конспект урока русского языка по теме :" Словосочетание"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса .Цель данного урока:выявить творческие способности учащихся ,активность на уроке, проверить практические знания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка . Словосочетание | 15.29 КБ |
урок русскогоязыка. Имя числительное. | 14 КБ |
урок развития речи. описание внешности человека. | 1.38 МБ |
обобщение опыта работы | 14.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16 ст. Ильинской Новопокровского района Краснодарского края
Урок русского языка
Тема: «Смотр знаний учащихся по теме «Словосочетание».
Класс: 8
Учитель: Галкович О. В.
Урок русского языка в 8
ТЕМА УРОКА: «Смотр знаний учащихся по теме «Словосочетание».
ЦЕЛЬ УРОКА: Выявить творческие способности учащихся, активность на уроке, проверить практические знания учащихся.
ХОД УРОКА:
- Оргкомитет; целевая установка.
- Устный опрос по теме: «Словосочетание».
- Какую тему мы изучили?
- Что такое синтаксис, пунктуация?
- Что называется словосочетанием?
- Чем оно отличается от слова?
- Какие виды словосочетаний вы знаете?
- Как определяется вид словосочетания?
Приведите примеры.
- На что может указывать словосочетание?
- Задание № 1 (выполняется на листах).
Записать словосочетания, указывающие:
А) на предмет и его признак;
Б) на действие и предмет;
В) на действие и его признак.
Красивый шарф, новый телевизор, получить письмо, сильный ветер, весело петь, громко смеяться, слабо трепетали, вспыхивали на небе, разветвленные молнии, хорошо петь, говорить с другом, красиво говорить, долго думать, верный друг.
IY. Ответить на вопросы:
А) Какие три способа связи слов в словосочетании вы знаете?
Б) Что такое согласование, управление, примыкание?
Y. Задание № 2.
Записать по 2 примера на способы связи: согласование, управление, примыкание.
YI. Практическая работа: На доске написаны словосочетания. Списать их и определить способ связи. Сделать разбор словосочетаний (Заревел неистово, схватил за комбинезон, спуститься с горы, легко преодолеть, звонко щебетать, ходить по улице, шел медленно, развевающегося флага, прекрасный голос, ловкое движение, чтение книги, умный ребенок).
YII. Игра «Ромашка». Сорвать с ромашки лепестки с предложением и из него выписать все возможные словосочетания, определить способ связи.
YIII. Запись слов в словарь.
Митинг, кандидат, депутат.
- Обратиться к «Толковому словарю» и определим значение данных слов.
- Составьте с данными словами словосочетание, определите способ связи.
IХ. Кроссворд. Заполнить квадрат со словами – перекрестками сложными словами. С каждым словом составить и записать словосочетание.
с | д | |||||
а | о | |||||
м | х | |||||
о | ||||||
р | л | |||||
а | е | |||||
п | т |
1
2
3
4
5
6
7
1. Человек, занимающийся разведением садов.
2. Машина, работающая на пару.
3. Сооружение на чердаке дома.
4. Пляска девушек.
5. Сильный ветер, валяющий деревья.
6. Работа сама по себе, без плана.
7. Оружие, из которого стреляют.
Х. Итог урока.
ХI. Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16 ст. Ильинской Новопокровского района Краснодарского края
Урок русского языка
Тема: «Обобщающий урок по теме «Имя числительное».
Класс: 6
Учитель: Галкович О. В.
ТЕМА УРОКА: «Обобщающий урок по теме «Имя числительное».
Урок русского языка в 6
ЦЕЛЬ УРОКА: Повторить и обобщить изученный материал по имени числительному.
ХОД УРОКА:
- Реализация домашнего задания.
- Фронтальный опрос по теме.
- На какие две группы делятся имена числительные?
- Чем отличаются простые числительные от составных?
- Как склоняются составные количественные числительные?
- В каких числительных в середине пишется мягкий знак?
- Кто смог теорию усвоить прочно, на практике проверим точно.
- Индивидуальная работа по карточкам. Остальные записывают предложение (На столе лежат два учебника). Из данного предложения выписать числительное и сделать его синтаксический разбор.
- Ребята, вы знаете, что значение числа, кроме числительного, могут иметь и другие части речи.
- Как отличить числительные от других частей речи?
(На доске записаны слова.)
ЗАДАНИЕ: 1 ряд: выписать имена числительные.
2 ряд: прилагательные.
3 ряд: глаголы и существительные.
IY. А сейчас, ребята, уделим внимание культуре речи. Собирательные числительные могут употребляться не со всеми существительными, есть правила их употребления. Напомните мне их.
ЗАДАНИЕ: выберите и запишите те словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательными числительными.
Y. Вы, наверное, немного устали? А сейчас мы уделим полминутки для шутки. Попробуйте отгадать загадку-шутку:
- Какое числительное приказывает? (три). Это слово может быть повелительной формой глагола.
YI. Грамматическое задание. Вспомните пословицы или поговорки, в которых упоминаются числительные два, три, семь, семеро, сто.
YII. Записать предложения, определив синтаксическую роль числительных.
- Три – нечетное число. Первый луч солнца разбудил девочку. Две подруги были неразлучны. Поезд прибыл в семь часов.
YIII. А сейчас, ребята, мы вспомним склонения порядковых и количественных числительных.
ЗАДАНИЕ: по вариантам.
1 вариант: Просклоняйте количественные числительные 50, 700, 43
2 вариант: Просклоняйте порядковые числительные 50, 700, 43.
IХ. Итог урока.
Х. Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание. Подготовиться к контрольному диктанту.
Предварительный просмотр:
Галкович Оксана Вячеславовна МБОУ СОШ № 16
Краснодарского края Новопокровского района
учитель русского языка и литературы
Урок развития речи в 7 классе .Описание внешности человека.
Цель: продолжить знакомство учащихся с описанием внешности человека, литературным портретом; помочь осознать его замысел, особенности, учить их умению выделять главную информацию; систематизировать приобретенные учащимися знания о главных и второстепенных членах предложения, подготовить детей к самостоятельному сочинению-описанию внешности;
Задачи:
Образовательная:
дать понятие о портрете, его видах, использовании в разных стилях.
Развивающая:
развивать исследовательские и творческие навыки.
Воспитательная:
привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал
( текст, карточки), фотографии людей. Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2008.
На доске: цели, тема урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент, запись даты, темы урока.
-Здравствуйте ,ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте пожелаем гостям и друг другу удачного дня! Посмотрите, какие прекрасные люди окружают нас! Давайте скажем друг другу добрые слова, комплименты!
А сейчас открыли тетради, записали число и тему в тетрадях, пишем разборчиво, красиво.
2. Вступительное слово учителя. (слайд № 2)
- Запишем эпиграф нашего урока: «Твоя красота- это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь.» (Рената Литвинова)
На сегодняшнем уроке нам предстоит проделать кропотливую работу – рассмотреть портреты и попытаться догадаться, каков характер каждого из изображенных и каково их внутреннее состояние в тот момент, – и, кроме того, сделать выводы о его характере и душевном состоянии, другими словами, назвать все существенные детали, опустив несущественные.(слайд № 3)
Работа с портретами ( слайды № 4-6)
Галкович Оксана Вячеславовна МБОУ СОШ № 16
Краснодарского края Новопокровского района
учитель русского языка и литературы
- Работа с текстом, записанным на доске.(слайды № 7-8)
… была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх
(М. Пришвин «Кладовая солнца»).
- Кто эта «золотая курочка»? Как вы узнали?
- По портрету литературного героя.
- Что такое литературный портрет? (ученик сообщает).
- Можно ли по портрету судить, как автор относится к своим героям?
- Можно. Автор любит Настю, поэтому употребляет слова курочка, носик, монетки, носик чистенький. Это слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Какие особенности языка в художественном описании?
- Использованы эпитеты (тесно им было), сравнения (как золотая курочка, как золотые монетки), метафоры (отливали золотом, лезли во все стороны).
- Этот текст – художественное описание. Мы видим, как автор относится к герою. Есть эпитеты, метафоры, сравнения.
4.Упражнение в учебнике 164 (слайд № 9)
А) Прочитайте текст, найдите определения и обстоятельства, которые указывают на усиление проявления признака.
Б) Задайте к этим обстоятельствам вопрос.
В) Спишите, подчеркните второстепенные члены.
Г) Можно ли сказать , что этот текст- фрагмент характеристики?
5. А теперь творческая работа (слайд № 10)
Перед вами портрет американского писателя Хемингуэя. Опишите его. Постарайтесь увидеть его внутренний мир.
(Дети могут сказать, что у писателя смелый взгляд. Он умный, сильный, смелый человек. Существенные детали: глаза широко открыты, устремлены прямо на зрителя; взгляд внимательный, это видно из того, что левый глаз чуть-чуть прищурен; лицо широкое книзу, как бывает у физически крепких
людей; уши прижаты к голове, как у боксера. Хотя волосы седые, Хемингуэй не кажется старым.
6.Слово учителя.(слайд № 11)
А сейчас, ребята мы проведем с вами викторину. Задание: Определить, о портретах каких литературных героев идет речь в данных отрывках, ответить на вопросы: какие элементы внешности использованы автором при описании героев? Что сразу бросается в глаза?
- Он был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был
Галкович Оксана Вячеславовна МБОУ СОШ № 16
Краснодарского края Новопокровского района
учитель русского языка и литературы
- мальчик упрямый, но сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. Был он в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх (Митраша из произведения М.Н. Пришвина «Кладовая солнца»).(слайд № 12)
- Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая. До меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание. (Лидия Михайловна из произведения В.Распутина «Уроки французского»).(слайд № 13)
- Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был мужчина двенадцати вершков роста, глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках… Славный он был мужик (Герасим из произведения И.С. Тургенева «Муму»).(слайд № 14)
- Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама – то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь – то говорит,
Словно реченька блестит. (царевна из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»).(слайд № 15)
7. Слово учителя: В описании внешности нам помогут плакаты с написанными на них пословицами (читаем их):
- А теперь, ребята запишите понравившуюся пословицу в тетради.
Как вы думаете, какая самая выразительная деталь на лице человека?(слайд № 16)
- Глаза
- Да, ребята, глаза. Глаза – это зеркало души.
- Чем различаются глаза?
- Они различаются по цвету, по форме.
- По цвету какими они могут быть?
- Синими, васильковыми, голубыми, серыми.
- Какими же могут быть глаза по форме?
- Большими, маленькими, узкими, широко открытыми.
- Ребята, нас интересует не столько форма и цвет глаз, а сколько глубинная наполненность, их выражение.
- Какие же глаза бывают по своему выражению?
- Задумчивые, злые, внимательные, скорбные.
Слово учителя.(слайд № 17)
Сейчас мы должны распределить слова – определения глаз в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они вызывают:
Галкович Оксана Вячеславовна МБОУ СОШ № 16
Краснодарского края Новопокровского района
учитель русского языка и литературы
Наглые, пустые, гневные, ясные, правдивые, злые, удивленные, скорбные, бегающие, внимательные, блестящие, задумчивые.
8.Слово учителя. (слайд № 18)
Ребята, как важно при общении уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза – ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души… Народная мудрость гласит: « В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить».
А теперь послушайте отрывок из произведения: « Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видели вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника»
Мы ничего не знаем о судьбе героя, но о чем мы можем догадаться?
- Что на долю этого человека выпало много испытаний.
- А сейчас мы послушаем небольшое сообщение о человеке, на долю которого выпали эти испытания (ученик рассказывает об Андрее Соколове, главном герое рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»).
- Ребята, я думаю, что вы поняли, почему у Андрея Соколова глаза присыпаны пеплом, наполнены смертной тоской. Да, тяжелые испытания выпали на его долю, забрали у него радость жизни, умертвили глаза. Исказила война человека до неузнаваемости, преждевременно состарила, но не ожесточила. Откуда мы это видим?
- Андрей Соколов нашел в себе силы жить. И не только жить, но и согревать теплом своего приемного сына. Эти два одиноких человека, потерявшие на войне самых близких людей, почувствовали, что они очень нужны друг другу.
- Говорят, возраст дерева определяется количеством колец на срезе, а возраст человека – морщинами да седыми волосами. Только не теми, о которых говорит М. Румянцева в «Балладе о седых» (учащиеся читают стихотворение выразительно наизусть).
- Я думаю, что наши девочки поняли, что седины надо, выстрадав, заслужить, они никогда не будут красить волосы в седой цвет.
9.Слово учителя.(слайды №19-20)
А теперь мы с вами побеседуем о послевоенном времени, когда наша страна восстанавливала разрушенное войной хозяйство. Многие писатели, поэты и художники писали об этом времени, о жизни и учебе детей. Одним из таких художников является Федор Павлович Решетников. Какие картины этого художника, посвященные детям, вы можете назвать?
- «Прибыл на каникулы», «Опять двойка».
- Мы сегодня побеседуем по картине «Прибыл на каникулы». Самое главное в своей картине художник обычно рисует крупным планом. Что же выдвинуто на первый план?
- на первом плане мы видим мальчика Суворовского училища, который только что прибыл на каникулы.
Галкович Оксана Вячеславовна МБОУ СОШ № 16
Краснодарского края Новопокровского района
учитель русского языка и литературы
- Что вы подметили во внешности мальчика? Какие у него глаза?
- У мальчика сияющие, выразительные, живые глаза (записываем в тетради).
- Какова улыбка?
- Приятная улыбка.
- Что мы можем сказать о его взгляде?
- Взгляд прямой и с любовью устремлен на дедушку.
- Что мы можем сказать о его фигуре?
- У него стройная фигура, хорошая выправка.
- Как одет мальчик?
- Он очень аккуратно одет.
- А сейчас запишите самостоятельно, какие же внутренние черты мальчика раскрываются через его внешность ? (Мальчик живой, жизнерадостный, общительный, веселый, приветливый, любящий, прямой, аккуратный).
- Во что одет мальчик?
- На нем шинель суворовского училища. На голове – шапка – ушанка.
- Опишите дедушку. Как он относится к внуку?
- Дедушка высокий, плотный, бородатый старик. Он ласково смотрит на внука. Одет по-домашнему. Имеет чувство юмора: на приветствие внука он шутливо выпрямился и вытянул руки по швам.
10. Подведение итогов урока.
- Ребята, после нашего разговора о внешности, я думаю, что вы будете более внимательными и наблюдательными по отношению друг к другу, близким, родным, учителям. Вы сможете заметить печальные глаза своего одноклассника, побледневшее лицо мамы или учительницы, слезы в глазах бабушки. Во время перемены не будем кричать, а разговаривать спокойным голосом, так как голос – это тоже деталь нашей внешности .Будьте прилежными, вырабатывайте в себе только положительные черты характера, а что есть у вас хорошего – развивайте. Живите так, чтобы вам не бросали в лицо: «Родилась пригожа, да по нраву негожа».
11. Выставление оценок за урок.
12. Домашнее задание.(слайд № 21)
написать сочинение-миниатюру «Моя мама», «Мой друг, подруга».
-Как вы думаете, что мы будем изображать словесно в сочинении, когда будем описывать внешность?
-Да, необходимо изобразить лицо, фигуру, жесты, манеры, позу, одежду.
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы учителя МБОУ СОШ № 16 Станицы Ильинской Новопокровского района Краснодарского края Галкович О. В.
ОПРОС И ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая нам, учителям, вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Систематический учет знаний школьников помогает своевременно «обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также соответственно корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью. Учитель при этом получает обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний и о его результатах и соответствующим образом вмешивается в процесс: дает индивидуальные задания учащимся, дополнительно объясняет, приводит вспомогательные примеры, в случае выявления ошибочных суждений сообщает факты, противоречащие неверному суждению, помогает выработать правильный способ рассуждений» (Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1986. – С. 147).
Создание системы эффективных форм и видов ежедневного контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует выявлению уровня обученности школьников на каждом уроке, помогает успешной организации дифференцированного обучения, является одним из реальных путей нормализации учебной нагрузки школьников.
Велика и воспитывающая роль проверки знаний учащихся. Систематический контроль дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно. Недаром В.А. Сухомлинский считал, что важнейшая задача проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся – укрепление у школьников оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь – учебного. Б.Г. Ананьев считал, что отсутствие контроля, оценки знаний учащихся в учебном процессе есть «самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а депрессирующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намеков, полупонятных ситуаций, поведения педагога и учеников» (Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М., 1980. – Т.2 – С. 145).
Из всего сказанного следует, что учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация четко спланированной, тщательно продуманной, гибкой системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.
Теперь рассмотрим виды опроса, применяемые на уроках русского языка.
Фронтальный вид опроса. Он имеет ряд положительных сторон: достаточно эффективен в качестве умственной зарядки, помогает мобилизовать внимание учащихся, предупреждает забывание знаний, восстанавливает в памяти школьников ранее изученное. Но у такого вида опроса есть и слабые стороны: он не дает полного впечатления о глубине усвоения материала; учащимся предлагаются дробные вопросы, на которые, как правило, они дают краткие, односложные ответы. Следовательно, на уроках исчезает монологическая речь, у школьников не вырабатывается умение строить, создавать связное высказывание на предложенную тему, что отрицательно сказывается на их общем развитии.
При фронтальном опросе фиксируется не уровень знаний школьников, а главным образом их активность на уроке. Используя этот вид опроса, учитель должен требовать от школьников развернутых ответов, обоснованности выдвигаемых положений.
Индивидуальный опрос может быть устным и письменным. Устный – для проверки усвоения формулировок понятий, умения провести факты, подтверждающие то или иное положение. Это может быть устный монологический ответ (по обобщающей таблице, по опорным примерам и пр.); задание на составление таблиц классификационного характера.
Умение применять на практике усвоенные знания и способы выполнения действия проверяется при письменном индивидуальном опросе во время выполнения небольших по объему самостоятельных и проверочных работ с заданием графически объяснить выбор орфограмм и знаков препинания, при выполнении заданий по карточкам, индивидуальным перфокартам; различных упражнений с последующей самопроверкой, в том числе с использованием карточек – информаторов.
Организация на уроке систематического индивидуального опроса учащихся дает возможность глубже оценить эффективность труда каждого ученика, повышает личную ответственность школьников за результаты своего труда.
Из форм коллективного контроля чаще всего я использую на уроках русского языка такие виды письменных проверочных работ как: «предупредительный диктант», словарный диктант, объяснительный диктант. Но наиболее интересной, эффективной проверочной работой я считаю такой вид диктанта, как: «Проверь себя». С помощью данного вида работы я смогу оценить за короткий промежуток времени примерно 8-9 учащихся.
При организации индивидуального опроса особое внимание следует уделять монологическому высказыванию на лингвистическую тему, в основе которого лежит усвоенная учащимися научная информация. Овладение школьниками учебной разновидностью научного стиля способствует речевому, а значит, и общему развитию учащихся.
Это могут быть задания такого типа, как, например, составить устное монологическое высказывание о роли причастия в словосочетании; о правиле написания –Н, -НН- в суффиксах прилагательных и причастий; правописание безударных гласный О-Ё (Е) под ударением после шипящих, Ы и И после Ц, правописание НЕ с глагольными формами, возможно ли соединение слова м приставкой НЕ. При изучении данных тем я стараюсь давать учащимся опорные схемы, которые помогают быстрее запомнить материал. Вот некоторые из них:
Схема № 1
Корень слова Окончания и суффиксы
Есть чередование с е нет чередования с е существительных, глагольных форм
Ё(Е) О прилагательных, наречий только ё (е)
Как правило, о
Схема 2
Корень окончание суффиксы
обычно – и ы ы и
в притяжательном в остальных
суффиксе- ын суффиксах.
-ист, -изм, -ировать
Схема № 3
Выбор буквы зависит от того, в какой части слова она употребляется
Черный, крючок, цифра, отцы, куцый, съел, въехал, двухъярусный,
плечом, парчовый, сестрицын, публицист, адъютант, бью, воробья,
течет, увлечен газифицировать лисьи
Особый интерес у учащихся вызывает устный диктант с использованием сигнальных карточек. Весь класс полностью включается в работу. Этот вид работы хорошо проводить на обобщающих уроках.
Практически на каждом уроке я уделяю внимание орфоэпической разминке. Этот вид работы дает возможность обогащать словарный запас
учащихся, формировать навыки правильного произношения.
Для организации дифференцированного обучения рекомендуется применять карточки-информаторы. Эти карточки я раздаю только слабо успевающим учащимся. Данные карточки содержат в себе подсказку, что позволяет слабым ученикам выполнить это задание на твердую «3».
Для слабых учеников я также провожу «тихий» опрос, при котором использую магнитофон. Ученик тихо проговаривает свой ответ на заданную тему на магнитофон (в это время класс выполняет какой-то вид работы).
Такой прием опроса имеет большое и обучающее, и воспитывающее значение: как правило, слабоуспевающие ученики, отвечая у доски, занимают много времени на уроке. Учащиеся начинают отвлекаться (им неинтересно слушать чащу всего вялый, скучный ответ товарища по классу), да и подобный ответ не является тем образом, примером, который должен звучать в классе. На практике это приводит к тому, что слабые ученики вообще устно не опрашиваются, а оценки за устные ответы им чаще всего выставляются на основе фронтального опроса. Постепенно эти ученики привыкают к мысли о том, что их вообще не спрашивают, и совсем теряют интерес к уроку, к предмету, перестают его изучать.
А ведь иногда такой ответ ученика является отражением не состояния знаний, а состояния психики ребенка – он может смущаться отрицательной реакции класса. «Тихий» опрос снимает это напряжение. Данный опрос учит ребят отвечать быстро, связно, не растягивать ответ, не создает у них закомплексованности, чувства обиды за то, что учитель махнул на них рукой.
Очень важно отмечать постоянно рост таких учеников в овладении этим умением. Периодически наиболее удачные ответы надо давать прослушивать всему классу, отмечать в присутствии всех успехи товарища и поощрять их. Постоянно внимание со стороны учителя к таким школьникам, осознание ими того, что они будут опрошены, заставляет их по - другому относиться к выполнению заданий.
Для того чтобы проверить уровень знаний и сэкономить время, очень часто я пользуюсь таким видом работы, как перфокарта. Данный вид работы выполняет не только контролирующую, но и обучающую функцию. Перфокарту я использую при повторении пройденного ранее, при подготовке к контрольному диктанту.
Использование таблиц обобщающего характера при опросе особенно эффективно на уроках повторения при подготовке учащихся к ЕГЭ. Приведу несколько примеров таблиц, которые я использую на различных уроках.
Употребление Ь после шипящих для разграничения грамматических форм
Отыменные и отглагольные прилагательные
Таблица № 1
Образованы от существительных и прилагательных | Образованы от глаголов |
Воробьиный воробей кожаный кожа полотняный полотно осенний осень барабанный барабан жизненный жизнь хозяйственный хозяйство дискуссионный дискуссия | Поношенный поносить растерянный растеряться вареный варить некошеный косить ломаный ломать бешеный беситься |
Таблица № 2
С Ь | Без Ь |
Ночь, рожь, роскошь.
Беречь (ся), печь(ся).
Спрячь режьте
читаешь смеешься
Сплошь вскачь Наотмашь прочь (кроме: уж, замуж, невтерпеж)
Лишь бишь Ишь вишь |
Меч, плащ, камыш, нож.
Дач, чащ, пастбищ
Горяч, блестящ, хорош, сведущ, свеж |
Роль упражнений в формировании орфографических навыков
Роль упражнений, которые следуют за этапом объяснения нового материала, четко определена Д.Н. Богоявленским: «Упражнения в применении правил не только закрепляют правильные образцы слов, но, что для морфологической орфографии особенно существенно, в упражнениях отрабатываются те мыслительные операции, те приемы умственной работы, которые необходимы для распознавания грамматической природы орфографии и для выбора соответствующего правила, дающего правильный образец письма».
После того как учитель объяснил суть орфографического правила, указал познавательный признак соответствующей орфограммы, рассмотрел способ применения изучаемого правила, дал образцы письменного и устного анализа в соответствии со схемой орфографического разбора, учащиеся приступают к выполнению специальных орфографических упражнений.
К специальным орфографическим упражнениям относятся, как известно, упражнения типа списывание, диктанты различных видов, работа творческого характера: подбор примеров, изложение небольшого текста, в котором имеются слова с орфограммами, подлежащими закреплению, создание текста (по типу сочинения) и анализ слов с нужными орфограммами.
Итак, для того чтобы обеспечить дифференцированный подход к учащимся в зависимости от уровня их развития и степени подготовленности по русскому языку, целесообразно всякий раз заготавливать несколько разных заданий – от менее трудных до более сложных, требующих не только репродуктивного подхода к воспроизведению знаний, но и творческого решения познавательных задач. Не нужно зацикливаться на каких-либо 2-3 видах опроса, а нужно их все применять на практике.
Выше перечислены основные виды упражнений; все они тесно связаны с умениями: каждое умение формируется определенными видами упражнений. При обучении учащихся это обстоятельство необходимо укоснительно соблюдать, выбирая для урока те упражнения, которые формируют соответствующие умения.
О – Ё (Е) под ударением после шипящий
Ы – и после ц
Разделительные
Ъ и Ь
Ы, и после ц
О,Ё под ударением после шипящих
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Русский язык 8 класс "Словосочетания"
Урок включает лингвистическую разминку - осложненный словарный диктант. Знакомство с новыми теримнами "Согласование, управление, примыкание" происходит во время просмотра компьютерной презентации. Раз...
Урок русского языка по теме: "Словосочетание"
Урок позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Словосочетание"....
План-конспект урока русского языка по теме «Словосочетание»
Данная методическая разработка урока русского языка для 5 класса ориентирована на обучение школьников по УМК «Русский язык» Ладыженская Т, А. Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.. Русски...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)
ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...
Урок русского языка по теме СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Цель урока: обобщение и закрепление изученного материала Задачи: формировать у обучающихся языковую, исследовательскую, коммуникативную компетенции; развивать умение детей самостоятельно получать зн...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Словосочетание»
Технологическая карта урока русского языка по теме «Словосочетание» в 5 классе....
Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи слов в словосочетании»
Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи слов в словосочетании»...