Урок русского языка 6 класс. Словосочетание.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Ооржак Шончалай Семеновна

Русский язык 6 класс. Раздел: «Синтаксис»

Тема: «Словосочетание».  Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык  6 класс. Раздел: «Синтаксис»

Тема: «Словосочетание»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цели урока:

  • обучающие - повторение сведений о словосочетании, полученными учащимися в начальной школе и в пятом классе, углубление и систематизация;
  • развивающие – создание условий для самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие ассоциативного мышления, творческих способностей учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, коммуникативных навыков;
  • воспитательные – создать условия для формирования ценностно-ориентированного отношения к предметному и духовному миру человека, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • метапредметные - продолжать формирование общеучебных знаний, умений и  навыков, содействовать развитию мыслительной деятельности посредством решения проблемных задач.

Предполагаемый  результат:

- Предметные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме «Словосочетание», выработать умение опознавать словосочетания, выделять главные и зависимые слова, формировать  навыки нахождения словосочетаний в тексте, употребления их в речи, повторить грамматическую связь слов в словосочетании и модель словосочетания.

- Метапредметные:  

  • коммуникативные (развивать умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем; точно, правильно и логично высказывать свою точку зрения);
  • познавательные (развитие умения строить логичную цепь рассуждения; находить аргументы; выработка умения опознавать словосочетания в тексте, строить модель словосочетания, выделять главные и зависимые слова, умение определять грамматическую связь слов в словосочетании);
  • информационные (развитие умения перерабатывать, систематизировать информацию, передавать ее разными способами);
  • регулятивные (развитие умения ставить и адекватно формулировать цепь деятельности; планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль и самооценку).

- Личностные: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления, формирование потребности в речевом самосовершенствовании, формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка.

Методы и приемы: диалогический, эвристический с использованием элементов критического мышления.

Виды деятельности учителя: беседа, консультирование по вопросам, возникающих в ходе совместной деятельности учащихся.

Виды деятельности ученика: диалог, работа в парах, индивидуальная работа, работа с учебником, аргументированное слушание, работа над проблемной ситуацией, взаимодействие с учителем.

Оборудование, техническое оснащение: компьютер, интерактивная доска, учебник.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности учащихся; повысить уровень визуализации изучаемого предмета.

                                                               

                                                            Ход урока

I. Мобилизующий этап.

- Кто такие исследователи?

- Люди, занимающиеся научными исследованиями.

- Кто хочет стать исследователем?

- Сегодня мы продолжим исследование объектов русского языка. А что будет объектом нашего исследования, вы определите сами.

Слайд 1:

Пос..дить, чу..ствительный, пор..жать, (в) т.плице, сер..це, вс..гда.

– Прочитайте написанные  слова. Соедините их между собой попарно, ориентируясь на имеющуюся в них одинаковую орфограмму. Составленные пары запишите.

– Назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы объединили?

Слайд 2:

(Первая пара слов – посадить  в теплице. Объединяются эти слова потому, что в них одинаковая орфограмма – безударная гласная в корне слова).

– Какие слова еще можно объединить?

Слайд 3:

 (Чувствительное сердце. В них имеется непроизносимая согласная в корне слова)

– Назовите третью пару слов.

Слайд 4:

 (Поражать всегда. В словах безударная непроверяемая гласная в корне слова).

1. Формулирование учащимися темы и цели урока.

– Назовите все составленные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего нашего урока.

Слайд 5:

Посадить в теплице, чувствительное сердце, поражать всегда – это словосочетания. Значит, тема урока – “Словосочетание”.

Учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся в тетради.

– Отталкиваясь от темы урока и используя запись на доске, сформулируйте цели нашего урока. Слайд 6.

Запись на доске и в тетрадях:

Цель:

Повторить все, что мы знаем  о словосочетании.

Развивать умения отличать словосочетания от предложений.

II. Повторение теории.

1.Беседа.

– Скажите, из скольких и каких частей состоит словосочетание? (из двух, из главного и зависимого слова)

– Как определить главную и зависимую часть в словосочетании? (от главного слова можно поставить вопрос к зависимому, зависимое слово подчиняется главному)

– Как связывается зависимое слово с главным? (по смыслу и грамматически)

– С помощью чего устанавливается смысловая связь? (с помощью вопроса)

– С помощью чего выражается грамматическая связь? (с помощью окончания или с помощью предлога и окончания)

-Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание (соединение двух знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически)

– Найдите главное и зависимое слова в наших словосочетаниях. Определите, с помощью чего в них выражается грамматическая связь?

III. Выполнение тренировочных упражнений.

1.  Задание 1 (Слайд 7, 8):

   Сколько словосочетаний в предложении? Выпишите их.

Мой друг никогда не говорит о товарищах насмешливо.

  • Мой друг
  • Никогда не говорит
  • Не говорит о товарищах
  • Не говорит насмешливо

Задание 2 (Слайд 9):

Согласуйте главное и зависимое слова в роде, числе, падеже.

Без  (общее)  дела;  про  (молодая) зелень;  по  (синий)  простору.

Задание 3 (Слайд 10):

Чем различаются данные словосочетания?

Посетить музей – посещение музея.                    Лунное сияние  –  сияние луны.

Задание 4 а, б (Слайд 11, 12):

Одеть или надеть?        

  • …………….. на малыша;
  • ……………. в плащ;
  • ……………. фуражку на себя;

НАДЕТЬ – что на кого?   На что?

ОДЕТЬ – кого во что?

Оплатить или заплатить?

  • ……………… покупку
  • ……………… проезд
  • ……………….за проезд
  • ……………… за билет

                                     оплатить  что-то

                                   заплатить ЗА что-то

2. Работа с учебником. Упр. 59(2п),

                                        Упр. 60 (у)

3. Электронная физкульминутка.

4. Словарно-орфографическая работа. Слайды 13-15.

– Сегодня мы познакомимся с новым словом из словарика. Вы его определите самостоятельно. Для этого надо выполнить несколько заданий. Внимательно прочтите написанные словосочетания: идти далеко, летать в небе, генеральная уборка.

– А теперь будьте особенно внимательны. Первая часть слова является первым слогом главного слова в словосочетании, где грамматическая связь выражается с помощью предлога и окончания. Назовите этот слог и обоснуйте свой ответ.

– Вторая часть слова – первый слог зависимого слова в словосочетании, которое имеет состав “ сущ.+прил.”

– Третья часть слова – первый слог зависимого слова в словосочетании, где нет грамматической связи.

(Ле-ген-да)

– Какое слово у вас получилось? Что же такое легенда?

Ответы учащихся:

– Это рассказ, сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого.

– Это рассказ, в котором есть и реальность, и вымысел.

Слово учителя:

– Объедините свои рассуждения, дайте полное лексическое значение слова легенда.

– Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается определенная доля вымысла.

Слово учителя:

– У слова легенда есть еще одно значение. Слышали ли вы выражение – легенда разведчика? Здесь слово легенда обозначает вымышленные сведения о себе, то есть о том, кто выполняет секретное задание.

– Расскажите о правописании слова легенда.

(Слово легенда состоит из трех слогов. Второй слог ударный. Безударная гласная буква е. Ее надо подчеркнуть и запомнить).

– Прослушайте две короткие легенды об ароматном, целебном, прекрасном цветке ландыше. Из каждой легенды выберите словосочетание, которое могло бы быть заголовком рассказа.

Два ученика по очереди рассказывают легенды о ландыше.

I. С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в нее и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с ее красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.

– Найдите словосочетания в первой легенде. (По мере их называния учитель записывает их на доске). (связана с богиней, легенда о ландыше, появлении ландыша, попала в лес, заблудилась на охоте, влюбились в нее, стали преследовать незнакомку, прекрасную незнакомку, убежала от них, красивого тела, во время бегства, падали капельки, душистые капельки, капельки пота, волшебной красоты)

II. В Австрии существует предание, что белые колокольчики ландышей – это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные, белые, как снег, цветы.

– Назовите словосочетания из второй легенды. Охарактеризуйте состав названных словосочетаний (в Австрии существует, белые колокольчики, колокольчики ландышей, фонарики гномов, ожерелье Белоснежки, спасаясь от мачехи, злой мачехи, рассыпала его,  превратились в цветы, грустные цветы, белые, цветы).

– Назовите слово из данных словосочетаний, в котором звуков больше, чем букв.

– Это слово прекрасную, так как в нем буква ю обозначает два звука: [ Й] и [У].

– Назовите слово из данных словосочетаний, в котором произошел процесс оглушения.

– Это слово Белоснежка, так как буква ж здесь обозначает звук [ш].

– О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси.

У детей на столах тексты.

Славяне создали свою («прил.+сущ.) о ландыше.

Водяная царевна Волхова («гл.+сущ»). На свою беду она («гл.+сущ.») Садко к прекрасной Любаве. Вышла Волхова на берег послушать («сущ.+сущ».), но не нашла его на берегу. («нар.+гл.») Волхова, («сущ.+гл.») среди трав, превратившись в («прил.+сущ.») с изумительным ароматом.

Слова для справок: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слезы упали, чудесные цветы.

- Внимательно прочтите текст, справочные материалы к нему и сформулируйте свое задание.

Ребята записывают текст, восстанавливают пропущенные словосочетания, учитывая их смысл и состав.

- Какое из словосочетаний не может называться словосочетанием? Почему?  (Слезы упали- это грамматическая основа).

- Какое название наиболее точно отражает содержание текста - Легенда или Легенда о ландыше? (Более точно говорит о предмете словосочетание)

IV. Итоги.

– Итак, что же было объектом исследования  на нашем уроке? (Речь шла о словосочетании)

– Расскажите все, что вы узнали о словосочетании на уроке?

(Словосочетание – это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. Оно более точно, чем слово.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Грамматическая связь выражается с помощью предлогов и окончаний.

Смысловая связь в словосочетании устанавливается с помощью вопроса.

Грамматическая основа предложения не является словосочетанием).

Домашнее задание: 

  1. Выписать из изучаемого произведения по русской литературе 3 словосочетания, которые  имеют состав «сущ. + прил.», 3 «глагол + сущ.», 3 «глагол + наречие».
  2. Упр.63. § 12.

Оценивается работа учащихся на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пос … дить, чу … ствительный, пор … жать, (в) т … плице, сер … це, вс … гда.

Слайд 2

Первая пара слов – пос а дить – в т е плице. объединяются эти слова потому, что в них одинаковая орфограмма – безударная гласная в корне слова.

Слайд 3

чу в ствительное сер д це . в них имеется непроизносимая согласная в корне слова.

Слайд 4

пор а жать вс е гда. в словах безударная непроверяемая гласная в корне слова.

Слайд 5

Словосочетание

Слайд 6

Цель урока: Повторить все, что … о словосочетании. Развивать умения отличать словосочетания от ...

Слайд 7

Мой друг никогда не говорит о товарищах насмешливо. Задание 1 . Сколько словосочетаний в предложении? Выпишите их.

Слайд 8

ПРОВЕРЬТЕ! Мой друг Никогда не говорит Не говорит о товарищах Не говорит насмешливо

Слайд 9

Задание 2. Согласуйте главное и зависимое слова в роде, числе, падеже. Без (общее) дела; про (молодая) зелень; по (синий) простору.

Слайд 10

Задание 3. Чем различаются данные словосочетания? Посетить музей – посещение музея. Лунное сияние – сияние луны.

Слайд 11

Задание 4 (а) Одеть или надеть ? …………… .. на малыша; …………… . в плащ; …………… . фуражку на себя; НАДЕТЬ – что на кого? На что? ОДЕТЬ – кого во что? Открытие :

Слайд 12

Задание 4 (б) Оплатить или заплатить ? ……………… покупку ……………… проезд ……………… .за проезд ……………… за билет оплатить что-то заплатить ЗА что-то Открытие :

Слайд 13

Легенды о ландышах

Слайд 14

I . С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в нее и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с ее красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.

Слайд 15

II. В Австрии существует предание, что белые колокольчики ландышей – это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные, белые, как снег, цветы.

Слайд 16

Домашнее задание 1. Выписать из изучаемого произведения русской литературы 3 словосочетания, которые имеют состав «сущ. + прил.», 3 «глагол + сущ.», 3 «глагол + наречие». 2. Упр. 63 § 12 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:                  1.      Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащих...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР

Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...

урок русского языка "Семантика словосочетаний"

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Виды словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксический разбор словосочетания"

Данный урок разработан к УМК  С.И.Львовой. Может быть использован как итоговое занятие по теме "Словосочетание". Материал включает в себя лингвистический диктант, творческую работу с опорой на ре...

урок русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» (с использованием ЭОР)

Подготовка учащихся к выполнению заданий  ГИА по новой форме для 9-х классов по русскому языку....

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

технологическая карта урока русского языка Тема: « Словосочетание»

формирование понятия Словосочетание, способы связи слов в словосочетаниях, виды словосочетаний, развитие умения находить и выделять словосочетания в предложении, находить главное и зависимое...