Урок русского языка 6 класс. Словосочетание.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Русский язык 6 класс. Раздел: «Синтаксис»
Тема: «Словосочетание». Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.slovosochetanie._6kl.docx | 29.32 КБ |
urok_russkogo_yazyka._slovosochetanie_6_kl.ppt | 525.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 6 класс. Раздел: «Синтаксис»
Тема: «Словосочетание»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цели урока:
- обучающие - повторение сведений о словосочетании, полученными учащимися в начальной школе и в пятом классе, углубление и систематизация;
- развивающие – создание условий для самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие ассоциативного мышления, творческих способностей учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, коммуникативных навыков;
- воспитательные – создать условия для формирования ценностно-ориентированного отношения к предметному и духовному миру человека, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- метапредметные - продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию мыслительной деятельности посредством решения проблемных задач.
Предполагаемый результат:
- Предметные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме «Словосочетание», выработать умение опознавать словосочетания, выделять главные и зависимые слова, формировать навыки нахождения словосочетаний в тексте, употребления их в речи, повторить грамматическую связь слов в словосочетании и модель словосочетания.
- Метапредметные:
- коммуникативные (развивать умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем; точно, правильно и логично высказывать свою точку зрения);
- познавательные (развитие умения строить логичную цепь рассуждения; находить аргументы; выработка умения опознавать словосочетания в тексте, строить модель словосочетания, выделять главные и зависимые слова, умение определять грамматическую связь слов в словосочетании);
- информационные (развитие умения перерабатывать, систематизировать информацию, передавать ее разными способами);
- регулятивные (развитие умения ставить и адекватно формулировать цепь деятельности; планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль и самооценку).
- Личностные: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления, формирование потребности в речевом самосовершенствовании, формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка.
Методы и приемы: диалогический, эвристический с использованием элементов критического мышления.
Виды деятельности учителя: беседа, консультирование по вопросам, возникающих в ходе совместной деятельности учащихся.
Виды деятельности ученика: диалог, работа в парах, индивидуальная работа, работа с учебником, аргументированное слушание, работа над проблемной ситуацией, взаимодействие с учителем.
Оборудование, техническое оснащение: компьютер, интерактивная доска, учебник.
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности учащихся; повысить уровень визуализации изучаемого предмета.
Ход урока
I. Мобилизующий этап.
- Кто такие исследователи?
- Люди, занимающиеся научными исследованиями.
- Кто хочет стать исследователем?
- Сегодня мы продолжим исследование объектов русского языка. А что будет объектом нашего исследования, вы определите сами.
Слайд 1:
Пос..дить, чу..ствительный, пор..жать, (в) т.плице, сер..це, вс..гда.
– Прочитайте написанные слова. Соедините их между собой попарно, ориентируясь на имеющуюся в них одинаковую орфограмму. Составленные пары запишите.
– Назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы объединили?
Слайд 2:
(Первая пара слов – посадить в теплице. Объединяются эти слова потому, что в них одинаковая орфограмма – безударная гласная в корне слова).
– Какие слова еще можно объединить?
Слайд 3:
(Чувствительное сердце. В них имеется непроизносимая согласная в корне слова)
– Назовите третью пару слов.
Слайд 4:
(Поражать всегда. В словах безударная непроверяемая гласная в корне слова).
1. Формулирование учащимися темы и цели урока.
– Назовите все составленные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего нашего урока.
Слайд 5:
– Посадить в теплице, чувствительное сердце, поражать всегда – это словосочетания. Значит, тема урока – “Словосочетание”.
Учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся в тетради.
– Отталкиваясь от темы урока и используя запись на доске, сформулируйте цели нашего урока. Слайд 6.
Запись на доске и в тетрадях:
Цель:
Повторить все, что мы знаем о словосочетании.
Развивать умения отличать словосочетания от предложений.
II. Повторение теории.
1.Беседа.
– Скажите, из скольких и каких частей состоит словосочетание? (из двух, из главного и зависимого слова)
– Как определить главную и зависимую часть в словосочетании? (от главного слова можно поставить вопрос к зависимому, зависимое слово подчиняется главному)
– Как связывается зависимое слово с главным? (по смыслу и грамматически)
– С помощью чего устанавливается смысловая связь? (с помощью вопроса)
– С помощью чего выражается грамматическая связь? (с помощью окончания или с помощью предлога и окончания)
-Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание (соединение двух знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически)
– Найдите главное и зависимое слова в наших словосочетаниях. Определите, с помощью чего в них выражается грамматическая связь?
III. Выполнение тренировочных упражнений.
1. Задание 1 (Слайд 7, 8):
Сколько словосочетаний в предложении? Выпишите их.
Мой друг никогда не говорит о товарищах насмешливо.
- Мой друг
- Никогда не говорит
- Не говорит о товарищах
- Не говорит насмешливо
Задание 2 (Слайд 9):
Согласуйте главное и зависимое слова в роде, числе, падеже.
Без (общее) дела; про (молодая) зелень; по (синий) простору.
Задание 3 (Слайд 10):
Чем различаются данные словосочетания?
Посетить музей – посещение музея. Лунное сияние – сияние луны.
Задание 4 а, б (Слайд 11, 12):
Одеть или надеть?
- …………….. на малыша;
- ……………. в плащ;
- ……………. фуражку на себя;
НАДЕТЬ – что на кого? На что?
ОДЕТЬ – кого во что?
Оплатить или заплатить?
- ……………… покупку
- ……………… проезд
- ……………….за проезд
- ……………… за билет
оплатить что-то
заплатить ЗА что-то
2. Работа с учебником. Упр. 59(2п),
Упр. 60 (у)
3. Электронная физкульминутка.
4. Словарно-орфографическая работа. Слайды 13-15.
– Сегодня мы познакомимся с новым словом из словарика. Вы его определите самостоятельно. Для этого надо выполнить несколько заданий. Внимательно прочтите написанные словосочетания: идти далеко, летать в небе, генеральная уборка.
– А теперь будьте особенно внимательны. Первая часть слова является первым слогом главного слова в словосочетании, где грамматическая связь выражается с помощью предлога и окончания. Назовите этот слог и обоснуйте свой ответ.
– Вторая часть слова – первый слог зависимого слова в словосочетании, которое имеет состав “ сущ.+прил.”
– Третья часть слова – первый слог зависимого слова в словосочетании, где нет грамматической связи.
(Ле-ген-да)
– Какое слово у вас получилось? Что же такое легенда?
Ответы учащихся:
– Это рассказ, сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого.
– Это рассказ, в котором есть и реальность, и вымысел.
Слово учителя:
– Объедините свои рассуждения, дайте полное лексическое значение слова легенда.
– Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается определенная доля вымысла.
Слово учителя:
– У слова легенда есть еще одно значение. Слышали ли вы выражение – легенда разведчика? Здесь слово легенда обозначает вымышленные сведения о себе, то есть о том, кто выполняет секретное задание.
– Расскажите о правописании слова легенда.
(Слово легенда состоит из трех слогов. Второй слог ударный. Безударная гласная буква е. Ее надо подчеркнуть и запомнить).
– Прослушайте две короткие легенды об ароматном, целебном, прекрасном цветке ландыше. Из каждой легенды выберите словосочетание, которое могло бы быть заголовком рассказа.
Два ученика по очереди рассказывают легенды о ландыше.
I. С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в нее и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с ее красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.
– Найдите словосочетания в первой легенде. (По мере их называния учитель записывает их на доске). (связана с богиней, легенда о ландыше, появлении ландыша, попала в лес, заблудилась на охоте, влюбились в нее, стали преследовать незнакомку, прекрасную незнакомку, убежала от них, красивого тела, во время бегства, падали капельки, душистые капельки, капельки пота, волшебной красоты)
II. В Австрии существует предание, что белые колокольчики ландышей – это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные, белые, как снег, цветы.
– Назовите словосочетания из второй легенды. Охарактеризуйте состав названных словосочетаний (в Австрии существует, белые колокольчики, колокольчики ландышей, фонарики гномов, ожерелье Белоснежки, спасаясь от мачехи, злой мачехи, рассыпала его, превратились в цветы, грустные цветы, белые, цветы).
– Назовите слово из данных словосочетаний, в котором звуков больше, чем букв.
– Это слово прекрасную, так как в нем буква ю обозначает два звука: [ Й] и [У].
– Назовите слово из данных словосочетаний, в котором произошел процесс оглушения.
– Это слово Белоснежка, так как буква ж здесь обозначает звук [ш].
– О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси.
У детей на столах тексты.
Славяне создали свою («прил.+сущ.) о ландыше.
Водяная царевна Волхова («гл.+сущ»). На свою беду она («гл.+сущ.») Садко к прекрасной Любаве. Вышла Волхова на берег послушать («сущ.+сущ».), но не нашла его на берегу. («нар.+гл.») Волхова, («сущ.+гл.») среди трав, превратившись в («прил.+сущ.») с изумительным ароматом.
Слова для справок: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слезы упали, чудесные цветы.
- Внимательно прочтите текст, справочные материалы к нему и сформулируйте свое задание.
Ребята записывают текст, восстанавливают пропущенные словосочетания, учитывая их смысл и состав.
- Какое из словосочетаний не может называться словосочетанием? Почему? (Слезы упали- это грамматическая основа).
- Какое название наиболее точно отражает содержание текста - Легенда или Легенда о ландыше? (Более точно говорит о предмете словосочетание)
IV. Итоги.
– Итак, что же было объектом исследования на нашем уроке? (Речь шла о словосочетании)
– Расскажите все, что вы узнали о словосочетании на уроке?
(Словосочетание – это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. Оно более точно, чем слово.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Грамматическая связь выражается с помощью предлогов и окончаний.
Смысловая связь в словосочетании устанавливается с помощью вопроса.
Грамматическая основа предложения не является словосочетанием).
Домашнее задание:
- Выписать из изучаемого произведения по русской литературе 3 словосочетания, которые имеют состав «сущ. + прил.», 3 «глагол + сущ.», 3 «глагол + наречие».
- Упр.63. § 12.
Оценивается работа учащихся на уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первая пара слов – пос а дить – в т е плице. объединяются эти слова потому, что в них одинаковая орфограмма – безударная гласная в корне слова.
чу в ствительное сер д це . в них имеется непроизносимая согласная в корне слова.
пор а жать вс е гда. в словах безударная непроверяемая гласная в корне слова.
Словосочетание
Цель урока: Повторить все, что … о словосочетании. Развивать умения отличать словосочетания от ...
Мой друг никогда не говорит о товарищах насмешливо. Задание 1 . Сколько словосочетаний в предложении? Выпишите их.
ПРОВЕРЬТЕ! Мой друг Никогда не говорит Не говорит о товарищах Не говорит насмешливо
Задание 2. Согласуйте главное и зависимое слова в роде, числе, падеже. Без (общее) дела; про (молодая) зелень; по (синий) простору.
Задание 3. Чем различаются данные словосочетания? Посетить музей – посещение музея. Лунное сияние – сияние луны.
Задание 4 (а) Одеть или надеть ? …………… .. на малыша; …………… . в плащ; …………… . фуражку на себя; НАДЕТЬ – что на кого? На что? ОДЕТЬ – кого во что? Открытие :
Задание 4 (б) Оплатить или заплатить ? ……………… покупку ……………… проезд ……………… .за проезд ……………… за билет оплатить что-то заплатить ЗА что-то Открытие :
Легенды о ландышах
I . С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в нее и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с ее красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.
II. В Австрии существует предание, что белые колокольчики ландышей – это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные, белые, как снег, цветы.
Домашнее задание 1. Выписать из изучаемого произведения русской литературы 3 словосочетания, которые имеют состав «сущ. + прил.», 3 «глагол + сущ.», 3 «глагол + наречие». 2. Упр. 63 § 12 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»
Цели: 1. Образовательные: повторение и обобщение знаний учащих...
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР
Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...
урок русского языка "Семантика словосочетаний"
Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Виды словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксический разбор словосочетания"
Данный урок разработан к УМК С.И.Львовой. Может быть использован как итоговое занятие по теме "Словосочетание". Материал включает в себя лингвистический диктант, творческую работу с опорой на ре...
урок русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» (с использованием ЭОР)
Подготовка учащихся к выполнению заданий ГИА по новой форме для 9-х классов по русскому языку....
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
технологическая карта урока русского языка Тема: « Словосочетание»
формирование понятия Словосочетание, способы связи слов в словосочетаниях, виды словосочетаний, развитие умения находить и выделять словосочетания в предложении, находить главное и зависимое...