Урок русского языка в 8 классе "Архитектура словосочетаний"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Методическая разработка урока русского языка по теме «Архитектура словосочетаний» предназначается для учащихся 8 класса, изучающих русский язык по учебно-методическому комплексу, разработанному Бархударовым С. Г., Крючковым С. Е., Максимовым Л. Ю., Чешко Л. А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chashina_l._v._urok.docx | 310.87 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_arhitektura_slovosochetaniy.pptx | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Чашина Любовь Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 5» г. Вольска Саратовской области
Методическая разработка урока
русского языка в 8 классе по теме:
«Архитектура словосочетаний»
Методическая разработка урока русского языка по теме «Архитектура словосочетаний» предназначается для учащихся 8 класса, изучающих русский язык по учебно-методическому комплексу, разработанному Бархударовым С. Г., Крючковым С. Е., Максимовым Л. Ю., Чешко Л. А.
Цели урока:
образовательные: актуализировать опорные знания и умения по данной теме;
совершенствовать навыки и умения по определению видов словосочетания по главному слову, а также по определению способов связи слов в словосочетании; научить выделять словосочетания из предложения, конструировать их, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность; дать понятие о синонимичных словосочетаниях.
развивающие: 1) развивать мышление и общеучебные навыки и умения;
2) развивать познавательную самостоятельность; 3) развивать информационную и коммуникационную культуру учащихся.
воспитательные: воспитывать ответственность за качество своих знаний;
воспитание любви к родному русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения;
- Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, обобщения, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).
Тип урока - урок совершенствования умений и навыков
Вид урока – практическая работа
Технологии: педагогики сотрудничества, здоровьесбережения, коллективной деятельности, развивающего обучения.
Методические приемы: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, алгоритмизация, конструирование словосочетаний, работа со схемами, экспресс – опрос «Веришь ли ты», составление кластера.
Формы работы: коллективная, в парах, групповая, индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, карточки-задания со словосочетаниями красного и синего цвета, схема – кластер «Словосочетания», интерактивная таблица «Способы подчинительной связи» и схема «Виды словосочетаний», компьютерная презентация.
Ход урока:
I. Оргмомент. Я рада приветствовать
Вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко.
Учитель: Ребята, у вас на партах лежат "Словарики настроений". Найдите, пожалуйста, в списке прилагательное, которое характеризует ваше настроение, и объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное, ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
- Стадия «Вызов». Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.
Учитель: Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Ученики: Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании, о наречных, глагольных, именных словосочетаниях...
Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Архитектура словосочетаний».
Прежде чем приступить к выполнению заданий, мы вспомним, что мы знаем о словосочетаниях. А поможет в этом нам интерактивная таблица «Способы подчинительной связи» и схема «Виды словосочетаний».
Виды словосочетаний по главному слову
(При работе с интерактивной таблицей «Способы подчинительной связи» учитель подводит учащихся к выводу о том, как отличить способы связи в словосочетании друг от друга:
- У согласования при изменении главного слова меняется форма зависимого.
- У управления при изменении главного слова зависимое слово остается неизменным.
- У примыкания зависимое слово не изменяется (вообще).)
2 стадия – «осмысление»
Учитель: Cейчас мы разделимся на 3 группы по количеству рядов. У каждого ряда будет свой эксперт. Он раздаст каждому члену ряда 2 карточки разных цветов, на которых написаны словосочетания. Ученики, получившие карточки, в карточках синего цвета должны определить способ связи – управление, согласование, примыкание, сдать эту карточку эксперту на проверку, вписав в неё свою фамилию; в карточках красного цвета определяют вид словосочетания – глагольное, именное, наречное, вписывают свою фамилию и также отдают эксперту. Эксперты проверяют карточки. Карточки тех, кто ошибся, откладывают в сторону, чтобы потом объяснить, в чем их ошибка.
Красные карточки
очень близко | попросил брошюру | две подруги |
красный от злости | начертить схему | расправивший крылья |
похудевший из – за болезни | совершенно верно | кто – то знакомый |
поехал учиться | зеленеющий сад | весьма редко |
Третий справа | слабо ходить | слегка грубо |
говорить правду | проверять тщательно | избежав наказания |
строгий отец | совсем рано | убеждать мягко |
Синие карточки
суровая зима | подошел к крыльцу | их места |
Желание знать | приехал проститься | его должность |
забежать в магазин | ваза из хрусталя | бронзовая статуя |
тяжелая работа | чудесное утро | очень сильный |
прийти рано | твой блокнот | достойный ответ |
вспахивать землю | ландшафты Сибири | презрение к обманчивым |
раздал книжки | рассказывал улыбаясь | льющий воду |
- Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Создание проблемной ситуации. Работа в паре.
Выборочный диктант. Задание: выпишете только словосочетания.
Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приема, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры.
(Словосочетания: хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере.)
Учитель: объясните, почему не являются словосочетаниями остальные слова.
Ученики: Существительные с предлогом: возле леса, в течение часа, вследствие засухи, во время игры. Главные члены предложения: лес шумит, часы остановились, следствие закончено. Нет зависимости между словами, кроме сочинительной связи: лес да поле, от засухи и зноя.
Учитель: Для того, чтобы правильно и грамотно выделять словосочетания в предложениях, выполним следующее задание.
Сейчас вы разделитесь на 5 групп по количеству предложений. Члены каждой группы садятся за одну парту, списывают со слайда одно предложение: 1-я группа – 1 предложение, 2-я группа – второе предложение и т.д.
Предложения:
- В каждом человеке дремлет художник, который пробуждается от вовремя сказанных слов. (Анатоль Франс)
- Не беспокойся о том, что тебя люди не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей. (Конфуций)
- Дорог мне друг, но и недруг полезен: тот мою силу оценит, другой мне напомнит мой долг. (Фридрих Шиллер)
- Надежда победить доставляет победу, уверенность в победе лишает нас её. (Тит Ливий)
- Осмеяние людей умных составляет привилегию глупцов. (Ламартин)
Переписав с доски предложение, ученики в своей группе обсуждают, какие словосочетания можно выделить в предложениях, записывают их и показывают работу учителю.
Если в ней допущены ошибки, учитель дает подсказку: сколько словосочетаний должно быть выделено из их предложения:
в 1-м предложении – 5 словосочетаний;
во 2-м предложении – 4 словосочетания;
в 3-м предложении – 6 словосочетаний;
в 4-м предложении – 5 словосочетаний;
в 5 – м предложении - 5 словосочетаний.
Если словосочетаний недостает, то учащиеся продолжают работать над предложением.
Словосочетания:
1 группа: 1) дремлет в человеке; 2) в каждом человеке; 3) пробуждается от слов; 4) сказанных слов; 5) вовремя сказанных.
2 группа: 1) не беспокойся о том; 2) не знают тебя; 3) беспокойся о том; 4) не знаешь людей.
3 группа: 1) дорог мне; 2) оценит силу; 3) мою силу; 4) напомнит долг;
5)мой долг; 6) напомнит мне.
4 группа: 1) надежда победить; 2) доставляет победу; 3) уверенность в победе; 4) лишает нас; 5) лишает её.
5 группа: 1) осмеяние людей; 2) умных людей; 3) составляет привилегию; 4) естественную привилегию; 5) привилегию глупцов.
По завершении первого этапа работы группы получают новое задание, которое уже выполняется индивидуально.
Задание: в выписанных словосочетаниях определить:
- вид словосочетания по главному слову;
- способ связи в словосочетании;
- схема.
Посмотрите образец на слайде.
˟ кому?
Образец: поручить другу – 1) глагольное; 2) управление; 3) гл.+ сущ. в д. п.
После выполнения учащиеся выполняют взаимопроверку.
- Физкультминутка
- Конструирование словосочетаний. Соревнование между рядами.
Учитель: Словосочетания, которые имеют разное строение, но сходное грамматическое значение, называются синонимическими.
Например: город у моря - приморский город; держаться с достоинством - держаться достойно; идти лесом - идти через лес - идти по лесу; землетрясение в девять баллов - девятибальное землетрясение.
Следующее задание – работа со словосочетаниями, которые можно заменить. В ОГЭ это задание В2, которое может звучать так:
Словосочетание СЮРПРИЗОМ ОСЕНИ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Я долго стоял неподвижно, любуясь этим необыкновенным сюрпризом поздней осени. (Носов Е.)
Данное умение имеет непосредственное практическое значение для правильного выполнения экзаменационного задания.
Мы будем работать в группах попарно. 3 команды (по количеству рядов) будут работать с одним и тем же списком словосочетаний.
1 –я пара – выписывает словосочетания, которые нельзя заменить синонимичными.
2-я пара – выписывает словосочетания, которые можно изменить, подобрав к ним синонимичную пару.
3-я пара – записывает уже измененные словосочетания, список которых подготовила 2-я группа.
Работа каждой пары зависит от работы предыдущей, т. к. выполняется поочередно, результаты работы передаются от 1-ой пары ко второй, от 2-ой к третьей. Список словосочетаний на слайде .
Словосочетания 1-ой пары
Список учащихся, запах духов, мозг класса, ущелье колдуна, свист пуль, кусты акации, кисть художника.
Словосочетания 2-ой пары
Писк мыши, журнал с иллюстрациями, лучи солнца, источник воды, берег моря, игрушки из дерева, стая птиц.
Словосочетания 3-ой пары
Мышиный писк, иллюстрированный журнал, солнечные лучи, водный источник, морской берег, деревянные игрушки, птичья стая.
- Проверка правильности выполнения задания.
3 стадия – «Рефлексия»
- Экспресс – опрос «Веришь ли ты?»
Учитель: Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – желтую.
Учитель: Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.
Ученики: Да.
Учитель: Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание?
Ученики: Нет, это согласование.
Учитель: Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?
Ученики: Да.
Учитель: Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.
Ученики: Да.
Учитель: Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием?
Ученики: Да.
Учитель: Верите ли вы, что сочетание «Вода журчит» - управление.
Ученики: Нет, грамматическая основа предложения.
Учитель: Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?
Ученики: Да.
- Подведение итогов урока. Составление кластера.
- Рефлексия
• Сегодня я узнал…
• Было трудно…
• Было интересно…
• Я выполнял задания…
• Я понял, что…
• Теперь я могу…
• Я почувствовал, что…
• Я приобрел…
• Я научился…
• У меня получилось…
• Я смог…
• Я попробую…
• Меня удивило…
• Урок дал мне для жизни…
• Мне захотелось…
- Д/з дифференцированное: составить карточку по теме «Словосочетание». Для учащихся, испытывающих затруднения в изучении данной темы, придумать словосочетания по предложенным схемам, определить их вид и тип по способу связи.
Схемы словосочетаний:
- Гл. + сущ. в вин. п.
- Гл. + нар.
- Наречие + наречие
- Нар.+ прил.
- Мест. + прил.
- Числ.+сущ.
- Сущ. +сущ. без предлога в род. п.
Используемая литература и ресурсы:
- Егорова Н. В., Горшкова В. Н. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. –М.: ВАКО, 2014
- Материал для дополнительной и самостоятельной работы по русскому языку для учащихся 8 класса.- Волгоград, «Учитель», 2003
- Русский язык. 6-8 классы. Составитель Цой Н. С. – Волгоград «Экстремум», 2004
- СД – диск «Русский язык. Поурочные планы. 7-9 классы.
- Интерактивная таблица «Виды подчинительной связи»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выберите прилагательное, которое характеризует ваше настроение. Объясните свой выбор. Словарь настроений: 1. Весѐлое , игривое, задорное, бодрое, удивлѐнное , лѐгкое , восхищѐнное , восторженное, шутливое, ликующее, призывное, неудержимое, успокаивающее, задушевное, светлое, приятное, доброжелательное, дружелюбное, спокойное, радушное, радужное, искреннее, нежное, ласковое. 2. Грустное, мрачное, жалкое, завистливое, тоскливое, тревожное, капризное, неприятное, тяжѐлое , удручѐнное , возмущѐнное , сонливое, унылое, хмурое, сердитое, плаксивое, боязливое, печальное, обиженное, болезненное .
Эпиграф урока «Язык неистощим в соединении слов» (А . С. Пушкин ) Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Цели урока: актуализировать опорные знания и умения по данной теме; совершенствовать навыки и умения по определению видов словосочетания по главному слову, а также по определению способов связи слов в словосочетании; научиться выделять словосочетания из предложения, конструировать их, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность .
Виды подчинительной связи
Виды словосочетаний по главному слову
глагольные именные наречные согласование управление примыкание
Выборочный диктант. Задание: выпишете только словосочетания. Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приема, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры.
Проверка хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере. Объясните, почему остальные слова не являются словосочетаниями?
Нахождение словосочетаний в предложениях. В каждом человеке дремлет художник, который пробуждается от вовремя сказанных слов. (Анатоль Франс) Не беспокойся о том, что тебя люди не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей. (Конфуций) Дорог мне друг, но и недруг полезен: тот мою силу оценит, другой мне напомнит мой долг. (Фридрих Шиллер) Надежда победить доставляет победу, уверенность в победе лишает нас её. (Тит Ливий) Осмеяние людей умных составляет привилегию глупцов. ( Ламартин )
Подсказка в 1-м предложении – 5 словосочетаний; во 2-м предложении – 4 словосочетания; в 3-м предложении – 6 словосочетаний; в 4-м предложении – 5 словосочетаний; в 5 – м предложении - 5 словосочетаний.
Словосочетания 1 группа: 1) дремлет в человеке; 2) в каждом человеке; 3) пробуждается от слов; 4) сказанных слов; 5) вовремя сказанных. 2 группа: 1) не беспокойся о том; 2) не знают тебя; 3) беспокойся о том; 4) не знаешь людей. 3 группа: 1) дорог мне; 2) оценит силу; 3) мою силу; 4) напомнит долг; 5)мой долг; 6) напомнит мне. 4 группа: 1) надежда победить; 2) доставляет победу; 3) уверенность в победе; 4) лишает нас; 5) лишает её. 5 группа: 1) осмеяние людей; 2) умных людей; 3) составляет привилегию; 4) естественную привилегию; 5) привилегию глупцов.
Задание: в выписанных словосочетаниях определить: вид словосочетания по главному слову; способ связи в словосочетании; схема. Посмотрите образец на слайде. ˟ кому? Образец: поручить другу – 1) глагольное; 2) управление; 3) гл.+ сущ. в д. п.
Физкультминутка
Конструирование словосочетаний Словосочетания , которые имеют разное строение, но сходное грамматическое значение, называются синонимическими. Например : город у моря - приморский город; держаться с достоинством - держаться достойно; идти лесом - идти через лес - идти по лесу; землетрясение в девять баллов - девятибальное землетрясение.
Следующее задание – работа со словосочетаниями, которые можно заменить. В ОГЭ это задание В2, которое может звучать так: Словосочетание СЮРПРИЗОМ ОСЕНИ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Я долго стоял неподвижно, любуясь этим необыкновенным сюрпризом поздней осени. (Носов Е.)
Инструкция Мы будем работать в группах попарно. 3 команды (по количеству рядов) будут работать с одним и тем же списком словосочетаний. 1 –я пара (1 парта) – выписывает словосочетания, которые нельзя заменить синонимичными. 2-я пара (2парта) – выписывает словосочетания, которые можно изменить, подобрав к ним синонимичную пару. 3-я пара (3 парта)– записывает уже измененные словосочетания, список которых подготовила 2-я группа. Работа каждой пары зависит от работы предыдущей, т. к. выполняется поочередно, результаты работы передаются от 1-ой пары ко второй, от 2-ой к третьей.
Словосочетания Список учащихся, запах духов, п иск мыши, журнал с иллюстрациями , мозг класса, лучи солнца, ущелье колдуна, кусты акации, кисть художника, свист пуль, источник воды, берег моря, игрушки из дерева, стая птиц.
П роверка Словосочетания 1-ой пары Список учащихся, запах духов, мозг класса, ущелье колдуна, свист пуль, кусты акации, кисть художника. Словосочетания 2-ой пары Писк мыши, журнал с иллюстрациями, лучи солнца, источник воды, берег моря, игрушки из дерева, стая птиц. Словосочетания 3-ой пары Мышиный писк, иллюстрированный журнал, солнечные лучи, водный источник, морской берег, деревянные игрушки, птичья стая.
Экспресс – опрос «Веришь ли ты?» Учитель: Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – желтую. Учитель: Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы. Учитель : Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание? Учитель : Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение? Учитель : Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением. Учитель : Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? Учитель : Верите ли вы, что сочетание «Вода журчит» - управление. Учитель : Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?
Составление кластера
Рефлексия • Сегодня я узнал… • Было трудно… • Было интересно… • Я выполнял задания… • Я понял, что… • Теперь я могу… • Я почувствовал, что… • Я приобрел… • Я научился… • У меня получилось… • Я смог… • Я попробую… • Меня удивило… • Урок дал мне для жизни… • Мне захотелось…
Дифференцированное домашнее задание 1. Составить карточку по теме «Словосочетание». 2. Для учащихся, испытывающих затруднения в изучении данной темы, придумать словосочетания по предложенным схемам, определить их вид и тип по способу связи. Схемы словосочетаний: Гл. + сущ. в вин. п. Гл. + нар. Наречие + наречие Нар.+ прил. Мест. + прил. Числ .+сущ. Сущ. +сущ. без предлога в род. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка по теме :" Словосочетание"
Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса .Цель данного урока:выявить творческие способности учащихся ,активность на уроке, проверить практические знания учащихся....
Конспект урока. Русский язык 8 класс "Словосочетания"
Урок включает лингвистическую разминку - осложненный словарный диктант. Знакомство с новыми теримнами "Согласование, управление, примыкание" происходит во время просмотра компьютерной презентации. Раз...
Урок русского языка по теме: "Словосочетание"
Урок позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Словосочетание"....
План-конспект урока русского языка по теме «Словосочетание»
Данная методическая разработка урока русского языка для 5 класса ориентирована на обучение школьников по УМК «Русский язык» Ладыженская Т, А. Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.. Русски...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)
ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...
Урок русского языка по теме СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Цель урока: обобщение и закрепление изученного материала Задачи: формировать у обучающихся языковую, исследовательскую, коммуникативную компетенции; развивать умение детей самостоятельно получать зн...
Урок русского языка 6 класс. Словосочетание.
Русский язык 6 класс. Раздел: «Синтаксис»Тема: «Словосочетание». Урок систематизации и обобщения знаний и умений....