Урок русского языка по теме СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Барякина Наталья Николаевна
Цель урока: обобщение и закрепление изученного материала Задачи: формировать у обучающихся языковую, исследовательскую, коммуникативную компетенции; развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, сопоставление; развивать познавательные способности через разнообразные виды деятельности; воспитывать интерес к урокам русского языка, воспитывать коммуникативные отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Словосочетание233.48 КБ
Файл Презентация к уроку1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Промышленновская средняя общеобразовательная школа №56»

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Сценарий открытого урока

                                               

                         

                                                                Составитель:

Барякина Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Промышленная

2013

Тема урока: Словосочетание

Цель урока: обобщение и закрепление изученного материала

Задачи: формировать у обучающихся языковую, исследовательскую, коммуникативную компетенции;

развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, сопоставление; развивать познавательные способности через разнообразные виды деятельности;

воспитывать интерес к урокам русского языка, воспитывать коммуникативные отношения.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

Я очень рада видеть приветливый ваш класс,

И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Пропустите строку для темы, которую вы самостоятельно определите, выполнив задание.

II. Мобилизующий этап.

На доске написаны слова: пос..дить, чу..ствительное, пор..жаться, в теплице, сер..це, вс..гда.

- Прочитайте написанные на доске слова. Соедините между собой те слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма. Составленные пары слов запишите. (Даётся время на выполнение задания).
-
Назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы объединили? 

Первая пара слов – посадить в теплице (одинаковая орфограмма – безударная проверяемая гласная в корне слова). (Орфограммы в словах объясняются, приводятся проверочные слова, выделяется корень).
- Какие ещё слова можно объединить?
Чувствительное сердце. В них имеется непроизносимая согласная в корне слова. (Объясняется написание данных слов).
- Назовите третью пару слов?

 Поражать всегда. В каждом из них есть безударная непроверяемая гласная в корне слова.

III. Формулирование учащимися темы и цели урока.

- Прочитайте все составленные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. 
Посадить в теплице, чувствовать сердце, поражать всегда – это словосочетания. Значит, тема сегодняшнего урока – «Словосочетание».
(Учитель записывает тему урока на доске, а ученики  в тетради).
- Отталкиваясь от темы и используя запись на доске, сформулируйте цель нашего урока. 
Запись на доске
Цель: повторить всё, что ….  о         ; учиться находить в                          и самостоятельно …. их.
Цель сегодняшнего урока: повторить всё, что мы знаем о словосочетании;  учиться находить в предложениях словосочетания и самостоятельно составлять их.

IV. Актуализация знаний учащихся
- Скажите, из скольких частей и каких частей состоит словосочетание.
- Как определить главную и зависимую части в словосочетании?
- Как связывается зависимое слово с главным?
- С помощью чего устанавливается смысловая связь?
- С помощью чего выражается грамматическая связь?
- Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание?
- Найдите главное и зависимое слова в составленных словосочетаниях.

V.  Выполнение тренировочных упражнений.

Запись на доске 
1.маленький р..сток,…
2.пахнет ар..матно,…
3.прил..гать усилия,…
Справка: предл..жить решение, выглядит вел…колепно, красивое р..стение.
-
Внимательно прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней своё задание.
Нужно продолжить ряды словосочетаний, используя слова для справок.

- По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов?
Словосочетания нужно подбирать по двум признакам: по составу словосочетаний и имеющимся в корне слов орфограммам.
-
 Какое словосочетание надо включить в первый ряд?
В первый ряд можно включить словосочетание  красивое растение. Состав этих словосочетаний одинаков: «прил.+сущ». Второй признак – одинаковая орфограмма – чередующаяся гласная в корне слова раст – ращ – рос.
Второй и третий ряды учащиеся составляют самостоятельно, затем проводится проверка.

Второй ряд: пахнет ароматно, выглядит великолепно.
Третий ряд: прилагать усилия, предложить решение.
-
Назовите главные слова в данных словосочетаниях, в которых есть все составные части слова. Объясните свой выбор. (Прилагать и предложить)

VI. Словарно – орфографическая работа.

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Вы его определите самостоятельно.

На доске: 13/ 6/ 4/ 6/ 15/ 5/ 1

Для этого надо выполнить  задание. Какое, как вы думаете? Кто догадался, как расшифровать слово?

Какое слово у вас получилось? 
Это слово
легенда. 
-
 Ребята, что же такое легенда? 
Это рассказ, сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого.
Это рассказ, в котором есть и реальность, и вымысел.
-
 Объединим ваши рассуждения и  дадим лексическое значение слова легенда.
Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла.
-
 Посмотрите на слово легенда. Расскажите о его правописании. 

Слово легенда состоит из трёх слогов. Второй слог ударный. В первом слоге безударная гласная Е. Её надо подчеркнуть и запомнить.
-
Прослушайте две короткие легенды о целебном, ароматном, прекрасном цветке ландыше. К каждой легенде подберите название, которое представляло бы собой словосочетание.
Два ученика выразительно читают  по очереди легенды о ландыше.
1.С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в дремучий лес, в котором жили фавны. Они стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с её красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.
-
 Назовите словосочетание из первой легенды?
Прекрасная незнакомка. ( по мере их называния учитель записывает названия на доске). Запишем.
2.В Австрии существует поверье, что белые колокольчики ландышей – это фонарики в жилищах гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные белые, как снег, цветы.
-
Назовите словосочетание из второй легенды?
Ожерелье Белоснежки. Запишем.
-
Обозначьте в записанных словосочетаниях  главное и зависимое слова.
-
Из данных словосочетаний назовите слово,  в котором звуков больше, чем букв. 
Это слово прекрасная, так как буква Я обозначает два звука Й и А.
-
 Назовите слово из данных словосочетаний, в котором произошёл процесс оглушения. 
Это слово Белоснежка, так как буква Ж здесь обозначает звук Ш.

Продолжение тренировочных упражнений

Продолжаем наш разговор о словосочетании и ландыше.

- О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси. Давайте с ней познакомимся.  

Запись на доске

Славяне создали свою (прил. + сущ.) о ландыше.
Водяная царевна Волхова (глаг. + сущ.)
На свою беду она (гл. + сущ.) Садко к прекрасной Любаве.
Вышла Волхова на берег послушать (сущ. + сущ.), но не нашла его на берегу.
(Нар.+глаг.) Волхова, (сущ.+ гл.) среди трав, превратившись в (прил. + сущ.) с изумительным ароматом.
Справка: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слёзы упали, чудесные цветы.
-
Внимательно прочитайте текст, справку к нему и сформулируйте своё задание. 
Вместо схем нужно вставить словосочетания, учитывая их смысл и состав.
Ребята восстанавливают и записывают текст (работа с карточками).
-
Скажите, почему одна из схем перечёркнута?
Вместо этой схемы надо вставить слёзы упали. Это грамматическая основа. Она не является словосочетанием.
-
 Озаглавьте текст с помощью слова.
Легенда.
-
А теперь озаглавьте этот текст с помощью словосочетания.
Легенда о ландыше.
-
Какое заглавие более точно, конкретно говорит о предмете речи? 
Более точно говорит о предмете словосочетание.

Работа с текстом (запись на доске)

Всякое растение – живое существо, оно выделяет в воздух кислород, задерживает пыль. Там, где много растений, легко дышится. Что за чудный запах? Ландыш! Какой красивый цветок с белыми жемчужинками!

Стой, мой друг! Не рви цветов в лесу! Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придёт следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. Помни: ландыш, колокольчик, фиалка занесены в Красную книгу.

- Выпишите словосочетания, характеризующие цветок ландыш.

(Чудный запах, красивый цветок, цветок с белыми жемчужинками)

- С помощью каких средств художественной  выразительности  описан ландыш? Эпитетов и метафоры.

- В  каком стиле написан  текст?

  В публицистическом.  Автор призывает бережно относиться к цветам, не рвать их.

- Убедил ли вас автор, почему не надо этого делать? Какие языковые особенности публицистического стиля есть в данном тексте?

Обращения, побудительные, восклицательные  предложения

VII. Итоги урока.

- Скажите, о каком языковом явлении мы говорили на уроке?
- Расскажите всё, что вы знаете о словосочетании? 
Словосочетание – это два или несколько слов , связанных по смыслу и грамматически. Оно более точно, чем слово, называет предмет или действие. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Грамматическая связь выражается с помощью предлогов и окончаний. Смысловая связь в словосочетании устанавливается с помощью вопроса.
Грамматическая основа предложения не является словосочетанием.

- Какие цели урока ставили перед собой?

- Что смогли?
VIII. Оценивается работа учащихся на уроке.

 Даётся задание на дом: выписать из художественного произведения, которое изучаете на уроках литературы, 6-8 сл/сч., обозначить главное и зависимое слова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пос.. дить , чу.. ствительное , пор..жаться, в т...плице , сер.. це , вс.. гда . Пос.. дить в т..плице Ч у.. ствительное сер.. це Пор ..жаться вс.. гда а е в д а е

Слайд 2

Тема: СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Цель: повторить всё, что мы знаем о словосочетании, учиться находить в предложениях словосочетания и самостоятельно составлять их.

Слайд 3

Актуализация знаний - Из скольких частей и каких частей состоит словосочетание? - Как определить главную и зависимую части в словосочетании? - Как связывается зависимое слово с главным? - С помощью чего устанавливается смысловая связь? - С помощью чего выражается грамматическая связь? - Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание? - Найдите и обозначьте главное и зависимое слова в наших словосочетаниях

Слайд 4

Маленький р.. сток, … Пахнет ар.. матно , … Прил..гать усилия, … Справка: предл ..жить решение, выглядит вел… колепно , красивое р.. стение красивое р.. стение выглядит вел.. колепно предл ..жить решение о а о и а о

Слайд 5

Словарно – орфографическая работа. 13/ 6/ 4/ 6/ 15/ 5/ 1 Л Е Г Е Н Д А – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых переплетаются реальность и вымысел.

Слайд 6

С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в дремучий лес, в котором жили фавны. Они стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с её красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши. В Австрии существует поверье, что белые колокольчики ландышей – это фонарики в жилищах гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные белые, как снег, цветы.

Слайд 7

Славяне создали свою (прил. + сущ.) о ландыше. Водяная царевна Волхова (глаг. + сущ.) На свою беду она (гл. + сущ.) Садко к прекрасной Любаве . Вышла Волхова на берег послушать (сущ. + сущ.), но не нашла его на берегу. ( Нар.+глаг .) Волхова, ( сущ.+ гл.) среди трав, превратившись в (прил. + сущ.) с изумительным ароматом. Справка : полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слёзы упали, чудесные цветы.

Слайд 8

Славяне создали свою удивительную легенду о ландыше. Водяная царевна Волхова полюбила Садко. На свою беду она узнала о любви Садко к прекрасной Любаве . Вышла Волхова на берег послушать песни Садко , но не нашла его на берегу. Горько заплакала Волхова, слезы упали среди трав, превратившись в чудесные цветы с изумительным ароматом.

Слайд 9

Всякое растение – живое существо, оно выделяет в воздух кислород, задерживает пыль. Там, где много растений, легко дышится. Что за чудный запах? Ландыш! Какой красивый цветок с белыми жемчужинками ! Стой, мой друг! Не рви цветов в лесу! Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придёт следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. Помни: ландыш, колокольчик, фиалка занесены в Красную книгу.

Слайд 10

Итоги урока Наши цели: Мы смогли повторить всё, что мы знаем о словосочетании учиться находить в предложениях словосочетания и самостоятельно составлять их


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка по теме :" Словосочетание"

Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса .Цель данного урока:выявить творческие способности учащихся ,активность на уроке, проверить практические знания учащихся....

Урок русского языка по теме: "Словосочетание"

Урок  позволяет  обобщить  и  систематизировать  знания  учащихся  по  теме "Словосочетание"....

План-конспект урока русского языка по теме «Словосочетание»

  Данная методическая разработка урока русского языка для 5 класса ориентирована на обучение школьников по УМК «Русский язык» Ладыженская Т, А. Баранов М.Т., Тростенцова Л.А..  Русски...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Словосочетание»

Технологическая карта урока русского языка по теме «Словосочетание» в 5 классе....

Урок русского языка по теме "Словосочетание", 5 класс

Урок русского языка по теме "Словосочетание", 5 класс...

Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи слов в словосочетании»

Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды  связи слов в словосочетании»...