обусловливается движение облаков; стрелы, выпущенной из лука; снаряда внутри ствола пушки при выстреле; вращение крыльев ветряного двигателя.

     

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Механическая работа. Единицы работы» 7 класс

Базовый учебник «Физика», 7 класс, А.В. Пёрышкин...

Конспект урока "Фразеология. Фразеологически единицы и их употребление"

Представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи....

Конспект урока "Предложение как единица синтаксиса"

Материалы конспекта позволяют усилить работу по функциональной грамотности...

Конспект урока математики "Площадь. Единицы измерения площади."

Урок математики в 6 классе,с применением метода проектов при обобщении темы «Площадь. Единицы измерения площади»...